Учим ребёнка играть самостоятельно

10 советов, как приучить ребенка играть самостоятельно

Выпуск 13

Как научить ребенка играть
самостоятельно

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Один из самых популярных вопросов
родительских форумов и сообществ “Как сделать, чтобы ребенок хотя бы недолго
занимал себя сам?”. При этом речь, обычно, идет о малыше от полугода до 2-3
лет.Проще всего, запастись терпением и
не торопить события. И все-таки, что-то можно делать

  1. Если вашему крохе еще нет и года, не стоит ожидать
    от него умения играть самостоятельно. Поймите и примите, что сейчас вы
    нужны ребенку и купите беби-слинг или детский шезлонг.
  1. Приобщайте ребенка к своим занятиям. Не
    отказывайтесь от собственных дел, пусть лучше малыш участвует в стирке,
    уборке, приготовлении пищи. Наблюдение за различными делами даст ребенку
    огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас поварешку
    или губку для мытья посуды, и отправится на собственные хозяйственные
    работы.
  1. Бывает, отсылаешь ребенка в детскую, а он все
    приходит, и мешается под рукой и виснет на вас. Нужно понять, что тут
    потребность не в игре, а в маме. Обеспечьте крохе несколько часов
    полноценного общения и безраздельного внимания. И тогда ему легче будет
    перенести недолгое одиночество. Не забывайте и о том, что ребенок очень
    хорошо чувствует, когда от него хотят избавиться, и всеми силами старается
    этого не допустить.
  1. Вспомните, когда малыш забирался туда, куда лазить
    не следовало, копался в ваших вещах и всячески безобразничал, его довольно
    долго не было ни слышно, ни видно. Попробуйте, уходя из детской, оставить
    ребенку такую приманку: приоткройте дверцу шкафа, набитого интересными, но
    безопасными вещами, “позабудьте” свою сумку, положите на видном месте
    стопку старых открыток.
  1. Часто бывает, что пока вы рядом – малыш увлечен
    игрой, но стоит выйти из комнаты, как он бежит за вами маленьким
    хвостиком. Попробуйте в играх тренировать умение ребенка расставаться с
    вами. С малышом играйте в “ку-ку”, пропадая из его поля зрения всего на
    несколько секунд. Для ребенка постарше придумайте объяснение, не
    нарушающее ход игры. Например, если вы играете в “дочки-матери”, скажите,
    что пойдете в магазин. А если в стройку – отправляйтесь договориться о
    поставке кирпичей.
  1. Если ребенок мешается на кухне, расскажите, в какую
    игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в
    детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно
    малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется.
    Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры.
  1. Учите ребенка играть. Если он хорошо освоит
    какую-то игру вместе с вами, потом сможет играть в нее и сам.
  2. Под благовидным предлогом (“ты достраивай дом, а я
    схожу, суп помешаю”) ненадолго уходите из комнаты. Предупреждайте “я
    сейчас приду”, чтобы ребенок не бежал за вами, и обязательно выполняйте
    обещание.
  1. Постоянно проводите ревизии, убирая игрушки,
    которыми ребенок не занимается, и подкладывая какую-нибудь новую
    (позабытую малышом) игрушку. Держите большую часть игр и игрушек в
    пределах досягаемости (и смиритесь с беспорядком в детской). Оживляйте
    игру, отдавая ребенку ненужные упаковки, коробки, лоскутки.
  1. Присядьте рядом или в пределах видимости ребенка и
    займитесь своими делами. А малыш пусть играет, иногда приходя к вам
    посоветоваться или поделиться новостями.

Не стоит ждать мгновенных
результатов. Ребенок обязательно научится сам играть, хотя и произойдет это не
так скоро, как хотелось бы. Однако отдохнуть несколько минут от ребенка вы
сможете уже сейчас. Об этом читайте в статье “Как избавится от хвоста”.

Как вы думаете, как и где должна
проявляться самостоятельность малыша 2-3 лет? Какие навыки обязательно
прививать в этом возрасте?

