Повитуха

Послеродовое пеленание

Считается, что эта традиция родом из Южной Америки, но имеет популярность практически повсеместно. Так, в некоторых азиатских странах есть обычай нанимать няню для мамы (не для малыша), которая остается в семье в течение нескольких месяцев после родов. Эта же женщина может выполнять послеродовое пеленание молодой мамы. 

Эта процедура включает в себя целый комплекс: пропаривание в бане, принятие ванны с морской солью и травами, ароматерапия, несколько видов массажей, растирание и перетягивание полотенцем определённых участков тела. Собственно отсюда и название: женщина в процессе пеленания чувствует себя, как новорожденный укутанный младенец. 

– Послеродовое пеленание поможет родившей женщине побороть боли в суставах, спине, голове, справиться с отёчностью, проблемами со стулом, трещинами, ощущением «опустившихся органов». Оно нормализует психологическое и физическое здоровье женщины, — уверена Юлия.

Трудолюбивые

Хорошая повитуха не только принимала роды и облегчала страдания добрым словом, заговором, лекарственными отварами и снадобьями. На её плечи ложился и подготовка к родам, а также последующий уход за подопечными.

Поэтому еще одним ценным качеством повитухи было трудолюбие. Она должна была подготовить место для родов: кровать или повивальный стул в супружеской спальне для дворянки или баню (хлев, овин) для простолюдинки. Подготовка заключалась и в большом количестве предродовых обрядов – молитвами и заговорами сопровождалось каждое действие.

После родов повивальная бабка оставалось с роженицей как минимум трое суток. Она должна была выполнить обычную работу по дому, на которую у родившей женщины не было сил, – подмести в избе, подоить корову, приготовить обед.

Ходячий справочник

Совсем недавно в России появилась и еще одна профессия — послеродовая доула. Она приходит в семью после родов, и это может быть как та же женщина, что сопровождала молодую маму в родах, так и совершенно другой человек. Послеродовая доула всегда поинтересуется, чем она может помочь, как молодые родители относятся к тем или иным методам и хотят ли узнать о чем-то поподробнее.

Она ничему не учит, просто обсуждает проблемы и вопросы, которые семья считает для себя в данный момент самыми важными. Например, после появления малыша на свет молодым родителям приходится общаться со многими врачами, их рекомендации могут не совпадать и даже в чем-то противоречить друг другу. Доула может разъяснить определенные моменты, ведь квалифицированные помощницы много работают с базами данных научных исследований в области акушерства, материнства, ухода за новорожденными.

Доула также поможет наладить грудное вскармливание, подобрать удобную позицию для мамы и малыша, обсудить возникающие трудности и предложить пути их преодоления. Она проинформирует родителей о различных точках зрения на имеющуюся проблему, но решение будут принимать, конечно же, родители. Доула также может порекомендовать консультанта по грудному вскармливанию. Воспользоваться ее рекомендацией или нет — личное дело мамы.

Такая помощница подскажет, как носить кроху в слинге, как уложить его спать, обсудит проблемы совместного и раздельного с малышом сна. Если какая-то методика заинтересует родителей и они захотят подробнее с ней познакомиться, доула подскажет контакты проверенных специалистов. Но все это будет сделано только по просьбе молодых мамы и папы.

Часто доулы также помогают женщине в быту: помощница может сложить вещи, приготовить кашу, подмести пол, помыть посуду, поиграть или погулять со старшими детьми, чтобы мама могла отдохнуть или выспаться. Одним словом, если в родах доула оказывает психологическую поддержку, то после появления малыша на свет она становится «ходячим» справочником и помощницей в быту. И приходит в семью, когда семья нуждается в ее помощи и поддержке.

Какие требования предъявляли к повивальным бабкам

Повитух всегда приравнивали к знахаркам или даже колдунам, так как они умели и знали многое. Им позволялось дать имя новорожденному и окрестить его. С другой стороны, повивальную бабку считали «нечистой» из-за того, что она принимала активное участие в «нечистом» процессе родов.

Существует поверье, что повитуха совершает благородный поступок, помогая роженицам, и на небесах её ждёт благодать. Но, в то же время, повивальная бабка – грешная женщина, и после смерти будет носить на спине мешок с пупами.

Не каждая женщина могла стать повивальной бабкой. Строгие требования предъявлялись к повитухам. Она должна была в любой момент оказать помощь роженице, знать заговоры, молитвы и народную медицину, быть богатой, иметь детей.

