Простыми словами про патриотизм и любовь к родине: суть и значение понятия, кто такой патриот

Долгий XIX век: Общество против государства

Питер Брейгель Младший , через Викисклад

Осознав себя как нацию, французы, вторгаясь во всё новые государства во время Наполеоновских войн, разнесли националистические идеи по всей Европе как заразу. Немцы в ответ осознали себя как немцев, испанцы осознали себя испанцами, а итальянцы – итальянцами. И все эти народы начали считать себя источниками власти в своих государствах. Национализм первоначально был исключительно революционной и либеральной идеей, и европейские монархи, к тому времени уже связанные прочными семейными узами друг с другом и до сих пор, вслед за римскими императорами, воспринимавшие свои страны как свою собственность, опасались его.

Неслучайно, например, в раздробленной на сотни мелких княжеств Германии князья, бароны и короли подавляли националистические восстания, направленные на объединение страны. Или мы можем вспомнить, как Россия подавила венгерское восстание за национальную независимость в Австро-Венгрии.

Однако процесс возникновения национального самосознания был уже запущен, и европейские монархи его отчасти использовали в своих целях ещё во времена Наполеоновских войн. Парадоксальным образом монаршие дома всей Европы, в основном ведущие свои рода от немецких или французских князей и королей и правившие гигантскими многонациональными империями, оказались вынуждены как-то себя вписать в возникающие национальные мифы.

В конечном итоге монархи многонациональных империй ради удержания власти сами стали воспроизводить национальные мифы, закрепляющие доминирование титульной нации над всеми остальными. Так, например, появилась формула «Православие, самодержавие, народность», которая была призвана соединить российский национальный миф с идеей самодержавия, которое, в свою очередь, охраняет государственную религию. Это породило внутренние, до сих пор несуществовавшие, межнациональные противоречия внутри государств. Что в конечном итоге привело к регулярным национальным восстаниям и распаду всех европейских империй.

Задачи патриотического воспитания

Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные:

  • воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
  • формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
  • воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
  • воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
  • воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
  • формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
  • формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.

Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родины. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа.

Пресса и телевидение о патриотизме

Средства массовой информации с энтузиазмом подхватывают тему патриотизма, все чаще можно встретить на страницах печатных изданий конкретные примеры подвига, отличившимся вручают грамоты и поощрительные подарки, что широко освещается в газетах и на телевидении. Киноиндустрия пытается донести до подростков, кто такой патриот, снимаются фильмы, которые интересны молодежи, бывает, что при просмотре фильмов на военную тематику меняются ценности. Юный патриот стремится стать похожими на героев, его волнуют проблемы в стране, а значит есть шанс, что он захочет их решить, когда повзрослеет.

Политики и военачальники

В годы военных лихолетий и иных смутных времен нередко складывались ситуации, в которых судьба России зависела от политической воли и военного таланта отдельных личностей. Среди тех, кто оказал огромное влияние на ход не только российской, но и мировой истории, можно выделить фамилии нескольких людей-патриотов:

  • Кузьма Минин;
  • Дмитрий Пожарский;
  • Александр Васильевич Суворов;
  • Георгий Константинович Жуков;
  • Петр I.

Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

В период польской интервенции начала XVII века, названный историками «смутным временем», создалась ситуация, при которой уровень народного недовольства царившими бесчинствами стал критичным. Монахами монастыря Святой Троицы был брошен призыв к объединению всего русского народа во имя спасения Родины. Первым отреагировало на призыв население Нижнего Новгорода, подарившее Отчизне руководителей народного ополчения, возглавивших народное сопротивление польским захватчикам.

Петр Первый

Царь и впоследствии первый император России Петр Первый — российский самодержец, прозванный Великим. За 43 года правления реформировал армию и с нуля создал боеспособный флот. Петр значительно расширил границы империи, основал в устье Невы будущую российскую столицу Петербург, возродил и развил торговлю с европейскими государствами.

