Бача-пош: почему афганские девочки на несколько лет переодеваются в мальчиков

Как появилась эта практика

Достоверно не известно, как и когда зародилась эта традиция. Американская исследовательница Нэнси Дюпри рассказала The New York Times о том, что видела фотографию женщины в мужской одежде, которая охраняла гарем Хабибуллы-хана — эмира Афганистана, жившего в начале ХХ века. 

Эту точку зрения поддерживает и бывшая бача-пош Укмина Манури. В автобиографической книге она написала: 

Распространённой эта практика стала с 1996 года, во времена, когда в Афганистане началось господство Талибана — террористической организации, запрещённой в России. Её участники запретили женщинам работать, получать образование и даже самостоятельно передвигаться по улицам в одиночку. Женщины, которые потеряли своих мужей и сыновей, не могли обеспечить себе жизнь, поэтому их дочери стали одеваться в мужскую одежду. Так они спасали семью от голода. 

В афганском художественном фильме «Усама» показана история, характерная для того времени. Его героиня — женщина, работавшая в госпитале и потерявшая место с приходом Талибана. Так как у неё нет родственников мужчин, а работать без мужского сопровождения больше нельзя, героиня переодевает свою дочь в мальчика и называет его Усамой. Работать теперь может только Усама, и для женщин это единственный способ выжить.

https://youtube.com/watch?v=B45o08SssgA

Бача-пош рисковали, когда переодевались в мужчин. Талибы осуждали эту практику и «наказывали» непокорных женщин. 

Но оказалось, что бача-пош продолжают появляться и вне режима Талибана. Репортёры федерального агентства новостей называют несколько причин почему:

  1. В патриархальном обществе сын повышает социальный статус семьи. 
  2. Есть поверье: если нарядить младшую дочь мальчиком, то следующий ребёнок будет мужского пола. 
  3. Так как в Афганистане неравенство между мужчиной и женщиной по-прежнему велико, некоторые девочки сами принимают решение стать бача-пош, чтобы хоть недолго пользоваться привилегиями мужского положения.

Удел девочек

Уделом женщины, вступавшей в брак сразу по достижении возраста половой зрелости, является забота о муже и рождение 4-5 детей, среди которых обязательно должен был быть мальчик.

Если достигнуть цели не удаётся, то количество ребятишек возрастает, и женщина рожает либо до тех пор, пока не появится наследник, либо до момента, когда она уже не может выносить ребёнка по медицинским показаниям.

В книге «Подпольные девочки Кабула», принадлежащей перу шведской публицистки Дженни Нордберг, отмечается, что общество потешается над мужчиной-слабаком, чья жена никак не может подарить ему сына, и презрительно называет его мада -пошт, что в переводе значит «тот, чья женщина родит только девочек».

Виды чек-апов в КСЦ «Переделкино»

Чек-ап Щитовидная железа включает в себя:

  • скрининг щитовидной железы;
  • анализ ТТГ;
  • анализ на Т4
  • тест на Антитела к ТПО;
  • УЗИ щитовидной железы;
  • консультация врача-эндокринолога.

После завершения обследований, врач-эндокринолог изучает результаты анализов, дает рекомендации или назначает лечение.

Чек-ап Сахарный диабет

Подходит для тех, у кого повышен уровень сахара в крови, есть генетическая предрасположенность к диабету, лишний вес, наблюдается повышенная утомляемость.

Включает в себя:

  • Диагностику (глюкоза, инсулин, С — пептид, гликированный гемоглобин (HBA1C));
  • УЗИ органов брюшной полости;
  • консультацию врача-эндокринолога.

Чек-ап Избыточная масса тела

Показания для обследования: одышка, усталость, лишний вес, наследственность.

В обследование входят:

  • анализы на ЛГ, ФСГ, эстрадиол, ТТГ, тестостерон общий, пролактин, DHEA-S, Т4 свободный, антитела к ТПО, АЛТ, АСТ, билирубин и его фракции, липидограмму, глюкозу, гликированный гемоглобин (HbA1c).
  • Узи органов брюшной полости;
  • Консультация врача-эндокринолога;
  • Консультация врача-терапевта;
  • Консультация врача-психотерапевта.

Чек-ап Здоровые сосуды

Подходит тем, у кого наблюдаются следующие симптомы:

  • головокружение;
  • снижение концентрации внимания;
  • повышенный холестерин.

