Как снимают кино

Как получить хорошую тему для документального фильма

Обычно я использую метод который используется в других областях. Начинаю с исследования интересующей темы, собираю материал по ней и полностью сосредотачиваюсь на ней.

Согласно определению по оксфорду – исследование это «систематическое изучение источников с целью установления фактов и получения новых выводов». Именно в этом и состоит задача кинодокументалистов во время развития сюжета.  Целью вашего исследования является освоить новую информацию, пока вы не знаете, что вы хотите сказать про историю.

При этом надо чётко сфокусировать идею своего документального фильма, чтобы урезать идею, вопрос или тему для управления элементами истории, которые вы будете снимать.

После того как вы внимательно изучили источники, в интернете, в печатном виде и узнали по  телефону, вы пока ещё до конца не знаете, что из себя представляет ваша история. И вот теперь настаёт время сформулировать идею. Напишите о чем именно будет ваш фильм. Какая центральная идея вашего фильма.

Центральная тема вашего фильма, представляет собой удобный инструмент для разработки истории, которая работает как лог-линия. Это описание сюжета в 30-ти словах. Причина для написания центральной темы вашей истории в 30 словах в том, что она заставляет вас определить основные элементы, которые вы хотите включить в свою историю

И точно так же важно что вы будете знать, что исключить из своей истории (Предупреждение: Сформулировать центральную тему вашей истории не так-то просто. Для этого вам может понадобится несколько попыток, пока у вас не получится это)

Центральная тема вашей истории должна включать в себя все элементы сюжета. Те самые, которые и стали причиной вашего желания сделать это документальный фильм.

Если вы хорошо сделали это, то центральный сюжет добавляется достаточным количеством сюжетной информации, которую вы можете почти немедленно начинать снимать. «Кто-то» —  главный герой через чьи глаза вы хотите рассказать свою историю, «делать что-то» определяет, какое действие будет, и «разум» даёт вам понимание, зачем эта история, что мотивирует характер вашей истории.

Элементы: предварительный просмотр

Для примера, давайте возьмем день из жизни Джино Конти работающего в местной парикмахерской. Пройдем через шаги по созданию документального рассказа, с тем чтобы мы узнали, что нам предстоит снимать.

Перед тем как принять решение о том, где именно разместить нашу камеру, вот краткое напоминание о том, что элементы сюжета как правило выполняются в традициях, характерных для публицистического документального повествования.

  • Реальность: Сделать сырые кадры реальных людей, которые говорят и делают реальные вещи в реальных ситуациях, события, выступления и т.д.
  • Интервью: реальные люди говорят о себе и о других. Все это должно быть про вашу центральную тему.
  • Видеоряд: отснять места и вещи чтобы показать мир вашей истории, который окружает ваших персонажей.
  • Графика: текст, анимация, фото, искусство, карты в архиве (иллюстрируют историю).
  • Закадровый текст, озвучка: выбрать аудио из отснятого материала, чтобы наложить его поверх других кадров.
  • Повествование: даёт контекст, фон и дополнительную информацию; соединяет информационные сегменты или сюжетные главы.
  • Контекст: историческая справка, фон и последняя актуальная информация по теме / проблеме.
  • Музыка: оригинальная музыка лучше всего.

Создаем список

Любой фильм, будь это документальный или художественный – это рассказ истории при помощи видео кадров. Проведение исследований в местных архивах может дать информацию, которая поможет вам при проведении вашей съемки.

В нашем примере, «один день из жизни Джино Конти в парикмахерской», можно начать своё исследование с помощью предварительного интервью парикмахеров, с которыми он вместе работает. Это должно дать нам много информации о самом месте, и людях, которые в нём работают. А также направить нас к другим источникам.

Когда вы разговариваете с вашими источниками информации, спрашивайте у них разрешение на съемку их в реальной обстановке. Спросите у парикмахеров что для них лучше, снимать их  дома или на работе. Будут ли они участвовать в предстоящих съёмках.

Исследование означает сбор исторической и справочной информации для нашей темы, с тем чтобы наш зритель мог понять, вокруг чего происходит наша история.

Документальный фильм является визуальным рассказом. Поднимите местный архив для того чтобы узнать о парикмахерской, соберите фотографии, газетные вырезки, а также видео и радио  программы связанные с вашей темой. Попросите у участников личные фотографии и домашнее видео, связанное с парикмахерской.