Петр I основал Российскую академию наук и открыл множество учебных заведений. Самую объективную оценку заслугам царя-реформатора дал Вольтер, сказавший, что в течение полувека Россия добилась того, чего у других государств не получалось достичь за 500 лет.

Александр Васильевич Суворов

Генералиссимус, основоположник теории русского военного искусства. Кавалер многих иностранных и всех существовавших в его время российских орденов. О величии его патриотического вклада в историю государства Российского говорит тот факт, что под предводительством А. Суворова русская армия провела более 60 баталий. И несмотря на то, что в каждом из них противник имел численное превосходство, военный гений Суворова неизменно праздновал победу.

Георгий Константинович Жуков

Советский полководец, маршал, участник пяти войн: Первой Мировой, Гражданской, Финской, Великой Отечественной и Японской. Неоценимость вклада Георгия Жукова в победу советского народа над немецким фашизмом выражена в прозвище, данном любимому военачальнику народом — «маршал Победы».

Спорт в деле воспитания патриотов

Молодое поколение полно сил, стремлений и амбиций. Задача общества — направить их, подсказать, разглядеть способности, и с этой задачей отлично справляется спорт. Секции не только позволяют стать своим воспитанникам сильными и быстрыми, но и способны пробудить у подростка это чувство – патриотизм.

Когда он стоит на пьедестале почета, он невольно прикасается к единому чувству гордости за Родину, за себя, за свой клуб. Большинство спортсменов — истинные патриоты отечества, они по-другому воспринимают гимн, когда он играет в честь их заслуженной победы. Не зря у многих застывают в глазах слезы, им знакомы такие чувства, как самоотдача, трудолюбие и стремление быть лучшим. Они по себе знают, какую цену им пришлось заплатить за этот трепетный и волнительный миг победы.

Афоризмы

  1. «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней», — так говорил русский писатель Алексей Николаевич Толстой. По его мнению, быть патриотом – это значит не только любить свою родину, но и осознавать себя ее малой частицей, переживать вместе с родной землей ее счастливые дни и не отрекаться в годины несчастий.
  1. «Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации, он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других», — утверждал индийский общественный деятель Махатма Ганди. Он убеждает нас, что истинный патриотизм – это не только любовь к своей земле и нации, но и уважение к другим нациям. Он готов отказаться от такого патриотизма, который угнетает другие народы ради благополучия своего.
  1. «Нападки на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм», — считал известный русский критик Виссарион Григорьевич Белинский. По его мнению, настоящий патриот не только тот, кто любит свою родину и расхваливает ее достоинства, но и тот, кто видит недостатки и пороки, смело указывает на них и готов с ними бороться.
  1. «Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило — люди злые», — говорил английский писатель и поэт Оскар Уайльд. По его словам, патриотизм агрессивное качество, а среди патриотов практически нет добрых людей.
  1. «Патриотизм – это не только любовь к Родине. Ведь, любовь – это чувство. А патриотизм – это ежеминутное действие, направленное на защиту интересов своей страны в любой точке мира», — утверждает наш современник Олег Евгеньевич Бочаров. Он считает, что патриотизм проявляется не просто в любви к родине, а прежде всего в защите интересов родной земли со всех концов планеты.
  1. «Патриотизм — это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека», — американский политический деятель Эдлай Стивенсон. Для него патриотизм – это глубокая и прочная преданность, которая рождается вместе с человеком и умирает вместе с ним.
  1. «Патриотизм — это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились», — писал выдающийся ирландский драматург и романист Джордж Бернард Шоу. Для него истинным патриотизмом являлась уверенность в том, что эта страна лучше, чем другие только потому, что он здесь родился.
  1. «Болея за свою страну, не чихай на другие», — известный армянский шахматист Ашот Наданян. Он считал, что истинный патриотизм заключается не только в любви к своему родному дому, народу, но и в глубоком уважении традиций, культуры, земли других народов.
  1. «Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен», — говорил русский литературный критик Николай Александрович Добролюбов. По его глубокому убеждению, истинный патриотизм не приемлет всякую вражду между народами, а настоящий патриот всегда готов трудиться во благо не только своего народа, но и всего человечества.
  1. «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования», — считал русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский. Он искренне убеждает нас в том, что человек устроен так, что может не любить и родного брата, при условии если он плохой человек, но не любить родину нельзя, какой бы она ни была. Истинный патриот не довольствуется тем, чем богата его родина, он всегда желает ее развития и усовершенствования.

