Чем отличается теплый свет от холодного в светодиодных лампах

Чем отличаются светодиодные лампы от энергосберегающих

Было время, когда все повально начали переходить на энергосберегающие светильники для экономии. Сейчас новый тренд — LED-лампочки.

Сегодня LED-лампочки действительно входят в «моду», как и все остальные устройства, которые помогают экономить и не вредят экологии. Главное их отличие от обычных энергосберегающих — это принцип действия.

В энергосберегающем светильнике содержатся пары аргона и ртути. При подаче напряжения ртуть излучает ультрафиолет, который, проходя через специальное покрытие, дает световой поток. А светодиодная (LED) лампа светится в результате подачи тока на светодиоды.

Еще одно отличие — потребляемая мощность. При одинаковой светосиле, светодиодные потребляют в 2-3 раза меньше энергии, чем энергосберегающие, то есть LED-лампочка мощностью в 3 Вт соответствует 5-ваттной энергосберегающей (или 20-ваттной накаливания).

Кроме того, светодиодные лампы более долговечны и менее чувствительны к перепадам напряжения, правда, более чувствительны к высоким температурам, поэтому требуют постоянного охлаждения.

Так как экологичность сегодня играет большую роль при выборе электроприборов, то еще одним существенным недостатком энергосберегающих ламп является использование в их конструкции ртути.

Это значит, что, во-первых, они требуют более осторожного обращения (разбившись, такая лампа может нанести вред домочадцам из-за ртутных испарений), а во-вторых, их нужно утилизировать особым образом — выбрасывать их вместе с обычным мусорам нельзя. Светодиодные в этом смысле абсолютно безопасны, но и стоят они дороже энергосберегающих. Лампы накаливания стремительно теряют былую популярность, а им на смену приходят новые, более технологичные осветительные приборы

Происходит это по простой причине неприемлемо высокого энергопотребления

Лампы накаливания стремительно теряют былую популярность, а им на смену приходят новые, более технологичные осветительные приборы. Происходит это по простой причине неприемлемо высокого энергопотребления.

Поэтому сегодня большим спросом пользуются люминесцентные, которые в народе называют энергосберегающими, и светодиодные (или LED, от анг. light-emitting diode) лампы. Но, несмотря на множество информации о каждом типе, многих интересует экспертный ответ на вопрос их различий. Так чем отличается светодиодная лампочка от энергосберегающей?

Давайте разберемся. Народное название люминесцентных ламп (ЛЛ) не совсем верно, LED-светильники также являются энергосберегающими. Более того, разные виды энергосберегающих светильников могут отличаться внешне и основываться на совершенно различном физическом принципе работы. Но, для более легкого восприятия статьи, будем употреблять устоявшееся в народе название.

Главный аспект в выборе любой продукции – это вопрос безопасности, который напрямую зависит от физических принципов работы и конструкции изделия. Внутри энергосберегающей лампы находятся пары ртути, поэтому повреждение стеклянной колбы может привести к отравлению человека.

Но, кроме высокотоксичной ртути, многие эксперты считают опасным их ультрафиолетовое излучение, негативно влияющее на сетчатку глаза. Помимо этого, отработавшая свой срок ЛЛ относится к вредному мусору, требующая специальной утилизации.

Основное отличие светодиодной лампы от энергосберегающей, в вопросе безопасности, заключается в отсутствие каких-либо вредных веществ. Более того, светодиодные лампочки могут производиться без использования стеклянной колбы, что значительно повышает механическую прочность конструкции.

Под продолжительностью срока службы подразумевается сохранение всех заявленных производителем характеристик. Если сравнивать только качественную продукцию, то светодиодная лампа в среднем служит примерно 30 тысяч часов, а ЛЛ – всего около 8 тысяч.

Если же вести сравнение с обычными лампочками накаливания, то выигрыш у LED примерно в 45 раз, у ЛЛ и компактных люминесцентных (КЛЛ) примерно в 8 раз. Еще одно отличие энергосберегающих ламп от светодиодных источников освещения заключается в заметном снижении продолжительности рабочего ресурса при частом включении и отключении.

