Физическое насилие над детьми

Глумления и надругательства над родителями

Список способов глумления и надругательства – велик, но выделяют только три:

  1. Оскорбления;
  2. Избиение;
  3. Насилие.

Использование всех способов приносит человеку боль и моральное страдание, а ребёнку: удовольствие, удовлетворение и душевное спокойствие. Ведь, всегда приятно издеваться над теми, кто не может ответить и просто смотрит на все издевательства с перекошенным от боли взглядом.

Основные причины, по которым человек может совершать насильственные действия в отношении своих родителей:

  1. Тёмное прошлое. Родители могут насиловать и избивать своего ребёнка с раннего детства, из-за чего получили расплату в будущем. Обеим сторонам остается либо забыть прошлое и сегодняшнее, и жить дальше, либо обратиться в полицию с взаимным заявлением;
  2. Плохое воспитание. Не все родители могут хорошо воспитать своих детей и бывают те, кто не занимался воспитанием вовсе, и получили результат такого не обдуманного поступка – насилие над собой. Единственный выход в этой ситуации – обратиться в полицию, иначе все может продолжиться и довести ситуацию до летального исхода;
  3. Долгое издевательство над ребёнком. Родители могли издеваться над своим чадом всю его сознательную жизнь, из-за чего его психическое состояние и духовное восприятие пошатнулись. Он подумал, что насилие – это лучший выход из ситуации и начал совершать те же действия, которые совершали его родители в молодости, только над ними;
  4. Характер ребёнка. Может в раннем детстве не заметно натуру человека, но когда он повзрослел, все стало на свои места. Теперь вместо теплых слов и хороших поступков, родители получают оскорбления и насильственные действия от своего ребёнка в отношении себя.

Глумления и надругательства над родителями не так распространены, как над детьми, но, тем не менее, происходят часто. За такое преступление, человек рискует получить уголовный срок или принудительное лечение в психиатрической больнице до полного выздоровления.

«Сексуализированное насилие про власть и доминирование»

Специалистки «Тебе поверят» часто сталкиваются с реакцией: «А вы не перегибаете палку? Неужели вокруг столько педофилов и извращенцев? Не верю!» Анжела Пиаже, со-основательница проекта и координаторка работы его психологического направления проекта, поясняет: как правило, у насильников нет ментальных отклонений и/или расстройств полового влечения. Часто в качестве агрессора выступает кто-то из семьи, из людей, приближенных к ребенку. Авторами насилия бывают и женщины, и мужчины. Но женщины совершают только от двух до пяти процентов преступлений. 

«Многим это непонятно, но сексуализированное насилие не про секс. Оно про власть и доминирование, — рассказывает Пиаже

— Да, там проигрываются сексуальные моменты, но насильник обращает свое внимание на ребенка, не только потому что этот ребенок сильно его возбуждает, не из-за особенного фетиша преступника. А потому что ребенок доступен, он самый беззащитный и уязвимый в семейной структуре

И можно начать подбираться к нему потихоньку, а дальше уже делать все, что хочешь».

Конечно, среди авторов сексуализированного насилия над детьми бывают люди с расстройствами влечения и ментальными особенностями. Но, как подчеркивает Анжела, в подавляющем большинстве случаев — это здоровые, дееспособные, отдающие себе отчет в том, что они делают. И, как сказали бы окружающие, нормальные люди.

Автор иллюстрации: Diana Berlioz

Не пытаясь оправдать авторов насилия или снять с них ответственность, со-основательница проекта Юля Кулешова называет системные проблемы: практически нулевой уровень сексуального образования в стране, размытые представлениях о личных и телесных границах детей, подростков и отсутствие представлений о психологических последствиях.

«Мы думаем, что часть людей делает эти вещи, не понимая их травматичности, — продолжает Кулешова. — Есть представления, что “ребенок не вспомнит”, “ничего в этом такого нет”, “это просто игра”. Часть ситуаций, с которыми мы работаем, происходят именно потому, что взрослые просто не воспринимают свои действия как приносящие вред другому человеку.»