История патриотизма в Новейшее время

Событиями, изменившими представление о патриотизме, явились русские революции 1905 и 1917 годов. Их итогом стал приход к власти в России партии коммунистов (большевиков) под руководством В. И. Ленина. Для коммунистического движения патриотическая борьба за свою страну была противопоставлением так называемому «Интернационалу» (не зря идеолог движения Карл Маркс именно так назвал созданную им организацию). По сути, теория Маркса логически преобразовывала мысли европейских философов о космополитизме. Как и для космополита, для интернационалиста интересы его идеологии были выше интересов земли, территории, страны, народа (нации), религии.

После победы большевистской революции в 1917 году значительное количество русских граждан покинули Родину. Часть из них открыто выступила на стороне врагов революции, и снова решался вопрос о патриотизме в ситуации борьбы против своих сограждан. Но в отличие от французской революции, революционеры 1917-1921 годов не стали провозглашать лозунги защиты революционного Отечества, а выступили с идеями мирового пролетарского братства, отрицая государство в исторической перспективе, а, следовательно, и патриотическую идею как таковую. В связи с чем, объединённая под общим лозунгом борьбы за Белое дело, русская контрреволюционная оппозиция, а впоследствии и эмиграция, не считала своё поведение антипатриотическим и полагала, что долгом патриотов является борьба с большевистским безбожным режимом. По выражению одного из идеологов Белого движения И. А. Ильина, патриотизм состоял «не в бытовом пристрастии к родине, а в любви к России как подлинно религиозной святыне». И в этом проявилась особенность антиреволюционного движения в XX века. Оно опиралось не на идею Бога и монарха как в XIX, а на идею Бога и Родины, поскольку идея восстановления монархии не пользовалась популярностью.

Несмотря на вышесказанное, стоит отметить, что ситуацию в сфере отношения к России со стороны новой власти уже в 1925 году стал менять И. В. Сталин, бывший тогда Генеральным секретарем ЦК ВКП(б). Именно он сформулировал идею «построения социализма в отдельно взятой стране», что противоречило всем предыдущим марксистко-ленинским умозаключениям о мировой революции.

Претворяя в жизнь данную идею, Сталин неизбежно пришёл к идеологии советского патриотизма. Не указывая точной даты формирования идеологии советского патриотизма мы, тем не менее, видим присутствие патриотической риторики в советских СМИ с начала Великой Отечественной войны. Сам термин «Отечественная война» обращается к идеям борьбы за освобождение Отечества в 1812 году.

В послевоенное время противостояние СССР с Западом по инициативе Сталина приобрело характер борьбы советского патриотизма с космополитизмом. Одной из главных идейных тем этой борьбы было противодействие патриотических сил советского общества западничеству части советской элиты, её потребительскому отношению к своей Родине, как к территории проживания.

После незаконного развала Советского Союза на его бывшей территории возобладали как раз те космополитические тенденции, против которых велась борьба в СССР.

В настоящее время в Российской Федерации и на всей территории Исторической России идёт борьба исторически сформировавшихся течений патриотической мысли, то есть патриотизма малой родины и государственного патриотизма, выражающаяся в замещении «патриотизма малой родины» общенародным государственным патриотизмом.

И лишь общенародный государственный патриотизм является той идеологией, на базе которой возможно сохранение суверенитета нации, без которого, как показывает история, в условиях жёсткого противостояния с противником невозможно сохранение жизни единого государства.