Отличаются LED-лампы и по энергопотреблению. Чтобы создать тот же световой поток, что и от вольфрамовой нити, КЛЛ потребуется примерно в 5, а LED примерно в 8 раз меньше электроэнергии.

Суточные ритмы

Кроме правильно подобранного спектра, важную роль играет еще два параметра — время и ритм освещения.

Все растения изначально произрастали на улице при естественном солнце. А солнце как известно не висит в зените 24 часа в сутки. Утром всходит, а вечером заходит. То есть естественная интенсивность освещения сначала постепенно растет, а во второй половине дня, достигнув своего пика, начинает падать.

Это и есть так называемый ритм. И растения его хорошо чувствуют. Измените ритм, не меняя ничего другого, и ваши овощи могут начать болеть, почувствовав себя «не в своей тарелке».

Поэтому опытные садоводы выделили три группы растений — короткого, длинного и нейтрального дня.

Вот их некоторые разновидности:

Длинный день — это когда интенсивность света наблюдается более 13 часов. Короткий — до 12 часов. Растениям для нейтрального дня все равно когда созревать, хоть при коротком, хоть при длинном.

Не будете соблюдать заданный природой цикл и у вас упадет урожайность. Сами растения будут какими-то карликовыми.

Поэтому мало просто купить супер разрекламированные сорта, правильно их высадить, удобрять и поливать.

Как оказывается, еще нужно их правильно освещать. Причем и здесь нет универсального светильника для больших групп растений, везде требуется индивидуальный подход.

Только в этом случае результат вас порадует и вкусом и размером.

Предисловие

Я полагаю, что есть три типа фотографов: «технари», «художники», и те, которые сочетают в себе хорошее художественное видение с техническими знаниями для достижения этого видения.  Ни один из этих типов не является правильным или неправильным. Они просто отличаются подходом и техникой работы.

Первым фотографом, обучением которого я занимался, была удивительная художница. Она умела видеть вещи как никто другой. Она также была ненасытным учеником и попросила меня о помощи в технических аспектах, желая совершенствоваться.

Я начал фонтанировать всеми цифрами, теориями и науками. Её реакция? «Помедленнее, моя голова не переваривает это».  И она была права.  Люди с художественными наклонностями думают иначе, их мозг вычисляет иначе, чем у тех, которые думают более аналитически и научно.

Мне нужно было изменить свои методы обучения, чтобы соответствовать образу её мыслей. Это же я буду делать в данной статье – объяснять технику без математики, цифр и теорий.

Кстати, эта ученица сегодня одна из лучших портретных фотографов в своем штате (а я так думаю, что и во всем мире), и я очень горжусь ею.  Она вдохновляет меня каждый день.

Цветовая температура и наши эмоции

Температура света способна напрямую влиять на психологическое состояние человека.Так, теплые оранжевые и желтоватые оттенки лучше всего использовать для утра, так как они способствуют мягкому пробуждению, настраивают на положительный лад и стимулируют деятельность. Также эти оттенки хороши для применения в вечернее время из-за их успокаивающего эффекта.

Источники света с нейтральным белым идеальны для помещений, в которых проводят большое количество времени, работают в течение длительного срока. Такие оттенки наиболее соответствуют полуденному солнечному свету, поэтому организм воспринимает такое освещение как сигнал к активной деятельности.

Лампы с высокой цветовой температурой нельзя использовать долгое время, так как они обладают чрезвычайно активизирующим воздействием на психику человека. При краткосрочном использовании такой свет стимулирует организм. А при долгосрочном возможен обратный эффект — торможения, депрессии.

При низком уровне освещенности (мало света), то есть при «теплом свете» (Тцв=3000 К), человек лучше чувствует себя, это наиболее комфортная температура для человека. Если освещенность будет высокая (>700 лк), то появится дискомфорт и боль в глазах. И наоборот: Тцв=5000 К — комфортно от 700 лк до 2500 лк, но при освещенности менее 150 лк свет будет восприниматься тревожно (лунный свет).

Человеческий глаз устроен таким образом, что способен улавливать малейшие отклонения цветовой температуры. Причем их диапазон чрезвычайно широк — от 2500 до 10000 К. Изменения данного показателя влияют на наше эмоциональное и психологическое состояние, работоспособность. Именно поэтому при создании гармоничного и комфортного освещения нельзя пренебрегать фактами, приведёнными в этой статье.