Насильниками бывают не только отцы и отчимы, часто это дедушки, дяди и старшие братья. В крайне редких случаях — женщины. Распространена конфигурация, когда насильник — подросток, а ребенку, переживающему насилие, лет пять-шесть. 

Пренебрежение нуждами ребёнка

Пренебрежение нуждами ребёнка крайне редко осознается родителями как психологическое насилие, однако это тоже насилие.

Пренебрежение нуждами ребёнка нередко встречается в неблагополучных семьях. Мы все понимаем, что ситуации, когда дети не получают адекватного питания, когда не имеют одежды и необходимых личных вещей, не получают в нужный момент медицинскую помощь не являются нормой. Однако пренебрежение нуждами ребёнка встречается и в тех семьях, которые с виду кажутся вполне благополучными.

Ускоренное развитие или игрушку не по возрасту. Мать годовалого ребёнка покупает ему игрушки не по возрасту, а для детей на 2–3 года старше, мотивируя покупки тем, что она хочет, чтобы ребёнок развивался. Однако получается, что ребёнок не имеет возможности развиваться по возрасту, в данный момент ему нужны очень простые игрушки: мячик, пирамидки, погремушки, самый простой сортер. Мама же покупает сыну пазлы, разнообразные развивающие пособия… Такая мать может с первого взгляда показаться очень заботливой. Однако страсть взрослого к опережающему развитию — это одновременно пренебрежение актуальными потребностями ребёнка.

Родители школьников нередко пренебрегают желанием детей играть, полагая, что они уже достаточно большие, чтобы перестать играть в игрушки. Поэтому школьник, мечтавший получить на день рождения «Лего», получает глобус (микроскоп, телескоп, спортивный костюм или лыжи). Конечно, такой подарок сам по себе – замечательная вещь. Но нередко младшему школьнику ещё нужны игрушки… И пренебрегать этой потребностью (не видеть её) — это насилие.

Особо жестокой формой такого насилия являются ограничения, которые не дают ребёнку удовлетворить важные потребности. Например, если воспитатель в детском саду не пускает ребёнка в тихий час в туалет, то педагог пренебрегает физиологическими нуждами ребёнка (то же самое касается невозможности выйти из класса во время урока). Следствием может быть, например, развитие у ребёнка невроза.

Мать может неосознанно пренебрегать нуждами ребёнка, т. к. она не хотела его появления на свет. Так, она может не вызвать врача, полагая, что случай того не стоит, либо может просто забыть вовремя дать ребёнку лекарство. Бывает, что матери слишком поздно вводят прикорм ребёнку (например, после года).

По моему мнению, этот вид насилия сложнее всего осознается взрослыми (будь то родители или педагоги) как насилие

Именно поэтому очень важно — как для педагогов, так и для родителей — задумываться о своём поведении, о том, к каким последствиям могут привести действия взрослого

«Мне больно за людей»

Как проект «Тебе поверят» существует с марта 2019 года. Тогда появилась команда, сформулировали основные принципы работы и цели проекта. Общественная инициатива началась чуть раньше. В декабре 2018 года Юля Кулешова публично рассказала, что с 5 до 12 лет подвергалась сексуализированному насилию со стороны отчима. В ответ на признание ей стали писать сотни людей со схожими историями.

«”Тебе поверят” родился из “мне больно”. И это не только про личную боль, но и активистское “больно” за других людей. Было невыносимо от того, как много подобных историй и как сложно пережившим найти качественную помощь», — вспоминает она.  

В проекте работают с узкой проблемой сексуализированного насилия над детьми и подростками и помогают людям, прошедшим через этот опыт. Основная задача – разгрузить от чувства вины, стыда, страха. Сейчас в проекте оказывают помощь 12 психологов, у которых ежемесячно 150-180 бесплатных консультаций, они проводятся как очно, так и онлайн. Из-за большого количества обращений время ожидания может достигать трех месяцев, но очередь двигается. Так как речь идет о взрослых, готовых обсуждать вопросы, связанные с детством, с далеким прошлым, а не с острой кризисной ситуацией, такое ожидание считается допустимым.