Древняя Греция: Страна отцов

Василий Поленов , via Wikimedia Commons

Но у греков было ещё одно основание для любви к Родине. Дело в том, что правами полноценного гражданина могли обладать только коренные жители греческого полиса, и то только те, кто владел землёй на принадлежащей ему территории. Эти права подразумевали то, что граждане могут (а чаще обязаны) участвовать в общественной жизни: заседать в суде, принимать законы и политические решения, заниматься отправлением религиозного культа и т.д. Взамен они должны были участвовать в войнах, которые вёл полис, и самим обеспечивать себя амуницией. Эта функция в принципе тоже относились к сфере общественной жизни города-государства.

Источником же патриотизма служил тот факт, что граждане владеют землёй (по большому счету, самим полисом) и защищают её от иностранных захватчиков. Так что их патриотическое самопожертвование было напрямую связано с их собственными интересами и с интересами их семей. Древние греки, хотя и имели представление о себе как об эллинах и противопоставляли эллинов варварам, всё же не воспринимали как свою родину всю Элладу и к грекам из других полисов относились в основном примерно также, как и к представителям других народов.

Патриотизм — это нравственное убеждение

В переводе с древнегреческого языка («patria») буквально означает «отечество».

Для патриотизма характерны следующие черты:

  1. эмоциональная привязанность к своей стране. Уехавший за кордон патриот, часто страдает ностальгией – тоской по своему городу, людям и их менталитету, традициям и т.д.;
  2. чувство единения со своим государством (я – русский!);
  3. обеспокоенность настоящим и будущим страны (людям не все равно, что происходит внутри государства);
  4. готовность поступиться своими интересами ради ее благополучия. Здесь, как пример, можно привести многочисленные истории времен Второй мировой войны про то, как молодые юноши, не достигшие 18 лет, подделывали документы, чтобы попасть на фронт и постоять за честь Родины.

К слову о том, кто такой патриот. Происходит оно от греческого «patriotes», что в переводе означает «земляк».

Психологи выяснили, что максимально чувство патриотизма присутствует у человека в возрасте 8-18 лет. В это время он не обременен еще своей семьей и ответственностью за нее, взрослыми проблемами и трудностями, поэтому все свое честолюбие (что это такое?) направляет именно на любовь к стране.

Воспитание патриотизма

Патриотизм, это такое чувство, которое искренне, истекает от сердца, искусственно наиграть его сложно. Многие люди относят себя к патриотам своей Родины, поскольку болеют за страну в спорте, испытывают гордость за известных соотечественников и действительно любят свою Отчизну.

Воспитание патриотизма начинается с детского возраста. Школа, являясь социальным институтом, системно, глубоко и последовательно ставит перед собой задачу воспитать каждую личность патриотом, поскольку детская психика наиболее восприимчива к духовно-нравственному воспитанию.

Воспитание в школе нацелено на достижение определённого патриотического идеала. Современный идеал патриота – это компетентный, высоконравственный, творческий человек, понимающий ответственность за настоящее и будущее Родины, укоренившийся в духовных, а также культурных традициях своего народа.

Главное в жизни не только знать моральные нормы (принцип гуманизма, милосердия, справедливости, толерантности, миролюбия, альтруизма), но и опираться на них в повседневной жизни. Применение нравственных норм даёт право называть человека высокоморальным.

Воспитать патриота можно посредством развития определённых моральных принципов. Установлено, что каждой личности присуще придерживаться собственных внутренних убеждений, которые называют моральными принципами.

А принцип патриотизма заключается в любви к Родине, заботе о ней, бережном отношении к природе, готовности защитить Отчизну от врага, уважении к истории и трепетном отношении к национальному достоянию, гордости к государственным достижениям.

Общество тогда получит патриотов для своей Родины, когда будет решать масштабные национальные задачи и создаст систему нравственных ориентиров. Такие ориентиры появятся там, где уважают родной язык, самобытную культуру и народные ценности, где хранят память о предках и о каждой странице своей отечественной истории. Там, где базовые национальные ценности, хранящиеся в культурных, а также семейных традициях, переходят от поколения к поколению.

Важнейшей целью духовно-нравственного воспитания является то, чтобы социально обязательные требования социума педагоги преобразовали во внутренние стимулы личности каждого школьника, таких как совесть, долг, достоинство, честь.

