Как научить ребенка жевать?

Оглавление

Что делать, если нужный момент упущен

Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

  • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
  • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

  • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
  • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
  • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.

Способы приучения ребёнка к жеванию

Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?. Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде

Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.

Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».

  1. При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
  • Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
  • Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
  • В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.

Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

  1. Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.

Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.

  1. Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;

Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.

  1. Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
  2. Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
  • Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
  • Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.

Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.

Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.

Для детей старше года есть свои приемы и хитрости при обучении ребенка жевать. Смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>

  1. Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
  2. Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
  3. Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.

Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.

  • Ребенок плохо ест прикорм
  • Педагогический прикорм
  • Мясо для первого прикорма

Рекомендации

Еда должна быть вкусной. Да, не только взрослые любят гурманить, но и дети, которые сразу же поступают соответственно своему представлению – тут же ее выплевывают. К тому же, продуктовые вкусы не всегда говорят о капризности малыша, их организмы тоже требуют вместо кабачка, например, бурячок или вместо овсяной каши – тыквенную. Вкус у малыша уже есть и если он не может что-то кушать, долго не заставляйте его, потому что при наличии нелюбимой еды еще и жевать просят – это уже слишком. Нужно проявлять понимание: у вас же тоже есть нелюбимые продукты. Педиатрией считается, что приучать ребенка к какому-то продукту нужно пять раз. Если это не получилось сделать, то и после ваши попытки будут все так же безуспешны. Через полгода-год можно будет вернуться к этим продуктам – вкусы меняются, но пока так.

Есть такая бабушкина хитрость. Приготовив вкусное блюдо (на ваш взгляд), помажьте им губки малыша и посмотрите, если еда ему не понравилась, он начнет морщиться, выражать недовольство и в этом случае вряд ли на этом фоне у вас получится еще и учить его жевать. Но если вкус ему понравится, то он слижет все, и тогда уже давайте ему ложку и учите работать деснами и язычком, скорее всего, еда будет съедена.

  • Никогда не раздражайтесь и не повышайте голос. Ребенку и так нелегко. Спокойно, по-доброму все объясняйте, показывайте, если хочется, с юмором, придумывая на ходу веселые истории жевалок.
  • Если вы сами беспокоитесь, что ваш ребенок может не проглотить кусочки еды или подавится, то точно ничего не получится. Дети чувствуют мамины настроения, мамины страхи, и сами начнут беспокоиться, откажутся от такой «опасной» затеи. При этом реально подходите к этому вопросу, да, ребенок может слегка подавиться, поэтому никогда не оставляйте его одного, когда он ест твердую пищу.
  • Как только прорежутся зубки, давайте ребенку погрызть кусочки морковки, яблочка, груши, сушку – это хорошее упражнение для дальнейшей разработки жевательного рефлекса.

Обратите также внимание на то, что ложка должна быть небольшая и содержимое должно лежать в ней почти на кончике. Таким образом, оно окажется почти на середине языка, а это самое лучшее для того, чтобы ребенку было удобнее обработать еду.

Хвалите ребенка

Если он сам потянулся к продукту, который ему не запрещен по каким-то причинам, дайте ему его и похвалите. Получить желаемое – это всегда заманчиво, ребенок потянет это в ротик и, скорее всего, начнет жевать.

Как приучать ребенка к правильному режиму питания

Установите правила в отношении еды

Решите для себя, как, где и когда будет питаться ваш ребенок в течение дня. Существует две крайности: родители кормят только в определенное время, или же ребенок питается ненормированно и в любом месте (на кухне за столом, в комнате на диване, в постели). 

Нужно найти “золотую середину”, которая подходит для всей семьи.