Все психологи проходят несколько этапов подготовки: пара собеседований, обучение, работа с наставницей, посещение супервизий и интервизий, чтобы глубже вникнуть в контекст

Важное правило — ограниченный объем работы. Психологи не могут брать больше определенного количества консультаций, обязательно проходят супервизию и личную терапию

Это важно для профилактики выгорания и облегчения соприкосновения с темой насилия.

Себя Юля тоже бережет. После каминг-аута личным опытом пережитого насилия с ней поделились сотни людей. «Моя ресурсность — это моя личная ответственность. Сейчас я по-прежнему понимаю всю несправедливость, абсурдность, безумие насилия, понимаю, какие последствия оно несет для человека. И все же стараюсь аккуратно относиться к своему эмоциональному состоянию, поддерживать себя, минимально впитывать и передавать эти истории в профессиональные руки», — объясняет она. 

С этой осени в проекте стали отдельно работать с подростками. Все сообщения и информация шифруются и анонимны. Новое направление запустили буквально три недели назад, но количество обращений уже большое. В отличие от работы со взрослыми специалистки стараются максимально оперативно выйти на связь, так как ребенок потенциально может находиться в актуальной ситуации насилия.

Кто может помочь?

  • В травмпунке или поликлинике Вы можете пройти медицинский осмотр и взять справку о побоях, где будет с ваших слов описано когда и при каких обстоятельствах получены повреждения, каков характер повреждений и др.
  • В дежурной части милиции или прокуратуре по месту жительства Вы можете подать заявление по факту физического насилия или угрозы причинения насилия и возбудить уголовное дело в отношении обидчика.
  • В большинстве центров социальной помощи населению Вы сможете получить консультацию социального работника, юриста или психолога.

Некоторые рекомендации для разработки индивидуального плана безопасности

  • Договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры.
  • Спрячьте запасные ключи от дома (машины) так, чтобы, взяв их, Вы могли бы быстро покинуть дом в случае опасности.
  • В безопасном, но доступном для Вас месте спрячьте необходимую сумму денег, книжку с номерами телефонов, паспорт, свидетельство о браке, документы на детей, другие важные бумаги, а также некоторую одежду и нужные лекарства.
  • Заранее договоритесь с друзьями, родственниками о возможности предоставления Вам временного убежища в случае опасности.
  • Сделайте все возможное, чтобы обидчик не нашел Вас, спрячьте или уничтожьте все свои записи и адреса, которые помогли бы Вашему обидчику найти Вас (записные книжки, конверты с адресами и т.д.)
  • Заранее решите, что из ценных вещей (ювелирные изделия и т.п.) Вы возьмете с собой. В случае острой необходимости их всегда можно будет продать или отдать в залог.

Если ситуация критическая, то покидайте дом незамедлительно, даже если Вам не удалось взять необходимые вещи.

Что дальше

— Я планирую уехать в другой город

Сейчас уже неважно куда. Главное — всё это забыть

Потому что я сейчас хожу по району, и все воспоминания накатывают…

— Маму заберёте с собой?

— Я ей предлагала уехать. Она сказала, что не оставит фирму. У них с отцом была совместная компания. Он был в ней директором, мама — соучредителем.

— Вы думаете о том, что когда-то у вас будет семья, дети?

Мне важно быть с единственным человеком всю жизнь. Я хочу строить полноценные крепкие отношения

Хочу, чтобы у меня были дети. Иногда думаю, как буду их воспитывать, чему учить, чем они будут заниматься в жизни… Это то, о чём я старалась думать, когда было совсем тяжело и казалось, что уже нет выхода.

— Вы же понимаете, что следователям едва ли удастся доказать эпизоды из вашего детства?

— Да, понимаю.

— Вы пойдёте в суд? Вы имеете право не присутствовать в зале суда.

— Мне сказали, что я могу написать заявление и всё будет происходить без меня. Я не знаю… Сейчас я боюсь его видеть. Я до сих пор испытываю страх.

— И зависимость?

— Да. Наверное, лучше бы я его не видела.