Психологами установлено, что для детей младшего школьного возраста характерна обострённая восприимчивость и уверенность в истинности того, чему их учат и что им говорят. В школьном возрасте они понимают необходимость нравственных норм. Если малыш не приучится трудиться, беречь природу, любить близких, уважать старших, не поверит в свои способности, то в дальнейшем привить эти навыки будет сложнее. Поэтому система патриотического воспитания должна закладываться в школьном возрасте. Патриотическому воспитанию маленьких граждан надлежит стать объединяющей силой, которая вырастит поколение истинных патриотов. Дети, став взрослыми, смогут возродить величие Родины, приумножат её силу и достаток, сделают гораздо лучшей жизнь своих граждан.

Патриотическое воспитание младших школьников решает такие задачи как:

– изучение исторического прошлого своего края, Родины, города, школы;

– развитие нравственных ценностей, гуманизма, милосердия;

– почитание национальных традиций народа, семьи, воспитание культуры общения, заботливого отношения к духовным богатствам своего края;

– вырабатывание чувства любви к Отечеству, готовность преданно служить Родине.

Патриотизм должен стимулировать школьников к созидательному чувству, а не разрушительному. Если учитель любит свою страну, её историю, традиции, то он должен это демонстрировать на личном примере, например, научить детей не бросать мусор, где попало, пребывая на природе. Во время государственных праздников искренне радоваться, восхвалять Отчизну, а при возникновении трагических происшествий скорбить вместе со страной, проявляя сочувствие, оказывая помощь людям, выражая силу и единство всего народа.

Таким образом, патриотизм простыми словами – это безусловная любовь и преданность своему народу и желание считать себя гражданином своего государства.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Оправдывает ухудшение жизни в стране

На всех перепутьях, что пройдены,
держали, желая мне счастья,
стальные объятия родины
и шею мою, и запястья.

Игорь Губерман

Патриотизм внедряет идею абстрактного «превосходства страны», правда неясно, в чём именно. Ставить задачу, например, добиться самого высокого уровня жизни в мире можно и без патриотизма. А вот если, допустим, номенклатуре нужно военное превосходство, чтобы угрожать другим странам, и, подобно уличному «гопнику», вымогать у них что-либо (а также иметь под рукой силы для подавления собственных граждан в случае чего), то такую задачу уже не поставишь прямо – граждане могут не захотеть, чтобы вместо строительства больниц их налоги шли на танки. Тут и нужен патриотизм. Он говорит, что «превосходство страны» — это хорошо, а в чём именно это превосходство должно проявляться, не объясняет. И граждане считают, что много танков, самый высокий национальный доход, самый большой золотой запас – это хорошо, потому что это превосходство страны и её «развитие». Хотя львиная доля национального дохода может концентрироваться при этом в руках у номенклатуры и крупного капитала, и к золотому запасу большинство граждан также ни в коем случае не допущено. Но, совсем по Рубинштейну, будет гордится тем, что у их барина высокий дом.

И гражданам предлагается потерпеть некоторые лишения ради этого «превосходства». Так, нацистская пропаганда предлагала своим гражданам выбирать между пушками и маслом. Обманутые граждане тут же слышали «правильный» ответ – выбор в пользу пушек, но зачастую молчаливо одобряли его, ошибочно думая, что это принесёт им пользу, раз это «патриотично».

Патриот может закрыть глаза на то, что у него снижается зарплата, что его родственников забрали в НКВД, на то, что поднялся пенсионный возраст, если слышит, что «зато нас в мире боятся больше, чем американцев» или «зато у нас рост ВВП самый высокий в мире».

