«говорится» или «говориться» — как правильно пишется?

Оглавление

Этапы написания изложения для школьника

На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

Создание черновика

На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

Во время первого прочтения:

  • визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
  • аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.

В перерыве

  • визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
  • аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.

Во время второго прочтения:

  • визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
  • аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.

Как быстро писать изложение
Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.

Корректировка черновика

Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы

При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования

Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

Работа над чистовиком

Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения)

Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.

Доброго времени суток

Мало того, что эта фраза раздражает, так она ещё и абсолютно
неграмотная. Всё дело в неправильном падеже. Лингвист и писатель Максим Кронгауз в книге
«Русский язык на грани нервного срыва» объясняет, что в русском языке
родительный падеж употребляется при прощании («счастливого пути», «удачи»), а
с приветствиями — именительный падеж («добрый вечер»). Поэтому разговорное
приветствие «доброй ночи» — неправильное.

Те, кто начинают переписку с «доброго времени суток», в своё
оправдание говорят, что используют фразу, когда обращаются к адресату,
который находится где-то в другом часовом поясе, или когда отправляют письмо в нерабочее время. Но выражение подчеркивает пространственную и психологическую дистанцию
между людьми, приветствие получается слишком обобщённым, потому и раздражает.
Чтобы не действовать на нервы, всегда можно написать универсальные приветствия «добрый день» или «здравствуйте». 

5 причин плохого знания русского языка

Еще в начальной школе мы совершаем массу ошибок, которые мешают нам запоминать правила русского языка и чувствовать грамотное написание большинства слов. Знаете, почему вы так часто допускаете по 2-3 ошибки в одном предложении и не замечаете их? Ключевые причины:

Отсутствие интереса к русскому языку и искреннее непонимание того, почему «жи» и «ши» нужно писать именно с буквой «и» – еще одна причина низкой грамотности. Вы должны понимать, что грамматика помогает узнать правду, погружает вас в огромный культурный пласт и открывает массу интересного. Ведь за каждым современным словом стоит тысячелетняя история его образования.

Как на уроках русского языка для иностранцев работать над диалогами?

При работе над диалогами на уроках русского языка для иностранцев мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:

1. Преподавателю нужно прочитать диалог, отделяя реплики разных людей более длинными временными промежутками. Если у Вас сильный ученик, то первый раз иностранцу лучше прослушать диалог, не смотря в книгу. Если ученик слабый, то он может слушать диалог и следить по тексту.

2. Теперь иностранец должен прочитать диалог по книге и перевести его (если это групповые занятия, то иностранцы читают диалог по ролям)

Преподавателю нужно обратить внимание иностранца на те места в диалоге, которые иностранец не совсем понял (объяснить лексику, грамматику, модели построения предложения)

3. После этого надо попросить иностранца закрыть книгу. Преподаватель читает реплики одного из участников диалога, а ученик должен отреагировать на реплики в соответствии с ситуацией в диалоге. Ученик не обязательно должен дословно воспроизводить реплики из диалога. Если иностранец делает ошибки, то преподаватель должен объяснить иностранцу, почему так сказать нельзя и как лучше выразить эту мысль. (Если урок русского языка проходит с группой иностранцев, то на реплики преподавателя иностранцы отвечают по очереди).

После этого преподаватель меняется с учеником ролями, т.е. преподаватель читает реплики другого персонажа диалога (книга у иностранца закрыта!).

! Если Ваш ученик говорит, что все понял и хочет идти дальше, не проработав диалог (не ответив на все реплики преподавателя из диалога с закрытой книгой), то иностранцу нужно объяснить, что понять – мало, это только первая ступень: чтобы говорить по-русски легко и с удовольствием в реальных жизненных ситуациях, необходимо выработать автоматизм в речи. И данное упражнение поможет это сделать.

Если иностранец делает много ошибок в диалоге, то к этому диалогу нужно вернуться в конце урока и на следующих уроках, пока иностранец не сможет быстро и без ошибок реагировать на реплики.