Составьте список. По нему вы будете проверять, что именно вы собираетесь снимать. И по нему вы поймете, что именно вам надо исследовать. Вот теперь вы готовы к четкому формулированию вашей истории.

Один день из жизни в местной парикмахерской

Центральная тема нашего документального фильма. «Джино Конти, живущий в Торонто в районе Маленькой Италии, решил повесить свои ножницы после тридцати лет работы парикмахером, потому что решил уделить больше своего времени искусству рисования».

Эта центральная тема говорит нам кое-что о главном герое и его мотивации, о чём главное действие (стрижка  волос, искусство), место действия (парикмахерская и студия). Теперь вы можете начинать снимать кадры, которые касаются нашей темы.

  • Реальность: Джино стрижёт в волосы, взаимодействуя с коллегами и клиентами.  Джино у себя дома с семьёй. Джино в своей студии. Его выставка в местной галерее.
  • Интервью: Джино, другие парикмахеры, клиенты, владелец галереи, жена и дети.
  • Видео ряд. Район Малая Италия, Торонто; экстерьеры парикмахерской и галереи; рабочие инструменты – ножницы и краски; окрестности и паб Джино.

О чем снять свой первый фильм

С чего начать

Идея. Формирование истории начинается задолго до того, как мы берем камеру в руки.

Большинство документальных фильмов начинается с того что у режиссера появляется любопытство о предмете, событии. И при этом, сама идея для документальных фильмов часто меняется в процессе производства.

Когда я попросил студентов дать мне идеи для создания документального фильма я услышал, как они стали выпаливать с энтузиазмом, » Я хочу сделать документальный фильм про окружающую среду», или » Я хочу сделать историю про бездомных», или «Я хочу сделать что-нибудь о правах животных.» При этом темы или проблемы, как правило, широкие и сюжетные элементы ещё не уточнены.

Денис

Моя семья живет в трехкомнатной квартире в стиле лофт с элементами скандинавского минимализма. Основная прелесть квартиры заключается в том, что кухня объединена с гостиной: мы располагаем большим пространством, которое обычно интересует киношников.

Ребята, которые занимаются поиском локаций для съемок, увидели нашу квартиру на сайте дизайнеров интерьера. Предложили поучаствовать, и все получилось. Теперь мы занимаемся такими штуками на постоянной основе.

Съемки проходят не часто — раз в два-три месяца. Как правило, это один съемочный день с утра до вечера, и в основном рекламные проекты. Так, в нашей квартире снимали рекламу KFC и World of Tanks, каких-то лекарств, которые рекламируют на Первом канале. Пару раз были эпизоды сериалов и разок развлекательное шоу.

Перед тем как назначить съемку, организовывается просмотр квартиры. Из трех таких просмотров, как правило, результативен только один. Если квартира подошла, в назначенный день к нам приезжает съемочная группа из 35–50 человек. Художники и декораторы оформляют квартиру по эскизам, приходят осветители, операторы, режиссеры — и запускается процесс съемок. Я как собственник слежу, чтобы в квартире за это время ничего не случилось, и помогаю с решением технических вопросов. Я занимаюсь риелторской деятельностью и могу позволить себе выделить время в своем графике. Если же не получается, то привлекаю родственников, которые следят за процессом. Как-то раз, когда мы с женой были в отпуске, на съемках присутствовала моя мама.

Стоимость одного съемочного дня колеблется от 30 до 50 тысяч рублей в зависимости от проекта. Попадаются проекты, за которые платят еще меньше, порой мы на них соглашаемся.

Филипп

Я живу в большой пятикомнатной квартире с видом на МГУ. Оформлена она в классическом стиле, что не очень часто встречается, и, наверное, это привлекает режиссеров. В квартире много прострелов — например, кухню можно снять с трех ракурсов. Это очень удобно.

В 2013 году моей бабушке-актрисе посоветовали сдавать квартиру под съемки. Мама вдохновилась этой идеей и начала искать способы это сделать. В итоге я нашел сайт, разместил на нем фото квартиры и получил много звонков. Мы уже четыре года сдаем квартиру, иногда съемки бывают четыре-пять раз в месяц, а иногда целый месяц никто не звонит. Когда евро и доллар поднялись, заказов стало ощутимо меньше, хотя и сейчас иногда бывают вспышки активности. Есть совсем мертвое время — январь и май, лето тоже не очень. Так получилось, что нашим самым частым гостем стал сериал «След» с Пятого канала. Еще у нас снимался кинофильм «Саранча».