Гиперопёка как причина детской психологической травмы

К чему приводит: последствия

Чем опасна гиперопека, как тип воспитания детей? Очень часто гиперопека матери пагубна для ребенка, тормозит его развитие.

Гиперпротекция приводит к тому, что способность самостоятельно решать возникающие проблемы просто атрофируется.

Объект чрезмерной заботы настолько привыкает, что за него всегда делают выбор другие &#171,поставщики комфорта&#187,, что уже не может принимать решения и анализировать ситуацию.

Помимо несамостоятельности, гипертпротекция провоцирует и другие искажения развития. Мать ограждает ребенка от физической активности и спорта, опасаясь травм. В итоге малыш проводит детство за компьютером, зарабатывая сколиоз и лишний вес.

Также родители жалеют утомившегося в школе ребенка, решая за него задачи по математике и вслух читая произведения ля пересказа.

В результате малыш считает и читает хуже всех в классе.

А взрослые при этом упорно твердят о том, что другие дети просто ничем другим похвастаться не могут, или учителя к ним неоправданно добры/жалеют. Т.е. у школьника формируется еще и завышенное представление о собственной персоне.

Противоположная ситуация , это завышенные требования к ребенку и стремление превратить его в идеального и покладистого малыша. Перфекционизм родителей оказывают разрушающее воздействие на эмоциональное здоровье ребенка.

Так девочек, не имеющих таланта к танцам, отдают в балетные школы. Естественно родители предъявляют к ним завышенные требование, но малышки ввиду своих физических данных не могут соответствовать. Отсюда давление, манипуляции, постоянный стресс, переработки и проблемы со здоровьем.

Осложнения

Осложнения начинают проявлять себя преимущественно в подростковом и зрелом возрасте в виде аффективных расстройств, неврозов, проблем с социальной адаптацией, неспособностью налаживать отношения с окружающими, несамостоятельностью, неуверенностью и уклонению от выбора.

На более поздних этапах развития личности у подростка формируется истероидный тип характера, который приводит к протесту, скандалам, попыткам сбежать из дома и т.д.

Коррекция школьной дезадаптации

Каждый случай требует индивидуального решения. В любом случае проблему можно решить только совместными действиями психолога, учителя и родителей. 

Прежде всего, ребёнок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист выяснит причины дезадаптации, оценит психофизическое состояние школьника и примет соответствующие меры. 

Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.

Но любые психолого-педагогические меры будут неэффективны без участия родителей

Важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, проявлять участие, подбадривать его и хвалить за успехи. . Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми

Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем

Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем.

Постарайтесь найти общее увлечение для всей семьи, которое поможет ребёнку абстрагироваться от школьных неприятностей и с удовольствием проводить время с близкими. 

Если отношения с учителями или одноклассниками никак не складываются — стоит сменить школу или форму обучения. Например, попробовать учиться онлайн. 

Запугивание

Ребенок испытывает в результате тревоги матери, но он не может обнаружить данную взаимосвязь, и легко переносит угрозу на реальные или воображаемые объекты. Поэтому тревожного ребенка легко запугать.

    К сожалению, бывает,
    Что милицией пугают
    Непослушных малышей.
    Как родителям не стыдно?
    Это глупо и обидно!
    И, когда я слышу это,
    Я краснею до ушей…
     
       “Дядя Стёпа  – милиционер”. Сергей Михалков

Тревожная мать решает проблему безопасности своего ребенка, пугая его полицейским, чужой женщиной, бабайкой и т.д. Для тревожной матери ее малыш – всегда непослушный малыш, доставляющий ей неудобство и тревогу. Тревожный ребенок верит матери и боится. Спектр его расширяется и, как следствие, растет .

Причины дезадаптации ребёнка в школе

Дезадаптация может возникнуть в любые переходные периоды: при поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю, смене школы или учителя, на фоне проблем в семье и школьных конфликтов или во время полового созревания.  

