«я вам честно скажу: о страшном думает каждая вторая». куда идти маме особого ребенка, когда ей самой нужна помощь

Почему родителям трудно принять своего ребенка с особенностями?

Когда родители узнают о том, что у их ребенка имеется диагноз, из-за которого он нуждается в создании специальных условий для развития, обучения и жизни, что он не такой, как большая часть других детей — это горе для любой семьи. Это сильнейшее разочарование в справедливости жизни, неоправданные ожидания и мечты о том, каким будет их ребенок в будущем, страх трудностей, страх принятия на себя ответственности, страх за будущее ребенка, убеждение в собственной неполноценности, связанной с рождением такого ребенка (при врожденных патологиях), острое и всепоглощающее чувство вины, злости, обиды на жизнь, ощущение собственной беспомощности… Помимо такого хаоса во внутреннем мире, матери и отцы сталкиваются с непринятием и непониманием со стороны близких людей. Родственники могут обвинять мать в том, что она как-то (якобы) не так себя вела во время беременности или родов, неправильно занималась с малышом и т.д. Часто близкие просто сводят общение к минимуму, и «особая» семья сталкивается с изоляцией и отсутствием поддержки.

На родителей сваливается давление общества. Тема инвалидности, ограниченных возможностей сегодня стигматизирована, на таких людей до сих пор смотрят косо. Конечно, толерантность общества развивается, но все равно семьи с особыми детьми не могут чувствовать себя комфортно. Маме и папе сложно пойти на площадку гулять с особым ребенком, ведь и большинство родителей, и дети будут избегать их малыша, не понимая, что с ним происходит.

Помимо тяжелейшего семейного кризиса родителям предстоит решить множество важных вопросов относительно реабилитации особого ребенка. Какой путь коррекции выбрать, где найти средства, оформлять ли инвалидность, как адаптировать ребенка в обществе, нужен ли коррекционный садик/школа или стоит выбрать инклюзию в группе нормотипичных детей?

Часто семьи с появлением особенного ребенка не выдерживают и рушатся. Родителям действительно сложно справиться с такой ситуацией и они нуждаются в поддержке и принятии как себя самих, так и ситуации.

Уроки жизни

Когда Анике было три года, у нее родилась младшая сестра.

— Я решила, что, если я забеременела, значит, так должно быть. Беременность была прекрасная. Вторая дочь родилась абсолютно здоровая, из болезней — максимум насморк. Девочки общаются, как и все сестры. Вместе играют, смотрят мультики, иногда выясняют отношения. У нас нет установок, что Аника не как все, что она особенная, с отклонениями. Мы надеемся, что нам удастся и в будущем удержать поддержку и понимание между сестрами, — говорит Зара Енокян.
По словам мамы, у Аники нет комплексов — она любит себя и считает самой красивой, общается с детьми во дворе. Но бывает, что дети показывают пальцем, собираются вокруг или начинают расспрашивать. Родители воспринимают это спокойно.

— Я часто наблюдаю за родителями больных деток в больницах. Много отчаявшихся, которые начинают винить детей в своих проблемах, — говорит Зара. — Я мечтаю открыть в Рязани центр реабилитации для детей с редкими заболеваниями, а для родителей — службу психологической поддержки, потому что у них часто ломается психика, не всегда удается сохранить спокойствие, состояние равновесия без принятия особенного ребенка. Это очень тяжело, в мире особенных детей лучше не жить и не видеть, но, если сталкиваешься, нужно держаться, жить, не сломаться. Принимать ребенка с любовью. Когда видишь большие испытания, полностью меняется мировоззрение и ты по-другому относишься к этой жизни.

2. Визуально-пространственный интеллект

Человек здорово понимает графики, схемы и ориентируется по карте. Один раз даже вывел маму из леса, а папе помог правильно припарковаться. Рисует план квартиры. Видит закономерности и ритм в архитектуре и даже на дачном заборе. Увлекается конструкторами и головоломками.

Может соорудить звездолет из трех пустых коробок и перевернутого стула. Рано начинает читать. Испытывает удовольствие от гармоничной картинки и от живописи в целом. Хорошо играет в компьютерные игры.

Что предложить: кружок инженерного творчества, работу с дронами, архитектуру, уроки живописи. Поощряйте фантазию: создавайте вместе макеты миров из бросового материала или виртуальные миры при помощи родственника-программиста.

