Сказкотерапия в книгах джулии дональдсон

Сказкотерапевтические книги Джулии Дональдсон

Покупая книги для своего ребенка, многие мамы, понимающие важность влияния на ребенка поступающей информации, стараются выбрать хорошие и интересные произведения для детей о вечных ценностях: добре, любви, дружбе, взаимовыручке, храбрости, находчивости, мудрости, трудолюбии, жизнерадостности, вежливости и т.д. Тем более, что сейчас и так плоды чьего-то больного воображения и психики, разные мертвецы, зомби и скелеты в игрушечных гробах, все больше заполняют отделы детских игрушек, смотрят со страниц раскрасок, мультиков, детской одежды и т.д

Тем более, что сейчас и так плоды чьего-то больного воображения и психики, разные мертвецы, зомби и скелеты в игрушечных гробах, все больше заполняют отделы детских игрушек, смотрят со страниц раскрасок, мультиков, детской одежды и т.д.

Людям с более высоким уровнем развития и культуры, выросшим совсем на иных ценностях, хочется оградить от этого своих детей.

Поэтому при первом взгляде, например, на книгу о чудовище Груффало и на продолжение этой книги, они чаще всего не вызывают у взрослых желания купить их своему малышу. Как оказалось, зря. Хотя, на вкус и цвет…

В чем же причина такой популярности «Груффало» во всем мире, почему она издается миллионными тиражами, получила несколько наград, стала самой продаваемой книгой в Великобритании в 2000 году и там же по опросам в 2010 году занимала первое место среди самых любимых детских книг? По ней снят мультфильм, есть аудиокнига и несколько театральных постановок (информация из Википедии).

Детские страхи и способы их победить

Т.к. маленькие дети беспомощны и беззащитны, то страх смерти, физического уничтожения — один из главных подсознательных детских страхов. Этот страх — следствие инстинкта самосохранения. Ведь в дикой природе у маленьких и беззащитных большая вероятность погибнуть, став добычей хищника.

Поэтому самые ужасные чудовища в представлении детей имеют все признаки хищника: страшную пасть с большими клыками, когти и т.д. А такие персонажи, как Волк, Дракон, Баба Яга, если верить некоторым сказкам, страшны именно тем, что могут ребенка СЪЕСТЬ.

С помощью сказок можно помочь ребенку преодолеть этот страх, показать, что ситуации, в которых он может проявиться, не безнадежны, из таких ситуаций есть различные выходы.

Если ребенку нравятся страшные игрушки, монстры, хищные динозавры и т.д., он в сотый раз просит перечитать страшную сказку или рисует ужасных чудовищ, то таким образом ребенок пытается справиться со своим страхом, убедить себя, что страх можно победить (сказки), что не такой уж он страшный на самом деле, и его можно приручить, заставить слушаться (игрушки), уничтожить (рисунки).

Как только ребенок осознает и преодолеет этот страх, он больше не будет подсознательно чувствовать необходимость его проработки, и интерес к ужасам и чудовищам уступит место спокойному отношению к ним.

Эти же методы для борьбы со страхами используются психотерапевтами. Например, нарисовать свой страх, а затем порвать или сжечь его вместе с рисунком.

Но один из самый действенных психологических способов борьбы со страхом — высмеять его, сделать смешным, жалким, ничтожным. Как можно после этого его бояться?

Именно этот способ использует в своих книгах Джулия Дональдсон, и в этом, на мой взгляд, одна из причин такой популярности ее книг.

Страх потери мамы, который прорабатывается в книге «Хочу к маме!», также один из частых детских страхов, и также связанный с инстинктом самосохранения. Ведь мама для малыша — это все! Это гарантия его благополучия, безопасности и выживания. Поэтому у некоторых детей так силен страх остаться без мамы.

Личная жизнь

Личная жизнь писательницы счастливо сложилась еще в студенчестве. Будущий муж Малкольм Дональдсон жил за стеной в студенческом общежитии. Они вместе путешествовали, занимались творчеством. Студент-медик играл на гитаре, а Джулия пела, и они выступали дуэтом, успешно гастролируя по Европе. В 1972 году влюбленные поженились. Малкольм стал врачом, и пара часто переезжала, успев пожить в Брайтоне, Лионе, Бристоле и Глазго, где семейство в итоге плотно обосновалось и обитает по сей день.

У Дональдсонов родились трое сыновей — Хэмиш (1978), Алистер (1981) и Джесс (1987). Трагической страницей в биографии Джулии стал 2003 год, когда 25-летний старший сын, страдавший от психического расстройства, покончил жизнь самоубийством. Оставшиеся дети живут в Великобритании и подарили родителям четверых внуков.