О трудностях с детьми (решения
которых вы хотели бы увидеть в рассылке), замечаниях, предложениях пишите на lj@orangefrog.ru

До новых встреч,

Луговская Юлия

orangefrog.ru- Творческий подход к обучению, воспитанию и общению с ребенком

Что нужно, чтобы ребенку было ИНТЕРЕСНО?

1. Подбор игр, пособий, заданий должен соответствовать возрасту и потребностям. Лучше всего консультироваться со специалистами, выбирая игры и пособия. Стоит читать рекомендации и описания, интересоваться тем, как в эти игры играют другие дети. Просто купить и положить на полку, обозначив, что ребенок «не хочет» — это досадно. Чтобы этого не происходило — поинтересуйтесь, что лучше покупать для развития своего сына или дочери. Послушайте рекомендации. Понаблюдайте за своим сыном или дочерью. Многие игры, сделанные своими руками да еще вместе с ребенком взывают гораздо больший интерес. Тем более, что это не сложно и для многих развивающих игр достаточно использовать материалы, которые Вас окружают.

2. Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки

Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту

3. Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки — она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку. Часто родители говорят, что испробовали уже все возможные методы, а ребенок по-прежнему все разбрасывает и отказывается от игры. В этих случаях надо более внимательно разбираться в причинах.

3. Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда родители сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка

В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, как вы можете помогать, чтобы инициатива не угасла

4. Приучите себя выделять время на подготовку занятия заранее. По опыту работы со многими родителями, я знаю, что подготовка занимает не очень много времени, надо лишь себя приучить к этому. Подготавливая занятие можно подумать о том, что может увлекать и быть интересным.

Направить шопоголизм в мирное русло

Кто-то обожает гулять по торговым центрам, кто-то – выискивать необычные штуки на Ali, а кто-то – мастер спорта по дисконтам. Мы придирчиво выбираем себе косметику или гаджеты, разбираемся в их характеристиках и отдаем предпочтение только определенным брендам. Главным образом потому, что это – удовольствие и вид отдыха. Все то же самое касается и выбора игрушек.

Если посмотреть на домашние игрушки свежим взглядом, то вполне может оказаться, что они старые или сломанные, не подходят по возрасту, надоели или просто не нравятся. Ну и играть с ними, конечно, не только не хочется, но и не получается. И если вы старый опытный шопоголик, то искать в магазинах что-то новое и интересное – приятная для вас работа.

Изучая офлайн или онлайн ассортимент, вы скоро найдете любимые бренды и поймете, что вам с ребенком по душе: обычный конструктор или магнитный, пластилин или кинетический песок, домино или мемори и так далее до бесконечности (или лимита по карточке). Пусть новые игрушки будут качественными и красивыми. Правило одно – игрушки должны радовать. Вас тоже. Тогда и играть в них вам будет интересно.

Полезные советы

Ребенку сложно научиться играть самому, особенно если он лишен возможности наблюдать за другими детьми и перенимать их поведение, копировать действия, участвовать в общих играх. Со стороны родителей требуется создать подходящие условия для игровой деятельности малыша и помочь ему научиться себя развлекать.

Позаботьтесь о безопасности
В пределах игрового пространства исключено наличие незащищенных розеток, нагревательных приборов и т.д.
Обращайте внимание малыша на то, что он – хозяин пространства для игр и хранения игрового имущества. Это даст ему ощущение «своего мира» и поможет сформировать ответственность за порядок
(Статья о том, как приучить убирать за собой игрушки)
Дайте в распоряжении малыша разнообразные игрушки, но ограничьте количество предметов. Часть игрушек можно прятать на несколько недель, а затем возвращать – эффект новизны пробуждает интерес. Обязательно обеспечьте ребенку доступ к карандашам и бумаге, конструктору для малышей и т.д. – всему, что позволяет самостоятельно развлекаться.
Участвуйте в играх малыша – ребенок не должен чувствовать, что он один. На первых порах потребуется плотное родительское участие, затем – периодическое

Важно проявлять интерес к тому, чем занят малыш – это поможет быть в курсе дел и настроений, аккуратно направлять деятельность.

