​как говорить по-русски правильно

Оглавление

Немного истории

Перевёрнутый вопросительный знак, именуемый в испанском языке как signos de interrogacion и перевёрнутый восклицательный знак, который называется signos de exclamacion имеют довольно интересную историю.

И начнём мы издалека. Первый символ вопроса был изображён в копии Библии в Сирии, которая датировалась V веком. Вот только сам на себя он похож не был. Вопрос того времени распознавался как двойная точка. Ставился он не только в конце, но и в самом начале вопросительного предложения.

Если же взять в руки древние труды, написанные на древнееврейском или древнеарабском языках, то окажется, что здесь нет никаких знаков препинания. Нет точных доказательств того, что вопросительный знак пришёл в эти языки из языка сирийского. Скорее всего, он появился сам по себе.

Интересно, что в Греции нет того вопросительного знака, к которому мы привыкли. Здесь его заменяет всего лишь точка, под которой ставится запятая.

В том виде, в котором мы вопросительный знак знаем сегодня он появился только в XVI веке. И получился он из двух букв- первой и последней — слова «quaestio», что переводится как «вопрос». Причём первоначально вопросительный знак выглядел как буква «o», наверху которой надписывали буковку «q». Со временем эти две буквы стали вопросительным знаком – таким, каким мы его знаем сегодня.

Крайний (в значении «последний»)

Фразы «кто крайний в очереди» и «крайний раз» зародились среди тех, кто работает в сферах, связанных с риском —
в МЧС, авиации, экстремальном туризме и так далее. Подсознательно они
опасаются, что последний раз действительно может оказаться последним в их
жизни, и что этой фразой они накликают беду. Далее подобные выражения получили распространение среди суеверных людей, а затем и среди тех, кто с ними общается…

Это смешение близких по значению слов, а
значит, — лексическая ошибка. У «крайний» есть конкретное значение, и слово должно употребляться по отношении к чему-то, находящемуся с краю (или в начале ряда). Также обозначает «предельный», например, в выражении «крайние меры».
Допустимо и разговорное «нашли крайнего», то есть виноватого в неудаче или
срыве планов.

Популярные темы сообщений

  • Морской леопард Морской леопард является представителем вида истинных тюленей, которые обитают в субантарктических регионах Южного океана. Морские леопарды очень грозные и опасные хищники среди других обитателей океана. Назвали такого хищника леопардом
  • Александрийский маяк Наша история и записи сохранили память о многих древних памятниках, которые, к сожалению, не смогли дойти до нашего времени в своем первозданном виде. Нашему поколению, остается только знакомиться со своей историей из книг и журналов.
  • Гусь Все знакомы с такими животными, как гуси, многим приходилось сталкиваться с ними вживую, например, у бабушки в деревне. Сегодня мы рассмотрим места обитания гусей, внешнее строение, размножение и питание. Приступим.

Статья отвечает на вопросы

Статья пишется по плану и он состоит из вопросов к автору, которые он должен раскрыть в тексте. Если автор отвечает на вопрос плана и добавляет этот вопрос в статью в качестве подзаголовка, то почему же мы должны опускать знак вопроса? План вопросов к статье:

  • Как мы работаем?
  • Какая учебная программа?
  • Как оплатить обучение?
  • Где мы находимся?

Эти вопросы остаются вопросами вне зависимости от того, оставите вы знак «?» в подзаголовке или не оставите. Это вопросительные предложения, содержащие такие слова: как, какая, как, где.

Если это не прямой вопрос в аудитории: вам интересно, как мы работаем? Автор представляет мысленно, что люди будут этим интересоваться.

Это тоже самое что и FAQ, только узкий профиль и по одной теме. В FAQ мы напишем 30 разных вопросов, а в статье возьмем 3-4 основных и ответим на них. Я не вижу разницы.