  • Елена планирует переехать в другой город, чтобы ничто не напоминало ей об отце-насильнике
  • RT

— Испытываете жалость к нему?

— Нет, жалости нет. Когда она хотя бы чуть-чуть возникала, я начинала прокручивать в голове всё, что он делал со мной — без моего желания, видя, что я плачу. Видя, что мне плохо! И он продолжал это делать. Жалости нет абсолютно.

Гений или шизофреник

Тот самый взгляд Алисы, глубоко задумчивый, погруженный в себя, — яркий признак звукового вектора. Такому ребенку жизненно необходима домашняя тишина. Постоянное звуковое давление на чувствительные ушки в виде криков, ругани, словесного унижения, грохота дверей, громкого телевизора может обернуться настоящей трагедией.

В потенциале человек со звуковым вектором призван стать гениальным ученым, писателем, программистом, музыкантом. Он рожден создавать мыслеформы, неведомые другим векторам. Он идеально слышит музыку и создает письменное слово.

Если же остановить развитие такого ребенка, не давая ему возможность находиться в экологически чистой звуковой домашней обстановке, то очень быстро можно превратить гения в аутиста или шизофреника. В лучшем случае он замкнется в себе и потеряет способность к обучению. Перестанет воспринимать сказанные в его адрес слова и потеряет связь с реальностью.

Что ты хочешь выбрать: гения или больного шизофреника?

Деятельность ВОЗ

Принятая в мае 2016 г. резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения одобрила первый Глобальный план действий ВОЗ по усилению роли системы здравоохранения в рамках национальных межсекторальных ответных мер по борьбе с межличностным насилием, в частности, в отношении женщин и девочек, а также детей.

В соответствии с этим планом ВОЗ в сотрудничестве с государствами-членами и другими партнерами твердо намерена:

  • Проводить мониторинг глобальных масштабов и характерных особенностей насилия в отношении детей и поддерживать усилия стран по документированию и измерению такого насилия.
  • Поддерживать электронную информационную систему, обобщающую научные данные о бремени, факторах риска и последствиях насилия в отношении детей, а также фактические данные, подтверждающие возможность его предупреждения.
  • Разрабатывать и распространять основанные на фактических данных технические руководящие документы, нормы и стандарты для предупреждения насилия в отношении детей и осуществления ответных действий.
  • Регулярно публиковать глобальные доклады о деятельности стран по борьбе с насилием в отношении детей путем проведения национальной политики и принятия планов действий, законов и программ по предупреждению насилия, а также с помощью ответных действий и оказания поддержки.
  • Оказывать поддержку странам и партнерами в проведении основанных на фактических данных стратегий по предупреждению и осуществлению ответных действий, таких как «INSPIRE: Семь стратегий по ликвидации насилия в отношении детей».
  • Сотрудничать с международными агентствами и организациями в целях сокращения и ликвидации насилия в отношении детей в глобальных масштабах с помощью таких инициатив, как Глобальное партнерство по прекращению насилия в отношении детей, «Все вместе на защиту девочек» и Альянс по предупреждению насилия.

Что делать и куда обращаться за помощью

К насилию над ребёнком нельзя оставаться равнодушным. Это касается не только членов семьи, но и окружающих людей, которые замечают, что с ребёнком творится что-то неладное. При первых же тревожных звоночках следует обращаться за помощью в следующие органы:

  • местные органы опеки и попечительства, в обязанность которых входит контролировать условия проживания, обучения и воспитания детей, а также представлять интересы несовершеннолетних в суде;
  • прокуратура — государственный орган, который защищает права несовершеннолетних в суде, а также может подавать иски в суд о лишении родительских прав;
  • местный отдел полиции.

Что делать родителям?