Установите правило — есть за столом на кухне

Еда в машине и за телевизором — только в крайних случаях.  Совместное время за столом очень важное. Посидите с детьми или пригласите их потом за стол, когда вы начнете есть, если дети не очень маленькие. Но помните, что ребенка 2-5 лет дольше, чем 20 минут, держать за столом несправедливо

Он просто не может сидеть на одном месте дольше. Время за столом — одно из лучших, когда вы можете поделиться всей семьей своими переживаниями, обсудить прошедший день. Когда мы едим, мы чувствуем себя в безопасности, единение с остальными. В этот момент гораздо легче раскрыться и поделиться чем-то приятным. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток делился с вами в будущем, научите его разговаривать с вами в 4-6 лет. Легче всего это как раз делать за совместным приемом пищи. 
Введите запрет на просмотр телевизора, игр на телефоне и планшете во время еды. Убирайте свой телефон, чтобы показать своим примером ребенку, как вести себя во время приема пищи.  
Разделите понятие “десерта” и “лакомства”. Пусть десертом будут фрукты, полезное желе и другие правильные сладости. Лакомство — шоколад, газировка, пончики, чипсы. Ребенок постепенно привыкнет, что десерты вы едите каждый день, а лакомства мама готовит или покупает по выходным и праздникам.  Так вы не создадите у малыша ожидание регулярного десерта в виде шоколада (или других вредных сладостей), который будет обязательно происходить за ужином. 
Устраивайте “особый ужин”, когда вы будете совместно “праздновать” еду. Например, раз в неделю или в месяц вы накрываете красивый стол с праздничной скатертью и особой посудой. Вместе с детьми планируете меню, выбираете продукты и блюда, которые будете готовить. “Особый ужин” — незаменимый инструмент для единения семьи и воспитания чувства  общности у детей. 

Но помните, что ребенка 2-5 лет дольше, чем 20 минут, держать за столом несправедливо. Он просто не может сидеть на одном месте дольше. Время за столом — одно из лучших, когда вы можете поделиться всей семьей своими переживаниями, обсудить прошедший день. Когда мы едим, мы чувствуем себя в безопасности, единение с остальными. В этот момент гораздо легче раскрыться и поделиться чем-то приятным. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток делился с вами в будущем, научите его разговаривать с вами в 4-6 лет. Легче всего это как раз делать за совместным приемом пищи. 
Введите запрет на просмотр телевизора, игр на телефоне и планшете во время еды. Убирайте свой телефон, чтобы показать своим примером ребенку, как вести себя во время приема пищи.  
Разделите понятие “десерта” и “лакомства”. Пусть десертом будут фрукты, полезное желе и другие правильные сладости. Лакомство — шоколад, газировка, пончики, чипсы. Ребенок постепенно привыкнет, что десерты вы едите каждый день, а лакомства мама готовит или покупает по выходным и праздникам.  Так вы не создадите у малыша ожидание регулярного десерта в виде шоколада (или других вредных сладостей), который будет обязательно происходить за ужином. 
Устраивайте “особый ужин”, когда вы будете совместно “праздновать” еду. Например, раз в неделю или в месяц вы накрываете красивый стол с праздничной скатертью и особой посудой. Вместе с детьми планируете меню, выбираете продукты и блюда, которые будете готовить. “Особый ужин” — незаменимый инструмент для единения семьи и воспитания чувства  общности у детей. 

С какими сложностями вы сталкиваетесь при организации полезной диеты для малыша?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 13

Ниже перечислены первые навыки, которые ребенок приобретает во время упражнений в употреблении пищи после расширения своего рациона:

  • он учится перемещать пищу внутри своего рта, используя свой язык;

  • приобретает больше навыков в глотании жидкости / пищи, получаемой не от груди или бутылки (чайная ложка, чашка), то есть он постепенно адаптируется к так называемому «зрелому глотанию» (в отличие от «инфантильного глотания», необходимого на стадии грудного вскармливания);

  • приобретает навык получения пищи с ложки;

  • распознает и принимает различные пищевые консистенции и текстуры;

  • распознает и принимает различные ароматы;

  • познает жевательные и дробящие движения (согласованные последовательности движений височно-нижнечелюстных суставов).

Как научить ребенка жевать: Комаровский

В возрасте 8-12 месяцев, ориентируясь на количество зубов у ребенка, необходимо вводить кусковую пищу. Начинать необходимо с мягких фруктов, бананов, и печенья. Очень важным педиатры считают период, когда у ребенка прорезываются зубы. Обязательно давайте ребенку мягкие силиконовые грызунки, которые малыш будет жевать. Это формирует жевательные навыки, рефлекс у ребенка.

