Возникновение кризиса 3 лет у ребенка: советы и как его пережить

Кризис 3 лет: что делать, как вести себя родителям?

Закономерный вопрос «Что делать?» задаст себе любая мама, увидев такие изменения у своего ребенка.

  • Не превращайте воспитание в гиперопеку. Такие сжатые рамки не позволяют ребенку проявлять себя, от чего в нем и будут нарастать враждебные отношения с окружающими
  • Не нужно все запрещать ребенку. Запрещайте только то, что действительно опасно: играть со спичками, к примеру. Но если ребенок хочет залезть на горку, с которой он может упасть — позвольте ему это сделать. Просто в этот момент будьте готовы его поймать

Как вести себя родителям в кризис 3 лет

  • Родители должны одинаково воспитывать ребенка. Непозволительно, когда один разрешает, а другой запрещает. Это приведет лишь к негативному отношению ребенка к источнику постоянных запретов
  • Хвалите ребенка за интерес к чему-то и попытки быть самостоятельным. Даже если самостоятельно ребенок будет одеваться дольше — не нужно вырывать одежду из рук и перенимать эстафету. Ведь ребенок будет просто счастлив от своей самостоятельности. Но не забывайте про рамки: можно попробовать, если это неопасно

Кризис ребенка 3 лет

  • Обучайте ребенка той самой самостоятельности
  • Объяснения ребенку должны быть ему понятны. Говорите лаконично и уверенно-строго. Длинные вводные предложения запутают ребенка

Как пережить кризис 3 лет

  • Вам стоит больше разрешать, нежели запрещать
  • Предоставляйте право выбора. Не говорите: «Мы идем гулять!». Лучше спросите: «Ты сегодня пойдешь пешком или на велосипеде?». Ребенок будет доволен возможностью принять решение и не поймет вашей хитрости
  • Если ребенок уже впал в истерику — подождите. Только когда малыш успокоится — спокойно, но уверенно объясните ему все

Кризис 3 лет: что это такое

Строго говоря, понятие «кризис трёх лет» является условным, поскольку у разных детей он наступает в различное время – от второго полугодия трёхлетнего возраста до первого полугодия четырёхлетнего. Интенсивность и выраженность кризиса также отличается у разных детей. Как правило, данный возрастной кризис длится недолго и заканчивается через несколько месяцев после появления.

Сущностью кризиса трёх лет у ребёнка является появившееся ощущение того, что некоторые вещи он может делать самостоятельно, без помощи взрослых. Несмотря на то, что в период от одного до трёх лет ребёнок в какой-то степени самостоятельный, ему всё равно требуется помощь и поддержка родителей, которые всё показывают, рассказывают, объясняют, что можно делать и что нельзя. Сознание малыша находится как бы в скорлупе, оно защищено от каких-либо неожиданностей, сложных и непонятных вещей. Но вот настаёт момент, когда эта скорлупа трескается; определённые вещи он может уже осознавать самостоятельно, к тому же он встречается со многими новыми предметами и явлениями. По замечанию Эрика Эриксона, американского психолога, в этот период у ребёнка формируются независимость и волевые качества. Однако компетенции малыша ещё очень не хватает для того, чтобы реализовать своё стремление к самостоятельности; вследствие этого появляется противоречие между тем, что ребёнок хочет, и тем, что он может.

Как надо себя вести

Установите простой и четкий распорядок дня

Ребенку, который мечется от одной крайности к другой, очень важно знать, что в мире все устроено в определенном порядке: сначала он просыпается, на стульчике его ждет одежда, которую нужно надеть, потом умыться, позавтракать и т.д. Точно так же вечером (допустим, после всенародно любимой передачи «Спокойной ночи, малыши») придет время уборки игрушек