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Замечательные, умные, здоровые и развитые во всех смыслах этого слова дети вырастают только в любви. Ребенка надо любить не за то, что он аккуратный, спокойный, красивый, покладистый и так далее, а за то, что он есть! Конечно, без наказания нет воспитания, но надо правильно и грамотно направлять свою кровинку по жизни. Предупреждать об опасностях, разговаривать на все темы, которые его волнуют, а не ссылаться на занятость. Делиться собственными впечатлениями и мнением, подсказывать, как поступать в той или иной ситуации. Позволять ему совершать собственные ошибки, иначе характер не разовьется, не затыкать рот и, тем более не орать и не давить авторитетом. Это не значит быть на равных и потакать во всех прихотях. Это значит признавать достоинство и значимость маленького человека, уважать его и принимать таким, какой он есть, слегка и ненавязчиво корректировать некоторые недостатки, которые, вероятно, помешают ему в дальнейшей жизни.

Мифы и факты (предубеждения и реальность)

Наверное, Вам часто приходилось слышать, как люди оправдывают насилие:

    • Миф: Домашнее насилие – не преступление, а просто скандал – семейное дело, в которое не принято вмешиваться.
    • Факт: Домашнее насилие – это уголовно наказуемое преступление. Во многих странах юристы и адвокаты, специализирующиеся на защите прав женщин, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди всех видов преступности. Существует ответственность за отдельные виды преступлений: телесные повреждения, побои, истязание, изнасилование и т.д. Согласно данным отчета МВД за 1996 год, 80% всех преступлений, связанных с применением насилия, совершаются дома.
    • Миф: Причина домашнего насилия – это временная потеря мужчиной контроля над собой, часто в результате злоупотребления алкоголем.
    • Факт: Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение. В то же время, среди обидчиков много мужчин, не употребляющих алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Алкоголизм или принятие алкогольных напитков не может служить оправданием насилия.
    • Миф: Домашнее насилие возможно только в семьях низкого социального статуса.
    • Факт: Домашнее насилие не имеет социальных границ. Опыт работы телефонов доверия для женщин показывает, что насилие происходит во всех социальных группах. Обидчиками могут быть и ученые, и бизнесмены, как люди с высшим образованием, так и с более низким уровнем образованности, как с высоким материальным благополучием, так и находящиеся на грани нищеты.
    • Миф: Если бы жена хотела, она могла бы уйти от мужа-обидчика.
    • Факт: Есть много причин, мешающих женщинам уйти от обидчика: стыдно рассказать посторонним о случившемся, страшно, что обидчик еще больше рассвирепеет и станет бить еще чаще, жилищные проблемы, экономическая зависимость, недостаток поддержки от друзей и финансовой помощи, эмоциональная привязанность к мужу. Чаще всего действует совокупность причин. Самый опасный период для женщины наступает после того как она принимает решение оставить своего обидчика. В этой ситуации мужчина может стать более агрессивным в связи с возможностью потерять свою “собственность”.
    • Миф: Детям нужен их отец, даже если он агрессивен, или “Я остаюсь только из-за детей”.
    • Факт: Без сомнения, дети нуждаются в семье, которая любит и поддерживает их. Но если вместо любви и понимания ребенок дома сталкивается с агрессией и насилием, то это приводит к повышенной тревожности, утомляемости, психосоматическим расстройствам, нарушениям в психологической сфере.
  • Миф: Пощечина никогда не ранит серьезно.
  • Факт: Насилие отличается цикличностью и постепенным усилением актов насилия. Это может начинаться просто с критики, переходя к унижениям, изоляции, потом пощечина, удар, регулярные избиения, а иногда смертельный исход.

Эмоции

Финансовое насилие необязательно выражается в контроле, возможна чисто эмоциональная тирания. Например, когда жена постоянно выпрашивает у мужа дорогие подарки, пользуясь тщеславием супруга или играя на его безотказности. Часто мужчина стыдится признаться, что в данный момент не в состоянии нормально обеспечить свою супругу, и она может этим пользоваться. С одной стороны, такое положение вещей выглядит как банальное использование своего партнера, но с другой – часто такие отношения устраивают супруга. Он охотно дает деньги, чтобы избежать других обязанностей. Может, ему сложнее поддерживать брак эмоционально, вот он и «откупается».