Во время родов повивальная бабка поддерживает женщину, молится за хороший исход родов, шепчет заговоры, «вызывает» малыша, приободряет будущую мать и многое другое. Если малыш родился бездыханный, повивальная бабка всячески пытается его оживить, используя только ей одной известные способы. Принимая младенца, перерезая пуповину повитуха желает ребёнку здоровья, счастья, успехов, хорошей судьбы, заговаривает от бессонницы, сглаза и грыжи.

Повивальных бабок чтили всю жизнь, а после смерти регулярно посещали их могилы и поминали. Хоронили повитух с варежками на руках и полотенцем.

Всесторонняя поддержка

С греческого доула (дула) переводится как «служанка». Она действительно ею является: во время родов доула служит женщине, буквально предугадывая каждое ее желание. Это не акушерка, она не обеспечивает медицинское сопровождение процесса. Что же делает доула? Главная ее задача — поддержать будущую маму: пожалеть, помассировать поясницу, ноги, напомнить, как правильно дышать, продышать вместе с ней схватки, вместе потужиться, принести воды, отвести в туалет, вытереть пот — одним словом, сделать все возможное, чтобы роды прошли естественно и женщина получила от них максимальное удовлетворение.

Доула не может вмешиваться, оспаривать назначения врача. Но она может объяснить роженице, что надо делать, что случится, если будущая мама подпишет согласие на ту или иную манипуляцию или откажется от нее. Какое бы решение женщина ни приняла, доула ее всегда поддержит, а в первые минуты после рождения малыша обязательно расскажет, как правильно держать и прикладывать младенца к груди.

Обычно врачи приветствуют присутствие доулы на родах. Они видят, что есть человек, который не дает женщине впасть в истерику или запаниковать, который может перевести медицинские термины на простой язык и потому к нему роженица прислушивается больше, чем к докторам

И, что важно, присутствие такой помощницы благоприятно сказывается на состоянии женщины

Непьющие

Если в городах на выбор повитухи влияла популярность (в газетах XVIII века нередко встречались рекламные объявления об услугах для рожениц), то в деревнях выбирали односельчанок с безупречной репутацией.

Во время царствования Екатерины Великой наряду с «добрым поведением и скромностью» ценными качествами считались умение держать язык за зубами и полый отказ от употребления спиртного. Повитуха не могла пить даже в праздники, ведь неизвестно, когда ей придется «дело своё исполнять».

К слову, отказ от спиртного предусматривала и Присяга повивальных бабок, дающие которую обещали воздерживаться от пьянства, непристойных шуток и неучтивых речей, а также брани. Хорошей повитухе крепкие словечки для «подбадривания» рожениц были не нужны, ведь доброе словцо да сноровка помогали намного эффективнее.

Выкатываем «щетинку»

Внимание повитухи направлено также на младенца. Как и встарь, она «расправляет» ему тело, ручки и ножки, говоря современным языком — делает массаж

Она же и первый раз его купает — аккуратно моет на нижней полке бани. А еще «выкатывает щетинку» — родовую смазку, которая вошла в поры и затвердела. Чтобы ее вывести, малыша купают в материнском молоке или обмазывают им с помощью мякиша черного хлеба, замоченного также в грудном молоке. Этим же мякишем тщательно протирают голову, спинку, ягодицы, ручки и ножки. Считается, что после такого обряда младенец уже не будет просыпаться и кричать по ночам.

Плакальщицы

Картина Василия Перова “Сцена на могиле”

Плакальщиц приглашали на похороны, чтобы они помогали оплакивать умершего. Они участвовали в похоронных обрядах, выражали скорбь и от души плакали. Плакальщицы могли совсем не знать покойного. При этом они должны были всем своим видом показать, как важен был умерший для окружающих, и помочь родственникам прожить горе. Считалось, что мужчина не умеет (или по крайней мере не должен) проявлять сильных эмоций прилюдно. Поэтому плакальщицами были женщины. 

Профессия плакальщицы считается одной из древнейших. Упоминание о плакальщицах есть даже в Ветхом Завете: 

Плакальщицы и в Древнем Египте. Обычно они работали в паре и олицетворяли двух богинь: Исиду и Нефтиду (богини дня и ночи, жизни и смерти). Они должны были нести цветы и вещи умершего, которые оставляли в гробнице. Верхом профессионализма было не просто рыдать, а ещё и рвать на себе волосы и одежду, царапать себе лицо и биться в конвульсиях. Чем страшнее выражались страдания, тем солиднее был умерший и масштабней его похороны.