4. Обсудить с иностранцем данный диалог: например, спросить у иностранца, как бы он поступил на месте персонажей. Если это диалог в магазине, спросить, что он обычно покупает, часто ли он ходит в магазины, в какие магазины он ходит, любит ли он готовить и есть дома или предпочитает ходить обедать в кафе и рестораны, он предпочитает покупать вкусные продукты или полезные продукты и т.д.

Для примера посмотрите, как реализуется этот принцип в учебнике издательства нашего Центра «Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения»:Скачать диалоги для иностранцев, изучающих русский язык — стр.12Скачать диалоги для иностранцев, изучающих русский язык, продолжение — стр.13Скачать вопросы на понимание текста и для обсуждения — стр. 14Скачать вопросы на понимание текста и для обсуждения, продолжение — стр. 15

Если учебник русского языка для иностранцев или учебное пособие не содержит вопросов на понимание текста, Вам обязательно нужно самим придумать и задать вопросы иностранцам, чтобы убедиться, что они поняли смысл прочитанного правильно, а также могут выразить свои мысли. После этого нужно обсудить прочитанный текст с иностранцами (для примера используйте страницы 12-15 учебника издательства нашего Центра «Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения»).

Если на уроках русского языка для иностранцев придерживаться данных рекомендаций при работе над диалогами, то иностранцы извлекут максимальную пользу от уроков русского языка, смогут выучить разговорный русский язык и выработать автоматизм в речи!

Словарь антонимов

ГОВОРИТЬ — МОЛЧАТЬГоворун(ья) — молчун(ья)говорун(ья) — молчальник(-ица)говорливый — молчаливыйговорливость — молчаливостьразговаривать — молчатьразговорчивый — молчаливыйразговорчивость — молчаливостьзаговорить — замолчатьнаговориться — намолчатьсяпоговорить — помолчатьИногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Л. Толстой. Война и мир. — Что же ты молчишь? — закричал он. — Говори, что хочешь, только скажи что-нибудь! Гаршин. Происшествие. Когда деньги говорят, правда молчит. Пословица.ГОВОРИТЬ — БЕЗМОЛВСТВОВАТЬСегодня здесь говорил Шаляпин. Ему вторила Корнакова. Подавали изредка реплики Катюшин муж и его зять. Остальные безмолвствовали. Н. Ильина. Дороги и судьбы.РАЗГОВАРИВАТЬ — МОЛЧАТЬМы шли, и было нам хорошо, мы шли, молчали, а может быть, и разговаривали, не помню этого. В. Субботин. В другой стране.КРИЧАТЬ — МОЛЧАТЬКрикун(ья) — молчун(ья)крикливый — молчаливыйкрикливость — молчаливостьОн знак подаст: и все хлопочут; Он пьет: все пьют и все кричат; Он засмеется: все хохочут; Нахмурит брови: все молчат. Пушкин. Евгений Онегин. Вы должны кричать, а вы молчите! Н. Погодин. Альберт Эйнштейн. Кто родится — кричит, кто умирает — молчит. Пословица.

7 самых сложных звуков в английском языке: произносим правильно!

Английский язык – далеко не самый сложный в плане фонетики, но и в нем есть “ловушки”: сложные звуки и проблемы, которые может вызвать неправильное произношение. Не верите? Спросите об этом носителя английского языка или прочитайте нашу статью!

Звук Th

Глухой межзубной звук , обозначаемый на письме как “th”, является одним из самых сложных звуков английского языка. Этот звук встречается в часто используемых словах (например, think, mouth, theater, thing, though), но отсутствует в большинстве германских, романских и славянских языков.

Сложность этого звука не столько в непосредственной артикуляции (изучающие английский пытаются заменить его на или ), сколько в необходимости резко изменить позицию языка (между зубов) в потоке речи, а потом снова вернуться к более простым в артикуляции звукам.

Звук Th

Звонкий межзубной звук произносится почти так же, как и , но при этом добавляется звук. Иностранцы часто подменяют этот звук на или , однако такая замена порой может исказить смысл слова.