Суть и статистика

Насилию могут быть подвергнуты дети разных возрастов в семьях разного материального и социального положения. Существуют статистические исследования, по которым можно определить, какие группы детей находятся в большей зоне риска:

  • в 50 % случаев родители, подвергающие своих детей насилию, сами в детстве были его жертвами;
  • чаще всего подвергаются насилию дети в возрасте до 3 лет;
  • очень часто жертвами становятся приемные дети;
  • в зоне риска дети с психическими или физическими отклонениями.

В 77 % случаев агрессорами являются родители детей, в 11 % — другие близкие родственники, и в 2 % — чужие люди (няни, приемные родители).

Согласно мнению ученых, хотя и не существует точных данных относительно того, сколько людей подвергались насилию в детстве, однако каждый ребенок хоть раз в жизни познал насильственные действия или унижения. В России внутрисемейному насилию подвергаются около 49 % детей. Около 10 % жертв домашнего насилия погибает. В целом, на сто таких случаев приходится один или два летальных исхода.

Челябинская школа-интернат

Зимой этого года Россию всколыхнул скандал в Лазурненской школе-интернате в Челябинске: несколько детей рассказали о насилии со стороны посетителей и преподавателей. В марте школу закрыли в связи «с режимом ограничения подачи воды», затем воспитанников развезли по лагерям на отдых и распределили по другим учреждениям.

В начале этого года приемные родители двух воспитанников школы застали подростков за занятием сексом. Мальчики после расспросов рассказали, что их этому научил некий Серега, который регулярно приходил к ним в интернат, водил на рыбалку на озеро, угощал едой и алкоголем, а затем насиловал в камышах.

Оказалось, что от сексуального насилия пострадало 7 мальчиков из трех семей Челябинска. С Серегой приходил еще один мужчина, а многих детей принуждали к сексу четверо педагогов. В феврале возбудили только одно дело – против Сергея К., того самого Сереги, остальных подозреваемых отпустили, они проходят в качестве свидетелей. Сотрудники интерната были отправлены на курсы повышения квалификации, но с февраля с детьми они уже не работают.

По словам одной из приемных матерей, их замучили проверками органы опеки, и из-за этого пришлось переехать из Челябинска в другой регион России. Все три семьи находятся под подпиской о неразглашении материалов следствия и не имеют права давать интервью.

В самом интернате пропускать журналистов и давать им комментарии отказываются. Школу должны ликвидировать, однако там по-прежнему остаются люди. В заборе, окружающем здание, есть огромные дыры – на территорию через них может пройти любой желающий.

Уполномоченная по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова заявила, что изучала случай с этой школой-интернатом, но делать преждевременные выводы не хочет:

Типы насилия в отношении детей

Большинство случаев насилия в отношении детей относится, по крайней мере, к одному из шести основных типов межличностного насилия, совершаемого на разных этапах развития ребенка.

  • Жестокое обращение (включая жестокие наказания) охватывает физическое, сексуальное и психологическое/эмоциональное насилие; и отсутствие заботы о детях раннего возраста и других возрастных групп и подростках со стороны родителей, воспитателей и других авторитетных лиц, в основном, дома, но также в таких учреждениях, как школы и приюты.
  • Травля (в том числе в киберпространстве) – это нежеланное агрессивное поведение другого ребенка или группы детей, которые не являются братьями или сестрами и не состоят в романтических отношениях с жертвой. Она включает неоднократное причинение физического, психологического или социального вреда и часто происходит в школах и других детских учреждениях, а также через Интернет.
  • Насилие среди подростков и молодежи – это насилие среди детей и молодых людей в возрасте 10-29 лет, которое происходит, в основном, в сообществах между знакомыми и незнакомыми людьми. Оно включает травлю и физическое нападение с оружием (таким как огнестрельное оружие и ножи) или без него и может включать насилие, совершаемое преступными группировками.
  • Насилие со стороны интимного партнера (или бытовое насилие) включает физическое, сексуальное и эмоциональное насилие со стороны интимного партнера или бывшего партнера. И хотя жертвами насилия со стороны интимного партнера могут быть мужчины, от него непропорционально страдают женщины. Такое насилие обычно происходит в отношении девочек и девушек, состоящих в детских и ранних/принудительных браках. Среди подростков, состоящих в романтических отношениях, но не в браке, такое насилие иногда называют «насилием на свиданиях».
  • Сексуальное насилие включает совершаемые без согласия сексуальные контакты или действия сексуального характера, совершаемые без контакта (такие как вуайеризм или сексуальные домогательства), или попытки совершения таких контактов и действий; акты торговли с целью сексуальной эксплуатации, совершаемые в отношении лиц, не способных дать согласие или отказаться; и эксплуатацию в Интернете.
  • Эмоциональное или психологическое насилие включает ограничение движений ребенка, унижение, осмеяние, угрозы и запугивание, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы неприязненного обращения.