Обычно к дезадаптации приводят сразу несколько причин. Вот лишь некоторые из возможных:

Мало информации. Ребёнок не представляет, что ждёт его в будущем, и теряется, когда оно наступает.
‍Педагогическая запущенность

Если у ребёнка недостаточно развиты внимание, память и интеллект, ему сложно сориентироваться в новых условиях.
‍Пробелы в знаниях. Если школьник долго не посещал школу и пропустил несколько важных тем, вернуться в привычный ритм будет трудно

‍Индивидуальные особенности психики. Гипервозбудимость, излишняя впечатлительность, фобии — всё это препятствует адаптации в школе.
‍Недостаток внимания. Если дома ребёнок предоставлен сам себе, он не учится контролировать поведение и не может подстроиться под школьные правила.
‍Гиперопека, напротив, купирует волю ребёнка — он не может принимать самостоятельные решения, которых требует школьная жизнь.
‍Перфекционизм. Попытки соответствовать завышенным ожиданиям взрослых приводят ребёнка к эмоциональному выгоранию и, как следствие, дезадаптации.

<<Блок перелинковки>>

Последствия гиперопеки и общественное мнение

Главное последствие гиперопеки – передача чувства постоянной тревоги детям, чье психологическое развитие еще не способно отделить реальную опасность от мнимой. Постоянное беспокойство родителей передается ребенку, что порождает неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, избегание рисков и ответственности. В статье для журнала для The Reason Ленор Шекази и Джонатан Хадит, основатели некоммерческой организации по борьбе с гиперопекой, говорят о том, что постоянная опека отнимает у детей время на «разгильдяйство», то есть время, когда они предоставлены сами выбирать чем себя занять, а значит, и сами несут ответственность за свои поступки.

Исследователи отмечают, что дети, выросшие в обстановке гиперопеки, относятся даже к самым обычным делам, таким как поиск работы, как к вселенской катастрофе, а общество воспринимают как страшную угрозу. Зачастую такие дети не имеют представления об окружающем мире, потому что их не допускали к его изучению из-за мнимых угроз.

Отсутствие самостоятельности – еще одно пагубное последствие гиперопеки. Психиатр Михаэль Винтерхуф рассказал немецкой газете Süddeutsche Zeitung о том, что дети, находившиеся под гиперопекой, во взрослой жизни часто не могут найти работу. Специалист говорит, что многие просто не приходят на уже назначенное собеседование, так как не в состоянии подготовиться, встать вовремя и принять ряд других решений – ведь уже выросшие дети все еще привыкли перекладывать ответственность на родителей.

Но даже те дети, кто смог осознать последствия гиперопеки, сталкиваются с негативной реакцией общества.

В том, что гиперопека – явление массовое, может убедиться, пожалуй, каждый из нас. Мы помним недавнюю историю о том, как пенсионерка в Екатеринбурге оттаскала за волосы 14-летнюю школьницу за желание открыть окно в жару. Про боязнь сквозняков, которая тоже является следствием гиперопеки, можно было бы написать отдельную статью. Достаточно привести слова журналиста Анастасии Мироновой, которая назвала боязнь сквозняков «нашей национальной чертой».

В личной беседе и на множестве форумов вы наверняка встречали рассказы о том, как родители или бабушки-дедушки провожали и встречали своих отпрысков из школы, не пускали гулять дальше своего двора, не разрешали пойти на дискотеку, дружить с интересными людьми, навязывали выбор профессии, потому что всегда лучше детей знали, что им нужно.

Также вы вполне возможно знаете истории о том, как уже выросшие дети, в попытках сбежать от родительского гнета, переезжают в другие города и страны, и тем не менее даже оттуда вынуждены отстаивать свое право на принятие решений и самостоятельную жизнь. Или же дети так и не находят в себе сил для возражения, оставаясь под крылом родителей всю сознательную жизнь.

И, конечно же, вы знакомы с часто встречаемым мнением о том, что всем нужно сначала самим родить ребенка, чтобы кого-либо винить; о том, что по достижении восемнадцати лет каждый может сесть в поезд и уехать жить своей жизнью куда угодно, если ему что-то не нравится, и вообще, вокруг развелось слишком много обиженных на мам, бабушек и мужей, а у самих рыльце в пушку.

Очевидно, что сегодня робкие попытки детей справиться с последствиями гиперопеки, как правило, сталкиваются с волной осуждения и непонимания в обществе. Многие все еще считают проблему надуманной, а ответственность перекладывают на самих детей. Говоря о проблеме гиперопеки, мы поможем тем, кто сталкивался с ней, осознать ее последствия и найти свой путь в жизни. Мы поможем таким, как я.

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни. Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.

Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания. Какой бы из вышеперечисленных стилей вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.

Что дальше?