Советы психиатров и психологов

Пройдено много кабинетов неврологов, психиатров, психологов, нейропсихологов, логопедов-дефектологов. Много рекомендаций, советов, назначений лечения. И самое страшное, что никто не дает хотя бы малейшей надежды, что все наладится, что все будет хорошо. Не дают даже почувствовать, что у нас есть шанс на счастливое будущее. Порой, даже наоборот, морально готовят к страшному….

А один врач, посмотрев результаты МРТ, ЭЭГ, так и сказал:

— Домик есть, но в нем никто не живет.

Намекнул на то, что мозг в порядке, но умственных способностей — ноль. Это было очень больно услышать… Я не верила им. Они все меня обманывали, мой ребенок не может быть умственно отсталым. Это неправда!!!

Вечерние школы

Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.

Виды дошкольных учреждений в зависимости от своей специфики и функций подразделяются:

  • детский сад;
  • детский сад компенсирующего вида;
  • детский сад обще развивающего типа;
  • детский сад с национальным (этнокультурным) компонентом образования;
  • детский сад комбинированного типа;
  • детский сад оздоровления и присмотра;
  • дошкольные группы образовательных государственных учреждений «начальная школа — детский сад»;
  • дошкольные группы образовательных государственных учреждений «общеобразовательная школа»;
  • детский сад — центр развития ребенка;
  • дошкольные группы образовательных государственных учреждений «центр образования»;
  • дошкольные группы образовательных государственных учреждений «прогимназия».

Детский сад государственного обще развивающего вида с основным приоритетным осуществлением какого-то направления или нескольких направлений развития воспитанников — интеллектуального, физического, художественно-эстетического.

Садик оздоровления и присмотра функционирует с основным акцентом на санитарно-гигиенические, оздоровительные профилактические, мероприятия и процедуры.

В Центре развития ребенка — детский сад есть физкультурно-оздоровительный и игровой комплексы, детский театр, изостудия, компьютерный класс, также бассейн. Применяется в воспитании комплексный подход к организации всей работы с детьми — здесь осуществляется как физическое и психическое развитие, так и коррекция, а особенно акцент делается на художественно-эстетическое развитие и интеллектуальное развитие детей.

Детский садик компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В такие детские сады детей берут с различными патологиями, это, например, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением слуха, с нарушением зрения, с нарушениями речи, с нарушением интеллекта, очень часто болеющих детей. В таких детских садах работают медики с высокой квалификацией, а для детей создаются в детском саду особые условия — это иногда диетическое питание, сауны, бассейны, массажные кабинеты, небольшое количество детей в группах. В таких детских садах компенсирующего типа детей не только лечат, но и также обучают и воспитывают в соответствии со специальной программой. При таких садах существуют консультационные пункты, где все родители могут получить правильный совет, рекомендацию, как поступать с ребёнком в том или ином случае. Чтобы попасть в такой садик компенсирующего вида, обязательно необходимо направление педиатра или справки от специалистов по конкретному профилю садика.

Виды дошкольных учреждений
комбинированных типов включают в себя по несколько разных групп: это обще развивающие, компенсирующие, оздоровительные, а также группы в разном сочетании.

Какие диагнозы могут быть у особого ребенка?

Диагнозы могут быть сформулированы по-разному и связаны они с серьезными физическими, речевыми, поведенческими или психоэмоциональными проблемами, которые вызывают трудности для полноценной социализации и (или) обучения.

Эти диагнозы можно условно разделить на три группы:

1 группа — это диагнозы, которые посторонние люди могут определить, увидеть сразу, «невооруженным глазом»: ДЦП, слепота, синдром Дауна, врожденные и приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата и другие.

2 группа — это нарушения, которые посторонние люди могут понять, определить, взаимодействуя с ребенком или понаблюдав за его поведением со стороны: аутизм, глухота, ЗПР, тяжелые нарушения речи (алалия, дизартрия и т.д.), СДВГ.

3 группа – это трудности, которые посторонний человек, не специалист, может не заметить, не определить сразу, но родителям такого ребенка очень непросто его воспитывать. Например, при дислексии и дисграфии учителя, не разобравшись в истинных причинах неуспеваемости, могут необоснованно обвинять ребенка в том, что он ленится, и высказывать свои негативные эмоции по этому поводу родителям.