В дальнейших публикациях мы познакомим вас с не менее важными особенностями светодизайна, которые позволят вам создавать комфортные и эстетичные интерьеры. на обновления нашего блога и черпайте идеи для своих работ!

Сравнение светодиодных и энергосберегающих ламп

Чтобы определиться в выборе светодиодных или энергосберегающих ламп, нужно знать информацию как об их достоинствах, так и о недостатках. Самые яркие, долговечные и энергоэффективные варианты на сегодняшний день – это светодиодные и люминесцентные «экономки». Оба варианта обладают хорошим соотношением выработанного люмен к потреблённому ватту. Однако в пользу второго варианта говорит более низкая стоимость. В свою очередь, средний срок эксплуатации светодиодов в 5 раз больше. Следовательно, можно заплатить дороже, но в будущем сэкономить время и деньги. Ведь лучше один раз приобрести лампочку, которая будет работать длительное время, чем чаще покупать более дешевый вариант, что прослужит гораздо меньше. Разница в цене с лихвой окупается в перспективе.

Сравнительная таблица различных ламп

  • «экономки» эти лампочки хорошо работают при постоянной нагрузке. Частые включения и выключения быстро их изнашивают. Далеко не лучший выбор для установки на кухню, в коридор, ванную комнату или туалет;
  • узкий диапазон рабочих температур не позволяет устанавливать люминесцентные лампы на открытом воздухе. Они также хуже работают при высокой влажности, поэтому баня или ванная – тоже не выбор;
  • люминесцентные лампы слабо поддаются диммированию – плавному изменению яркости свечения через специальный драйвер;
  • если у энергосберегающей лампы отошёл люминофор, то она начинает светить в инфракрасном и ультрафиолетовом спектре. Исходя из техники безопасности тут нужно проводить замену, даже если прибор продолжает работать;
  • светодиодные лампы, на самом деле, не горят по 25-30 лет, как нам обещает производитель, потому что никогда не эксплуатируются в идеальных условиях. В среднем, их срок службы составляет 2-4 года;
  • к сожалению на рынке много недорогих низкосортных моделей, которые светят слишком ярко и с сильной пульсацией;
  • светодиодная лампа стоит до 5 раз дороже энергосберегающей;
  • для долгой эксплуатации светодиодная лампа должна находиться в светильнике с хорошим отводом тепла, дело в том, что высокая температура перегревает светодиод, и он сгорает.

Потребляемая мощность, КПД, световая отдача и естественность излучения

Обе разновидности светодиодных и энергосберегающих видов несколько дороже обычных ламп накаливания. А выгода от их использования заключается в заметно меньшей мощности потребления. Причем по мере роста стоимости электроэнергии значение этого фактора будет только расти. Светодиодный источник обеспечивает более высокую световую отдачу и его освещение больше подходит на ествественное. СД-лампа экологически безопасна, при отказе ее можно просто выбросить в мусорное ведро.

Определиться в выборе, светодиодные или энергосберегающие, помогает и информация о недостатках:

Стабильность излучения

Сравним обычные грушевидные лампочки и СД-лампы. «Энергосберегайки» создаются на примитивном пусковом регуляторе, что приводит к мерцанию генерируемого света. Глаз его практически не замечает. Но медицинские исследования показали его явно выраженное отрицательное влияние на общее психофизическое состояние человека. В отличие от них, механизм функционирования СД-лампы таков, что мерцание ее излучения не может появиться в принципе вне зависимости от уровня использованных технических решений и, соответственно, стоимости.

Рабочая температура

Во включенном состоянии СД-лампа остается холодной, исправная люминесцентная нагревается до примерно 50°С. В случае выхода из строя управляющего блока температура заметно возрастает. К счастью, из-за ее высокой эксплуатационной надежности это случается редко. Фактически, учитывая относительно невысокую рабочую температуры энергосберегающей лампы ее следует признать равнозначной светодиодной.

Эстетика

В современном мире высоких запросов, изготовитель способен придать стеклянной колбе энергосберегающей лампы самую разнообразную форму. Широко распространены, например, спиральные колбы.