Как научить ребенка жевать, Комаровский:

  • Когда ребенку исполнится один год, стоит отказаться от использования блендера.
  • Выставьте перед малышом тарелку и давите еду вилкой, если у него недостаточно зубов для пережевывания кусков.
  • Пища в таком случае будет не пюреобразной, а содержать в себе кусочки.
  • Основная цель этого занятия — научить ребенка формировать во рту комок, который можно глотнуть.

Грызет сушку

Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу и не давиться в 1.5-2 года?

Если же нежелание жевать пищу связано с капризами, необходимо прибегнуть к хитрости и ни в коем случае не идти на поводу у ребенка.

Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу и не давиться в 1.5-2 года:

  • Старайтесь есть в общественных местах и больше проводить времени на улице. У ребенка не будет возможности полноценно поесть, с использованием блендера, измельчения пищи.
  • Придется есть то, что имеется в наличии. Обычно это какой-то перекус, яблоко, банан, или сушки, печенье.
  • Ребенок на прогулке набегается, проголодается и не откажет от такой пищи. В большинстве случаев капризы отходят на второй план, основная цель — утолить голод.

Кусковая пища

Что делать маме

Пожалуй, самые рациональные рекомендации, как научить ребенка жевать, дает именно Комаровский: «Дети повторяют родителей. Невозможно обучить жевать, если малыша не пускают за семейный стол и не дают посмотреть, как едят взрослые

Очень хороший способ освоить жевание: сажаем ребенка рядом во время обеда, выразительно двигаем челюстями и акцентируем его внимание на этом процессе

Научить упрямого ребенка жевать в 2 года, если он упорно отпихивает еду и даже давится ей, может только чувство голода. Когда малыш по-настоящему голоден, ему придется начать осваивать новое для него умение жевать еду. Естественно, обучение начинают с мягкой пищи, например, кусочков вареных овощей. Лучше выбрать продукты, которые ребенок с удовольствием ел раньше в виде пюре. Постепенно увеличивают количество и размер кусочков, добавляют более твердую пищу».

В дополнение к советам Комаровского приведем несколько рекомендаций логопедов, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы малыш старше года умел жевать и глотать твердую пищу:

  • отработка жевательных движений наиболее эффективна на ранее запрещенных мармеладе, зефире или пастиле. Выбирать нужно только натуральные продукты без красителей. Если ребенку поставить условие, что он получит сладость, если будет ее жевать, и показать, как это делать, он будет стараться с удвоенной силой;
  • можно рассказать, что блендер сломался или потерялся, и теперь еду будем измельчать вилкой. Возможно, малышу понадобятся сочувствие, уверение в собственных силах, обещание купить новый блендер (как-нибудь потом). Когда ребенок начал есть раздавленную пищу, степень ее измельчения понемногу уменьшаем;
  • активно общайтесь со сверстниками и детьми немного старше. Пусть малыш видит, что жевать твердую пищу умеют не только взрослые. Совместная еда — отличный стимул учиться.

Современная альтернатива мешочку из марли, в который раньше заворачивали фрукты или хлеб, — ниблер. Это пластиковая сеточка или силиконовый резервуар с дырочками, в которые кладут еду. Для удобства держания ниблер оснащен кольцом или ручкой. Это приспособление позволяет обучить малыша жевать пищу без риска подавиться. Отверстия бывают разного размера, поэтому можно подобрать подходящий ниблер ребенку с 5 месяцев до года.

Игровой процесс

Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи — это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», — реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик

Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно

Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи — действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.