Так заведено! Вальдорфские педагоги говорят, что с трех лет начинается возраст повторений – ребенок будет вести себя так, как это принято и, что немаловажно, как вы себя ведете. Поэтому без лишних слов постарайтесь и сами следить за порядком в своих вещах, комнате, не взывайте к совести малыша (ему и в хаосе неплохо!), а изо дня в день вместе с ним живите по четкому ритму.
Система запретов должна быть разумной и четкой. Пусть их будет не слишком много (и в самом деле, вещей, которые касаются безопасности, жизни и здоровья ребенка на самом деле не так уж много), но они должны соблюдаться неукоснительно. Это твердые рамки, стены, на которые можно опереться. Внутри этих стен ребенку позволено все, что угодно. Но он должен знать, что ни при каких обстоятельствах он не может, например, включать плиту или утюг, брать в руки спички, выходить на проезжую часть и пр. Имейте в виду, что ребенок будет постоянно проверять, насколько тверды рамки ваших запретов. Может быть, то, что запрещают утром, разрешат вечером? Или то, что не позволяет мама, позволит папа? Будьте тверды и единодушны – это нужно и вам, и еще больше – вашему малышу.
Специально для поклонников либерализма. В современном обществе считается, что прогрессивный родитель должен всегда советоваться с ребенком, спрашивать его мнение по любому поводу и объяснять каждое свое действие. Но здесь есть некоторое лукавство. Полная свобода предполагает полную ответственность. Готов ли трехлетний кроха полностью за себя отвечать? Конечно, нет. Ему, несмотря на все его «Я САМ!», нужны родители, которые помогут ему, поддержат и, в конце концов, возьмут на ручки. И если вам с ребенком НУЖНО куда-либо пойти, честно ли спрашивать его, хочет ли он это делать? И посему вывод очень простой – серьезные решения принимайте сами и ставьте ребенка перед фактом, а для менее серьезных предлагайте альтернативу. Например, так: «Мы идем гулять. На чем поедет твой мишка на прогулку – в коляске или в грузовике?»
Придумайте приятные перспективы для не самых приятных дел. Например, такие: после уборки игрушек ты пойдешь смотреть мультик (рисовать, читать с мамой книжку и т.д.).

Как проявляется кризис?

  1. Отрицание – все наоборот. Мама предлагает одно, а ребенок требует противоположное.
  2. Упрямство. Желание настоять на своем. Ситуации, когда на улицу берутся все возможные игрушки, а играет палочкой, найденной на дороге. Либо в дождь надеваются босоножки.
  3. Капризничает без четких требований.
  4. Истерики, как протест, сопровождающиеся криком, топаньем ног, битьем кулаков об пол или стену.
  5. Выражение агрессии – плюется, кусается, дерется.
  6. Оскорбление взрослого. Обзывает разными словами.
  7. Появление тревожности. Возникновение первых страхов.

Если вы заметили эти симптомы в возрасте около 3 лет, это считается возрастным кризисом.

Если же период проходит, а симптомы присутствуют – это ситация, когда ребенком зафиксировалось определенное поведение на неверные действия  взрослых (устрою истерику, и мне все дадут).

Малыш пробует себя, учится взаимодействию с окружающим миром (получится у меня манипулировать или не получится). И если в ответ на его грубость и агрессию отвечать этим же, родители смогут добиться успеха лишь на короткое время. Ребенок будет побежден, но получит невроз, который в дальнейшем будет выражаться через вредные привычки – сосать пальцы, грызть ногти, появится беспокойный сон. Особенно это касается детей с низким порогом чувствительности.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

Дети пытаются добиться конечного результата своих действий

Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым

Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

Упрямство

«А я хочу так!» или «Не знаю как, но не так!». Упрямство – это когда ребенок действует только по своему желанию и не слышит ваших увещеваний. К упрямству очень близка строптивость – это когда чадушко не хочет подчиняться никаким требованиям взрослых. Одним словом, любимый малыш превращается в армию Сопротивления, сконцентрированную в единственном лице.

Цель такого поведения – показать себе и миру, что ты уже не беспомощный младенец, а взрослый и независимый человек. Приступы упрямства начинаются уже с полутора лет и продолжаются в среднем лет до четырех. В период острого кризиса их может быть от пяти до двадцати в день, и мальчики обычно бывают упрямее девочек. Так что готовимся!

Тактика борьбы

В тех случаях, когда ребенок упрямо настаивает на своем, хотя вы прекрасно знаете, что это закончится для него не самым лучшим образом, неплохо работает метод естественных последствий. Ведь это только ваш опыт и ваше знание – что время не бесконечно, что иголка острая, а чайник горячий.