Волонтерство

Дональдсон является покровителем ArtLink Central, благотворительной организации, которая помещает художников в неблагополучные сообщества, и Bookbug, программы, проводимой Шотландским книжным фондом и финансируемой правительством Шотландии , которая каждый день дарит детям от 0 до 5 лет в Шотландии более 500 000 книг. год, побуждая родителей делиться книгами со своими детьми с самого рождения. Кроме того, она является покровителем Storybook Dads , британской благотворительной организации, которая помогает заключенным отправлять записи их чтения на ночь своим детям, чтобы поддерживать связи с некоторыми из 200 000 детей, пострадавших от родительского заключения. Она также является покровителем кинотеатра «Савой» в Монмуте.

Детство и юность

Писательница родилась в северном районе Лондона Хэмпстеде в 1948 году. Родители Джеймс и Элизабет Шилдс вместе с дочерьми Джулией и Мэри жили в трехэтажном семейном доме, где нашлось место бабушке и дедушке, а также семье тети Беты, сестры отца.

Родители Джулии много работали: отец, выпускник Оксфорда, переводил, преподавал психиатрию при клинике и занимался генетическими исследованиями, мама строила карьеру в военной отрасли. Вечера они проводили в музыкальном клубе, где пели и играли на инструментах, и музыка прочно вошла в жизнь девочки. Ей хотелось успевать все: играть на фортепиано, петь в хоре, читать стихи, играть в школьных постановках и изучать иностранные языки.

Джулия Дональдсон и ее муж Малкольм

Владея немецким, французским и итальянским, девушка 1967 году поступила в Бристольский университет, по окончании которого получила диплом с отличием. Помимо языков, Шилдс занималась здесь драматическим искусством и вместе с товарищами-студентами организовывала спектакли и музыкальные выступления, с которыми молодые люди выходили на сцены баров и городские улицы.

В начале 1970-х Джулия устроилась работать в издательство Michael Joseph publishers, где продвинулась с позиции секретаря до младшего редактора, позднее перейдя работать на радио “Бристоль”. При этом театр и музыку женщина не оставляла, продолжая участвовать в постановках и писать песни. Ей удалось даже создать пару мюзиклов, которые шли в Лондоне и Бристоле.

Стихи, песни, сценки и сценарии для радиопередач вскоре стали для автора основным источником дохода. При этом она окончила колледж в Брайтоне, что позволило ей работать преподавателем английского. Позднее, уже будучи матерью трех детей, она продолжила педагогическую работу в школе в качестве волонтера.

Книги

Будучи драматургом на радио, Джулия загорелась идеей издать написанное в виде книги. Так в 1993 году появилась “Если в домике тесно”, оформленная немецким иллюстратором Акселем Шеффлером, первая работа с которым вылилась в плодотворное многолетнее сотрудничество.

Джулия Дональдсон и Аксель Шеффлер

В 1999 году библиография англичанки пополнилась сказкой “Груффало”, которая подарила восторженные отзывы, литературные премии и мировую славу. Добродушный монстр стал любимцем детей со всего света, и в 2009 году про него даже сняли мультфильм.

Другими популярными героями Дональдсон становятся дракон Зог, великан Джордж, кот Тимоти Скотт, Суперчервячок и другие забавные персонажи. Всего на счету писательницы десятки книг, среди которых не только сказки, но и пособия для чтения, учебники и пьесы для детского театра.

Если в домике тесно — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Если в домике тесно», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

В домишке за лесом старушка жила,

Был дом невелик и старушка мала.

На полке посуда, у печки дорожка, —

Не дом, а мечта! Только тесно немножко.

Ворчала старушка, ворчала — и вот

Она мудреца на подмогу зовёт.

— Есть верное средство, — сказал ей философ,

— Взять курицу в дом. Только чур, без вопросов!

Хохлатка яйцо на дорожке снесла

И с полки кувшин ненароком снесла.

Вскричала старушка:

— Вот странное средство!

С ума я сойду от такого соседства.

Не стало просторнее в доме ничуть!

Тут негде ступить! Даже негде чихнуть!

Ах, милый мудрец, я признаюсь вам честно:

Двоим в этом домике тесно.

Что ж, — молвил философ, — настала пора

Козу твою в дом привести со двора.

…Разбито яйцо, занавески объедены,

А козочка стол подгрызает обеденный.

— На помощь, спасите! — вскричала старушка,

У козочки блохи! Взбесилась несушка!