Рекомендации, как научиться говорить красиво

Правильно поставленная речь достигается с большим трудом. Это целое искусство, которому можно обучиться. Для достижения своей цели воспользуйтесь следующими советами:

Если хотите научиться говорить действительно красиво, то запишитесь на курсы риторики. Там вы сможете узнать много теоретической части и попрактиковаться практически

Специалист, который обучает людей этому, будет корректировать все возможные ошибки и объяснит, почему нужно говорить так, а не иначе.
Обратите внимание на то, как вы говорите. Попробуйте послушать себя со стороны

С этой целью запишите себя на диктофон, говоря в обычной для вас манере. После этого прослушайте запись. Скорее всего, вы будете удивлены. Обычно в повседневной жизни люди не замечают за собой, что они употребляют много слов-паразитов, коверкают слова, неправильно ставят окончания или падежи. На записи вы сможете отчетливо все услышать и оценить речь со стороны. В дальнейшем вы будете исключать из своего лексикона ненужные слова, которые формируют негативное восприятие от вашей речи.
Необходимо научиться разговаривать на любые темы. Для этого читайте правильную литературу. Хорошо подходит русская классика, так как там используются правильные обороты и выражения. Расширяйте, таким образом, свой кругозор.
Попробуйте увеличить свой словарный запас. Каждый человек имеет активный и пассивный лексикон. К первому относятся слова, которые каждый человек использует ежедневно. Второй же включает в себя те слова, которые мы знаем, но практически не используем. Ваша задача – пополнить словарный запас активного лексикона. Для этого каждый день находите в словаре хотя бы по три малоиспользуемых слова, которые вы никогда не употребляете. В течение всего дня помните о них и старайтесь употребить как можно чаще. Уже через несколько месяцев ваш словарный запас на много возрастет, речь станет более интересной.
Старайтесь высказываться уверенно. Если вы будете говорить не уверенно, то даже правильно поставленные слова будут скомканы. Речь будет выглядеть невнятной. Именно поэтому старайтесь тренировать уверенность в себе помимо красивой речи.
Когда вы будете разговаривать, старайтесь выделять ключевые моменты, тогда вы быстро научитесь говорить красиво. Будьте кратки, не стоит рассказывать длинные и лишние подробности и неинтересные детали.

Если вы действительно примите во внимание данные рекомендации, то сможете научиться говорить более красиво. К тому же это поможет вам поднять самооценку

Как пишется «то есть» или «тоесть»?

то есть или тоесть

Слитно или раздельно?

Данный присоединительный союз в соответствии с закрепленными нормами русского языка пишется раздельно – то есть.

Чтобы понять, как правильно пишется “то есть“, можно подобрать к нему синонимы вроде именно, то бишь и подобные.

Правило

Согласно правилам слитного, раздельного и дефисного написания служебный частей речи, слово “то есть“, являющееся союзом, пишется раздельно, поскольку оно входит в соответствующий список вместе с частицами и вводными словами.

Примеры

  • Он в полной мере осознавал свою ответственность за случившееся и признавал вину, то есть готов был понести наказание, даже очень суровое.
  • Это была почти нормальная корова, то есть у нее были все полагающиеся атрибуты плюс кое-что лишнее – горб.
  • Пересказывая содержание книги, Лена поведала о стране, где живут феи, эльфы и гоблины, то есть выдуманные сказочные существа.
  • Она решила сесть на диету, то есть питаться только овощами и фруктами, но через два дня поняла, что не выдержит.
  • “То есть ты не поедешь?”, – очевидно, его невеста надеялась на другой ответ, но Федор уже принял решение и больше не колебался.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?(по статистике прошлой недели только 20% ответили правильно)

  • то же самое
  • тоже самое
  • все верны
  • «вряд ли» или «врядли»?
  • «как будто» или «как-будто»?
  • «здравствуйте»?
  • «бесперспективный»?
  • «извините»?
  • «в общем» или «вообщем»?
  • «форс-мажорный» или «форсмажорный»?
  • «навряд ли», «наврятли», или «наврядли»?
  • «все равно» или «всеравно»?
  • «мало-помалу» или «мало по малу»?
  • «пожалуйста»?
  • «все-таки» или «все таки»?
  • «вибер» или «вайбер»?
  • «класть» или «ложить»?
  • «помощник» или «помошник»?
  • «здесь» или «сдесь»?
  • «будите» или «будете»?
  • «в течении» или «в течение»?
  • «нравиться» или «нравится»?
  • «надеть» или «одеть»?
  • «красатуля» или «красотуля»?
  • «придти» или «прийти»?
  • «матрас» или «матрац»?
  • «более-менее» или «более менее»?
  • «безвкусный»?
  • «просьба»?
  • «по-прежнему» или «по прежнему»?
  • «что ли» или «чтоли»?
  • «потому что»?
  • «никто» или «ни кто»?
  • «неправильно»?
  • «неверно» или «не верно»?
  • «ввиду» или «в виду»?
  • «невозможно» или «не возможно»?
  • «непонятно» или «не понятно»?
  • «не замужем» или «незамужем»?
  • «во время» или «вовремя»?
  • «немного» или «не много»?
  • «с налету»?
  • «во сколько» или «восколько»?
  • «ненадолго» или «не надолго»?
  • «так же» или «также»?
  • «насчет» или «на счет»?
  • «вмиг» или «в миг»?
  • «не знаю»?
  • «несмотря на» или «не смотря на»?
  • «в связи»?