(2
оценок; рейтинг статьи 5.0)

Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу

Пережеванная пища лучше усваивается;
Когда еда пережевана, из-за чего происходит слюноотделение, процесс пищеварения проходит правильнее и быстрее.
Когда малыш жует, он чувствует вкус еды, это способствует его интересу к пище и формирует вкусовые привычки.
Вместе с жеванием приходит навык глотания

Это важно для того, чтобы ребенок научился определять, сколько еды он может съесть за один раз.
Жевание можно рассматривать как упражнения для развития челюстно-лицевых мышц, а это способствует развитию речи. Как ни странно, чем больше малыш будет жевать, тем лучше он будет выговаривать слова.

Причины рвоты

Наиболее распространенные причины рвоты включают:

  • пищевое отравление;
  • злоупотребление алкоголем;
  • стресс;
  • раннюю беременность. 

Эти причины вызывают относительно безвредную, быстро проходящую в виде одного или нескольких эпизодов рвоту. 

Однако есть гораздо более серьезные причины, в том числе тяжелые и хронические заболевания.

  • Отравление токсинами/наркотиками. Наиболее распространенные отравления связаны с алкоголем и грибами, а также с препаратами, применяемыми во время химиотерапии. Лекарства, которые могут вызывать рвоту в качестве побочного эффекта, включают некоторые нестероидные противовоспалительные препараты, сердечные лекарства, антибиотики, гормональные контрацептивы, некоторые таблетки, принимаемые при диабете 2 типа.
  • Боязнь высоты, нарушения работы вестибулярного аппарата, нервно-психические состояния. Вызывают головокружение, сопровождающееся рвотой, которой не всегда предшествует тошнота.
  • Острые и хронические заболевания. Развитие заболевания вызывает дискомфорт в желудке или возврат пищи. Также могут влиять лекарства, применяемые для лечения этих состояний, или методы лечения, например, химиотерапия. Заболевания имеющие симптом — рвоту: аппендицит, болезнь Крона, желчекаменная болезнь, мочекаменная болезнь, гломерулонефрит, пиелонефрит, язвенная болезнь желудка, рак желудка, дуоденит, гепатит, цирроз печени, панкреатит, рак поджелудочной железы.
  • Болезни центральной нервной системы. Рвота может быть вызвана любым состоянием, которое связано с повышенным внутричерепным давлением.  Это симптом мигрени, травмы головы, опухолей головного мозга, инсульта или субарахноидального кровоизлияния.
  • Острый живот. Это совокупность симптомов, связанных с заболеваниями органов брюшной полости. Например, рвота сопровождает острый аппендицит, острый аднексит, разрыв желудка или двенадцатиперстной кишки, брыжеечный инфаркт, острый холецистит, острый панкреатит. 
  • Печеночные колики. Во время приступа колик у многих пациентов возникают тошнота и рвота. Приступы также сопровождаются острой болью, иногда метеоризмом. Когда желудок пуст, в рвоте обнаруживается желудочный сок с примесью желчи.

Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу и не давиться в 1-1.5 года?

Если кроха капризничает, и всячески отказывается есть твердую пищу, ни в коем случае не кормите насильно. Часто неумение жевать спровоцировано кормлением по часам. В результате кроха ест, не когда он проголодался, а по необходимости мамы.

Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу и не давиться в 1-1.5 года:

  • Стоит отказаться от подобного режима кормления, и дождаться, когда ребенок сам прибежит и попросит еды. Обычно голод сметает все капризы, ребенок ест самостоятельно то, что ему дали.
  • Но многие родители хотят угодить ребенку, всячески носятся с ним, приобретают исключительно любимые продукты. В таком случае часто возникают капризы, отказ жевать пищу. Необходимо, когда ребенок захочет есть, поставить тарелку и выйти из кухни.
  • Доктор Комаровский рекомендует вообще во время приучения ребенка к самостоятельному приему пищи, выходить из кухни. Многие дети в возрасте 2-3 лет, также могут начинать капризничать и просить покормить их. Идти на поводу детей нельзя.
  • Это связано не с отсутствием умения есть, а с нежеланием делать это самостоятельно. Поэтому, когда ребенок проголодался, его сажают за стол, ставят еду и выходят ненадолго.
  • Постепенно время отсутствия мамы на кухне увеличивается. Таким образом, ребенок будет видеть, что мамы рядом нет, вынужден есть и прожевывать пищу самостоятельно. Конечно, такого ни в коем случае нельзя делать с ребенком, которому всего один год.
  • Отсутствие мамы на кухне и наличие в тарелке крупных кусков может стать причиной того, что ребенок подавится, поперхнется. Но и измельчать пищу в блендере нет необходимости.