Малыш в 2-3 года только учится заниматься осознанной деятельностью на протяжении продолжительного отрезка времени – от 30 минут и более. Родителям необходимо стимулировать его заинтересованность, иначе ребенок быстро бросит игру. С этой целью задавайте наводящие вопросы (куда поедет машинка? что делает зайчик, когда просыпается?), учите искать разные решения головоломок, совместно придумывайте новые игры.

Мотивация и подсказки – важный инструмент в приучении ребенка к самостоятельным играм. Обязательно хвалите за рисунки, поделки, собранные паззлы, постройки из кубиков или конструктора. Подсказывайте, дайте светы, чтобы игра не заходила в тупик – малыш быстро теряет интерес к занятию, если у него что-то не получается.

Приучайте ребенка к ролевым играм: в семью, в водителя и пассажиров, продавца и покупателей, разыгрывайте сюжеты сказок. Малыш, поняв принципы и сюжеты игр, реализует их, используя кукол и мягкие игрушки. Пробуждайте фантазию ребенка – предлагайте ему строить гаражи, домики, магазины из кубиков, конструктора, предметов обихода. Эти навыки помогут малышу быстро освоиться в ролевых играх с другими детьми.

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками

Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам

Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

Ребенок не хочет ходить на курсы

Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.

Ребенку не подходит этот предмет

Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.

Ребенку не подходят эти курсы

При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики

К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.

Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом

Как поддержать ребенка в игре

Если ваш ребенок никак не хочет оставаться один, не торопитесь убегать от него. Вот несколько правил, которые помогут вам поддержать и мотивировать ребенка на самостоятельную игру.

Для начала позаботьтесь о том, чтобы игровая зона была удобной, комфортной, а главное, безопасной. Уберите все ценные вещи, которые ребенок может испортить, закройте розетки, поднимите провода, избавьтесь от опасных предметов. Ведь самостоятельная игра подразумевает пребывание в комнате без взрослых. Кроме того, в игровой зоне должно быть уютно. Расположите игрушки так, чтобы с ними сразу можно было играть – куклы за обеденным столом, посудка на игрушечной плите, мишка спит в кроватке, карандаши с альбомом для рисования под рукой.
Даже если вы собираетесь заняться своими делами, не стоит отходить от ребенка слишком далеко. Если вы готовите ужин на кухне, время от времени поглядывайте за своим чадом. И уж конечно, будьте всегда готовы ответить на все вопросы и замечания ребенка. Он все равно должен чувствовать ваше присутствие. Регулярно спрашивайте кроху, что он строит из конструктора, кого рисует и почему кукле Маше не досталась чашка чая.

Иногда дети бросают самостоятельную игру в тот момент, когда у них что-то не получается. В это время вы должны сразу же прийти на помощь своему ребенку. Помогите ему вставить недостающий паззл, помогите решить головоломку и поставьте нужное колечко на пирамидку и игра снова продолжится – без капризов и нервов.
Не прерывайте ребенка, не говорите ему, что он что-то делает неправильно. Не ругайте малыша, не запрещайте ему бегать, прыгать и носить игрушки по всему дому

Сейчас – он царь игры и вы в это царство лезть не должны.
Очень важно гордиться успехами ребенка и прилюдно их демонстрировать. Если малыш нарисовал красками рисунок, покажите его бабушке – она непременно оценит

А приготовленным малышом салатом можно угостить папу, когда тот вернется с работы.

Выполняя эти простые рекомендации, вы сможете мягко подтолкнуть ребенка к самостоятельным играм.

Если ребенок не хочет играть отдельно, приобщите его к взрослым делам. Во время уборки можно дать крохе небольшую тряпочку. Маленькие детки отлично подражают родителям – стараются управиться с пылесосом, протирают пол и стены, таскают веник.