Тут негде приткнуться, тут негде вздохнуть,

Не стало просторнее в доме ничуть.

О где ты, мудрец?

Я скажу тебе честно:

Троим в этом домике тесно.

Возьми-ка теперь, — говорит ей философ, —

В свой домик свинью. И не нужно вопросов!

Хавронья наседку под стол загнала

И весь из кладовки запас сожрала.

Вскричала старушка:

— Не действует средство!

Я скоро помру от такого соседства.

Коза, и хохлатка, и даже свинья, —

Все скажут, тесней не бывало жилья.

Эй, слышишь, мудрец?

Говорю тебе честно:

Мы больше не можем. Нам тесно!

Философ сказал: — Где четыре, там пять,

Осталось лишь в домик корову загнать.

…Корова танцует, посуда побита,

На лбу у хавроньи синяк от копыта.

Корова мычит, а старушка ревёт.

— Трещит мой домишко и лопнет вот-вот!

Не вымести мусор, не вымесить тесто,

Не ахнуть, не охнуть, не двинуться с места-

Простите-прощайте!

Пришёл мне конец!

Стыдись, о жестокий мудрец!

— Так-так… А теперь, — усмехнулся философ,

Всех из дому — вон! И прошу без вопросов.

Хохлатке старушка открыла окно:

— Смотри-ка, дышать уже легче немно…

Апчхи! — А хавронье и козочке — дверь:

Намного просторнее в доме теперь.

И хоть нелегко было выгнать корову,

Ушла и она подобру-поздорову.

— Спасибо тебе, о премудрый старик!

И вправду мой домик не мал, а велик.

В нём вовсе не душно, в нём вовсе не тесно,

Одной в этом домике — просто чудесно!

Старушка ворчать перестала с тех пор,

В домишке у ней чистота и простор,

И в гости к весёлой и доброй старушке

Заходит философ на чай и ватрушки.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Примеры заданий по мультфильмам

До просмотра

Угадать по скриншоту о чем будет видео, описать героев. Например, кадр из мультфильма Highway rat. Учитель не сообщая название, показывает картинку и просит учащихся угадать кто изображен на ней, в каких отношениях персонажи и куда направляются.

  • Поработать над ключевой лексикой при помощи картинок. В рассказах автора прекрасные иллюстрации, которые можно использовать для ознакомления с лексикой до начала показа. Картинки из книг можно отсканировать, часть иллюстраций найдете на сайте.

    Во время просмотра

    Нажать на паузу и попросить предугадать, как поведет себя герой или что ответит: “What do you think the snail will do?”

Останавливать и задавать вопросы для обсуждения: “Does a cat look sad or happy? How does the witch feel when she sees the dragon?”

Останавливать видео и попросить учеников продолжить предложение. Например, в “Zog” учитель говорит фразу: “Now that you’ve been shown, you can practise …(on your own)”. Прекрасный пример пассивного залога и фразу ‘on your own’, которые легче запомнить в рифмованной форме.

После просмотра 

Провести викторину  who? what? where? Пример вопросов по ‘Room on the Broom’:

Who found the witch’s hat?

  1. a)  a cat  b) a dog  c) a bird
  • What did the witch lose after her hat?
  • a magic wand   b) a bow   c) a broom
  •  Дополнить историю. В рифмованном тексте “The Gruffalo’s child”, скопированном из интернета, убираем некоторые ключевые слова. Ученики заполняют пропуски. Нужную лексику можно подбирать не только по смыслу, а по рифме.

trail     night       cave      wood      bored      go     wind

One snowy ____ when the Gruffalo snored 

The Gruffalo’s child was feeling___

The Gruffalo’s Child was feeling brave 

 So she tiptoed out of the gruffalo___

 The snow fell fast and the___ blew wild

 Into the ___ went the Gruffalo’s child

Aha! Oho! A ____ in the snow!

Whose is this ___ and where does it ____? 

Подобрать рифмующиеся слова из мультфильма

Рифма помогает обратить внимание учеников на разнообразные звуки языка, произношение звукосочетаний, таким образом улучшая фонологическое восприятие и навык чтения. Пример упражнения с парами из “The snail and the whale’. 

Match the rhyming words:

snail                   splashed

see                     trail

sands                 free

crashed              waves

pale                    whale

caves                  lands

  • Пересказать историю или ее часть своими словами, используя визуальные подсказки, такие как иллюстрации к “Zog” в виде таблицы или картинки к “Room on the Broom”.

     Раскрасить героев, помочь им выбраться из лабиринта, найти пары. Пример задания по ‘Stick man’: Colour in Stick Man with his Stick family in the family tree. What’s your favourite family activity?