Разумеется, мы не призываем вас разрешать ребенку на собственном опыте познавать опасности уличного движения или засовывать в целях эксперимента ножницы в розетку. Но зачастую мы слишком сильно оберегаем наших детей от бытовых проблем. Например, ничего страшного нет в проверке на практике, что если слишком долго убирать игрушки, то не останется времени почитать любимую книжку. А если коснуться пальцем горячей кастрюли, ощущения будут не самыми приятными.

Кстати, когда ребенок убедится в вашей правоте в мелочах, ему, возможно, не захочется проверять ее в ситуациях, которые связаны с риском для жизни и здоровья.

Что чувствует малыш

Как вы понимаете, причиной происходящего является тот факт, что ребенок осознал, что он является не частью мамы и папы, а самостоятельной личностью. Он воспринимает этот мир с высоты своего возраста, делает определенные выводы, устанавливает какие-то свои правила поведения и игры. Именно сейчас начинается этап, когда малыш активно продолжает формироваться, точнее продолжает собираться картинка его характера.

Увидеть первые его особенности вы можете, прислушавшись, что говорит кроха во время игры, какую роль он в этом занимает: лидера – постоянно выдумывает новые роли, рассказывает кому и что нужно делать или, наоборот, прислушивается к другим и повторяет их модель поведения. Итак, он чувствует себя самостоятельным, независимым, иногда бесстрашным. Главная задача родителей при этом – не сломать ребенка, а поддержать в процессе его взросления.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

Почему кризис наступает именно в этом возрасте?

Психология  определила детский переходный  период трех лет, как третий по счету (первые два – в один месяц и год). Каждому критическому периоду соответствуют свои особенности. О проявлениях и особенностях таких явлений написаны целые книги. Данная статья рассматривает ситуации, которые возникают в третий проблемный период.


В три года ребенок старается уйти из-под опеки родителей

В самом начале следует отметить, что у ребенка в возрасте трех лет происходит изменение взаимоотношений с окружающей средой. Главная характеристика этого периода – изменение социальной адаптации. Психология определяет, что в этот период начинается процесс формирования психики. Зная об этом факте, взрослые должны все жизненные ситуации  жизни своего отпрыска рассматривать с учетом возрастных изменений.


Возрастные рамки кризиса в три года

Причины всех затруднений в общении с малышом –   то, что ребенок начал осознавать себя.


В 3 года ребенок начинает осознавать свое Я

Ещё несколько слов

Кризис имеет место в жизни каждого малыша, потому что это закономерная часть жизненного пути. Это переход от одного этапа к другому. Если он не происходит или блокируется, жизненное развитие приостанавливается или идет по другому пути.
В нем всегда есть две части.

  • В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: один иероглиф обозначает «угрозу», второй – «возможность».
  • С одной стороны, в кризисе всегда есть угроза благополучию человека, и поэтому он вызывает ужас, страх, боль, злость и другие переживания. А с другой стороны – это возможность.

То есть его проживание всегда приводит к чему-то новому и расширяет возможности человека. Зная его особенности можно с большей уверенностью выбрать правильную стратегию общения с детьми.

Любой кризисный период – это длительный процесс.

Они обычно длятся месяцами. Он не может длиться секунды, минуты, дни или даже недели. Не бывает кратковременных периодов. Может быть «кризисная ситуация», когда, например, ребенок сильно испугался, и требуется время на ее проживание, но это не кризис сам по себе. Поэтому дайте время себе, ребенку, вашей семье, чтобы принять и адаптироваться к тем изменениям, которые благодаря переломному моменту приходят в вашу жизнь.
Кризис состоит из четырех фаз – шока, гнева-бессилия, печали, принятия. Они сменяют одна другую. Невозможно сразу с его наступлением волшебным образом перейти на последнюю стадию, где перемены – принимаются ребенком и входят в жизнь семьи

Перед этим обязательно проходят этапы ссор, конфликтов, вспышек злости, враждебности, гнева и печали.
Отдельно важно сказать о враждебности ребенка: не стоит принимать ее на личный счет. Как правило, малыш выражает злость исключительно потому, что она растет внутри сама по себе как сила что-то менять

Постарайтесь не «втягиваться» в прямые конфликты с ребенком.

Потому что, как правило, во время сильных эмоциональных вспышек пугается и сам ребенок, так как не может контролировать происходящее.
Кризисы проходят по-разному.
У одного гладко. У другого очень бурно

Важно, что здесь играет роль не только обстановка в семье и действия родителей, но и индивидуальные особенности конкретного малыша

В результате кризиса возникают личностные новообразования.