Иногда после разговора с родителями они всё равно продолжают делать то, что вас злит. Вроде вы уже прямо сказали, что вас бесит, а они продолжают заходить в комнату без стука, названивать и давать советы, как построить личную жизнь. Наберитесь терпения и продолжите настаивать на своём. 

Используйте технику «заезженной пластинки»

Проявите настойчивость: повторяйте раз за разом своё чётко сформулированное требование и не вступайте в дискуссию с родителями. Говорите спокойным и твёрдым голосом, без раздражения и язвительности.

Вовина мама даже после просьбы сына не перестала заходить в комнату без стука. Вслед за джинсами последовала любимая толстовка. Он повторяет маме, что ему не нравится. Мама начинает дискутировать: 

– Ты там что-то скрываешь? 

– Мам, я понимаю, что ты хочешь помочь. Но моя комната — это моё личное пространство. Я тебя люблю, но, пожалуйста, стучись.

– Вообще-то это квартира принадлежит мне и твоему отцу.

– Я это понимаю. Я благодарен, что вы смогли выделить для меня отдельную комнату, это большая забота. Но, пожалуйста, стучись, когда заходишь ко мне.

– Это я в своём собственном доме должна стучаться?

– Мне будет комфортно, если ты будешь заходить в мою комнату со стуком.

У мамы с Вовой всё продвигается медленно: она всё ещё прибирается в его комнате без ведома сына и упрекает Вову за то, что не может быть хозяйкой в своём доме. Зато мама теперь стучит, прежде чем зайти, и больше не выкидывает вещи.

Олег тоже поговорил с родителями, и они стали реже предлагать поменять работу. Но не перестали делать это полностью. У Олега очень тревожные родители, и их тревога его бесит. Он хочет их успокоить, но не понимает, как это сделать. У Олега копится раздражение, в последнее время он срывается на маму и папу из-за любой мелочи. Его стали злить не только разговоры о карьере: теперь он грубит, если мама поправляет воротник у рубашки, а папа советует купить такую же дрель, как у него. 

Олег понимает, что глобально в отношениях с мамой и папой у него всё хорошо: просто сейчас он обозначает свои границы, поэтому стало тяжелее общаться. Олег пошёл к психологу: хочет поговорить со специалистом о том, что его беспокоит. Он любит родителей и надеется, что с помощью терапии сможет разобраться в своих чувствах и больше не будет срываться на маму и папу.

Благодарим психолога и гештальт-терапевта Белову Елену за профессиональные рекомендации, которые описаны в этой статье.

Садистичное Супер-Эго

Тревожная мать предпочитает все запрещать своему ребенку, чтобы его поведение не вызывало у нее тревоги. Психоаналитик Рене Шпиц считает, что запретительные жесты очень рано понимаются ребенком, и связывает это с эффектом Зейгарник.

 – советский психолог, открывшая феномен, который заключается в том, что незавершенное действие фиксируется в памяти. Если, например, дать детям выполнять задания, а потом прервать их деятельность – то запомнится именно то задание, которое не было закончено. Такая связана со стрессом – в памяти фиксируются, прежде всего, именно негативные переживания. Это бессознательная стратегия выживания. С этим связано известное высказывание, что надо завершать гештальт.

Мать для ребенка является объектом любви и привязанности (либидинальным объектом, как говорят в психоанализе). Ее поведение очень значимо для ребенка, он со всем, что она делает. Когда мать запрещает что-то ребенку, ребенок фрустрируется – испытывает сильное эмоциональное переживание, связанное с запретом удовлетворения желания, к которому он стремился. На фоне сильных эмоциональных переживаний происходит запечатление в памяти, которое и называется эффектом Зейгарник. Как выразился психоаналитик Гарри Салливан, запрещающие жесты и интонации матери отшелушиваются, инкорпорируются (поглощаются), и становятся частью мировоззрения ребенка, формируя раннее жесткое , которое в психоанализе еще называют садистичным Супер-Эго. Теперь ребенок боится что-либо сделать, уже не потому, что это запрещает мать, а потому что этот запрет существует в нем самом.

Тревожная мать, по сути, становится тираном. Запреты матери формируют внутренние запреты у ребенка, порождая тревогу и тормозя развитие. Малыш становится послушным – а, по сути, трусливым. Один мой пациент очень четко выразил формулу последствия такого отношения тревожной матери к ребенку: «Она боялась, как бы чего не вышло – вот ничего из меня и не вышло».