Энергосберегающая лампочка со спиральной колбой

Такая форма позволяет использовать светильники как элемент декора помещения.

Что касается СД-ламп, они напротив внешне обычно не отличаются от традиционных ламп накаливания с шарообразной колбой, что видно на рисунке.

СД-лампа с традиционным дизайном

Как подобрать лампу для дома

Чтобы выбрать лампочку для использования в одной из комнат, нужно руководствоваться такими критериями помимо цветовой температуры:

  • Принцип функционирования. Здесь выделяют стандартные лампы накаливания, светодиодные, галогенные, люминесцентные. Последние менее пригодны к использованию дома, поскольку сильно мерцают и имеют очень высокую цветовую температуру. LED-элементы не оказывают существенного влияния на глаза или предметы интерьера, поскольку являются локальными (точечными) элементами подсветки.
  • КПД. Здесь на первом месте стоят светодиоды. На последнем — лампы накаливания.
  • Индекс цветопередачи. Маркируется как Ra. Оптимальным считается показатель от 83 до 100. Чем он выше, тем менее будут искажены цвета при освещении такой лампой.
  • Тип колбы. Она может иметь форму спирали, груши, свечки, трубки, шара и др. Определить необходимую форму можно по типу торшера/абажура (открытый, закрытый).
  • Стоимость. Самыми дешёвыми считаются лампы накаливания. Самыми дорогими – энергосберегающие. Но цена таких элементов полностью окупается низким потреблением мощности.

Сколько потратить на элемент, каждый мастер определяет для себя сам.

Цветовая температура лампы

Самый интересный показатель. Измеряется в кельвинах (К) и соответствует температуре источника света, который светит из-за нагрева (по определению абсолютно чёрного тела, нагретого до соответствующей температуры, если вдаваться в технические дебри). Суть вот в чём: наше родное Солнце имеет температуру 5780 К на своей поверхности. Значит, даёт световой поток примерно такой же цветовой температуры. Получается, лучше всего покупать лампочки с показателем 5700 К? Но как уже упоминалось, не всё так однозначно. Проходя через атмосферу, солнечный свет меняется. Помните, каким оранжевым может быть солнышко на закате у горизонта, повыше – желтое и лишь у зенита – почти белое

Почему это важно? «Вечерний» тёплый свет у человека ассоциируется с отдыхом, он расслабляет. Белый дневной настраивает на рабочий лад, холодный дневной с голубоватым оттенком – тонизирует

Какой свет лучше?

Смотрите на цифровой показатель, характеристики «холодный», «тёплый», «нейтральный» для разных производителей могут немного отличаться. Главное понимать суть – чем выше цветовая температура, тем «холоднее» свет, вот такой парадокс – температура выше, а свет воспринимается мозгом как холодный.

  1. 2500–3500 К. Тёплый белый свет. Обладает уютным жёлтым оттенком, ассоциируется сознанием с утренним или вечерним светом, расслабляет, создаёт уют. Отлично подходит для ночников в спальни. В гостиной создаст ощущение комфорта. В этом диапазоне светят лампы накаливания. Имеются светодиодные аналоги, дающие подобный свет. В общем, данный свет подходит везде, где требуется внести нотку расслабленности.
  2. 3500–4500 К. Естественный белый свет. Можно использовать в качестве основного освещения в доме или квартире, оптимально подходит в кухне, зале, коридоре.
  3. 4500-5400. Нейтральный белый. Рабочие места, офисы. Такой свет настраивает на рабочую волну, стимулирует умственную деятельность, помогает сосредоточиться. В жилых помещениях лучше не использовать, такой свет не способствует расслаблению.
  4. 5400 и выше. Холодный белый. В продаже имеются такие источники света, например светодиодные лампы 6400 К, они дают голубоватый свет, домой такие лучше не покупать. Обычно используются в ювелирных магазинах, в музеях, для декоративной подсветки.

Конечно, тут дело личных предпочтений, но дома лучше не устанавливать лампы с цветовой температурой выше 4500 К. Хотя в качестве эксперимента источник холодного света можно повесить в ванной комнате в зоне умывальника, такой свет сам по себе бодрит, помогает быстрее проснуться.