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Игорь Проскуренко 230
  2. 2. Даниил Юраков 205
  3. 3. Катя Деева 170
  4. 4. Анастасия Алёхина 163
  5. 5. Николь Пак 149
  6. 6. Sladkiy ded 143
  7. 7. Анастасия Давыдова 139
  8. 8. София Архангельская 132
  9. 9. Анжелика Конькова 114
  10. 10. Ефим Евлеев 110
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Доброго времени суток

Мало того, что эта фраза раздражает, так она ещё и абсолютно
неграмотная. Всё дело в неправильном падеже. Лингвист и писатель Максим Кронгауз в книге
«Русский язык на грани нервного срыва» объясняет, что в русском языке
родительный падеж
употребляется при прощании («счастливого пути», «удачи»), а
с приветствиями — именительный падеж («добрый вечер»). Поэтому разговорное
приветствие «доброй ночи» — неправильное.

Те, кто начинают переписку с «доброго времени суток», в своё
оправдание говорят, что используют фразу, когда обращаются к адресату,
который находится где-то в другом часовом поясе, или когда отправляют письмо в нерабочее время. Но выражение подчеркивает пространственную и психологическую дистанцию
между людьми, приветствие получается слишком обобщённым, потому и раздражает.
Чтобы не действовать на нервы, всегда можно написать универсальные приветствия «добрый день» или «здравствуйте». 

Сбылась мечта латышских националистов. С этого учебного года преподавать в школах можно только на латышском языке. До этой реформы образования дети учились по схеме: 60% предметов на латышском, остальные по желанию родителей и учеников.

Елизавета Жданова, жительница Риги: «Это не образовательная реформа, это реформа мучений сплошных. Честно говоря, все в трансе. Мы подали иски в суд, в ЕСПЧ, в Латвийский комитет по правам человека».

Сотни судебных исков и многотысячные марши с лозунгами «Руки прочь от русских школ», но пока люди протестовали, в высоких кабинетах ставили подписи под очередной закон, по которому у детей просто отобрали законное право получать образование на родном языке.

Мирослав Митрофанов, лидер Русского союза Латвии: «Мы слышим из уст самых радикальных националистов, что была советская оккупация, а русские школы  это никакие не русские школы, это наследие советской оккупации, в независимой Латвии их быть не должно».

Отдельные политики открыто заявляют, что их цель  «поставить этих русских на место». И уже в школьную программу включен роман писателя Гунарса Яновскиса «Сола». Главные герои: два бывших легионера СС. Они, среди прочего, учат детей воспринимать русских как собак и обладателей рабского менталитета. Надо сказать книга эта в списках раздела «Экзистенциальная литература», читают ее в старших классах. При этом в министерстве образования Латвии уверяют  никакого разжигания ненависти здесь нет, роман воспитывает в детях исключительно высокие патриотические чувства.

Из книги Гунарса Яновскиса «Сола»: «Если ты встречаешь русского, то говори с ним, будто ты стоишь на втором этаже, а он во дворе, по уши в грязи, поскольку именно такова разница между эстонцем и русским. В морду не бей, но смотри на него свысока, и ты увидишь, как он тебя боится. Так собака боится даже намека на огорчение в голосе хозяина».

Родители русскоязычных учеников до сих пор в шоке. Говорят  нам такой литературы не надо. У наших детей и так уже не учеба, а мучение. Теперь некоторые пытаются перевести детей в русские школы в соседней Эстонии. Правда, президент заявила и здесь их ликвидация не за горами.

Керсти Кальюлайд, президент Эстонии: «Продолжение двуязычной школьной системы является угрозой для эстонского языка и культуры и никак не увеличивает сплоченность эстонского народа. У нас один государственный язык. И это не обсуждается».

В Эстонии большинство русскоязычных жителей по закону голосовать могут, а вот выдвигаться на выборах и занимать госдолжности  нет.