Это новый тип личности малыша, который определяет то, что он по-другому себя ведет, иначе общается, не так относится к среде вокруг себя. В какой-то мере – это новый тип сознания ребенка в определенном возрасте.
Может ли этот переломный период случиться в более позднем возрасте?
Чтобы прожить кризис и перейти на новый уровень развития, малышу необходимы свои собственные силы и поддержка родителей. Иногда случается так, что внутренних, либо внешних ресурсов оказывается недостаточно. Тогда он не проживается, новообразования не образуются или образуются так, что начинают мешать жизни человека.
Не всегда в трехлетний кризис формируются гордость за себя, позитивное отношение к самому себе, уверенность в том, что я могу получить признания и быть успешным. Тогда эти качества при правильной поддержке в семье могут сформироваться, хотя и сложнее, во время подросткового периода

У вас всегда есть время!
Важно понимать, что в таком случае вам намного сложнее оставаться устойчивыми и стабильными в отношениях с детьми.
Сил вам и терпения на этом непростом пути!

Кризис трёх лет: правила для родителей

Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность. Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.

Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.

Борьба с истериками

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.
В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.
В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей»

Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

Истерики у ребёнка 3 лет возникают достаточно часто. Рекомендации психолога позволят разобраться, каковы основные причины столь эмоционального поведения, как предупреждать истерики и каким образом можно снизить силу этих реакций.

Кризис детей 3 лет консультация психолога для родителей

Психологи утверждают, что кризис 3 лет у ребенка — это совершенно обычное и предсказуемое явление. Родителям нужно лишь помочь ребенку пережить этот период.

Вам будет сложно выслушивать ежедневно необоснованные истерики, но ваша задача — не срываться. Крик на ребенка лишь усугубит ситуацию. Малыш станет еще более агрессивным


Кризис детей 3 лет консультация психолога для родителей

  • Всегда старайтесь обхитрить ребенка. Давайте ему самому выбирать, но из заранее допустимых вариантов
  • Не ходите с ним туда, где он точно будет психовать (к примеру, в магазин игрушек)
  • Не говорите, что чей-то ребенок лучше делает. Сравнивайте его лишь с самим собой. Например, скажите: «Сыночек, вчера ты нарисовал солнышко аккуратнее». Так, вы вроде бы и не ругаете, и в тоже время намекаете, что стоит постараться
  • Никогда не говорите ребенку, что он плохой. Говорите, что так вести себя некрасиво
  • Поддерживайте ребенка. Если у ребенка не получается одеть колготки — не ругайте его. Скажите: «Доченька, у тебя почти получилось. Ты — молодец. Давай я немножко помогу»


У ребенка кризис 3 лет

  • Старайтесь ребенку объяснять, играя. Если малыш сам не хочет кушать, то предложите покормить и мишку. Но потом скажите, что мишка хочет кушать по очереди. Правила этикета объясняйте, играя с посудкой
  • Если ваш малыш пытается добиться чего-то истерикой — не поддавайтесь. Иначе вы лишь дадите ему знак, что это действенный метод получить желаемое
  • Не ленитесь отвечать на многочисленные вопросы ребенка
  • Играйте и веселитесь вместе с ребенком. Он должен чувствовать вас своим другом


Как победить детские истерики

Другая сторона кризиса

Известный психолог Л. Выготский считает, что кризис нужно воспринимать не только как негатив. За ним явно скрыто позитивное содержание. Это переход к новой форме чего-либо.

При кризисе 3 лет симптомы, в виде импульсивного поведения ребенка, нужно воспринимать с положительной стороны, а именно:

  • малыш стремится к результативной деятельности и положительной оценке своего успеха;
  • ребенок преувеличивает свои достижения, чтобы сохранить свою идентификацию.

В этот период у ребенка повышенная обида в ответ на сдержанную реакцию родителя

Поэтому важно вовремя похвалить малыша за его успехи, пусть и незначительные

Советы родителям трехлетки

Совет #1:

Иногда кажется, что теперь так будет всегда. Это не так.

Это период, многие моменты которого позже вы будете вспоминать с улыбкой и смехом.