6. Межличностный интеллект

Человек, у которого целая куча друзей. Убедителен. Отлично ладит с вашими коллегами и, что удивительно, даже с детьми ваших коллег. Может придумать игру и включить в нее каждого. Правда потом он докажет вам, что убирать разбитое стекло не входит в его обязанности.

Умеет, не сделав урока, договориться с учителем и получить пятерку. Не любит что-то писать, но вот объясниться устно — всегда рад. Может как устроить большой скандал, так и погасить даже уже разгоревшийся конфликт. Его все время посылают на участок к злому дачнику вытаскивать закатившийся мячик — он-то и нащупает нужные струны, чтобы договориться.

Что предложить: школьное самоуправление или совет школы, клуб философии и ролевых игр, студия журналистики или занятия «юный менеджер». Попробуйте вместе волонтерить в детских домах и домах престарелых.

Как действовать

  1. Любой шум, громкие звуки причиняют звуковому ребенку сильную боль. Необходимо создать в доме экологию тишины.
  2. Ребенок с чувствительной восприимчивостью звуков очень тонко понимает смыслы слов, которые слышит. Не ругайтесь при нем и не оскорбляйте его.
  3. Не опускайте руки и не вверяйте ответственность за своего ребенка случаю, судьбе.
  4. Необходимо понять, что, как бы тяжело ни было маме, звуковику еще тяжелее… Мама — все, что у него есть. Она его связь с внешним миром. Его жизнь, его психика — в ее руках.
  5. Не допускайте того, чтобы ребенок ощущал стресс мамы.

Важно, чтобы мама сама пришла в хорошее психологическое состояние, сначала помогла себе, а потом и своему ребенку. Вы можете получить свои первые результаты уже на бесплатных онлайн-лекциях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана

Вы можете получить свои первые результаты уже на бесплатных онлайн-лекциях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Послушайте, что говорят «особенные мамы» о результатах своих детей после тренинга:

Как принять особого ребенка? Рекомендации психолога

Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это могут быть родственники, друзья, психолог. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых и ужасных.

Кроме этого, вам нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. Благо, для этого сейчас есть различные клубы, сообщества родителей, группы психологической поддержки. Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются.

Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.

И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок — это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители — это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители — это самая главная опора и поддержка для него.

Процесс принятия особенностей ребенка всегда нелегкий. Как правило, когда родители узнают о том, что у их ребенка определенный диагноз, начинается естественная работа психики на принятие того, что произошло, и человек проходит определенные стадии:

  • 1 стадия — отрицание того, что ситуацию уже не изменить.
  • 2 стадия — чувство вины (зачастую необоснованные обвинения себя в том, что именно так произошло), которое может трансформироваться в чувство злости и непонимания: «За что все это?!»
  • 3 стадия – стадия депрессии (потери смысла жизни или отсутствия интереса к жизни).
  • 4 стадия – принятие.

В норме все эти стадии психика родителя должна пройти в течение года. Но если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется за помощью обратиться к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.

Детский и семейный психолог Чикунова Светлана Павловна

Как дети реагируют на стресс мамы

Каждый ребенок уникален от природы и имеет свои психологические особенности — вектора. И когда мама в стрессе, дети с разными векторами реагируют по-разному.

  • Если у ребенка зрительный вектор — он может много болеть ОРВИ или испытывать тревожные состояния, страх.

  • Если малыш обладает кожным вектором, будьте готовы к диагнозу «гиперактивный». Могут появиться тики, раздражительность, неусидчивость, аллергия и другие кожные заболевания.

  • Обладатели анального вектора могут страдать кишечными расстройствами, заиканием. Проявлять агрессию к окружающим.

  • Но именно для детей со звуковым вектором неблагоприятное состояние мамы (стресс, беспокойство, финансовая нестабильность) может обернуться психиатрическим диагнозом. Психика — это их уязвимое место.

О причинах аутизма смотрите видео:

Необычный ребенок

6. Ваш ребенок на интуитивном уровне понимает духовные учения без особых усилий

Подавляющее большинство учений древних философов и основных духовых лидеров в своем основании имеют что-то общее. Однако глубочайший смысл всех учений понятен исключительно духовно пробужденным людям.

Вашему ребенку нравится философия? Ему нравится читать учения буддистов, Дзэн и Иисуса? Вашему ребенку нравится размышлять над идеями духовных лидеров и древних философов? Если ему нравится беседовать с вами о смыслах религий и древних парадигм, то ваш малыш волшебный.