Тьерри Мариани, депутат Европарламента от Франции: «Мы в очередной раз видим политику двойных стандартов. Надо признать, ЕС закрывает глаза, когда дело доходит до этих стран Прибалтики, которые намерено раскручивают антирусские настроения. Они создают себе воображаемого врага. Ежедневно жаловаться, что они в опасности из-за русских  хороший способ заручиться сочувствием европейцев и получить финансовую помощь, в том числе со стороны американцев».

Дошло и до то того, что каждый, у кого есть какие-то связи с Россией,  потенциальный агент Кремля. Латышский музыкант Янис Лемежис летом выступил на международном фестивале в Крыму, где пел балладу о солдате. Когда вернулся домой в Латвию, к нему пришли сотрудники службы госбезопасности.

Янис Лемежис, певец: «Меня спрашивали  где я был, почему был, что я там делал. Я сказал, стыдиться мне нечего. Ни за свое место, ни за то, что я сделал, потому что у меня другое мнение о дружбе народов».

В комитете министров Совета Европы и на сессиях ООН неоднократно зачитывались доклады о систематической дискриминации нацменьшинств в странах Прибалтики. При этом речь не только о различных запретах русского языка. Власти фактически разделили население  все неэтнические жители, их называют негражданами, у них есть документы о принадлежности к стране, но нет всех политических, экономических и социальных прав. И большинство таких людей  русские.

Мат придумали не татары

– Хорошо, а как же другие языки? Вы же не утверждаете, что знаете все языки на свете?

– Не утверждаю. Но я знаю много языков. Могу спокойно общаться на английском, французском, итальянском, немецком, шведском, польском. Японский знаю, но не говорю. В университете учил древнекитайский, в юности серьёзно занимался хинди. Поэтому я могу сравнивать.

Вот вам пример. Возьмём латинское слово SECRET (секрет, нечто скрытое). Весь мир пялится на это слово, но происхождение его неизвестно. Кроме того, оно не раскладывается на составляющие – нет ни приставки, ни суффикса. Некоторые усматривают всё тот же «загадочный суффикс Т». Самые лихие западные филологи выделяют корень CR – это латинское CER, «видеть».

Но с какой стати «секрет», то, что прячут, базируется на корне «видеть»? Это абсурд! Я делаю иначе – я наглею и пишу эти же буквы по-древнерусски – СъКРыТ. И получаю полное сходство значения, явную приставку С, прекрасный корень и наш родной суффикс. Помните, что гласные для филологии совершенно не важны.

Или ещё – слово «гарем». То, что у русских князей до Романовых были целые толпы наложниц – исторический факт. Вот если у меня много красивых жён, где я их буду держать? В самых лучших комнатах, которые на Руси назывались ХоРоМы – вспомним цепочки чередующихся согласных – так откуда взялось слово ГаРеМ?

– Так значит, это у нас все заимствовали, а не мы у чужестранцев?

– Естественно! Я опроверг даже сложившуюся «татарскую» теорию происхождения русского мата.

– Не было никаких татар?

– Не было – это только наше изобретение. Могу продемонстрировать. Имеем слово звезда – это звез-да. Звез – это искажённое «свет». То есть звезда – это то, что «свет-ит». А если идти по этой схеме словообразования, как будет называться то, чем «пис-ают»? Это одно слово. Дальше – откуда взялось слово «палка»? Первоначально она называлась «пхалка», потому что ею пхали, пихали. Английское stick (стек, палка) – это явно наше тык, «тыкалка». Вернёмся к слову «пхать» – образуйте повелительное наклонение, как со словом «совать»: совать – суй, пхать – что? И «п» со временем отпало. Самое интересное с глаголом – только по-русски можно сказать: «Я её поимел». М и Б, как вы помните, чередующиеся – замените букву М в слове «поиметь» и увидите, что получится:

– Ну, мат – это не доказательство того, что древнерусский – праязык всего мира.

– Хорошо, вот ещё: названия всех священных религиозных книг имеют русское происхождение.

– Даже Коран?

– Да. В арабском мире считается, что у этого слова нет этимологии. Но она есть. Коран, как известно, это откровения пророка Мухаммеда, собранные писцом Зейдом – и СОХРАНённые им! Коран – это Со-хран. С иудейской Торой ещё проще: это книга о ТВОРЕнии – Тора есть Т (в) ора.