Стили воспитания: гиперопека как потворство или доминирование

Гиперопека над ребенком — это не просто каприз или прихоть родителя. Это психологическое проявление, при котором желательно обратиться за помощью к специалисту. Прежде всего потому, что сами родители вряд ли считают особенности своей заботы о ребенке чем-то «неправильным».

С точки зрения психологии, для проявлений гиперопеки характерны две крайности. Первая — вседозволенность, которую специалисты назвали потворствующей гиперопекой в семье. Потворствующие родители разрешают ребенку практически все. Но при этом взрослые не только всегда готовы оправдывать действия ребенка, но также отказываются от собственных потребностей в угоду малышу. Здесь происходит психологическая подмена понятий, когда под лозунгом «Все лучшее — для ребенка!» подразумевается не готовность родителя прийти на помощь, а исполнение всех приказов маленького «царя». В потворствующей семье не прививают эмпатию и сопереживание другим людям. И, разумеется, здесь даже мысли не допускают о наказания за «шалости». «Падишах» растет в атмосфере бурных аплодисментов и восхищения его «талантами, красотой и умом». Исключительность «объекта» подчеркивается буквально на каждом шагу, а о жизненных неурядицах он даже не подозревает, ведь родители делают все, чтобы «защитить любимого». Неудивительно, что ребенок становится зависим от подобного «наркотика» и со временем у него растет желание получать больше и больше. Кроме того, периодические «вылазки» «доморощенного царя» в реальную жизнь доставляют родителям массу неприятностей, а самому «монарху» — нервные потрясения и истерики. Привыкнув постоянно находиться в центре внимания и восхищения, подросший ребенок стремится поддержать это состояние в любом месте и любым способом — вплоть до попыток суицида, если ему в чем-то отказывают.

Другую крайность проявления гиперопеки специалисты именуют доминирующей. Здесь родители с рождения приучают малыша «не делать»: «Не трогай», «Не стой», «Не ходи» и т. д. Параллельно с запретами работает неусыпный контроль за каждым движением чада, переходящий в тотальную слежку. Ребенка обязуют отчитываться за каждый «вздох», а уж за поручения, данные родителями — особенно. Любые проявления самостоятельности пресекаются на корню: «Даже не пытайся, пока не вырос», «Все равно у тебя ничего не выйдет», «Не сможешь ты так сделать». Если ребенок все же «посмел» совершить попытку и ошибся, его наказывают: «Ведь тебя предупреждали, чтобы ты этого не делал. Не послушался — значит, опять без игр останешься». Здесь происходит та же подмена понятий, только под иным лозунгом: «Безопасность ребенка — превыше всего». Стоит ли удивляться тому, что подобный «контроль за безопасностью» превращает маленького человека в «запуганное животное», которое страдает от зависимостей и необъяснимых страхов.

Потворствующая гиперопека

При такой модели воспитания ребенок становится в своей семье настоящим кумиром
. Окружающие с самого детства внушают ему, что он – самый лучший, самый талантливый и самый замечательный. На первый взгляд, ребенок-кумир не ограничен в своей свободе, но в реальности развиваются и поощряются только те формы активности, за которые малыш получит родительскую похвалу. Эти дети характеризуются завышенным уровнем притязаний и привыкли быть в центре всеобщего внимания. Последствия такой родительской тактики могут быть плачевными – в детском коллективе малыш не встречает аналогичного уровня восхищения, и его взаимоотношения со сверстниками складываются плохо.

Потворствующая гиперпротекция может формировать такие черты личности как эгоизм, эгоцентризм личности. Ребенок, которым чрезмерно восхищались в семье, стремится к славе и успеху, порой, не имея для этого соответствующих качеств. Такой человек тяжело переживает малейшую неудачу. Особенно труден для таких детей подростковый возраст. Дети, растущие в атмосфере потворствующей гиперопеки, подвержены риску развития психических расстройств таких, как депрессия, панические атаки, фобии и др

Эти дети могут совершать суицидальные попытки, чтобы обратить на себя внимание, но к сожалению, эти попытки могут привести к смерти

Как распознать гиперопеку или основные признаки

Многие родители и не замечают, насколько много заботы и контроля постоянно испытывает ребенок. Психологи объясняют такое поведение взрослых разными причинами, начиная с синдрома «идеальных родителей» и заканчивая личными душевными травмами. В любом случае папа или мама должны понимать, что на них лежит ответственность не только за обеспечение правильного воспитания, безопасности ребенка, но и за его будущее. Именно на основании «вложенного» в детстве человек строит свою взрослую жизнь.