7. К вашему ребенку тянутся животные

Животные обладают удивительной способностью: они умеют видеть ауру и энергию человека. Это и объясняет тот факт, что к некоторым людям притягиваются определенные животные. Точно также, когда наша энергия меняется, мы начинаем или прекращаем притягивать каких-то других животных.

Вашего ребенка преследуют какие-то определенные животные? Ваш ребенок увлечен птицами или животными?

Дети, которые притягивают животных, считаются просвещенными. В некоторых культурах это может быть символом того, что ребенок является будущим духовным лидером.

8. Ваш ребенок рисует символы и руны

Символы являются архитипами магии. Каждый символ обладает своей магической энергией. Они помимо прочего работают проводниками древних знаний и магических сил.

Вашему ребенку нравится рисовать магические символы (пентаграмма, кельтский крест, трикветра и т.д.)? Ваш ребенок часто рисует пирамиды или другие потенциально магические объекты вроде обелисков?

Ребенок с необычными способностями любит экспериментировать с рунами и символами. Почему? Потому что для него впервые в этой жизни это является шансом почувствовать эффект их магической энергии. Более того, просветленный ребенок может рисовать символы и руны с целью защитить себя или для чего-то еще.

9. Вашему ребенку очень нравится читать про древние религии и древнюю мифологию

Древние религии интересуют людей уже на протяжении десятилетий. Они были близки к природе и практически во всех древних религиях практиковалось колдовство, которое считалось очень эффективным в достижении разных целей. Древние священники и жрицы давали такие клятвы, которые могли преследовать души на протяжении многих жизней.

Вашему ребенку нравится читать о древней Греции, Египте, Индии? Он очарован конкретными богами или богинями? Вам кажется, что ваш ребенок знает о тех временах намного больше, чем вы ожидали?

Реинкарнированный древний священник или жрица определенно обладают магией. Следовательно ваш необычный ребенок в действительности является пробужденным человеком, который пришел в наш мир, чтобы поделиться своей мудростью.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса. 

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других. 
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью. 
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий. 
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта. 

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.  

Шаг за шагом

Потом был еще ряд успешных операций в Москве. Но вскоре выяснилось, что Аника не может ходить, из-за того что у нее мозжечок прижат к спинному мозгу. Ей сделали очередную операцию в Российской детской клинической больнице. Аника начала ходить. 

При таком количестве диагнозов, как у Аники, очень сложно понять, как развивается ребенок. С помощью разных видов диагностики медики выяснили, что у четырехлетней девочки сохранен интеллект и она в развитии опережает сверстников. 

Очередное испытание: Зара заметила, что дочь понимает только обращенную к ней речь. В НИИ педиатрии в Москве провели обследование и выяснили, что Аника ничего не слышит. Оказалось, что девочка развивается благодаря тому, что научилась читать по губам. Подобрали слуховые аппараты, но они стоили 900 тыс. руб. Таких денег у семьи не было. Чтобы получить их бесплатно, нужно было собрать множество документов и пройти обследования, которые подтвердили бы, что именно эти аппараты нужны девочке. 

Все собрали, написали заявление и передали документы в Фонд социального страхования. Ответа не было. Позвонили сами: «Вас нет в аукционе, ждите».
По словам Зары, тогда она ничего не знала об аукционной процедуре, поэтому обратилась к социальному юристу рязанского «Мемориала» Петру Иванову. Тот выяснил, что фонд соцстраха нарушил все сроки по закупке. 

— Пётр взялся за наше дело, и мы его выиграли в мае 2019 года. Все было законно, честно, документально заверено и доказано, что ребенку необходима именно эта модель слуховых аппаратов, — говорит Зара. — В августе Анике установили этот слуховой аппарат, изменилось все. Теперь мы можем тихо позвать ее, она оборачивается и откликается: «Что, мама?» Раньше казалось, что это невозможно.

— У меня дыхание перехватило, когда я посмотрел видеозапись, где Аника впервые слышит маму, — рассказал Пётр Иванов. — Я часто добиваюсь решений в пользу сирот и инвалидов, но увидеть результат удается редко

В такие моменты я осознаю, насколько это важно для конкретного человека. Слух дает Анике возможность более активной жизни, социализации, обучения в самом широком смысле, качественную обратную связь с учителями и врачами

Это очень эмоциональное дело, такие истории мотивируют на дальнейшую работу. 