С Библией немного иначе – нужно знать, что она написана на бумаге, а бумага производится из хлопка. Хлопок по-славянски называется БаВеЛна – BiBLe. Библия – всего-навсего стопка бумаги! Про индийские «Веды» я вообще не говорю: здесь очевидно происхождение от слова ведать. Каждое из этих объяснений можно оспаривать по отдельности, но интересно то, что все названия имеют верную трактовку только через русский язык.

– Ну, а названия богов и служителей?

– Аллах… Если предположить, что это слово не арабское и со временем потеряло первую согласную, то остаётся только одно слово, которое к тому же соответствует значению – ВаЛЛаХ – ВоЛХв, а волхвы и были священниками. Есть ещё русский корень МОЛ, от которого появилось слово «молиться». МоЛ – то же, что и МуЛ – МУЛЛА, который просит бога. По-английски священник PRieST – в русских буквах ПРоСиТь.

Я не верю, что может быть так много случайных совпадений. То, что слова похожи и имеют при этом одинаковый смысл – это полдела

Но обратите внимание: во всех случаях, когда слово в своём «родном» языке не может найти происхождения, в русском оно обретает вполне логичную этимологию – и все его загадки, непонятно откуда взявшиеся суффиксы, которые не может объяснить традиционная филология, становятся совершенно нормальными частями слова именно в русском языке! Наш язык удивительный. Он доводит нас до дна мира – я уверен, что он был создан искусственно и в нём зашифрована матрица мироздания

Как научиться красиво и правильно говорить: пошаговая инструкция

Случается, что каждому из нас приходится выступать перед аудиторией. Будь это защита дипломной работы, лекция для коллег или семейное торжество. Если вы заинтересовались вопросом, как научиться правильно разговаривать, то это уже первый шаг к успеху ваших публичных выступлений. Осталось уделить немного времени теории, а потом без промедления перейти к практике.

  • Шаг 1. Правильное построение предложений. Если вы не обладаете природной грамотностью и не всегда можете правильно строить предложения в устной речи, записывайте свои мысли. Например, ведите дневник. Если вас ожидает выступление на какую-то конкретную тему, запишите четкий план, используя развернутые предложения.
  • Шаг 2. Словарный запас. Его необходимо регулярно пополнять. Как только вы заметили в речи собеседника незнакомое слово, не стесняйтесь уточнить его значение. Ищите расшифровку слов на страницах словарей, вам это непременно пригодится.
  • Шаг 3. Прочтение классики. Отечественная классическая литература просто создана для того, чтобы научиться правильно говорить по-русски. Также не забывайте о современной литературе, пополняйте свой запас неологизмов, развивайте мышление с помощью книжной речи.
  • Шаг 4. Серьезная подготовка. Заранее продумайте свое публичное выступление. Каким бы интеллектуалом вы ни были, а все же эмоции могут сыграть свою роль. Все мы люди, а поэтому растеряться перед большой аудиторией может каждый, особенно если выступать в первый раз. Начните подготовку за 1-2 дня до своего выступления: запишите основные моменты, остановитесь на примерах, отведите место для логических ударений и пауз. Так у вас будет время все обдумать и, при необходимости, скорректировать материал.
  • Шаг 5. Живость речи. Рассказ должен быть интересным и содержательным. Если тема вашего выступления позволяет, можно вводить лирические отступления, разбавлять речь цитатами.

Шаг 6. Чистота речи. Никаких слов-паразитов. Контролируйте их употребление в повседневной жизни. Например, запишите на диктофон свой разговор с девушкой или парнем. Подсчитайте количество употребленных вами слов-паразитов. Старайтесь корректировать свою речь, и привычка говорить чисто и непринужденно придет сама собой.

Техника устной речи также предусматривает постановку голоса и дикции.

С помощью голоса мы передаем все эмоциональные и смысловые оттенки, учимся красиво говорить перед публикой.

Хорошая дикция зависит от активной работы артикуляционного аппарата. Тренировать же дикцию можно с помощью различных скороговорок.

Как правильно говорить и писать по-русски?

Чтобы правильно писать и говорить по-русски, нужно прежде всего читать книги. Чутьё грамотности возникает при чтении книг на автоматическом, визуальном уровне. Если даже чтение книг не помогает, попробуйте выяснить свои слабые места и исправляться именно в них. Какие книги нужно читать, чтоб правильно говорить? — Практически любые! Ведь все книги проверяются корректорами и практически не содержат ошибок.

Главные «камни преткновения» русской речи можно разделить на орфографические и фонетические. Говорить и писать правильно по-русски сложно, но можно.