Кормление

Когда ребенок должен жевать самостоятельно: жевательный рефлекс

Жевательный рефлекс — это вовсе не навык, который можно приобрести, а рефлекс, запускающийся в определенное время. Он не является врожденным, а приобретается. Время появления и развития этого рефлекса напрямую зависит от родителей. В большинстве случаев родители тормозят развитие рефлекса, продолжая давать ребенку перетертую пищу, когда ему уже вполне можно вводить кусковую.

Когда ребенок должен жевать самостоятельно, жевательный рефлекс:

  • Именно вместе с введением прикорма, начиная с 6 месяцев, запускается этот рефлекс. В 2 года ребенок уже должен самостоятельно есть, пережевывать кусковую пищу со взрослого стола. Также педиатры рекомендуют вместо силиконовых грызунков давать малышам сушки, которые способствуют развитию жевательного рефлекса.
  • Многие педиатры отмечают, что позднее введение кусочков, может стать причиной запоздалого развития. Дети, которым до двухлетнего возраста перетирают пищу, не дают кусочков, значительно позже начинают разговаривать.
  • Вместе с введением прикорма и кусковой пищи язык становится в правильное положение, развиваются его мышцы, что способствует развитию речи. У детей, которые слишком поздно стали получать кусковую пищу, диагностируют проблемы с желудком.

Кроха ест

Видео

В этом материале мы увидим живой человеческий опыт мамы-блогера, которая рассказывает о своем нелегком опыте приучения ребенка к жевательному процессу.

Капризы выдерживать нелегко, а подобные науки с ними как раз и связаны. Заставить жевать достаточно непросто, но необходимо. Почувствуйте моменты, когда ребенок готов начать учиться этому. Не запускайте этот процесс. Да, вам понадобится ваша сила и выносливость, ну а кто говорил, что будет легко? Зато потом вы сможете уже всю свою семью радовать своими кулинарными талантами и не задумываться о том, когда и как кормить. Поэтому держите в поле зрения результат, которого вы должны достичь, но никак не капризы маленького хитреца. Если малыш будет знать, что вы так просто не сдадитесь, у него все сразу получится. Успеха вам в этом. А нам очень хочется узнать ваш опыт и передать его нашим читательницам

Для нас и для них это очень важно.

Когда и как ребенку давать твердую пищу: жевательный рефлекс у детей — Комаровский

Некоторые родители очень тщательно следят за своими детьми, не позволяя им практически ничего делать. Они оберегают от всяких неприятностей, это касается и приема пищи. Многие мамы, кормящие грудью, вводят прикорм позже тех, кто дает детям смеси. По понятным причинам они чуть позже дают малышам кусковую пищу. Это связано с тем, что первый прикорм вводится в возрасте 6-7 месяцев. До этого момента ребенок не знаком с твердой пищей, или даже овощными пюре.

Когда и как ребенку давать твердую пищу, жевательный рефлекс у детей — Комаровский:

  • Примерно до 1 года мама кормит детей грудью, а также молочными смесями, специальными кашами, которые продаются в виде порошка, или приобретает баночное пюре.
  • Соответственно кусковую пищу малышу никто не вводит.
  • Это может осуществляться по причине безопасности, ведь дети, которые постоянно едят пюре и жидкую пищу, не знают, как себя вести с комочками, попадающимися в еде. Это основная ошибка родителей.
  • Многие педиатры указывают, что ребенок в возрасте 1 год должен отлично владеть ложкой, и самостоятельно принимать пищу.