На Руси плакальщиц называли вопленицами. Максим Горький в очерке «Вопленица» рассказывает о профессиональной плакальщице Ирине Федосовой — её часто приглашали не только на похороны, но и на свадьбы. Во время свадебных обрядов вопленицы должны были оплакивать девушку, которая покидает родительский дом. Профессия была востребована и почётна, особенно в деревнях. Даже несмотря на то, что православная церковь не одобряла сильный плач и страдания.

Советы тем, кто тоже в душе немного плакальщица

Магические ритуалы в бане

Затем роженицу и младенца мыли в бане, чтобы отогнать болезни и наделить ребенка здоровьем, умом, определёнными умениями с помощью магических действий:

В бане повитуха «правит» младенца: расправляет руки и ноги, сжимает голову, вытягивает нос, чтобы ребёнок не был курносым, голову размывала, «чтобы круглая была».
Многие обряды в бане нацелены на здоровье ребёнка: его моют заговорённой водой, причём моют от ног к голове, продуцируя этим его быстрый рост.

Как только младенец появляется на свет, его кладут в полотуху (деревянную кадку для замешивания теста), и/или кладут на печь. В основе этого действия — убеждение, что «ребёнок как тесто, из него всё вылепить можно».

В Российской империи[править | править код]

Выбор повитухиправить | править код

Правила выбора повитухи зависят от местной традиции: в некоторых случаях всё село обращается к одной и той же женщине, обладающей репутацией «знающей», в других зовут к роженице кого-либо из родственниц или свойственниц. При таком подходе любая женщина может и даже обязана стать хотя бы раз в жизни повивальной бабкой: так, в Могилевской области женщина, никогда не принимавшая родов, становится предметом насмешек своих товарок, которые грозят ей, что на «том свете» она будет пасти зайцев. Как и в случае крестных родителей, часто стараются звать ко всем детям в семье одну и ту же повитуху (рус). Приглашение принять роды воспринимается как высокая честь, и отклонить его считается великим грехом; говорили, что в случае отказа «повитуха окаменеет» (саратов.). Если роды заканчивались летальным исходом, уклонившаяся от исполнения своих обязанностей повитуха могла предстать перед судом (укр.). Тем не менее у украинцев приглашение принять роды разрастается в целый ритуал, предполагающий долгие уговоры повитухи.

Повитухой выбирали рожавшую, но уже «чистую» женщину, то есть после менопаузы, не живущую половой жизнью, желательно вдовую. Если у неё продолжаются месячные, то полагают, что у принятой ею девочки месячные долго не наступят (волын.). В повседневной жизни поведение повитухи должно быть безупречным: если повитуха замужем, она должна хранить верность мужу, в противном случае повитые ею внуки будут косолапы, заболеют желтухой или вообще рано умрут (владимир., орлов.). Повитуха как женщина, «вышедшая из возраста», не имела права на сексуальные отношения. Если у неё рождался ребёнок, то он получал позорное прозвище бабич, бабинец, padbabicz, а она сама — бабычка (полес, бел.). Во искупление её «греха» вся деревня изготавливала огромный рушник, которым опоясывала церковь (Полесье). Особый случай ритуальной нечистоты представляет контакт со смертью. В повитухи стараются звать женщину, у которой остались в живых все её собственные дети. В противном случае не выживут и повитые дети. Из этих же соображений повитухе запрещалось обмывать покойников.

Учебные заведенияправить | править код

Аттестат бывшей повивальной бабки, 1915 год

В середине XVIII века в Российской империи для подготовки повитух были созданы специальные высшие («Повивальные институты») и средние («Повивальные школы») учебные заведения — (существовали до 1917 года). В Российской империи было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: «повивальная бабка» (высшее медицинское образование), «сельская повивальная бабка» (среднее медицинское образование) и «повитуха» (заочное образование). Деятельность повивальных бабок регламентировалась специальным уставом («Устав повивальным Бабкам»).

Должность городовой повивальной бабки числилась в штате полицейского управления.

День повитух у славян[править | править код]

У восточных и южных славян был особый день, когда почитались повитухи и роженицы — Бабьи каши. Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Согласно этому обычаю, во второй день Рождества в праздник пресвятой Богородицы в юго-западной Руси многие сельские женщины шли в церковь со специально приготовленными пирогами, «думая этим сделать честь св. Богородице».

Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи, трапеза называлась трапезой Роду и роженицам. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребёнка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного).

С древних времён и до наших дней

К появлению ребёнка, особенно в осознанном зрелом возрасте, принято готовиться. Женщины проходят обследования, пьют витамины, отказываются от вредных привычек и налаживают питание. В период беременности будущую маму стараются беречь и относятся к ней особенно внимательно и чутко.

Но не все задумываются о том, что после рождения малыша женщине нужен не меньший уход и внимание. Организм роженицы переносит колоссальный стресс: все его системы, от репродуктивной до опорно-двигательной, испытывают огромную нагрузку

Неизбежны и психологические изменения, особенно если это были первые роды. Женщина становится мамой, и иногда осознание этого и отсутствие поддержки со стороны родных могут напугать её.

Раньше женщины после родов почти всегда обращались к повитухам. Повитуха, как правило, заботилась о будущей маме всю беременность. Во время родов она поддерживала женщину и поясняла, что с ней происходит и зачем это нужно. Таким образом роженица успокаивалась, и сам процесс проходил легче.

Повитуха работала с женщиной в бане: помогала ей расслабиться, разогреться, успокоиться и полностью снять напряжение.

– Раньше роды проходили в бане или дома. А восстановление происходило естественным образом сразу же после рождения малыша, — говорит Юлия Плотникова, мама четверых детей, доула, психолог и консультант по грудному вскармливанию.

После родов повитуха использует такой способ послеродового восстановления, как ладки: гладит женщине руки, ноги, живот, пропаривает её в бане, чтобы выходили все ненужные гормоны — так женщина «очищалась» духовно и физически.

– Важно «собрать» женщину воедино, ведь после родов она является очень мягким «сосудом»: размягчены все связки, кости и мышцы. Они податливы и растянуты, — комментирует Юлия

Альтруистки

Обычно повитухами становились по стечению обстоятельств, например, бабка была повитухой, передала знания внучке, или женщина успешно приняла несколько родов у односельчанок и сработало «сарафанное радио». Работу выполняли как бескорыстно, так и с целью немного подзаработать.

По уже упомянутой Присяге бежать на зов повитуха должна была независимо от материального или сословного положения роженицы. Она не могла отказаться, если ей посулили слишком маленькое вознаграждение, или она не слишком любит ту, которая готова разрешиться от бремени.

Если до середины XIX века с повитухами преимущественно расплачивались «натурой» – хлебом, мылом, домашним текстилем (предметами, являющимися символом очищения), то затем начали давать небольшие суммы денег из личных сбережений или собранных на крестины. Так что для некоторых женщин помощь роженицам становилась и небольшим приработком.

Помощь матери и ребёнку — магические обряды

Помощь повитухи не заканчивалась с принятием родов; повивальная бабка навещала роженицу и младенца, давала советы, лечила от детских болезней. Большинство болезней лечили в бане.

Если ребёнок долго не начинал ходить

Если ребёнок долго не начинал ходить (таких детей называют седунами), опять же обращались к повивальным бабкам:

Повитухи лечили не только младенца, но и роженицу:

Как мы видим, роль повитухи в родильном обряде действительно очень велика: в её обязанности входило ведение беременности, сами роды, лечение матери и ребёнка, их магическая защита, введение в общество. С появлением родильных домов обряд подвергся сильному изменению, и роль повитухи оказалась «урезанной»: она свелась к лечению младенца и матери, а магические действия с последом, мытье новорождённого в бане да и сама помощь при родах оказались забытыми.

Дипломированные

Стереотипное представление о том, что повивальная бабка – это малограмотная старушка, «деревенская пупорезка», знающая заговоры, обряды и умеющая в нужный момент «подсобить», лишь отчасти верно. Уже с 1754 года ценились те, кто подтвердил специализацию дипломом.

После указа об учреждении школ для обучения повивальному искусству желающие должны были пройти шестилетний курс, получить официальное разрешение на оказание услуг и принять присягу. Всех выпускниц – и городских, и сельских – заносили в специальный полицейский реестр, подобный тому, который учитывал фонарщиков или пожарных.

Как «закрыть» роды»?

Еще один непременный обряд, который проводят повитухи, — повивание, или обвязывание. Происходит он не раньше 40-го дня после родов.