А также, если у родственников в анамнезе есть сердечно-сосудистые заболевания.

Обследование включает в себя:

  • анализы на липидный обмен, липидограмма (холестерин, холестерин-ЛПВП, холестерин-ЛПОНП, триглицериды, коэффициент атерогенности (КА), атерогенный индекс плазмы (AIP)), аполипопротеин А1, В;
  • УЗДГ БЦА (ультразвуковая допплерография брахиоцефальных артерий и сосудов);
  • РЭГ (реоэнцефалография);
  • гемодин;
  • консультация врача-невролога.

Чек-ап Здоровые суставы

Показания для диагностики:

  • отечность;
  • боль в суставах;
  • хруст в суставах при движении;
  • наследственность.

В обследование входят:

  • анализы (ревматологический, общий анализ крови CBC/Diff СОЭ, общий белок, антистрептолизин О, на ревматоидный фактор, CRP, на антинуклеарные антитела (ANA), на антитела к циклическому цитрулиновому пептиду (anti-CCP));
  • физиотерапевтический метод лечения №4;
  • консультация терапевта.

Чек-ап Здоровая печень

Показания для обследования:

  • лишний вес;
  • тяжесть в правом боку;
  • повышенный холестерин или печеночные ферменты;
  • потеря веса без причины;
  • неестественный цвет кожных покровов, склер;
  • наследственность.

В обследование входят:

  • анализы: АЛТ, АСТ, ГГТП, билирубин и его фракции, щелочная фосфатаза, альбумин, общий белок, мочевина;
  • Узи органов брюшной полости
  • Консультация терапевта

Удел девочек

Уделом женщины, вступавшей в брак сразу по достижении возраста половой зрелости, является забота о муже и рождение 4-5 детей, среди которых обязательно должен был быть мальчик.

Если достигнуть цели не удаётся, то количество ребятишек возрастает, и женщина рожает либо до тех пор, пока не появится наследник, либо до момента, когда она уже не может выносить ребёнка по медицинским показаниям.

В книге «Подпольные девочки Кабула», принадлежащей перу шведской публицистки Дженни Нордберг, отмечается, что общество потешается над мужчиной-слабаком, чья жена никак не может подарить ему сына, и презрительно называет его мада -пошт, что в переводе значит «тот, чья женщина родит только девочек».

Как это отражается на психике

Мы поговорили с психотерапевтом, чтобы узнать, как обычай, когда родственники переодевают девочку в мальчика, может отразиться на её психике. 

Бача-пош берут на себя «мужскую роль», которая считается социально одобряемой в Афганистане. Они одеваются как мальчики, ведут себя как мальчики и выполняют работу, которую девочкам делать запрещено. Однако, когда они достигают половой зрелости, они вынуждены заново «строить» женскую идентичность. 

Идут споры о том, помогает ли практика бача-пош преодолеть неравенство или лишь наносит психологический ущерб женщинам. Афганские активистки считают, что настоящая проблема заключается не в самой практике, а в гендерном неравенстве и отношении к женщине в целом.

Неизвестно, как отразится смена власти в Афганистане на бача-пош. Лидеры «Талибана» заявили: женщины смогут работать и получать образование. Но что будет с теми, кто переодевается в мужчин, — сказать тяжело. 

️ Важные материалы о феминизме

Примечание: исламистское движение «Талибан» внесено в список организаций, признанных в России террористическими, его деятельность запрещена.

Обложка: timsimages.uk / Shutterstock

Гендерная инверсия

По-научному явление, когда представители одного пола ведут себя так, как это свойственно другому, называется гендерной инверсией. В случае с Афганистаном и Пакистаном причины порочной практики бача-бази понятны: мужчины здесь часто не имеют возможности общаться с женщинами.

Многоженство жителей востока – это миф. Для вступления в брак необходимо собрать и выплатить семье невесты крупный калым, а где его взять бедняку или даже человеку среднего достатка? Далеко не все зрители представлений бача-бази от природы являются геями или педофилами. Наблюдая за танцем милого юноши, скорее всего, они воображают себе прекрасную девушку, и даже за эти минуты самообмана готовы платить. Судьба же самих несчастных мальчиков мало кого волнует по-настоящему.