Основные орфографические трудности в русском языке:

  • Окончания глаголов: валится или валиться. Проверяется путём постановки вопроса к глаголу («что делает» или «что делать»)
  • Безударные гласные. Некоторые проверяются однокоренными словами (зЕлёный — зЕлень), иные нужно запомнить (сОрока, бОлото).
  • Чередование е — и, о — а в корне глаголов (забери — забираю).
  • Слитное или раздельное написание приставок к существительным.

Главные фонетические трудности в русской разговорной речи:

  • Ударения: не звОнит, а звонИт. Не дОговор, а договОр.
  • Неправильные формы глаголов (не «ложить», а «класть»)

Чтобы повысить свою грамотность, пишите диктанты (например, на gramota.ru), пользуйтесь словарями (как бумажными, так и электронными). И читайте. Читайте! Читайте.

Оцените ответ:

Рекомендуем также почитать:

  • Сколько матерных нецензурных слов в русском языке?
  • Что такое «фиаско», братан?
  • Зачем нужна пунктуация (запятые и тире)?
  • Когда появился «День русского языка»?
  • Что такое «праймериз»?
  • Как правильно ставить ударение в словах?
  • Навынос или «на вынос»? Слитно или раздельно?

И не забудьте подписаться на самый интересный паблик ВКонтакте!

Какие ошибки узаконили

В 2009 году по инициативе Минобразования РФ словари русского языка пополнились. Нормой стали слова, которые
произносились с ошибкой повсеместно, и чиновники решили их узаконить — дОговор,
йогУрт, чёрнОЕ кофе.

Нововведения пополнили «Орфографический словарь русского
языка» Брониславы Букчиной, Инны Сазоновой и Людмилы Чельцовой, «Грамматический
словарь русского языка» под редакцией Андрея Зализняка, «Словарь ударений
русского языка
» Ирины Резниченко и «Большой фразеологический словарь русского
языка» с культурологическим комментарием Вероники Телия.

#Карьера
Как общаться в мессенджерах по делу?

Многих это обескуражило. Специалисты при этом объясняли, что считать
сразу «чёрное кофе» единственной верной необязательно. «Эти словари можно учитывать, но
ограничиваться их рекомендациями категорически нельзя. Это просто достойный
повод обсудить важные вопросы, связанные с языковой нормой», —
прокомментировала президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила
Вербицкая «Российской газете».

Но и без участия министерства постепенно нормой становятся
разговорные сочетания. Например, «май месяц». По идее, это пример тавтологии,
то есть повторения смыслов, ведь май — это и есть месяц.

«В нашей речи есть ряд тавтологических сочетаний, которые
допустимы в речи и не считаются лексическими ошибками: «реальная
действительность», «экспонаты выставки», «частная собственность», «писать
письмо». В рамках отдельных жанров официальной деловой речи, например, в доверенности,
некоторые подобные сочетания тоже допустимы и приняты как закрепленные. К ним
можно отнести и «май месяц»», — сказала Татьяна Мистюк.

25 мая отмечают День филолога. Это профессиональный праздник всех преподавателей и выпускников филологических вузов, учителей русского языка и работников библиотек. Праздник зародился в 30-х годах ХХ века в Лондонской лингвистической школе, а после был учрежден и в России.

Ораторское искусство

Как научиться говорить грамотно

Не пренебрегайте чтением хорошей литературы – отдавайте предпочтение классическим произведениям Достоевского, Пастернака, Толстого или иных известных писателей. Постепенно вы научитесь правильно строить предложения и обогатите свой словарный запас.

Займитесь тренировкой своей памяти – заучивайте интересные четверостишия или отрывки из книг. Это поможет вам в умении красиво излагать мысли – теперь вы не будете пытаться судорожно вспомнить какое-то слово, которое было бы уместно в вашей фразе, но забылось.

Как развить хорошую речь

Отправляйтесь в книжный магазин и попросите продавца порекомендовать вам книгу по ораторскому искусству. Также нелишним будет справочник по культуре речи. Стоит отметить, что сейчас довольно популярны различные занятия по риторике, как для детей, так и для взрослых. Также не следует забывать о видео-уроках, которые в изобилии присутствуют на просторах Сети.