Совет #2:

У ребенка в это время нет такого умения. У него еще не созрели те участки психики, благодаря которым он может посмотреть на ситуацию со стороны другого человека.

Экспериментом Пиаже было доказано, что раньше 6 лет ребенок не умеет манипулировать. Также, как он не может поднять гантелю весом 15 кг, точно также он не может манипулировать. Поэтому никакие фантазии о том, что ребенок сядет на голову, обнаглеет, будет вить из вас веревки ни к чему не приводят, кроме как к тревожности родителей и их выходу из доминирующей позиции.

Не нужно себя накручивать такими фантазиями.

Нужно адаптироваться и просто пережить это время. Зато потом вы получите весьма послушного и лояльного четырехлетку – пятилетку и отдохнете.

Совет #3:

Поэтому не нужно воспитывать ребенка – нужно раскрывать себя.

Если родитель в ресурсном состоянии, заряжен и гармоничен, его ребенку будет намного проще пройти все кризисы.

Основной недостаток детей – что они быстро вырастают. Поэтому, пока у вас трехлетки, радуйтесь, отдавайте им как можно больше любви и тепла, благодарите их за то, что они есть в вашей жизни.

Чем меньше в отношениях серьезности и надрыва, проецирования на ребенка своих амбиций и желаний и чем больше любви, осознанности и заботы – тем лучше.

Больше о любви и и осознанности читайте здесь.

Послесловие

Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается воля.

Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.

Источники

  • https://o-krohe.ru/komarovskij/rebenok-psihuet-kapriznichaet/
  • https://pups.su/psihologiya/krizis-3-goda.html
  • https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/krizis-3-let.html
  • https://kidteam.ru/krizis-treh-let-u-rebenka.html
  • https://psychologist.tips/2824-krizis-treh-let-u-rebenka-kratkoe-opisanie-kak-proyavlyaetsya-kak-perezhit.html
  • https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/krizis-treh-let.html

Что же нужно делать

  • Развивайте таланты. Возраст трех лет – это не только постоянные истерики и скандалы, это еще и существенный скачок в развитии. Присмотритесь, что нравится вашему крохе, возможно, танцы или плавание, а, может, рисование. Конечно, никто не говорит о том, чтобы загрузить его в три года дополнительными занятиями с утра до вечера, но вот, если занять его на несколько часов в день, то это будет весьма полезно. Помните, негатив и напряжение скапливается не только в эмоциях, но и в теле крохи.
  • Вы просто обязаны искать компромисс с ребенком такого возраста. Если он хочет идти на площадку, а вы его ведете домой обедать, то пробуйте договориться, он 15 минут катается, а потом вы идете домой. Постарайтесь поменять свое отношение к малышу, он уже стал взрослее и требует к себе отношения на равных. Не думаю, что вам тяжело будет удовлетворить его потребность.
  • В продолжение предыдущего пункта можно добавить планирование. Как новорожденным, так и более старшим детям более комфортно живется, если они знают планы на будущее. Не забывайте делиться со своим чадом некоторыми своими планами, например: «мы сейчас покушаем и пойдем отдыхать» или «после того, как ты поспишь, мы идем на площадку или встречать папу с работы» и т. д.

Учится планировать. Давайте приведем простой пример. Вы куда-то очень опаздываете, а малыш решил одеваться самостоятельно, без вашей помощи. У вас есть два варианта: первый – наплевать на процесс развития крохи, быстро его одеть и убежать с ним по делам. Второй – помнить и учитывать, что, если вы куда-то идете, то начинать собираться вам нужно на 40-60 минут раньше. А теперь давайте сравним два варианта. Итак, если вы выбираете второй, то ваш малыш начнет самоутверждаться и будет чувствовать себя наравне с вами. В скором времени он начнет делать эти манипуляции в разы быстрее. И наконец, подумайте, сколько всего можно успеть сделать, пока кроха занят одеванием. Я уверена, что вы успеете помыть полы, посуду и даже постирать еще вещи, в конце концов, просто выпить чашечку горячего чая или кофе.

  • Старайтесь подарить крохе хоть какую-то часть квартиры, которая будет принадлежать ему. Дело в том, что у него должен быть хоть какой-то свой уголочек, в котором будет все украшено так, как он хочет, даже могут быть просто разбросаны игрушки, но это его территория и там действуют такие правила.
  • У вас обязательно должны быть какие-то «выручалочки», которыми вы можете отвлечь ребенка. Например, пазлы, пластилин, краски, книги, в общем, что-то, что он любит. И как только вы видите, что истерика не за горами, отвлеките его с помощью вот такой выручалочки.