Жителей других стран, узнавших о существовании подобной практики в Афганистане и Пакистане, часто удивляет явное несоответствие между нормами ислама, осуждающего гомосексуализм и педофилию, и традицией использования мальчиков для увеселения, плотских утех. Но согласно убеждению местных жителей, лучше пусть сексуально озабоченные мужчины растлевают маленьких бродяг и детей, проданных собственными асоциальными родителями, чем воруют девушек и женщин, честь которых не должна быть ничем запятнана.

В Афганистане даже бытует поговорка: «Женщины нужны для детей, а мальчики – для удовольствия». Часто богатые люди приобретают себе личных живых игрушек, при этом будучи в браке. Жены рожают им детей, выполняют работу по дому и вынуждены терпеть увлечения мужа.

Практика бача-бази унизительна для представительниц прекрасного пола. Не случайно общественная организация «Революционная ассоциация женщин Афганистана» осудила это позорное явление в своем официальном заявлении Some Afghan Men Form Sexual Relationships With Young Boys от 31 августа 2010 года.

Девочка-обуза

По устоявшемуся в Афганистане канону рождение мальчика-продолжателя рода и законного наследника, олицетворяло собой дар свыше, в то время как появление девочки сулило лишь дополнительную обузу и лишние расходы на её содержание. Уходя после замужества из дома, она больше не приносила хозяйственной пользы своим родителям, а сменив фамилию, переставала быть частью их семьи.

Афганская женщина, являющаяся вещью в руках сначала отца, а затем супруга, лишена практически всех личных прав: в 8 лет она теряет возможность свободно общаться с представителями мужского пола, получать высшее образование, заниматься спортом, выходить из дома без сопровождения родственников-мужчин, громко разговаривать в общественных местах и работать.

Сколько бача-пош в Афганистане

Официальной статистики по этому вопросу нет. Однако в 2019 году было проведено исследование, в котором опросили 1396 афганских женщин. 99 опрошенных — это 7% от выборки — сказали, что в их семьях были бача-пош. Причём 60% из этих 99 женщин сами принимали мужскую гендерную роль. Вероятно, количество бача-пош может расти.

Mark Time Author / Shutterstock

Бывшая бача-пош Укмина Манури в автобиографической книге говорит, что в её деревне было 15 переодетых девочек. Укмина не упоминает, насколько велика была деревня, но этот отрывок показывает, что бача-пош — обычное явление для Афганистана.

Как традиция бача-пош влияет на девочек

Девочка становится бача-пош не навсегда. Как правило, едва в семье рождается мальчик, как бача-пош снова становится девочкой со всеми вытекающими последствиями. Случается и такое, что мальчик в семье так и не появляется, но девочка, бывшая бача-пош, всё-равно теряет свой статус. Происходит это по достижению совершеннолетия, когда приходит пора выдавать девушку замуж. Если девушку всё-таки выдают замуж, то бача-пош становится следующая по возрасту дочь. Впрочем, многие, вкусив запах свободы, дарованной мужчинам в Афганистане, отказываются снимать мужскую одежду и вести себя как женщина.

Девушки, вынужденные всю свою сознательную жизнь играть мужскую роль в семье, быстро к этому привыкают. Но смиряются далеко не все. Всё же жизнь по другим правилам накладывает отпечаток на психику. К тому же, бача-пош не учат никаким женским премудростям, будь то уборка по дому или приготовление обеда. Жёны из них получаются плохими — не покладистыми и не слушающими мужа.

Некоторые даже позволяют себе проявлять мужской характер и спорить со своим мужем, а то и поднимать на него руку. Ведь будучи в шкуре мальчика, они имеют право посещать занятия по единоборствам. Так, афганская женщина по имени Элаха, 20 лет бывшая бача-пош и одевшая женскую одежду лишь для поступления в университет, сказала в своём интервью одному журналу:

Лишь немногие девушки, переставшие быть бача-пош, смиряются со своей новой ролью. Но при этом они отмечают, что чувствуют, будто бы потеряли важную часть своей жизни и не могут разобраться, как им теперь следует себя вести. Многие психологи, изучающие традицию бача-пош, считают, что она наносит женщинам больше вреда, чем пользы. Но не только афганские девочки страдают от переодевания в одежду другого пола. Существует и другая, не менее бесчеловечная традиция. Это переодевание мальчиков в девочек — бача-бази.