Любые из этих типов насилия, направленного против девочек или мальчиков в связи с их биологическим полом или половой идентичностью, могут также представлять собой насилие по признаку пола.

Понятие насилия над детьми

Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  • Нанесение малышу физических и моральных травм;
  • Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  • Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;
  • Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).

К сведению. Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых. Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения.

Масштабы проблемы

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.

Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:

  • применяемые определения жестокого обращения с детьми;
  • изучаемый тип жестокого обращения с детьми;
  • статистический охват и качество официальных статистических данных;
  • охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.

Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия и пренебрежительного отношения.

По оценкам, ежегодно происходит 41 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.

В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гуманитарных работников и других лиц.

Как изменить ситуацию?:

     Если у вас нет времени заниматься своим ребенком – не заводите их вовсе. Никто не сможет хорошо заботится о ваших малышах, кроме родителей. Не обвиняйте малыша. Попробуйте изменить себя. Подумайте, что значит быть хорошим родителем, начните прямо сейчас заботиться о своих детях. Заботиться – значит быть внимательными к ребенку. Родители отвечают за то, каким растет их малыш и как он себя ведет.
     
     Никогда не поздно научить малыша уважать, ценить себя, воспринимать себя как полноценную личность. Никто не имеет права унижать, вести себя жестоко по отношению к вашему крохе. Научитесь слушать и понимать своего ребенка.
     
     Любите своих детей! Будьте нежными родителями, замечайте и уважайте их, целуйте и обнимайте, находите время для совместных игр, прощайте мелкие шалости, доверяйте своим малышам.

Факторы риска

Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.

Ребенок

Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:

  • ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
  • нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
  • ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.

Родители или воспитатели

Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:

  • трудности, связанные с новорожденным;
  • оставление ребенка без внимания;
  • подвергание жестокому обращению в детстве;
  • неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожидания;
  • вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время беременности;
  • вовлеченность в преступную деятельность;
  • испытываемые финансовые трудности.

Взаимоотношения

Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например:

  • проблемы в области физического или психического здоровья или развития какого-либо члена семьи;
  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов семьи.

Сообщество и социальные факторы

Ряд характерных особенностей отдельных общин и сообществ может повысить риск жестокого обращения с детьми. Они включают:

  • гендерное и социальное неравенство;
  • отсутствие надлежащего жилья или услуг для поддержки семей, а также соответствующих институтов;
  • высокие уровни безработицы и нищеты;
  • легкий доступ к алкоголю и наркотикам;
  • ненадлежащие стратегии и программы по предотвращению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
  • социальные и культурные нормы, поддерживающие или прославляющие насилие над другими, одобряющие применение телесных наказаний, требующие жестких гендерных ролей или принижающие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
  • социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, которые приводят к плохим жизненным стандартам или социально-экономическому неравенству или нестабильности.

Права детей:

     О детях необходимо заботиться. Они не просили о своем появлении на свет. Родители дали им жизнь. Поэтому они имеют перед своими малышами обязанности сопровождать его на пути взросления, пока он не станет самостоятельным, независимым и сможет занять свое место в обществе. У ребенка в отношениях с родителями имеются определенные права:
     
     1. Право на уважение.
     2. Право быть самим собой.
     3. Право на отношение к себе как к уникальной личности.
     4. Право на материальное обеспечение.
     5. Право на чувство психологической безопасности.
     6. Дети имеют право на отношение, учитывающее их возрастные особенности.