Приучая ребенка к самостоятельной игре, не переборщите. Одно дело, когда малыш все время находится с мамой и даже на минуту не может отдалиться от нее. Другое же дело, когда кроха целый день провел в садике без вашего присутствия и старается провести время в вашем обществе. Бросьте все дела, забудьте о проблемах на работе, с удовольствием поговорите и поиграйте с ребенком хотя бы полчаса. И тогда, намного насытившись вами, ребенок снова сможет занять себя сам. И не нужно отправлять ребенка в детскую играть с игрушками, когда родители находятся в гостиной, смотрят телевизор, общаются. Это, по меньшей мере, жестоко.

Умение самостоятельной игры – это не только возможность родителей освободить для себя несколько минут. Это способность малыша мыслить, созидать, придумывать, выражать эмоции. Научите своего ребенка фантазировать, и его сознание будет гораздо более глубоким.

Почему ребенок не играет один?

Изначально все дети делятся на интровертов и экстравертов. Первые более усидчивые, им комфортно находится в одиночестве. Они живут своими внутренними переживаниями. Экстравертный ребенок не может без общества. Ему жизненно необходимо контактировать с людьми, быть в движении, получать новую информацию. Именно такие детки чаще всего не умеют занять себя сами, им скучно что-то делать в одиночку.

Помимо этого, на самостоятельность оказывает влияние манера воспитания. Многие родители вмешиваются и поправляют ребенка, когда он чем-то занят или увлечен. У малыша появляется неуверенность в своих силах, он становится наблюдателем, но не участником игр.

Другие факторы, которые негативно влияют на самостоятельность:

  • неразвитое воображение из-за обилия мультфильмов, говорящих игрушек;
  • нехватка качественного внимания со стороны родителя;
  • изменения в семье (прибавление, переезд, развод, скандалы, выход на работу мамы или папы);
  • отсутствие своего уголка, игровой зоны;
  • изобилие игрушек;
  • отсутствие распорядка дня.

3) Учим ребенка играть

Принести и вручить очередную партию игрушек недостаточно, надо сначала организовать совместную игру с сыном или дочкой. Придумайте простенький сюжет, расскажите, что новый паровозик, поедет развозить зверушек по разным местам. Для этого придется построить дорогу, соорудить кукольную больницу из книг, склеить из коробки домик для медвежонка, нарисовать лес, в который пойдет за ягодами зайчишка. Накидав чаду идей и увидев, что он принял условия игры и начал увлеченно возиться, вы можете удалиться. Не каждый ребенок, да и взрослый, сразу поймет, как собирать конструктор, как стыкуются детали между собой. Придется подключиться папе и показать принцип работы. Задача родителей — дать направление и подсказать, что можно сделать с новой игрушкой. А дальше уже малыш будет справляться сам.

Рекомендации

Следите за тем, чтоб игровой процесс ребёнка был полностью безопасным.
Убедитесь, что место для игр ребёнка подобрано правильно, карапузу комфортно.
Позаботьтесь о присутствии развивающих игрушек, но не интерактивных.
Обязательно интересуйтесь игровым процессом ребёнка
Если малыш выделяет особое внимание какому-то моменту, обязательно уделите ему время

Карапузу важно родительское внимание даже во время самостоятельных игр.
Не оставляйте ребёнка совсем одного
Важно, чтоб вы отзывались на его просьбы, даже если находитесь в другой комнате. Это необходимо, чтоб уменьшить тревогу малыша.
Если ребёнок не может, например, дособирать пазл, или он застрял на каком-то этапе, помогите ему, в этом нет ничего плохого.
Не забывайте хвалить карапуза за его самостоятельность.
Если малышу страшно оставаться одному в комнате, не уходите, но занимайтесь при этом своими делами

Главное, чтоб карапуз видел ваше присутствие.
Не спешите, не требуйте от ребёнка моментального перехода к самостоятельным играм, делайте всё постепенно.

Теперь вы знаете, насколько важно, чтоб малыш своевременно начал играть без посторонней помощи. Помните, что это не только благоприятно влияет на развитие творческих способностей и фантазии ребёнка, позволяет ему логически мыслить, но также и укрепляет его психологически, учит быть ответственным и терпеливым, а это окажет немаловажное значение во взрослой жизни

Не забывайте, что процесс перехода к самостоятельным играм не должен быть резким и важно знать, какие игрушки соответствуют возрасту вашего ребёнка. Соблюдайте рекомендации, и ваш малыш научится играть самостоятельно, и будет получать немалое удовольствие от игрового процесса.