В феврале 2020 года девочка перенесла еще одну операцию, которую ждали семь лет — ей установили дистрактор, коррекционный аппарат, благодаря которому Аника сможет дышать носом без трахеостомы. 

Сейчас Аника готовится к школе, занимается с дефектологом, логопедом, психологом, социальным работником, увлекается рисованием. Недавно победила в конкурсе «Детское творчество XXI века», который организовала мастерская Натальи Меронюк “Ваубук”. По словам мамы, в жюри никто не знал, что у победителя инвалидность.

— Ее картины называют арт-творчеством. Мы пока что не нашли человека, который с ней мог бы заниматься, в центрах встречают по одежке, многих отпугивает ее нестандартная внешность. Сейчас Аника занимается в интернете, смотрит разные видео, — говорит Зара Енокян.

Как в принципе определить талант ребенка

Было бы здорово в определении детских способностей полагаться на что-то надежное и безошибочное. Например, привел ребенка в школу, и там специальный тест показал: «У вас юный Моцарт. Предложите ему скрипку. Или хотя бы укулеле!»

К сожалению, диагностика нашей образовательной системы до сих пор лежит на двух китах: метод педагогического наблюдения, когда «МарьИванна» на глаз определяет склонности пятиклассника и его оценки. Оба приема страшно субъективны, а оценки, пожалуй, еще хуже. Они еще и определяют успешность ребенка примерно по одному и тому же параметру: усердие плюс внимательность.

В этом случае забота о развитии юного дарования ложится исключительно на плечи папы и мамы. Кстати, слово «юный» тут неслучайно: одно из исследований показало, что из 24 звезд (самых разных: от фигуристов до шахматистов) 22 приобщились к своей сфере деятельности, благодаря усилиям родителей, в возрасте от 2 до 5 лет.

Нет, если ваш ребенок старше, это не значит, что все пропало. Даже наоборот, можно выдохнуть: вы дали ему развиваться, изучать самую разную деятельность и проявлять любопытство. Да, можно с двух лет заниматься чем-то из-под палки, а можно и во взрослом возрасте выбрать себе дело, полюбить его и преуспеть в нем.

А к детскому любопытству стоит и вовсе относиться с особым вниманием. Если судить по выводам авторитетных исследований, а именно такое проводили в течение 30 лет ученые Калифорнийского государственного университета, любознательность и настойчивый интерес к предмету — один из самых важных показателей одаренности

И умение не сбить это живое любопытство навязчивыми попытками вручить четырехлетке букварь дорогого стоит. Любознательность стоит холить, лелеять и взращивать.

Нельзя точно предсказать, где именно ребенок достигнет успеха. Мы можем только приглядываться: «Ого, Ване нравится бросать учебники в корзину». И предлагать: «Хочешь попробовать пульнуть самолетик? У него будет другая траектория…» — для стимуляции любопытства, разумеется.

Американский психолог, специалист в области нейропсихологии и профессор Гарварда Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, которую удобно использовать в своих наблюдениях. Это не панацея и не бесспорная штука — в научных кругах есть немало критиков этой теории. Однако она может быть полезным инструментом в качестве опоры.

Мы привязали к каждому типу интеллекта соответствующую ему деятельность и тип одаренности. Посмотрите, где именно стремится приложить усилия ваш ребенок, и дайте ему в этой сфере больше поддержки.

4. Телесно-кинестетический интеллект

Очень ловкий ребенок, которого вы всякий раз долго уговариваете спуститься с дерева. Сходу учится делать сальто, колесо или хотя бы кувырок. Долго не слезает с батута. Любит разные текстуры, увлеченно лепит из пластилина, делает уши пельменям, может связать лапшу в морской узел.

Если такой человек обустраивает себе домик или чердак — будьте уверены, там будет страшно уютно. Испытывает радость от камушков, бус, узлов, веревок. Любит бороться с собакой и тискать кота. Гениально имитируют чужую мимику, жесты и походку, отчего другие считают, что он их дразнит.

Что предложить: клуб акробатики или паркура, театр, танцы, любое ручное творчество: от кружка макраме до скульптурной лепки из глины. В выходные не забывайте про семейные подвижные игры: прятки, догонялки и всякая борьба — полезные и терапевтичные вещи для любого возраста.