Home

Эти и другие задания для детей найдете здесь и здесь. 

С подростками обсудить смешные постеры по тематике анимационных мультфильмов и книг Дональдсон.

https://www.gruffalo.com/

Пусть ученики расширяют словарный запас и улучшают навыки аудирования вместе с замечательными анимационными фильмами по книгам Джулии Дональдсон.

Книги «Груффало» и «Дочурка Груффало»

Благодаря психотерапевтическому эффекту и другим ее достоинствам, для многих книга «Груффало» и ее продолжение — «Дочурка Груффало» — стали просто открытием.

«Груффало» — самая известная и популярная книга Джулии Дональдсон. Я покупала ее своему ребенку в воспитательных целях, т.к., во первых, находчивость и смекалка ценятся во все времена, а во вторых — не будет лишним напомнить ребенку об одной из основ безопасности: о том, что нельзя доверять чужим и незнакомым, слушаться их, идти с ними туда, куда они зовут.

Основой для сюжета книги про Груффало стала старая китайская сказка о девочке и тигре. Но для слова «тигр» Джулия не смогла подобрать рифму, поэтому ею и был придуман персонаж, имя которого случайно пришло ей в голову и легко рифмовалось с нужными строками стихотворения.

Сюжет книги «Груффало»

Маленький мышонок во время прогулки в лесу встречает лису, которая хочет его съесть и зовет к себе в нору. Но мышонок не растерялся и, чтобы напугать лису и избавиться от опасности, придумал страшное чудище Груффало.

Точно так же мышонок спасается от совы и змеи, которые тоже хотели его съесть. Однако неожиданно для мышонка оказывается, что выдуманный им Груффало все-таки существует…

Но мышонок нашел выход и из этой ситуации.

Дальше — о том, каким образом мышонок убедил чудище в том, что он — мышонок — самый страшный в лесу зверь.

Сюжет книги «Дочурка Груффало»

Страшный зверь Груффало в этот раз оказывается почти не ужасным и не чудовищным — он сам кого-то боится. А еще он заботливый и переживающий за свою семью папа — у него есть маленькая дочка, для которой он — самый родной и любимый.

Маленькая дочка Груффало не раз слышала от отца предупреждения о том, что ходить в соседний лес нельзя — там живет страшный зверь Мышонок.

Как известно, запретный плод сладок, и однажды любопытный ребенок — груффаленок, которому хочется приключений или тоже нужно проработать свой страх, несмотря на запреты отца, отправляется в соседний лес на поиски страшного зверя. По дороге встречает змею, сову и лису.

Можно предложить ребенку догадаться, с кем встретился груффаленок, по следам и частям тела этого животного. Например, он увидел чешуйчатый хвост и думает, не мышонок ли это. Чей это хвост?

Обязательно рассказать ребенку, что это — сказочный лес, а в настоящем лесу змеи зимой спят.

Потом груффаленок встречает и самого Мышонка, который оказался совсем маленьким и не страшным. Дальше в книге о том, каким образом мышонок опять проявил смекалку и находчивость и смог переубедить в этом дочку Груффало.

Предлагаю посмотреть другие обзоры книг для детей.

Юлия Валерьевна Шерстюк, https://moreidey.ru

Всего доброго! Если материалы сайта были Вам полезны, пожалуйста, поделитесь ссылкой на них в соцсетях — Вы очень поможете развитию сайта.
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.

Книга «Хочу к маме!»

Именно благодаря этой книге мы с дочкой познакомились с новым для нас обеих детским писателем — Джулией Дональдсон и художником Акселем Шеффлером. Из-за этой книги мы купили и другие книги этого автора. Читая книгу первый раз, смеялись с дочкой вместе.

Текст очень легкий, стихотворный, и его немного, а больших и ярких картинок — наоборот, много. Текст расположен прямо на картинках. Поэтому книга подойдет для малышей (примерно после года). Я купила ее дочке поздновато, в 6, но не жалею об этом, нам она понравилась.

С малышами и детьми постарше по этой книге можно еще и заниматься, придумывая вопросы по отдельным картинкам, на которых множество разных букашек, жучков, гусеничек, ящерок, змеек, цветов, или по всей книге.

Рисунки начинаются сразу, как только открываешь книгу «Хочу к маме!» — на фото ее форзац.

С детьми постарше при очередном чтении этой книги также можно поговорить о том, почему произошла такая ситуация, почему при описании чего-либо важно уметь выделять и точно описывать самые значимые и основные свойства этого предмета и т.д

Сюжет книги «Хочу к маме!»