Речь ребенка в первый год жизни

С самого первого дня после рождения малыш разговаривает с родителями единственным возможным для него способом – через крик и плач. Таким образом он сообщает о том, что голоден, замерз, расстроен, испытывает чувство страха или попросту скучает и жаждет маминого внимания. Приблизительно к месяцу родители начинают различать голосовые сигналы своего ребенка. Он кричит с разной интонацией в зависимости от того, чего хочет добиться.

Если развитие крохи идет правильно, то в два месяца от роду младенец начнет с удовольствием протягивать различные звуки, пуская при этом пузыри и улыбаясь. Его любимыми звуками становятся гласные: «а», «о», «у». Многие дети в дополнение к ним произносят нечто, напоминающее «гу». Поэтому мы довольно часто слышим от малыша такое милое «агу». Младенец повторяет звуки порой по несколько минут подряд, при этом активно жестикулирует ручками и двигает ножками.

Временной интервал от трех до шести месяцев ознаменован гулением

Кроха начинает повторять простейшие слоги и этот момент родителям важно не пропустить начало развития его речи. В этот период рекомендуется включать малышу песенки, аудиокниги, читать сказки и стишки, а также озвучивать все, что происходит вокруг малыша

Комментируйте все что вы делаете. Не думайте, что кроха еще ничего не понимает, а следовательно не нуждается в объяснениях. Младенцу интересны все ваши слова, особенно если они представляют собой диалог. В возрасте 3-4 месяцев ребенок способен подолгу слушать чужую речь, буквально впитывая каждое слово. А в момент вашего молчания, малыш успешно заполняет паузы в разговоре своим гулением, тем самым проявляя заинтересованность в общении.

Приблизительно с пяти месяцев малыш начинает лепетать. Многие родители различают в этом наборе звуков и слогов знакомые слова и очень радуются высокому уровню развития своего чада. Однако на самом деле это неосознанные звуки и слоги, которые никаким образом не связаны с определенными предметами или людьми.

В семь-восемь месяцев дети обычно уже хорошо понимают разговорную речь. Причем они понимают не только часто повторяющиеся слова, но и целые фразы. К примеру, мамина фраза «пойдем гулять» может вызвать у крохи бурный восторг, а «давай будем кушать» — заставит младенца широко раскрывать ротик. Ребенок способен запоминать названия игрушек, или животных, и при упоминании того, или иного предмета, может найти его глазами.

К году большинство детей уже говорят первые слова. В основном словарный запас состоит из их небольшого количества коротких слов. Средний ребенок свободно владеет пятью-десятью словами и это считается нормой.

Что есть игра и чем она важна?

По мнению психологов, игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Именно в игре он познает мир, изучает модели взаимоотношений, знакомится с предметами вокруг и познает новые эмоции.

Если мы заглянем в словарь, то прочтем там следующее определение:

«Игра – форма непродуктивной деятельности, мотив которой и в результате, и в самом процессе». То есть, в отличие от труда или учебы, игра не должна на выходе давать какой-то «продукт», будь то предмет материального мира или какие-то знания и навыки.

Взрослые часто воспринимают игру как что-то несерьезное и неважное. Кажется, зачем терять время впустую, если можно заняться чем-то полезным? Например, вручить ребенку веник или сапку, и пусть работает

А игра – это для бездельников. Особенно всякие там войнушки и догонялки.

На самом деле, ученые фактически единогласны во мнении: игра ребенку необходима. Играя, малыш моделирует реальную жизнь, обучается ей на безопасном «поле». И, конечно, даже совсем крохе нужна и самостоятельная игра. Ведь именно так он учится творчески мыслить, проявлять инициативу, справляться с трудностями, быть настойчивым в достижении цели, терпимым, находить различные варианты и способы решения поставленных задач. Второй вопрос – как играть правильно? Что можно предложить ребенку в зависимости от возраста?