Существует множество увлекательных и хороших упражнений, которые помогут вам в развитии речи. Каждый день выбирайте для себя какое-нибудь одно слово (глагол или существительное). В течение дня старайтесь подбирать к выбранному слову различные синонимы и антонимы. Например, ваш выбор пал на слово «привлекательный». Синонимы – красивый, приятный, восхитительный, притягательный и т.д. Антонимы – безобразный, некрасивый, неприятный и т.д.

Есть еще одно интересное упражнение. Обратите свой взор на любой предмет, который на первый взгляд может показаться совершенно неинтересным – это может быть утюг, часы, чашка, тапок и прочее. Теперь вам нужно в течение 3-х минут описывать этот предмет, рассказывая о его предназначении, преимуществах и недостатках – в характеристиках не повторяйтесь. На следующий день выберите другой предмет, и немного увеличьте описание до 5-ти минут. На протяжении недели, при наличии свободного времени, хотя бы раз в день делайте это упражнение, и вы заметите, как положительно это скажется на вашей речи.

Учимся выражать свои мысли красиво и культурно

Практически невозможно добиться красивой речи, если в ней будут звучать сленг или, того хуже, матерные слова. Возможно, вы полагаете, что употребление подобных слов придет вашей речь особый шарм, но, как правило, это вовсе не так. Многих людей попросту отталкивают нецензурные выражения, да и не все понимают значение слов из сленга.

Следите за тем, что и как вы говорите, не засоряйте речь некультурными словами, ведь так вы можете создать неверное впечатление о себе

Важно уметь выделять в своем рассказе то, на что слушателю стоит обратить особое внимание. Не нужно вникать в ненужные подробности и начинать с длинных предисловий – это может быть интересно лишь вам, но скучно собеседнику

Вы можете потренироваться доносить суть своего рассказа. Напишите какую-нибудь увлекательную историю, которая с вами произошла, и которой вы бы хотели поделиться с кем-либо. Перечитайте свой текст

Теперь посмотрите, какие предложения из рассказа можно убрать так, чтобы он не потерял изначального смысла и донес главное до слушателя? Таким образом, поступайте каждый раз – в переписке убирайте лишнее и оставляйте важное. Постепенно этот навык появится и в «живой» речи

Учимся быстро говорить по-русски

Для того чтобы научится быстро говорить, попробуйте начать с быстрого чтения

Важно отметить, что речь идет о чтении вслух. Прочитайте пару абзацев с выражением, в нормальном темпе – засеките, сколько времени у вас на это ушло

В следующий раз постарайтесь немного ускориться, пока не добьетесь нужного результата. Даже при быстром чтении необходимо оставлять четкость произношения – никаких «проглоченных» окончаний, неправильных ударений

Также обратите внимание на выразительность

Умение быстро говорить может оказаться весьма полезным, но ни к чему его применять без острой надобности в обычной жизни. Многим людям не нравится, когда собеседник «тараторит», они не успевают ухватить смысл произнесенной фразы и общение становится довольно проблематичным.

В Кемерово или Кемерове?

Русские существительные-топонимы (географические
названия), которые заканчиваются на -ово/ёво, ино/-ыно, склоняются. Чтобы
запомнить, нужно подставить слово «город»: «В городе Кемерове выбрали нового главу». При этом неверно говорить: «Любуюсь
городом Кемеровым».

Одна из самых распространенных письменных ошибок — ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. И это при том, что проверяется наличие или отсутствие мягкого знака очень просто. Если мягкий знак есть вопросе, на который отвечает глагол (что делать/сделать?), то он нужен, если нет в вопросе (что сделает/делает?), то мягкого знака нет и в глаголе. Например: (что сделать?) появиться; (что сделает?) появится.  

Что означает вопросительный знак

Русский ученый-лингвист Федор Буслаев утверждал, что у пунктуации (науки о знаках препинания) есть две задачи – помогать человеку ясно излагать свои мысли, отделяя предложения, а также его части друг от друга, и выражать эмоции. Этим целям служит среди прочих и вопросительный знак.

Конечно же, самое первое, что означает этот символ – это вопрос. В устной речи он выражается соответствующей интонацией, которую называют вопросительной. Еще знак вопроса может означать недоумение или сомнение. Предложения с вопросительным знаком иногда выражают фигуру речи, которая называется риторическим вопросом. Его задают не с целью спросить, а для того, чтобы выразить восхищение, негодование и тому подобные сильные чувства, а также призвать слушателя, читателя к осмыслению того или иного события. Ответ на риторический вопрос дает сам автор. В компании с восклицательным знаком вопросительный передает значение крайнего удивления.