Лампы накаливания и галогенная лампочка

Однако галогенные лампы не рекомендуется трогать руками за колбу. Поэтому они должны идти упакованными в отдельный пакетик.
Когда горит галогенка, она разогревается до очень высокой температуры. И если вы будете жирными руками касаться ее колбы, то на ней образуется остаточное напряжение. В результате этого, спираль в ней перегорит значительно быстрее, уменьшив тем самым срок ее службы.

Кроме того, они очень чувствительны к скачкам напряжения и часто из-за этого перегорают. Поэтому их ставят вместе с приспособлениями плавного запуска или подключают через диммеры.

Галогенные лампы в большинстве своем производятся для работы от однофазной сети с напряжением 220-230 Вольт. Но существуют и низковольтные на 12 Вольт, которые требуют подключения через трансформатор для соответствующего типа ламп.

Галогенка светит ярче чем обычная, примерно на 30%, а мощность потребляет ту же самую. Это достигается за счет того, что внутри нее содержится смесь инертных газов.

Кроме того, в процессе работы частички элементов вольфрама возвращаются обратно на нить накаливания. В обычной лампе происходит постепенное испарение с течением времени и оседание этих частиц на колбе. Лампочка тускнеет и работает вдвое меньше, чем галогенная.

Параметры, определяющие показатель светового потока и его расчет

На параметры освещенности влияет не только уровень яркости источников освещения. Следует принимать в расчет:

  1. Длину волны излучаемого света. Освещение с цветовой температурой 4200 К, которая соответствует естественному белому цвету, лучше воспринимается зрением, чем более приближенное к красному или синему участку спектра.
  2. Направление распространения света. Узконаправленные осветительные приборы позволяют сконцентрировать излучение света в нужном месте, не устанавливая более яркие светильники.

Световой поток в люменах производителями указывается редко, поскольку большинство покупателей ориентируются на мощность светильников и их цветовую температуру.

Сколько люмен в 1 Вт светодиодной лампочки

Производители осветительной аппаратуры не всегда наносят на упаковку товара полный перечень характеристик. Это может быть по нескольким причинам:

  • привычка покупателей оценивать яркость лампочек по потребляемой мощности;
  • недобросовестные производители не утруждают себя проведением необходимых измерений.

Проблема заключается в том, что уровень излучения светодиодов и конструкций, выполненных на их основе, неравнозначный:

  • часть потока задерживается защитной колбой;
  • в светодиодной лампе несколько светодиодов;
  • часть мощности рассеивается на драйвере светодиода;
  • яркость зависит от величины тока через светодиод.

Точное определение возможно только при помощи измерительных приборов (люксометров), но для некоторых типов светодиодов удастся привести примерные данные:

  • светодиоды в матовой колбе — 80-90 Лм/Вт;
  • светодиоды в прозрачной колбе — 100-110 Лм/Вт;
  • единичные светодиоды — до 150 Лм/Вт;
  • экспериментальные модели — 220 Лм/Вт.

Перечисленные данные можно использовать для определения потребляемого тока при использовании светодиодных устройств, для которых определена величина яркости. Если установлен светодиодный прожектор с прозрачным защитным стеклом и его параметр яркости заявлен как 3000 люмен, то потребляемая мощность составит 30 Вт. Зная мощность и напряжение питания, легко определить потребляемый ток.

Собираем всё вместе для идеальной экспозиции

Что такое идеальная экспозиция?

Технически, каждый кадр, который мы снимаем, имеет динамический диапазон.  Динамический диапазон – это разница между самой яркой частью этого кадра и самой темной его частью. Наша матрица или плёнка тоже имеет динамический диапазон (технически это экспоширота, но не будем усложнять).

Чего мы надеемся достичь – это передача всего динамического диапазона сцены в нашей фотографии. Так чтобы и самая яркая часть изображения (например небо) не вылетала или не лишалась деталей, и самая темная часть (тени или темные области на переднем плане) не потерялась в шумах.

Иногда динамический диапазон сцены может превышать динамический диапазон нашей камеры, так что мы должны выбирать, в какой части мы хотим иметь лучшую экспозицию. Обычно на цифре лучше проработать светлые области и не дать им вылететь.  Но это может зависеть от ситуации.