Как афганские девочки становятся мальчиками

Достоверно неизвестно, когда появилась традиция нарекать девочек мужским именем и заставлять их вести себя как мальчики. Стоит особенно отметить, что физически девочки остаются девочками, в отличие, например, от хиджр в Индии, которые проходят обряд оскопления. О женщинах, которые исполняли мужские обязанности, в Афганистане известно примерно с XVII века. Например, мать одного из вождей афганского племени участвовала в сражениях. А Заргуна Ана, бывшая матерью Ахмада Шаха Дуррани, и вовсе правила страной, пока её сын был в военных походах. Но такие женщины были скорее исключением из правил, чем нормой. А вот традиция бача-пош считается абсолютно нормальной, и соблюдают её едва ли не в каждой третьей семье в Афганистане. Но открыто говорить об этом не принято.

В Афганистане и в соседнем Пакистане быть девочкой — значит, не иметь практически никаких прав. Девочки не могут заниматься спортом и получить высшее образование. В большинстве регионов страны традиции Афганистана очень суровы на этот счёт. Лишь единицам позволяется поступить в институт. К тому же, женщин не берут на работу, их удел — ухаживать за мужем и рожать как можно больше детей. Конечно, желательно, чтобы это были сыновья. Если же в семье одни девочки, то обычно старшую из них назначают бача-пош.

С самых малых лет бача-пош вынуждены носить мужскую одежду и коротко стричься. В отличие от афганских женщин они могут не покрывать голову и не скрывать своё лицо. Вместе с новым мужским именем девочка получает все привилегии мужчин. Она освобождается от домашних дел, уборки и приготовления пищи. С момента своего становления бача-пош она может ходить в школу, играть с соседскими мальчишками в спортивные игры и работать. Маленькие бача-пош обычно продают различные мелкие товары на улицах: жевательную резинку, воду и сувениры.

При этом бача-пош ведут себя так, что от мальчика отличить их просто невозможно. Часто в компании даже не догадываются, что среди них есть переодетая девочка. Разумеется, долгое пребывание девочки в статусе мальчика не может не накладывать отпечаток на её характер и дальнейшую жизнь.

Как живут бача-пош и их семьи

Когда девочка становится мальчиком, ей открывается новый мир. Ребёнок освобождается от «традиционных женских дел» и получает больше свободы. Бача-пош может без опаски выходить на улицу в одиночку, получать образование, водить машину, работать и заниматься спортом. В 2012 году вышел документальный фильм Bacha Posh: You will be a boy, my daugh­ter. Лента рассказывает о том, как живётся четырём бача-пош разных возрастов. 

Одна из них — девятилетняя Шабина. На улице её знают как Захида. Ребёнок не слишком рад новому амплуа, но признаётся, что другого выбора просто нет.

14-летняя бача-пош Мариам каждый день занималась теннисом и на момент съёмок фильма считалась лучшей женщиной-игроком в Афганистане. Это парадокс: для общества это мальчик, но в спорте озвучивают биологический пол. Так происходит из-за того, что государство официально не признаёт существование бача-пош, и их права не регулируются законом. 

Семья Мариам всеми силами старается вернуть подростка к традиционному женскому обличию. Их позиция такова: «Она изменится либо по собственному желанию, либо силой».

Бывает, что девушки сами решают стать бача-пош, и семья их поддерживает. Например, федеральное агентство новостей публиковало репортаж о Фатиме, в семье которой есть мальчики, поэтому у девушки не было острой необходимости переодеваться в мужчину. Несмотря на это, она носит мужскую одежду с 16 лет. Отец поддерживает это решение, но окружающие часто относятся с недоверием: некоторые даже пытаются дотронуться, чтобы проверить, парень перед ними или девушка. Фатима дружит в основном с парнями, а вот девушки её дразнят. К внешнему виду Фатима относится философски: 

Почему в Афганистане мальчики ценятся больше, чем девочки

В Афганистане, как и во многих других восточных странах, рождение мальчика считается даром свыше. Неудивительно, ведь мальчики, вырастая, становятся продолжателями рода и наследниками имущества своего отца. Девочки же после свадьбы меняют фамилию и на наследство претендовать не могут. Даже если дочь — единственный ребёнок в семье. К тому же, девочка не может работать, а значит, является лишней обузой. Немудрено, что права женщин в Афганистане всячески ущемляются. А женщину, родившую девочку, встречают дома безо всяких почестей.