Какие признаки определяют наступивший кризис

В трёхлетнем возрасте ребёнок начинает вести себя довольно странно, на взгляд родителей.

Л. С. Выготский выделил семь главных признаков, которые определяют наступивший кризис трёх лет, — так называемое «семизвездие симптомов»:

  • Негативизм – это отрицательная реакция, при которой ребёнок не делает того, что ему велел взрослый, или делает наоборот. В трёхлетнем возрасте негативизм обычно избирательный – ребёнок не слушается только одного родителя или воспитательницу, а к остальным относится нормально. Сделать наоборот – это главная цель действия. Малыш отказывается делать даже то, что ему нравится, — просто потому, что в данный момент это ему приказывает сделать кто-то другой.
  • Упрямство – при этом ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а только из-за того, что он это потребовал у взрослого. Ребёнок будет стоять на своём, даже если обстоятельства изменились.
  • Строптивость – негативная реакция, направленная против всего заведённого в семье (в садике, другом коллективе) порядка, а не против кого-то конкретного.
  • Своеволие – пожалуй, наиболее характерный и главный признак кризисного состояния. Ребёнок желает всё делать самостоятельно, он постоянно кричит: «Я сам!». Инициатива ребёнка, однако, ещё не соответствует его возможностям, и на этой почве у него происходят конфликты со взрослыми. При этом родители должны понимать, что стремление ребёнка к самостоятельности – абсолютно естественный и правильный процесс, и следует не препятствовать ему, а создавать условия, при которых он мог бы полноценно развиваться и удовлетворять познавательную потребность.
  • Протест-бунт – проявляется тогда, когда ребёнок чувствует, что его мнение не уважается взрослыми. Свой активный протест он выражает против прежних рамок и отношений, поскольку теперь он окончательно «вылупился из скорлупы» и жаждет самоутверждения.
  • Обесценивание – ребёнку становится неинтересно всё, что он раньше любил. Он начинает ломать свои игрушки, ругаться, обзывать родителей. Это тоже сигнализирует о том, что ценности ребёнка резко меняются, теперь он увлечён другими вещами, а старые ему только мешают.
  • Деспотизм – такое поведение он проявляет по отношению к близким людям, в том числе к родителям; он требует, чтобы они исполняли все его прихоти.

Один из положительных признаков взросления ребёнка в этот момент – это разговор о себе в первом лице. Данный фактор очень важен, поскольку свидетельствует о том, что у малыша появляется осознание собственного «я». Также он довольно часто начинает говорить «я сам» — значит, он осознаёт свои желания и намерения и хочет активно действовать.

Когда требуется помощь психолога

Если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля и уже не уверены, что способны сами справиться с этим кризисом – не стоит ждать, пора обращаться за помощью и для вас в том числе.

Cтоит поговорить с психологом, если:

  • Вы часто сердитесь или теряете контроль, когда реагируете на истерику.
  • Истерики вызывают много плохих чувств и мыслей между вами и вашим ребенком.
  • У вас есть вопросы о том, что вы делаете или что делает ваш ребенок.
  • Истерики становятся более частыми, интенсивными или длятся дольше.
  • Ваш ребенок часто причиняет вред себе или другим.
  • Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
  • Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
  • Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточится, стремление постоянно двигаться, производить шум.
  • Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.

Найдите способы помочь своему ребенку «попрактиковаться» в самоконтроле.

Ежедневно бывает много моментов, когда вы можете научить своего ребенка этому навыку. Например, игры, требующие очередности, отлично подходят для тренировки ожидания и обмена мнениями.

Каждый ребенок выражает трехлетний кризис по-своему, некоторые более интенсивно, чем другие. Что мы должны знать, так это то, что это нормальный период и значительный психологический рост. Взрослые должны опробовать методы, которые наиболее эффективны в каждом конкретном случае, чтобы справиться с этим. В противном случае то, что было временными проявлениями кризиса, можно определить как психологические характеристики с тенденцией к стабильности, и это подорвало бы психологическое благополучие наших детей и всей семьи.