Если мы снимаем портрет, мы хотим, чтобы модель была прекрасно экспонирована даже если это означает, что другие части изображения правильно экспонированы не будут. Иногда нам приходится идти на эти жертвы, раз мы не можем изменить условия съёмки или использовать дополнительное освещение.

Фото на первом примере переэкспонировано. Хорошо проработаны и освещены скалы, но небо и облака потеряли детали из-за переэкспонирования.

Времена года

Ваши наблюдения за светом расскажут вам о многом. Я думаю, вы начнете видеть то, что я не вижу. Я очень надеюсь на это. Еще одна вещь, которую вы можете заметить, — это то, что свет меняется и в течение года.

Например, меняется положение солнца в небе. Летом здесь, в южном Онтарио, солнце поднимается прямо у моей задней двери, обращенной на восток. Приходите в ноябре, этот же огненный шар поднимается примерно на 45 градусов дальше на юг или справа от меня. Таким образом, теперь он освещает вещи с совершенно другого угла, чем в июне, создавая различные формы и текстуры для объектов в одном и том же пространстве. Как это круто!

Еще одна часть головоломки освещения, которую я обнаружил, состоит в том, что свет становится более ясным и резким, почти за одну ночь с переходом с августа на сентябрь. Мутный воздух августа создает более мягкий свет, потому что он заполнен частицами, рассеивая свет вокруг. Когда воздух охлаждается в сентябре, он становится более свежим и более чистым, дающим нам более четкий свет. Это в южном Онтарио, но я гарантирую, что одни и те же эффекты будут возникать в свое время и вашем месте проживания.

Шкала цветовой температуры

Сегодняшний отечественный рынок предлагает огромный ассортимент источников света на светодиодных кристаллах. Все они работают в различных температурных диапазонах.

Обычно их выбирают в зависимости от места предполагаемой установки, ведь каждая такая лампа создает свой, индивидуальный облик. Одно и то же помещение можно существенно преобразить, изменив в нем лишь цвет освещения.

Для оптимального применения каждого светодиодного источника света следует заранее определиться, какой цвет вам наиболее удобен. Понятие цветовой температуры не связано конкретно со светодиодными лампами, его нельзя привязать и к определенному источнику, оно зависит лишь от спектрального состава выбранного излучения.

Цветовая температура всегда была у каждого светового прибора, просто при выпуске стандартных ламп накаливания их свечение было только «теплым» желтым (спектр излучения был стандартным).

С появлением люминесцентных и галогеновых источников освещения вошел в обиход белый «холодный» свет. Светодиодные лампы характеризуются еще более широкой цветовой гаммой, за счет чего самостоятельный выбор оптимального освещения усложнился, а все его оттенки стали обуславливаться материалом, из которого выполнялся полупроводник.

Индекс цветопередачи светодиодных ламп

Индекс цветопередачи характеризует возможность воспринимать градации цвета. Когда температура света светодиодных ламп ниже 3200 К цветовое восприятие существенно уменьшается. Попробуйте при свете свечи вытащить из коробки цветных карандашей зелёный или коричневый цвет. Поверьте, задача окажется не из лёгких.

Индекс цветопередачи очень чётко регламентируется для автомобильных светодиодных ламп, ведь при плохой цветопередаче может возникнуть ситуация, когда водитель не сможет различить полотно дороги и обочину.

Свет может изменять яркость и насыщенность цветов в помещении. Такое явление называют метамеризмом.

Каждая лампа обладает определенной цветопередачей, которая на упаковке обозначается индексом Ra (или CRl). Данный параметр источника определяется его способностью максимально точно передавать цвета освещаемого объекта.

Лучшего результата вы добьетесь, используя лампы с индексом цветопередачи от 80 Ra и выше. Это позволит всем цветам интерьера выглядеть наиболее естественно.