Маленькая обезьянка потеряла маму. Мотылек хочет помочь ей найти ее маму, но не знает, как она выглядит. И ведет маленькую мартышку к животному, подходящему по ее описанию.

Предлагаю прочитать отрывок.

После каждого штриха портрета мамы этой обезьянки можно вместе с детками постарше попытаться угадать, к кому мотылек ее поведет.

Каких больших животных ребенок знает? Конечно, первыми вспоминаются слоны. Вот и в книге маленькая мартышка неожиданно обнаружила, что мотылек привел ее не к маме, как она думала, а к животному, больше подходящему по ее описанию — к слону!

И мотылек отвел ее к змее. А потом водил еще к пауку, попугаю, лягушке, летучей мыши и снова к слону. И тогда обезьянка сказала, что все эти звери и птицы совсем на нее не похожи, а мотылек догадался:

И ведет обезьянку к тому, с кем она похожа — к… ПАПЕ! И вместе с папой они идут домой, к маме.

Награды, награды и приз

Она была назначена членом Ордена Британской Империи (MBE) в 2011 году по случаю Дня Рождения за заслуги перед литературой. Она была назначена командиром Ордена Британской империи (CBE) в новогодних почестях 2019 года .

Она была удостоена почетных докторских степеней Бристольского университета в 2011 году и Университета Глазго в 2012 году.

  • Книжная премия Nestle Smarties 1999 года (золотая награда): The Gruffalo
  • Лучшая книга для чтения вслух: Голубой Питер ( 2000) : Gruffalo
  • 2001 г., премия Experian Big Three: The Gruffalo
  • 2002 Spoken Book Awards, Детское аудио года: Gruffalo
  • Книжная премия Шеффилда 2002 года: комната на метле
  • 2002 Шотландская детская книжная премия: комната на метле
  • Книжная премия Стокпорта 2002 года: комната на метле
  • Книжная премия библиотек Норфолка 2003 года: комната на метле
  • Лучшая книга для чтения вслух: Голубой Питер (2003): Комната на метле
  • Золотой приз 2003 Speken Book Awards для детей 6 лет и младше: Комната на метле
  • Серебряный приз Speken Book Awards 2003 для детей 6 лет и младше: Monkey Puzzle
  • Детская книжная премия Red House 2003 : Самый умный гигант в городе
  • Детская книжная премия Шеффилда, 2003: Самый умный гигант в городе
  • 2004 Портсмутская книжная премия: самый умный гигант в городе
  • Лучшая книга для чтения вслух: самый умный гигант в городе, 2004 г.
  • Золотой приз 2004 Spoken Book Awards для детей 6 лет и младше: Самый умный гигант в городе
  • 2004 Book Trust Early Years Award: Улитка и кит
  • 2005 Книжная премия Ноттингема: Самый умный гигант в городе
  • Лучшая книга для чтения вслух: Улитка и кит, 2005 г.
  • 2005 г. Золотая награда Speken Book Awards за аудио для 6 лет и младше: Улитка и кит
  • 2005 British Book Awards : Дитя Груффало
  • Премия Живерни 2007: Улитка и кит
  • Книжные награды NASEN 2009: Бег по трещинам
  • 2010 Galaxy Book Awards: Zog
  • Книжная премия Стокпорта 2011 года: что слышала Божья коровка
  • Шотландская детская книжная премия 2011 года: что слышала Божья коровка
  • 2011 Stockport Book Awards: Тролль
  • Оксфордширская книжная премия 2011 года: Zog
  • 2012 Stockport Book Awards: Джек и Flumflum Tree
  • 2012 Oldham Book Awards: Джек и Flumflum Tree

Личная жизнь

В возрасте 30 лет ей поставили диагноз потери слуха «от укуса печенья», в результате которого в середине звукового диапазона остается дыра в форме укуса, из-за чего ей трудно слышать речь и музыку, и ей помогает читать по губам.

Малькольм Дональдсон, муж Джулии, педиатр- консультант на пенсии . Пара ранее проживала в Берсдене , Восточный Данбартоншир, а в 2014 году переехала в Стейнинг , Западный Суссекс . У них было трое сыновей, старший из которых, Хэмиш, страдал шизоаффективным расстройством и покончил с собой в 2003 году в возрасте 25 лет. Она считает, что он вдохновил некоторые из ее творческих работ. Другие их сыновья Аластер, который является профессором в Языки программирования в Imperial College London и Джерри. Аластер и Крис, его жена, со своими детьми, Поппи и Феликсом, иногда присоединяются к Джулии на ее представлениях для детей.