«Повитуха прежде всего должна «закрыть» роды, — объясняет Юлия Шелепина. — Дать женщине пережить их и оставить все связанные с родами эмоции в прошлом. Показатель того, что все сделано правильно, — у женщины больше нет желания об этом говорить. Память о родах осталась, но она уже никак эмоционально не окрашена, и молодая мама вспоминает о них совершенно нейтрально. Одной моей подопечной позвонили на 40-й день после родов:

– Ну, расскажи, как все прошло?

– А что рассказывать? Родила и родила, — произнесла она.

Вот это хорошо «закрытые» роды

Если же женщина постоянно возвращается к этому событию, неважно, хвастается, как все шикарно было, или, наоборот, жалуется, как все было ужасно — такие роды «не закрыты», и это не способствует эмоциональному и психическому равновесию молодой мамы»

Как же проходит обряд повивания? Сначала женщине помогают расслабиться: парят, делают массаж, поят травяным чаем. Во время этих процедур молодая мама рассказывает о своих чувствах и эмоциях во время родов, то есть выговаривается. Это позволяет нормализовать гормональный фон и успокоиться. После пропаривания женщина ложится на твердую поверхность и ей перетягивают (пеленают) некоторые участки тела — плечи, живот, таз, бедра, голени, стопы. Степень стягивания определяет сама женщина. После чего ее тепло укрывают и дают поспать. Как видите, процедура эта долгая, неспешная, длится несколько часов и почти всегда сопровождается определенными заговорами.

Лаженье тела

Для расслабления женского организма используют так называемое лаженье: естественная процедура, когда повитуха восстанавливает женщину и физически, с помощью рук, и психологически. Если говорить совсем просто, это привычные всем нам поглаживания и лёгкий массаж. Но, конечно, эти процессы имеют свои важные особенности.

– Лаженье — это работа как с телом, так и душой. Цель — снять напряжение, тяжесть, ненужные и мешающие блоки

Это работа с психосоматикой: важно выяснить, из-за какой неправильной установки в голове телу становится тяжело, образуются зажимы, уменьшается кровообращение. Повитухи устраняют всё это через проговаривание, вопросы, диалог

Вместе с мамочкой они приходят к решению проблем как в теле, так и в психике, сознании, — объясняет Юлия.

Современные повитухи объясняют: важно «перезапустить» женщину гормонально: с помощью тепла, трав, специй и правильного питания. — Повитушечья забота о молодой маме всегда очень ценилась

Самостоятельно современной женщине всё это сделать сложно. Нужно найти человека, который «в теме» и поможет правильно восстановиться. Молодые повитухи и доулы общаются с более зрелыми и опытными, перенимают полезные знания и применяют их потом на практике, — говорит Юлия Плотникова

— Повитушечья забота о молодой маме всегда очень ценилась. Самостоятельно современной женщине всё это сделать сложно. Нужно найти человека, который «в теме» и поможет правильно восстановиться. Молодые повитухи и доулы общаются с более зрелыми и опытными, перенимают полезные знания и применяют их потом на практике, — говорит Юлия Плотникова.

Где их искать?

Чаще всего доул и повитух находят на курсах и тренингах по подготовке к родам. Посещая занятия, женщина имеет возможность познакомиться с сотрудниками и выбрать того, кто, по ее мнению, соответствует ее ожиданиям. Юлия Шелепина советует: «Не надо искать лучшее, ищите свое. Человека, который полностью вам подходит. Возраст здесь не важен

Важно, что этот человек будет заботиться, холить и лелеять женщину, не нагружать ее своими историями и заботами»

К сожалению, дипломов у наших доул и повитух нет. Таких специалистов не готовит ни одно учебное заведение. Потому поинтересуйтесь, у кого ваша доула или повитуха училась, какие тренинги посещала, прислушайтесь к рекомендациям своих родственников, подруг и знакомых, которые проверили помощницу или повитуху в деле. В любом случае следует прислушаться к себе и понять, для чего вам это нужно, и только после этого решать, кого приглашать — повитуху или доулу — и приглашать ли вообще.

Больше полезных материалов для беременных — в нашем канале на .

Проворные

Вплоть до начала XX века повитухам отдавали предпочтение. Состоятельные семьи приглашали врачей, но они зачастую сидели в соседней комнате и дожидались сигнала от повитухи, если что-то пойдет не так.