Специалисты выделяют ряд признаков, свидетельствующих о гиперопеке. Из основных или распространенных можно отметить:

  1. Запреты, активные действия, направленные на предупреждение различного рода последствий, в том числе, по мнению взрослых, негативных. Это наиболее выраженный признак гиперопеки, так как распространяется практически на всю деятельность ребенка. Это касается любого возраста. Например, малыш тянется за игрушкой, мама достает ее сама, хотя она в доступном месте, то есть крохе, не надо рисковать своим здоровьем, чтобы ее достать, а нужно только приложить усилия, смекалку и немного потрудиться. Школьнику не хочет выполнять задание, но, чтобы он не получил плохую оценку или нарекание от учителя, что его расстроит, взрослые выполняют работу за него. Таких примеров можно привести множество, их суть состоит в том, что дошкольнику или подростку не дают на практике ощутить «тяготы» жизни, хотя именно через них у человека приобретается опыт, формируются черты характера, необходимые для достижения поставленных целей.
  2. Отсутствие доверия. Научится доверять сыну или дочери для некоторых является сложным умением, которое не развивается даже со временем, когда ребенок достигает подросткового периода, взрослеет. Естественно, что беспрекословно верить чаду и абсолютно не проверять его деятельность не нужно, но, например, не звонить каждые полчаса, спрашивая, где и с кем ребенок, или тщательно перепроверять сделанную работу, поручение, также не нужно. Такое проявление гиперопеки может спровоцировать дополнительную ложь, неуверенность в себе у дошкольника или подростка.
  3. Контроль интересов, увлечений, круга общения. Является неотъемлемой частью гиперопеки, что только ухудшает взаимоотношение между ребенком и взрослым. Тотальный контроль приводит к развитию комплексов, а также к ряду поведенческих особенностей, относящихся к слабостям характера.
  4. Мнение ребенка второстепенно, все решают только родители. Давать высказать свое мнение, по возможности учесть его – это правильная тактика родителей, естественно, при условии относительно верного хода мысли ребенка.
  5. Неумение отказывать, настаивать на своем. Даже малыши уже умеют манипулировать и чем старше они становятся, тем более совершенными становятся их навыки. Некоторые вещи детям делать просто не хочется или неприятно, они настоятельно предлагают делать это взрослым. Желание лишний раз не портить настроение ребенку, предотвратить истерики приводит к тому, что мама или папа начинают выполнять действия, которые должны входить в обязанности чада. Например, подстригают ногти ребенку старше 10-12 лет, обслуживают после посещения туалета и так далее. С первого взгляда это «мелочи», но в том числе из-за них ребенок становится избалованным, неприспособленным.
  6. Отсутствие выдержки, легче взять на себя, чем дождаться пока это сделает ребенок. Такое поведение родителей отмечается в период воспитания дошкольника, а потом может и переходить к более взрослому ребенку.

Каждый из перечисленных признаков является проявлением гиперопеки, может отличаться по степени выраженности. Чем она больше, тем серьезнее могут быть последствия для сына или дочери, которые отразятся уже во взрослой жизни.

Что такое гиперопека?

Гиперопека – это чрезмерное желание родителей оберегать своих детей от любых возможных опасностей (чаще всего мнимых), стремление привязать к себе ребенка эмоционально и физически, заставить его поступать не так, как он хочет сам, а так, как правильно и безопасно, по мнению родителя.

Термин гиперопека чаще всего используется в психологии, как упрощенный аналог термина «гиперпротекция» и означает чрезмерную заботу о ком-либо.

Такая стратегия воспитания с самого детства не позволяет ребенку делать свой собственный выбор. Он вынужден жить в соответствии с чужими решениями, сделанными за него, которые выставляются как самые правильные и истинно верные. В итоге ребенок не способен справляться трудностями и проблемами, так как попросту не умеет этого делать, ведь всю жизнь родители все решали за него. Гиперопека чревата развитием у ребенка «выученной беспомощности» – это состояние, при котором даже небольшие препятствия и трудности кажутся ему непреодолимыми.