Кстати, сами носители английского языка, а точнее, лондонского просторечного диалекта Сockney, заменяют эти звуки на и соответственно.

Звук N

Носовой палатальный (от лат. palatum твердое нёбо) согласный часто путают с альвеолярным . Носовой – это всеми “любимые” окончания –ing и буквосочетания eng.

При всей кажущейся похожести, эти два звука образуются совершенно по-разному. Проверить правильность произношения при этом довольно просто: если вы зажмете нос, то не сможете произнести звук . Если звук идет, то вы произносите или другой похожий звук.

Звук R

Английский отличается от русского как по месту образования, так и по способу произнесения. Русский – вибрирующий, в то время как ангийский произносится с неподвижным языком, задняя часть которого приподнята к небу. Простой способ почувствовать разницу – сжать щеки руками и произносить русский до тех пор, пока язык не перестанет вибрировать.

Звук

Долгий гласный звук на письме обозначается сочетанием букв “a + r “(park, dark), сочетанием “a + s + согласная” (mask, ask, class) или буквой “a” перед f, nt, th (after, bath, plant).

В отличие от открытого и отрывистого русского гласного звука , английский – долгий, закрытый (рот отрывается намного меньше, чем для произнесения русского ) звук, для произнесения которого спинка языка поднимается к небу. Этот звук похож на тот, который вы издаете, когда врач смотрит ваше больное горло и просит сказать “а”.

Звук W

В русском языке, как и во многих европейских языках, отсутствует аналог английского губного согласного . Попытка земенить его на или часто приводит к изменению смысла слова. Например, если вместо в слове wet («сырой») произнести , то получится vet – «ветеринар».

Звук H

В отличие от русского , английский более легкий, менее интенсивный. Качество артикуляции этого звука не приведет к искажению смысла. Настоящую сложность с этим звуком испытывают французы, так как во французском, как и некоторых других романских языках, данный звук или его аналог полностью отсутствует.

Часть речи и роль в предложении

Сочетание союза «как» и глагола «говорится» в предложении выступает в качестве вводного словосочетания или части вводного предложения. Его характеризуют следующие признаки:

  • «как говорится» обозначает источник сказанного;
  • обычно после такого сочетания идут общеупотребляемые фразы и выражения, пословицы и поговорки;
  • как и все вводные слова, оно не является членом предложения, поэтому не отвечает ни на какие вопросы, и от него самого к членам предложения вопросы задать нельзя;
  • словосочетание можно убрать или переместить, не нарушив существенно смысла и структуры предложения;
  • его синонимами являются «так сказать», «можно сказать», «что называется» и т. д.

ТОП-10 советов по изучению русского языка

Мы собрали рекомендации от педагогов и лингвистов, которые упростят процесс «зазубривания» правил и помогут обогатить словарный запас. Попробуйте применять их в ходе обучения, чтобы понять, как быстро выучить русский язык, и начать получать удовольствие от его изучения.

Создавайте образы языка

Когда вы читаете, вы запоминаете написание слов

Но только при условии, если обращаете на них внимание. Сформируйте в себе то, что называют «врожденной грамотностью»

Видите слово, которое написали бы иначе? Запомните его и больше никогда не пишите «симпатичный» с буквой «о» или «девчонка» с «е».

Интересуйтесь историей

Вы знаете историю слова «образованный»? А ведь есть интересная теория о том, что оно происходит от слова «образ», то есть образованный человек становится едва ли не подобным Богу. И таких интересных историй тысячи – просто найдите их.

Научитесь видеть структуру слова

Разбивайте слова на морфемы – выделяйте корни, приставки, суффиксы и окончания, подбирайте однокоренные слова. Это поможет видеть «проблемные» области и работать над ошибками.

Задействуйте мнемонику

Мнемоника предполагает поиск ассоциаций. Не можете запомнить правило написания слова? Подберите ассоциацию, найдите мнемонические маркеры. Можно использовать даже те, которые будут казаться сумасшедшими или странными.