Один из примеров негативного влияния патриотизма – невыход Временного правительства из Первой мировой войны. Вместо того, чтобы остановить войну, как того требовала обстановка, оно заявило, что «русский народ не допустит, чтобы родина его вышла из великой борьбы униженной и подорванной в жизненных своих силах», а министр Павел Милюков дополнительно сообщил, что «Временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников». Как результат, это привело к катастрофическим неудачам на фронтах, краху Временного правительства, эскалации социальных конфликтов. И это мы ещё не упоминаем о предательстве патриотического крыла социал-демократов, которое сорвало решения Штутгартского, Копенгагенского и Базельского конгрессов, обязывавшие социалистов на всякую войну, «начатую буржуазией и правительствами», отвечать усиленною проповедью гражданской войны и социальной революции, чем фактически поддержало бессмысленную бойню и убийства миллионов людей.

https://youtube.com/watch?v=G415Yp0IFGM

Что подразумевают под патриотическим воспитанием

Естественным в этом контексте развития любого общества, нации становиться вопрос, что же такое патриотическое воспитание, а главное какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы. В связи с этим сразу определим, что в конечном итоге мы ожидаем в результате патриотического воспитания:

  • научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
  • сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам;
  • на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении.

Что такое патриотизм

Согласно энциклопедии Britannica, патриотизм – это чувство привязанности к стране, нации или политическому сообществу. Большая российская энциклопедия сообщает, что это осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям. Там также отмечено, что «в средние века патриотизм предполагал не столько любовь к своей стране и народу, сколько в первую очередь преданность вере и служение сюзерену… С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотическая идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху». По словарю Ожегова, патриотизм – это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Наконец, словарь Merriam-Webster определяет это понятие как «любовь или преданность своей стране». То есть, согласно всем словарям, патриотизм — это любовь и преданность своей стране.

Здесь сразу возникают две большие проблемы, связанные с патриотизмом. Во-первых, почему любовь должна быть именно к своей стране? Когда мы положительно оцениваем патриотизм, то есть любовь к своей стране, а не любовь ко всем странам и всему человечеству, мы как бы проводим противопоставление – свою страну любить хорошо, следовательно – любить другие страны, может, и не хорошо. А может быть, и вообще плохо. При такой конкретизации неудивительно, что многие воспринимают патриотизм как нелюбовь к другим странам.

Вторая проблема в том, что под словом «любовь» может пониматься очень широкий спектр действий. Фредерик Клегг из романа «Коллекционер» Джона Фаулза тоже любил Миранду Грей, только довольно извращённой любовью. Любовь может быть и у раба к своему хозяину, только такая любовь заслуживает лишь презрения. Желание создать Тысячелетний Рейх, в котором все немцы будут счастливы за счёт страданий остальных людей – это тоже любовь к своей стране, пусть извращённая, как любовь фаулзовского коллекционера, но это тот же самый патриотизм.

В понятие «патриотизм» входят как положительные действия:

  • Поддержка местных производителей товаров и услуг с целью сохранения капитала внутри страны;
  • Инвестирование средств в развитие экономики страны;
  • Практические действия по улучшению условий жизни на территории проживания – уборка мусора на улице, помощь людям, попавшим в беду и так далее;
  • Защита страны в случае военного вторжения со стороны других стран;
  • Борьба за демократию в своей стране.

Так и отрицательные:

  • Словесная «любовь» к своей стране/её административным единицам и обрядность. Сюда входят, например, гордость за достижения других людей или групп людей (так называемая «национальная гордость») или наклейка агитационных плакатов на машину;
  • Высказывания, отражающие интересы в первую очередь элит;
  • Враждебная реакция на критику своего правительства;
  • Участие в захватнических войнах и развязывание военных действий на территории других стран;
  • Разжигание вражды и ненависти между странами, презрение к дипломатическому решению конфликтов и международным компромиссам.

Однако весь смысл в том, что для положительных действий не нужен патриотизм. Они возможны и без патриотизма. Если мы хотим объяснить людям, что нужно помогать попавшим в беду – нам нужно объяснять, что нужно именно это, а не патриотизм. Патриотизм же – это амальгама, которая служит тому, чтобы протащить отрицательные ценности, прикрываясь положительными. Давайте не будем обманываться этой амальгамой и посмотрим, к чему приводит продвижение патриотизма в обществе и зачем он нужен.