Причины гиперопеки

В большинстве случаев сами родители не осознают, что проявляют гиперопеку по отношению к своему ребенку, которому может быть всего несколько лет или несколько десятилетий от роду. 

Среди факторов, вследствие которых формируется чрезмерная опека, стремление к гиперпротекции, такие:

повышенная тревожность, мнительность — мать или отец постоянно испытывает предчувствие беды, надвигающейся опасности, обладает богатым воображением, представляет сцены болезней, падений, аварий;

перфекционизм — желание выглядеть идеальной матерью или отцом, воспитать ребенка самым умным, красивым, здоровым реализуется через жесткий контроль его поведения, ограничение самостоятельности;

стремление к самореализации — сильные положительные черты родителя, у которого нет возможности проявить себя в карьере, в личной жизни реализуются через повышенное внимание и контроль по отношению к ребенку;

чувство вины — по каким-либо причинам родитель ощущает враждебность по отношению к ребенку, испытывает неудовлетворенность, разочарование. Такие неприемлемые Фчувства создают почву для чувства вины и негативных переживаний, интенсивность котлорых снижается при гиперопекающем поведении;

неспособность к адаптации — взросление ребенка может сопровождаться бессознательным желанием со стороны родителей не замечать этого процесса

Они проявляют такую же заботу о сыне или дочери, как о маленьком.

Еще одной причиной формирования гиперопекающего проведения со стороны родителей может стать нехватка любви в детстве. Проявляя чрезмерную заботу о своих детях, недолюбленные родители компенсируют свой дефицит. У них формируется обостренная зависимость, привязанность и любовь к своему малышу.

Другие новости раздела

24 сентября 2021, 11:59     
 85

«Крутой спич»
Тренер по публичным выступлениям расскажет, как упражнять память и мозг перед выступлениями.

24 сентября 2021, 11:27     
 272

В Улан-Удэ более тысячи детей получили путевки в детсады
Как узнать, получил ли ребенок направление – далее.

24 сентября 2021, 10:58     
 579

Мокрый снег и усиление ветра: В выходные Бурятию накроет непогода
В столице впервые этой осенью прогнозируют минусовые температуры.

Смотреть еще

Актуально

22 сентября, 18:00     

 4 891

Несколько районов Бурятии накрыло снегом (ФОТО, ВИДЕО)

21 сентября, 15:34     

 8 295

Верховный суд Бурятии вынес решение по делу Баира Жамбалова

21 сентября, 15:28     

 1 978

В Бурятии вновь заработают детские развлекательные зоны

21 сентября, 14:51     

 4 744

В Улан-Удэ температура воздуха побила 90-летний рекорд

Свежие новости

24 сентября, 12:09      89
В Улан-Удэ пострадал очередной фонарный столб
В результате ДТП повалили опору фонаря.

24 сентября, 11:59      85
«Крутой спич»
Тренер по публичным выступлениям расскажет, как упражнять память и мозг перед выступлениями.

24 сентября, 11:27      273
В Улан-Удэ более тысячи детей получили путевки в детсады
Как узнать, получил ли ребенок направление – далее.

24 сентября, 11:16      223
Борица из Бурятии примет участие на чемпионате мира
Турнир пройдет с 1 по 10 октября в Норвегии.

24 сентября, 10:32      431
Психолог рассказал, что делать, если ребенок потерял интерес к жизни
И как распознать суицидальные наклонности.

24 сентября, 10:07      580
В Бурятии за сутки выявили 93 заразившихся коронавирусом
Скончались два пациента.

24 сентября, 09:44      478
Житель Бурятии дважды обчистил приятеля, приютившего его в своем доме
Инцидент произошел в Тарбагатайском районе.

24 сентября, 09:42      166
«Этот день»
Какие интересные исторические события произошли 24 сентября?

24 сентября, 09:30      687
Улан-удэнка отсудила у фирмы более 200 тысяч за некачественный ремонт
Работа горе-мастеров оставляла желать лучшего.

24 сентября, 09:15      1 583
В Бурятии девушка вонзила нож в голову отчима
Семейная ссора обернулась поножовщиной в Кижингинском районе.

24 сентября, 06:00      480
В Бурятии немного потеплеет
По республике местами пройдут дожди.