У афганцев существует особая традиция встречи матери, родившей сына, она называется нашрах. Во время нашраха женщине подносят различные подарки. В основном дарят дюжину кур или другие продукты, чтобы молодая мать мгла выкормить наследника рода. Подарки вручаются во время настоящего пиршества, которое организуется во дворе дома. Во время праздника играют музыканты, гости танцуют и поют, стреляют в воздух из ружей и всячески превозносят новоиспечённую мать. Её, способную рожать сыновей, считают успешной женщиной и хорошей женой. А женщин, которым не посчастливилось родить девочку, в Афганистане все презирают.

Во многих регионах Афганистана, где старинные традиции наиболее сильны, рождение девочки считается страшной бедой. Мать, вернувшуюся домой с ребёнком женского пола, могут лишить воды и пищи и даже избить. Если муж совсем разгневается, то он может выгнать жену из дома, и тогда она будет вынуждена спать в хлеву. Афганские мужчины страшатся появления дочери как огня, особенно если девочка не первая в семье. Мужчин, у которых одни дочери, начинают называть мада пошт, что означает «мужчина, чья женщина рожает только девочек». Носить такое прозвище не хочется никому. Поэтому практически каждая семья, где нет сына, а есть только дочь или дочери, следует традиции бача-пош.

Личная драма

Впрочем, если посторонним людям любопытно посмотреть на кокетливый танец симпатичного мальчика, переодетого девочкой, то для самого юного «артиста» это настоящая личная драма.

В 2003 году был опубликован роман афганского писателя Халеда Хассейни «Бегущий за ветром», в этом произведении рассказывается о мальчике, который становится секс-рабом влиятельного чиновника – представителя движения Талибан. Причем, этот тип много лет назад изнасиловал отца данного ребенка, а потом взялся и за его сына.

Серьезную работу по разоблачению высокопоставленных соотечественников, наживающихся на нелегальной торговле детьми и пользующихся их услугами, проделал документалист Наджибулла Кураиши. Его фильм «Танцующие мальчики Афганистана» был показан в 2010 году в Великобритании и США, а через год получил приз правозащитной организации Amnesty International.

Гюль

Другому бача-бази, Гюлю, — 15 лет. После двух попыток побега, закончившихся избиением, и плена в полицейском участке Гюль все-таки смог освободиться. Впрочем, родные его не дождались, они покинули свой дом, опасаясь, что именно сюда придет искать своего бача-бази оскорбленный хозяин.

Обоих юношей нашли члены австралийской организации AFP. Семью Гюля тоже разыскали. В отличие от многих других жертв, мальчику повезло: она была готова забрать его обратно.

В афганском обществе с его гендерной сегрегацией иметь в доме бача-бази не считается гомосексуализмом. В стране, где отсутствует правовая защита и социальная поддержка, жертвам насилия может посчастливиться спастись от обидчиков, но не от прошлого. И даже несмотря на то, что министр юстиции Абдул Басир Анвар во время пресс-конференции в Кабуле сообщил о включении этого вида преступления в уголовный кодекс страны, кардинально ничего не изменилось.

«Танцы стали слишком рискованными после постоянных проверок, — сказал Джавед членам австралийской организации. — Теперь я могу заниматься только проституцией».

Узнать больше о практике бача-бази можно в документальном фильме «Танцующие мальчики Афганистана», снятом афганским журналистом Наджибуллой Кураиши.

Бача-бази

К слову, помимо варварской традиции бача-пош в Афганистане с Х века существует не менее бесчеловечная практика, называемая бача-бази, при которой богачи выкупают у бедняков малолетних мальчиков, чтобы превратить в девочек для своих плотских утех.

Попав в это сексуальное рабство, бача-бази обязаны носить женские наряды, следить за своим внешним видом, выглядеть женственно, быть ласковыми и уметь исполнять соблазнительный танец «Бача».

Именно его мальчики танцуют на всех организуемых их хозяевами праздниках, на которых любой гость, заплатив определённую сумму, может провести ночь любви с бача-бази.