Характеристика Коэффициент Примеры ламп
Эталон 99–100 Лампы накаливания, галогенные лампы
Очень хорошая Более 90 Люминесцентные лампы с пятикомпонентным люминофором, Лампы МГЛ (металогалогенные), современные светодиодные лампы
Очень хорошая 80–89 Люминесцентные лампы с трехкомпонентным люминофором, светодиодные лампы
Хорошая 70–79 Люминесцентные лампы ЛБЦ, ЛДЦ, светодиодные лампы
Хорошая 60–69 Люминесцентные лампы ЛД, ЛБ, светодиодные лампы
Посредственная 40–59 Лампы ДРЛ (ртутные), НЛВД с улучшенной цветопередачей
Плохая Менее 39 Лампы ДНат (натриевые)

Различные типы ламп, обладая одинаковой цветовой температурой, могут передавать цвета по-разному. Индекс цветопередачи определяет степень отклонения цвета предметов интерьера от его настоящего при освещении той или иной лампой.

Как выбрать цветовую температуру?

Цветовая температура является одной из основных характеристик светодиодных изделий, использующихся для освещения. Часто возникает вопрос, что же это такое и как выбрать подходящую цветовую температуру? Попробуем разобраться с этими вопросами.

По определению, цветовая температура — это температура абсолютно чёрного тела, при которой оно испускает излучение того же цветового тона, что и рассматриваемое излучение, измеряется в градусах Кельвина.

Другими словами, цветовая температура определяет «оттенок» света, излучаемого источником (лампой или светильником), от теплого, близкого к лампе накаливания, отдающего «желтизной» до холодного белого света (люминесцентные лампы холодного света), отдающего в синюю область спектра.

Шкала цветовых температур распространенных источников света:

800 К — начало видимого темно-красного свечения раскалённых тел; 1500-2000 К — свет пламени свечи; 2000 К — Натриевая лампа высокого давления; 2200 К — лампа накаливания 40 Вт; 2680 К — лампа накаливания 60 Вт; 2800 К — лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа); 2800-2854 К — газонаполненные лампы накаливания с вольфрамовой спиралью; 3000 К — лампа накаливания 200 Вт, галогенная лампа; 3200—3250 К — типичные киносъёмочные лампы; 3400 К — солнце у горизонта; 3800 К — лампы, использующиеся для подсветки мясных продуктов в магазине (имеют повышенное содержание красного цвета в спектре); 4200 К — лампа дневного света (тёплый белый свет); 4300-4500 К — утреннее солнце и солнце в обеденное время; 4500-5000 К — ксеноновая дуговая лампа, электрическая дуга; 5000 К — солнце в полдень; 5500 К — облака в полдень; 5500-5600 К — фотовспышка; 5600-7000 К — лампа дневного света; 6200 К — близкий к дневному свет; 6500 К — стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету; 6500-7500 К — облачность; 7500 К — дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба; 7500-8500 К — сумерки; 9500 К — синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца; 10000 К — источник света с «бесконечной температурой», используемый в риф-аквариумах (актиниевый оттенок голубого цвета); 15000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору; 20000 К — синее небо в полярных широтах.

Градации цветовой температуры.

Примерное разделение градаций цветовой температуры:

  • Теплый белый (2700-3200К)
  • Дневной белый (3500-4500К)
  • Белый (5000-6000К)
  • Холодный белый (6000-8000К).

Лучше выбирать именно нужное значение цветовой температуры в Кельвинах, т.к. у разных производителей понятия «теплый», «нейтральный», «холодный» могут различаться.

Если Вы дочитали статью до этого абзаца, значит пришло время сделать Вам приятный презент: промокод на скидку 10% !

Введите кодовое слово » Bpearl » в корзине при оформлении заказа и получите:

выгоду — 10% , доставку по СПб — бесплатно , и самый короткий срок исполнения заказа !

В таблице 1 диапазоны значений цветовых температур наиболее распространенных искусственных источников света. Причем, точное значение цветовой температуры у истоников света всегда указан на упаковке или в сопроводительной документации на товар(паспорт на изделие, техническое описание).

Таблица 1. Цветовые температуры наиболее распространенных источников света

Ранним утром до восхода солнца и во время рассвета

Ранним утром вы увидите, как свет меняется от холодного синего до красного, оранжевого и желтого. Он измениться от мягкого без тени света до такого, который придает форму и текстуру всему, чего касается. Если погода правильная, то в конце дня вы будете свидетелем того же процесса в обратном направлении – перехода от теплых до холодных оттенков!