23 сентября, 21:40      539
В Улан-Удэ подростки попробовали свои силы в Школе выживания
Как справились с трудностями «ацтеки», «инки» и «ирокезы» — далее.

Как избавиться: советы психологов

Коррекция гиперпротекции должна начинаться с родителей.

Для этого применяют несколько действенных методов:

Консультация психолога (родителям рассказывают о типах воспитания и о том, как каждый из этих типов отражается на ребенке и его развитии).
Когнитивно-поведенческая терапия (специалист работает с родителями, устраняя неуверенность, тревожность, негативные установки и прочие состояния, провоцирующие повышенное внимание и заботу в адрес ребенка).

Семейная терапия (специалист «,выводит», ребенка и родителей за рамки привычной модели взаимодействия с помощью различных тренингов, упражнений и техник, чтобы выработать новую стратегию отношений).

Очень важно чтобы родитель осознал проблему и был готов работать с ней. В противном случае коррекция гиперопеки будет неэффективна и единственным действенным методом борьбы с навязчивой заботой станет создание барьера между ребенком и мамой/папой

А это возможно только в том случае, если дети уже выросли и имеют возможность оградиться от постоянного внимания родственников.

Гиперопека , это всегда болезненная форма любви. Даже если она прикрыта благими намерениями, действие ее несет разрушительные последствия

Поэтому важно дать ребенку возможность получить необходимый жизненный опыт, совершать ошибки и принимать сложные решения

Последствия гиперопеки в детстве:

Тревожная любовь

Поначалу материнская забота для малыша — гарантия безопасности. Мама рядом — значит, все в порядке, взяла на руки и прижала к груди — ощущение счастья и покоя. Однако новорожденным ребенок остается не на всю жизнь — он растет, развивается, интересуется миром, хочет исследовать его с минимумом контроля. И тут некоторые родители начинают впадать в крайность, продолжая чрезмерно заботиться о ребенке, не давая ему сделать ни одного безнадзорного шага. Такой тотальный контроль называют гиперопекой ребенка: когда самостоятельность малыша ограничена до минимума, а родительская забота превращается в тиранию.

Почему это происходит? Стрессовое состояние, спровоцированное гормональным всплеском после родов, наводят на молодую маму тревожное состояние и страхи, которые, кстати, регулярно подогреваются в СМИ. Женщине начинает казаться, что ребенку постоянно угрожает опасность, даже если с ним все в порядке.

Примерно через два месяца такое навязчивое состояние сходит на нет и мама начинает чувствовать себя более уверенно. Если же страхи не уходят, а продолжают терзать материнское сердце в удвоенном режиме, значит, женщине необходима помощь: ведь чем больше родители опекают ребенка — тем больше опасений это порождает. К тому же связь матери с малышом очень сильна, и он ощущает практически те же эмоции — страх, беспокойство, тревогу.

В воспитании детей гиперопека начинается с «не ходи на горку — упадешь, сломаешь руку и попадешь в больницу», «в бассейн тебе нельзя — утонешь». Но подобное состояние может длиться годами, ведь гиперопекающие родители не обращают внимания на возраст, продолжая «нависать» над школьником и подростком: «Не ходи здесь — скользко, ты упадешь», «Я сама нарежу хлеб, ты порежешься», «Не трогай спички, ты неуклюжий, всю квартиру сожжешь». Как правило, все эти характеристики к ребенку не имеют не малейшего отношения, являясь в полной мере психологическими проблемами родителей. Именно так — с лучшими побуждениями и исключительно из любви мамы и папы делают своих детей неуверенными, слабыми, закомплексованными.

На самом деле, родительская гиперопека не имеет отношения к любви, а всего лишь под нее маскируется. В чем же тогда разница? Ее определить просто: в любви всегда есть доверие и уважение, в гиперопеке — контроль, недоверие, требование подчиниться родительской воле, попытка переделать ребенка «под себя». Правда, есть и другая крайность — полная вседозволенность. И хотя она выглядит мягче («Не надо тебе трогать нож, дорогой, я сама, не мужское это дело — салат резать»), но в результате приводит к тем же плачевным последствиям.

Как правило, от гиперопеки взрослых страдают дети одиноких и неудовлетворенных жизнью родителей: таким мамам и папам не хватает любви и уверенности, которые они мечтают получить от ребенка, «вложив» в него максимум «заботы».