С большей частью задач во время родов повивальные бабки справлялись самостоятельно, да и немного находилось желающих дозволить постороннему мужчине-врачу участвовать в столь интимном процессе.

Ценным умением было и то, что повитуха не использовала акушерские щипцы, которые нередко калечили младенцев. Ей хватало опыта и «проворных рук» даже в самых сложных случаях – если женщина рожала первый раз поздно, имела узкий таз или младенец отличался богатырскими размерами.

Опытная повитуха без труда выполняла такие акушерские процедуры, как «поворот на ножку» при косом или поперечном расположении плода, прокалывание пузыря и извлечение последа. В этнографических заметках читаем, как в Пермской губернии повитухи «дунув и плюнув» останавливали кровь и заговаривали пуповину.

В Вологодской губернии жили искусницы, которые обрезали пуповину «ногтем», виртуозно пережимая сосуды так, что пуповину не приходилось завязывать, и это избавляло младенцев от грыжи.

И, конечно, каждая уважающая себя повитуха умела делать традиционное «правление новорожденного», расправляя и вытягивая руками обнаруженные при осмотре изъяны. Считалось, что акушерки могли «вылепить» идеальные пропорции, чтобы рождённый человек в будущем не стал кривобоким или горбатым.

Телефонистки

Seat­tle Munic­i­pal Archives / Wiki­me­dia Commons

Изначально на работу телефонных операторов приглашали мальчиков-подростков. Но практика показала, что они не слишком для неё подходят: в живом общении с клиентами мальчишки часто бывали резкими и грубыми. Бостонская компания Boston Tele­phone Dis­patch Com­pa­ny первой наняла на эту позицию женщину: в сентябре 1878 года на работу вышла Эмма Натт. Предполагалось, что женщины могут быть более вежливыми и терпеливыми, чем подростки, а клиентам будет приятно слышать мягкие и спокойные женские голоса. Ожидания оправдались: клиенты были довольны. Всё больше телефонных компаний стали нанимать на работу девушек.

В телефонистки брали молодых девушек с крепким здоровьем, ведь работа может показаться лёгкой только на первый взгляд. Весь рабочий день, то есть 8–10 часов, девушки сидели на стуле перед специальной доской со множеством отверстий. За 8 секунд нужно было ответить на звонок и сообразить, в какой именно разъём нужно вставить телефонный шнур, чтобы соединить абонентов. 

В одном из образцов контракта 1903 года для приёма на работу телефонистки указано: нужно всегда быть вежливой, нельзя подслушивать разговоры абонентов, вступать в диалоги с клиентами и уходить с рабочего места, не сдав его коллеге. 

Телефонисток постепенно заменяли автоматические станции, но профессия продолжала существовать. Например, в СССР вплоть до 1990‑х годов телефонистки продолжали соединять абонентов междугородних и международных звонков. 

Покровительница[править | править код]

Саломея и Гелома (деталь иконы «Рождество Христово», Андрей Рублев)

Саломея-повитуха, принимавшая роды Девы Марии согласно раннехристианским апокрифам, является покровительницей профессии, хотя и не включена в православный месяцеслов.

Повитуха Саломея у русских крестьян стала главной покровительницей и помощницей в родах. Русские крестьяне на второй день Рождества Христова устраивали праздник для повивальных бабок («бабины» или «бабьи каши») на котором вспоминалась Саломея-повитуха, не имевшая своего дня памяти в православном месяцеслове.

Считалось, что Саломея совершала с младенцем Христом все те же действия, которые должна выполнять при родах деревенская повитуха. Народное творчество создало ряд легенд, подчёркивающих особую роль повитухи Саломеи при рождении Христа (на этих легендах частично базировался авторитет деревенских повитух).

Существуют заговоры, использовавшиеся при родах от имении Саломеи:

В народных поверьях безболезненное рождение Христа можно было с помощью заговоров спроецировать на любые роды. При начале схваток повитухи читали заговор: «Матушка Соломония, возьми ключи золотые, открой роды костяные рабе Божьей Марье» и кропили роженицу водой из ручья или реки. А когда ребёнок рождался, то повитуха, обмывая новорожденного, также читала соответствующий заговор: «Бабушка Соломонья мылась да парилась и нам жарку-парку баинку оставила на великую Божью милость, на великое здоровье Имярек, аминь».