Чаще общайтесь с грамотными людьми

Больше общайтесь письменно и старайтесь выбирать в собеседники грамотных людей. Это не значит, что вы должны отстраниться от друзей. Просто чаще вступайте в диалоги с теми, кто пишет грамотно и обладает большим словарным запасом.

Используйте обучающие приложения

Установите на смартфон обучающие приложения вроде «Слова дня», «Отличника по русскому» или «Глазария языка». Как можно чаще открывайте их в свободное время – например, в обеденный перерыв или в общественном транспорте.

Объявляйте охоту на незнакомые слова

Во время чтения или серфинга в Интернете старайтесь сознательно искать незнакомые слова и слова, в правильном написании которых вы сомневаетесь.

Высмеивайте ошибки

Добавьте к запоминанию эмоций: напишите слово неправильно и посмотрите на него. Искренне возненавидьте ошибку и задайте себе риторический вопрос: «Ну как же можно так писать?». Затем напишите слово правильно и оцените красоту его грамотной формы.

Создайте свой словарь

Соберите вместе слова, написание которых часто вызывает у вас проблемы. Возьмите блокнот или тетрадь, запишите туда их и их словоформы. Как можно чаще обращайтесь к своему словарю и напоминайте себе о правильном написании «проблемных слов».

Резюме

Как выучить русский язык быстро, легко и самостоятельно? Полюбить сам процесс его изучения. Постарайтесь как можно больше читать, разбирать и повторять правила, использовать мнемонические приемы и создавать образы слов. Отдавайте предпочтение в письменном общении грамотным людям, у которых есть чему поучиться. Создайте собственный словарь «проблемных» слов и чаще обращайтесь к нему. Не забывайте применять знания на практике – регулярно проверяйте себя на грамотность с помощью тестов.

Откуда берется красивая речь

Красивая речь ребенка – это заслуга его родителей. Разговорный навык желательно развивать с детства. Этому способствует посещение театральной студии или поэтического кружка, а также постоянное чтение и разучивание стихов.

Уроки языка и литературы в школе вносят значительный вклад в развитие детской речи. Если школьные педагоги не дают желаемых результатов, родители должны взять ситуацию в свои руки.

Стоит рассмотреть индивидуальные занятия с ребенком, либо записать его на частные уроки к другому педагогу, который поможет ему развить искусство говорить свободно на любые темы.

Но что если ваши родители в детстве упустили аспект развития красивой речи? Не стоит расстраиваться и думать, будто шансов научиться говорить четко у вас нет. Все еще можно наверстать, совершенствоваться никогда не поздно!

Учебники русского языка для обучения разговорному русскому языку иностранцев

Преподаватели русского языка как иностранного сталкиваются с тем, что существует довольно мало учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному, в которых представлены интересные диалоги из реальной повседневной жизни, фразы из которых иностранцы смогут выучить и использовать при повседневном общении на русском языке.

Помимо того, что учебник «Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения» содержит специально отобранную лексику, необходимую для общения в повседневных ситуациях, большими плюсами данного учебника является то, что книга прекрасно проиллюстрирована, в каждом уроке учебника после диалогов есть масса оригинальных вопросов, которые позволят на уроках русского языка обсудить с иностранцами ситуации в диалогах без дополнительных усилий со стороны преподавателя РКИ. Грамматика в книге дается через ситуации повседневного общения, т.е. объяснение грамматических правил продиктовано реальными коммуникативными потребностями иностранцев.