Ест пюре

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей

Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился

Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье

Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Почему ребенок не хочет жевать

Основная причина, по которой малыш отказывается пережевывать твердую пищу, это слишком длительное кормление его едой, которая по возрасту для него уже не подходит. Вина в этом случае лежит исключительно на родителях. Сначала малыша кормят грудным молоком или подходящей для его возраста смесью. В возрасте 4-5 месяцев приходит пора пробовать новые блюда. И тут у мамы малыша есть выбор. Либо затратить время на самостоятельное приготовление детского питания, либо же пойти в магазин и купить баночку готового пюре.

Большинство мамочек выбирают второй вариант. Купить готовое питание может и дороже, но зато не нужно тратить время на стояние за плитой. К тому же, самостоятельное приготовление детского питания, по мнению взрослых, абсолютно не оправдывает затраченного на это времени и усилий. Поскольку вполне может случиться так, что малыш съест всего лишь несколько ложечек. Гораздо проще ли пойти в ближайший супермаркет и купить для малыша готовую еду.

Исправление волчьей пасти (расщелины нёба)

Волчья пасть представляет собой врожденную деформацию в виде расщелины (незаращения) тканей нёба. В связи с этим у ребенка сообщаются ротовая и носовая полости. Помимо заметного косметического дефекта дети с таким пороком развития челюстно-лицевой области имеют проблемы с дыханием, питанием, речью и др. Исправление данного порока – сложный хирургический процесс, предполагающий не одно реконструктивное вмешательство, но это позволит ребенку правильно развиваться и облегчит его социализацию.

Волчья пасть у детей: причины

Врожденная деформация тканей мягкого и твердого нёба, называемая волчьей пастью (другое название – палатосхизис), в мире встречается у 0,1% младенцев. При этом данный порок лидирует среди врожденных аномалий развития (занимает до 30% от их общего числа).

В 1991 году британскими учеными было научно доказано, что причиной волчьей пасти является мутация гена TBX22, который расположен в X-хромосоме. Именно данный ген ответственен за развитие нёбного дефекта. Но что же служит предпосылкой к изменениям в TBX22?

Волчья пасть у ребенка

Изменения на генном уровне с последующим формированием дефекта нёба происходят по причине тератогенного воздействия на плод. Другими словами, толчком к мутации могут стать следующие воздействия на развивающийся эмбрион:

  • физические (ранее сделанные аборты, опухоли в матке, падение, удары в живот и др.);
  • химические (включая прием лекарств);
  • биологические (вирусы, бактерии, паразиты, грибы).

Исследователи проследили четкую зависимость формирования таких дефектов, как волчья пасть и заячья губа, от злоупотребления будущей матерью алкогольными напитками, сигаретами и наркотиками.

О том, что такое заячья губа и исправлении данного дефекта, читайте: Операция по удалению заячьей губы

Другие возможные факторы развития волчьей пасти:

Одна из причин – злоупотребление алкоголем при беременности

  • ожирение у вынашивающей плод женщины;
  • нехватка в ее рационе фолиевой кислоты (витамина B9), необходимой для роста и развития плода;
  • отсутствие сбалансированного питания;
  • возраст матери и отца;
  • неполноценность половых клеток родителей;
  • кислородное голодание плода (гипоксия);
  • психические расстройства у будущей матери (стрессы, сильные и длительные переживания).

Свое отрицательное влияние могут оказать и плохая экология в месте проживания будущей матери, перенесенные ею в период беременности острые инфекции, механические и психические травмы.

Что касается витаминов и других элементов, то важно избежать не только их недостатка, но и переизбытка. Например, витамин А в избытке может приводить к различным патологиям, включая волчью пасть

Дефект не генетического характера по наследству не передается.

Помните: в первом триместре беременности плод очень восприимчив к различным повреждающим факторам, именно в данный период формируются челюстно-лицевые органы.

Как выглядит волчья пасть

Волчья пасть – задержка срастания отростков верхней челюсти с непарной костью лицевого отдела черепа (сошником). Такое расщепление может быть как полным, так и неполным. При полном в твердом и в мягком нёбе наблюдается широкая расщелина, при неполном – отверстие.

Нередко дефект сопряжен с раздвоением язычка – отростка на задней части мягкого нёба.