Обычно у каждого состоятельного афганца единовременно живут 2- 4 мальчика, которые, по достижении 20-летнего возраста, обретают свободу и покидают дом хозяина, помогающего им найти работу. Однако адаптироваться к новым условиям жизни у юношей, умеющих лишь ублажать и танцевать, получается плохо, поэтому большинство из них занимаются проституцией.

Бача-бази — кто это?

Не только женщины в Афганистане подвергаются гендерной инверсии. У них есть и братья по несчастью, именуемые бача-бази, что в переводе означает — «играть с мальчиками». Иными словами, речь идет о мужской проституции.

Бача-бази становятся, как правило, мальчики из бедных семей. Часто их продают собственные родители, иногда их могут своровать на улице. Сутенеры присматривают 10–11-летних симпатичных ребят, сажают в машину и увозят в неизвестном направлении, а за неповиновение угрожают убить.

После этого мальчиков обучают традиционным женским танцам и пению, переодевают в платья и юбки, красят, иногда накладывают фальшивую грудь.

Работают бача-бази на своих сутенеров или хозяев. Владеть «танцующими мальчиками» считается очень престижным делом, поэтому многие богатые люди держат у себя по 3–4 юноши, чтобы показать свою статусность.

Выступают мальчики обычно на праздниках или в увеселительных заведениях.
Там они находят своих клиентов. Танец бача-бази очень соблазнительный и сексуальный, поэтому гости частенько одаривают юношей улыбками, а затем торгуются с сутенерами за право провести ночь в одной постели с мальчиком. Порой борьба за бача-бази оказывается настолько ожесточенной, что заканчивается убийствами ревнивых покровителей. Поклонники мальчиков не жалеют на них никаких денег: иногда они отдают юношам последние сбережения и пускают свою семью по миру.

Жизнь после бача-бази

Жизнь бача-бази в профессии коротка. В 18–19 лет мальчики перестают интересовать своих клиентов, и хозяева отпускают их на волю. К этому времени бача-бази стараются заручиться покровительством своих клиентов, которые частенько помогают им в дальнейшей жизни. Однако юноши, не умеющие ничего другого, кроме как развлекать мужчин, редко начинают жить нормальной жизнью. Чаще всего они остаются в этом бизнесе, либо создавая свою базу бача-бази, либо обучая мальчиков танцам и пению.

«Женщины — для детей, а мальчики — для удовольствия»

Почему же именно «танцующие мальчики» пользуются такой популярностью у афганских мужчин, а не привлекательные восточные девушки? Дело в том, что женщинам запрещено публично танцевать, а мужчина не имеет права разговаривать с девушкой до тех пор, пока он не позовет ее замуж. Да и мусульманские нравы не позволяют порочить честь девушки, ведь ей еще рожать наследника. В Афганистане популярна поговорка: «Женщины нужны для детей, а мальчики — для удовольствия».

Удивляет тот факт, что в исламской стране никак не порицаются гомосексуальные сношения. Однако афганские социальные нормы настаивают на том, что отношения с бача-бази нельзя называть гейскими, ведь если мужчина не любит мальчика, то половой акт не считается предосудительным и развращать бача-бази на Востоке более этично, нежели осквернять женщину.

Бача-бази в культуре

Русский художник Василий Верещагин в 60-е годы XIX века написал два полотна, посвященных бача-бази, впечатлившись поездкой в Туркестан. Картина «Бача и его поклонники» получилась настолько реалистичной, что ее осудили за безнравственность. Это вынудило художника сжечь свое же творение

Также культура бача-бази освещается в фильме и романе «Бегущий за ветром», в котором один из героев вынужден стать любовником чиновника, насиловавшего до этого его отца.

Власти Афганистана не одобряют практику бача-бази, но и не запрещают ее. На деле многие чиновники поддерживают мужскую проституцию и получают с нее проценты.

То, что кажется диким для Запада, считается нормой на Востоке. И хоть в Афганистане уже и начинают появляться социальные организации, протестующие против принудительной гендерной инверсии, внушительного прогресса они пока не дают и численность бача-пош и бача-бази не сокращается.

Чьи-то прихоти ломают судьбы неосознанным детям и навсегда оставляют на них неизгладимые раны. Остается только надеяться, что когда-нибудь к власти Афганистана придет тот человек, которого действительно будут волновать жизни людей. Возможно, это будет бывший представитель бача-пош или бача-бази, который спасет своих братьев и сестер по несчастью.