В нашем Центре готовится к изданию коммуникативный учебник русского языка для начинающих изучать русский язык иностранцев. Наша цель при создании этого учебника – предоставить возможность выучить разговорный русский язык для начинающих (с нуля), чтобы иностранцы с первого же урока русского языка учили только те фразы, которые понадобятся им в реальном общении, чтобы после каждого урока иностранцы видели, как увеличивается их словарный запас, как с каждым днем они свободнее говорят по-русски

При создании учебников мы также уделяем большое внимание тому, чтобы уроки русского языка для иностранцев проходили интересно и весело, т.к. это важные факторы эффективности обучения

Вас также может заинтересовать:Фонетика русского языка для иностранцев | Произношение звуков | Фонетические упражнения для изучающих русский язык

Дистанционный курс методики для желающих научиться преподавать русский язык иностранцам: «Преподавание русского языка как иностранного (РКИ)»

Как писать краткое изложение

Независимо от вида изложения, текст черновика лучше сократить, чтобы поместиться в оптимальные рамки и избежать «словесного мусора». Разберемся, что такое сжатое изложение и как следует писать его на ОГЭ по русскому языку.

Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

Сокращать текст можно тремя способами:

1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

  • В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
  • «Послушайте, я прошу вас сделать этот отчет не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчет до четверга.

2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

  • Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
  • К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.

3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.

При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания

Умение убеждать

Что касается публичной деятельности, то правильная и красивая речь – это гарантия эффектного выступления. Речевые ошибки выдают либо не слишком образованного и некомпетентного человека, либо неуверенного в себе выступающего; такому горе-оратору вряд ли хочется довериться. Получается, знание орфоэпии – это не просто показатель «общей грамотности», но и выгодная вещь – с её помощью можно убеждать публику в чём угодно.

Политтехнологи, подготавливающие политиков к выступлению и кандидатов к предвыборной кампании, много внимания уделяют именно речи своих «подопечных». Во многом благодаря хорошей речи наша нынешняя «политическая элита» пришла к власти и надёжно её удерживает, несмотря на сомнительные профессиональные и моральные качества и образование.

Не исключено, что свержение Януковича состоялось благодаря его неграмотной речи. В самом деле, тотальная безграмотность украинского «президента в законе» как в русском, так и в украинском языке была известна на всю страну и за её пределами. О ней сочиняли анекдоты; и вопиющим недоразумением казался тот факт, что Янукович официально был признан самым плодовитым и высокооплачиваемым украинским писателем, его «труды» издавались большими тиражами. Способность разговаривать у Януковича невысокая, ведь с детских лет его школой и университетом была знаменитая ОПГ «Пивновка», в которой он «совершенствовался как личность». Если бы он овладел ораторским искусством (на худой конец – поработал над орфографией и орфоэпией), у него наверняка было бы больше шансов остаться у власти. Неграмотный лидер страны не устраивал даже тех, кто был лоялен к режиму и извлекал из него пользу: Янукович портил имидж своей страны и партии, своей речью обнажал всю сущность украинской (как, в общем-то, и российской) политической системы, поэтому на своём посту выглядел неубедительно.

Мы видим, к каким последствиям может привести неграмотная речь

Тем более важно умение правильно говорить в сферах, далёких от «дел государственных»

Правильная речь и единство народа

Язык – это часть менталитета того или иного народа, он хранит мысли и образы, которыми народ жил веками. Демонстрируя умение говорить на своём языке, оратор оказывает, что он не отдаляется от своих слушателей и от сограждан в целом. Правильная речь устраняет социальные, профессиональные и прочие барьеры, разделяющие общество. В самом деле, говорящего на профессиональном жаргоне специалиста широкая публика не поймёт, а может и смутиться – ведь собеседник выставил слушателей идиотами, неспособными понять «простые вещи».

Таким образом, литературный язык – это всеобщий язык страны, которым пользуются (во всяком случае, должны пользоваться) граждане всех возрастов, профессий, социальных групп и прочих категорий для взаимопонимания.

В каких случаях писать слово «говорится»?

Слово «гово­рит­ся» грам­ма­ти­че­ски выгля­дит как фор­ма 3 лица един­ствен­но­го чис­ла гла­го­ла. Такие сло­ва в рус­ской орфо­гра­фии соглас­но пра­ви­лу пишут­ся без мяг­ко­го зна­ка в лич­ном окон­ча­нии:

говори́тся — корень/окончание/постфикс

В одной рус­ской народ­ной сказ­ке говори́тся, как хит­рая лиса обма­ну­ла вол­ка.