0-73-10: Акушерка, Повивальная бабка, Повитуха

Литературные фрагменты:

Первый час ночи. Перед дверью Марьи Петровны Кошкиной, старой девы-акушерки, останавливается высокий господин в цилиндре и в шинели с капюшоном… После третьего звонка отворяется дверь и показывается сама Марья Петровна. На ней, поверх белой юбки, наброшено мужское пальто. Маленькая лампочка с зеленым колпаком, которую она держит в руках, красит в зелень ее заспанное весноватое лицо, жилистую шею и жидкие рыжеватые волосики, выбивающиеся из-под чепца.
— Могу ли я видеть акушерку? — спрашивает господин.
— Я-с акушерка. Что вам угодно?
— Я коллежский асессор Кирьяков, — говорит он. — Пришел я просить вас к своей жене. Только, пожалуйста, поскорее.
— Хорошо-с… — соглашается акушерка. — Я сейчас оденусь, а вы потрудитесь подождать меня в зале.
Кирьяков снимает шинель и входит в залу. Зеленый свет лампочки скудно ложится на дешевую мебель в белых заплатанных чехлах, на жалкие цветы, на косяки, по которым вьется плющ… Пахнет геранью и карболкой. Стенные часики тикают робко, точно конфузясь перед посторонним мужчиной.

Чехов А.П. Необыкновенный // Чехов А.П. Избранные произведения в трех томах. М., 1967. Т. 1. С. 238.

Акушерки Надежды Осиповны не было в палатах, хотя она должна была каждое утро присутствовать при перевязках.

Чехов А.П. Неприятность // Чехов А.П. Избранные произведения в трех томах. М., 1967. Т. 1. С. 514.

Словарные статьи:

Повитуха нар.- акушорка, бабка.

Малый толковый словарь русскаго языка Сост. по образцу Даля и Ляруса П. Е. Стоян. Изд. 3-ье с новыми таблицами словопроизводства и 1300 гравированными рисунками. Изд-во: Книгоиздательство и книжная торговля Н. Я. Оглоблина Коммиссионера императорской академии наук, императогскаго Университета Св. Владимира, императорской Киевской Духовной Академии, Государственной Типографии и Управления Московской Синодальной Типографии. Петроград. 1916. С. 410

Бабка — акушерка без диплома, повитуха.

Малый толковый словарь русскаго языка Сост. по образцу Даля и Ляруса П. Е. Стоян. Изд. 3-ье с новыми таблицами словопроизводства и 1300 гравированными рисунками. Изд-во: Книгоиздательство и книжная торговля Н. Я. Оглоблина Коммиссионера императорской академии наук, императогскаго Университета Св. Владимира, императорской Киевской Духовной Академии, Государственной Типографии и Управления Московской Синодальной Типографии. Петроград. 1916. С. 29

Повитуха, повивальная бабка, приемница; также более употребляется бабка, бабушка, баушка. См. Баба

Толковый словарь живого Великорусского языка // Собрание сочинений В.И. Даля. (Р) 2000-2001 IDDK

Акушёрка фр.— повивальная бабка, получившая специальную подготовку.

Новый полный словарь иностранных слов вошедших в русский язык с указанием происхождения их, ударений, отраслей знания и с расширенной энциклопедической частью. Сост. по русским и иностранным источникам Е.Ефремов. Под ред. проф. И.А. Бодуэн-де-куртенэ. Изднние второе. Изд-во: Т-во Д. Левенсон. М., 1912. С. 14

Голанка ж. — ученая повивальная бабка, вероятно от вызванных Петром I.

Толковый словарь живого Великорусского языка // Собрание сочинений В.И. Даля. (Р) 2000-2001 IDDK

Акушерка ж. франц. Родовспомогательница

Толковый словарь живого Великорусского языка // Собрание сочинений В.И. Даля. (Р) 2000-2001 IDDK

Акушёрка фр.— повивальная бабка, получившая специальную подготовку.

Новый полный словарь иностранных слов вошедших в русский язык с указанием происхождения их, ударений, отраслей знания и с расширенной энциклопедической частью. Сост. по русским и иностранным источникам Е.Ефремов. Под ред. проф. И.А. Бодуэн-де-куртенэ. Изднние второе. Изд-во: Т-во Д. Левенсон. М., 1912. С. 14

Пословица:

Баба побабит (походит), все дело поправит.

Пословицы и поговорки // Собрание сочинений В.И. Даля. (Р) 2000-2001 IDDK