Начинающие фотографы стараются фотографировать фактический восход или закат. Вместо этого попробуйте посмотреть, как солнце ложится на деревья или растения или лицо и одежду человека. Когда солнце низко в небе, оно создает великолепные формы и текстуры. На пляже посмотрите на текстуру песка, форму скал и раковин, разбросанных повсюду

Естественные источники света

Главный и самый очевидный из них – прямой солнечный свет. Однако помимо него существуют целых 4 разновидности природного света, которые мы не привыкли различать и называем простым словом – «пасмурно». Разумеется, фотографу будет полезно узнать подробнее, что это за типы и как с ними работать – о том, как важен свет в фотографии, напоминать излишне.

Фотографы: Команда TropicPic.

Назовем дополнительные типы естественного освещения: свет от неба, свет при сильной облачности, рассеянный свет и направленный свет в условиях облачности. Каждый из них по-своему влияет на конечный результат фотосессии.

  • Свет от неба мы видим, когда солнце плотно закрыто тучей, в то время как в целом день безоблачный. Этот свет тусклый и рассеянный. Фотоснимки при таком освещении обретают голубоватый оттенок, а предметы на снимке кажутся бесформенными и не такими объемными. Вот почему в подобных условиях лучше воздержаться от съемки.
  • Свет при сильной облачности (когда небо однотонное, и сложно сказать, где сейчас солнце) несколько благоприятнее для фотографа. Небо не голубое, а серое, поэтому оно не придает снимкам явственного холодного оттенка. Иногда, когда между облаками возникают зазоры, свет может приобрести направленность и подчеркнуть объем предмета съемки. Настраивая камеру перед работой, учитывайте, что освещенность в облачный день всегда слабая.

Рассеянный свет очень похож на предыдущий тип тем, что тени предметов на земле почти не видны

Однако есть важное отличие: вы легко можете найти солнце по яркому пятну среди облаков. Такой свет в фотографии весьма благоприятен. Он достаточно яркий и добавляет кадрам легкий «теплый» оттенок

Контуры и пластика предметов сохраняются без искажений. Так что можно считать этот тип освещения прекрасным вариантом для съемок на природе, особенно если вы снимаете крупным планом. Причин рассеивания света две: облачность и дымка. Первая возможна лишь днем, при условии, что слой облаков сплошной, но довольно тонкий. Тогда наклонные солнечные лучи проходят сквозь облака, рассеиваясь и частично поглощаясь. А дымка, напротив, возникает обычно ранним утром или на закате, и только изредка ее можно наблюдать днем

Он достаточно яркий и добавляет кадрам легкий «теплый» оттенок. Контуры и пластика предметов сохраняются без искажений. Так что можно считать этот тип освещения прекрасным вариантом для съемок на природе, особенно если вы снимаете крупным планом. Причин рассеивания света две: облачность и дымка. Первая возможна лишь днем, при условии, что слой облаков сплошной, но довольно тонкий. Тогда наклонные солнечные лучи проходят сквозь облака, рассеиваясь и частично поглощаясь. А дымка, напротив, возникает обычно ранним утром или на закате, и только изредка ее можно наблюдать днем.

Фотограф: Jeen Na.

Направленный свет в условиях облачности – непредсказуемое явление. Его можно наблюдать, когда слой облаков слишком разнородный и неупорядоченный. Например, в одном месте сгруппировались тонкие низкие облака, сквозь которые невероятно ярко просвечивает солнце, а рядом мы видим совершенно черные участки: в них тучи совсем не пропускают свет. Так нередко бывает при грозе, в сильный ветер и бурю. Особенно часто такое разнородное освещение наблюдается на морских побережьях, где ветер постоянно приносит облака самой разной формы и толщины.

Направленный свет в фотографии открывает перед оператором неограниченные возможности. Такой свет может падать под каким угодно углом, да и сам рисунок облаков может быть очень и очень разным.

Кроме того, такое освещение часто сочетается с другими эффектными явлениями: радугой, дождем, грозой, молниями (о них, кстати, я писал здесь). Работать в таких непредсказуемых условиях, согласитесь, весьма сложно. Но результат определенно того стоит.