Как видим, в пред­ло­же­нии эта лек­се­ма упо­треб­ля­ет­ся в роли про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го и отве­ча­ет на вопрос:

что дела­ет­ся?

Детям часто говори́тся о поль­зе утрен­ней заряд­ки.

В этой пове­сти говори́тся о силе воли и муже­стве про­сто­го сол­да­та.

Аналогично пишут­ся похо­жие фор­мы воз­врат­ных гла­го­лов:

  • ей нра­вит­ся цве­ток,
  • это при­го­дит­ся,
  • мне не спит­ся.

«Как говорится» или «как говориться»?

Рассматриваемая фор­ма гла­го­ла вхо­дит в состав устой­чи­во­го соче­та­ния «как говори́тся», в напи­са­нии кото­ро­го может воз­ник­нуть сомне­ние:

«как гово­рит­ся» или «как гово­риться»?

Эти сло­ва ука­зы­ва­ют на источ­ник инфор­ма­ции и исполь­зу­ет­ся в пись­мен­ной речи как ввод­ное сло­во­со­че­та­ние, кото­рое обя­за­тель­но отде­ля­ет­ся от дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

Как говори́тся, дело масте­ра боит­ся.

У неё, как говори́тся, семь пят­ниц на неде­ле.

Не все золо­то, что бле­стит, как говори́тся в наро­де.

И в этом слу­чае сло­во «говори́тся» высту­па­ет в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го чис­ла.

В устой­чи­вом соче­та­нии «как гово­рит­ся» гла­гол пра­виль­но пишет­ся без мяг­ко­го зна­ка.

В этой связи

Сочетание «в этой связи» иногда вставляют там, где можно
сказать «в связи с этим». Делать это не рекомендуется. «В связи с этим» выражает
причинную связь между частями высказывания. Например, совершенно некорректно
говорить: «Наступает весна. В этой связи вспоминается такой случай из жизни».
Правильно: «Наступает весна. В связи с этим проблема уборки дворовых территорий
становится ещё более актуальной».

Кроме этого, «в этой связи» чаще употребляется в
официально-деловой речи и в общении лучше его не употреблять, поскольку
эта фраза оставляет после себя некий шлейф канцеляризма. 

Как научиться правильно и красиво говорить?

Вот несколько советов тому, кто желает усовершенствовать свою речь.

  1. Прежде всего необходимо регулярно читать. Книги могут быть разными, но лучше всего подходит классика, ведь она до сих пор является образцом правильного русского языка, несмотря на отдельные устаревшие элементы. Углубляясь в «разумное, доброе, вечное» классическое наследство, не стоит пренебрегать и наиболее высококлассной современной литературой, которая показывает современное состояние русского языка.
  2. Необходимо больше разговаривать на хорошем литературном языке на разные темы. С каждым разом объём текста должен увеличиваться, а его тема – меняться.
  3. Не стоит перегружать свою речь словами, значение которых вам непонятно. Не следует и увлекаться словами-паразитами (ну, это, в общем…). Каждое слово в вашем высказывании должно быть максимально содержательным.
  4. Хорошее упражнение – подбор синонимов к тому или иному слову. Кроме того, очень полезны и всевозможные «игры в слова».
  5. Не нужно употреблять большое количество жаргонных и нецензурных слов. Полное исключение последних – вопрос спорный; ряд русских классиков (включая Достоевского, Тургенева и Пушкина) охотно пользовались «ненормативной лексикой» и отстаивали её право на существование, поскольку это часть живого русского языка. А вот от специализированной лексики (например, научных терминов) лучше отказаться: даже если вы понимаете их значение, вас не поймут слушатели.

Кроме того, рекомендуем пройти наш курс по грамотной русской речи, в котором вы можете подтянуть не только орфоэпию, но и многие другие темы.

Автор статьи: Сергей Семёнов