Расчехление игрушек: почему youtube запрещает рекламу для детей

Детские видео могут стать адекватнее

«С точки зрения безопасности детской психики и сохранения их культурного поля это правильное решения — более тщательно фильтровать показ рекламы

Но важно, чтобы креаторы YouTube не потеряли мотивацию создавать свои ролики с прежним энтузиазмом, ведь основной трафик площадки держится на детских видео», — этой фразой Кирилл Диденок предварил все свои рассуждения о падении доходов блогеров. Есть надежда, что новые ограничения YouTube сделают ролики более безопасными для детей

дети

Фото: Depositphotos

Понятно, что взрослый человек не может посмотреть на мир глазами ребенка. Но когда подряд смотришь десятки популярных у детей роликов на YouTube, возникает не слишком приятное чувство. Оно похоже на эффект «зловещей долины». Так называют ощущение отвращения, которое вызывает робот, выглядящий почти (но не совсем) как человек.

Писатель и художник Джеймс Бридл объясняет это тем, что видео, ориентированные на детей, бесконечно повторяют себя. В лекции, которую Бридл читал на площадке TED в 2018 году, он говорил о 10 млн найденных им роликах, в которых открывают шоколадные яйца с игрушками: «Я думаю, что их гораздо больше. Это бесконечный поток видео с разными комбинациями материалов. И больше и больше загружают каждый день. Эти видео, как крэк для маленьких детей. Что-то есть в повторении, в постоянном выделении из-за этого дофамина, что подсаживает их».

Ролики с участием детей до 13 лет вообще один из самых популярных видов контента на YouTube, говорится в исследовании Pew Research Center, опубликованном 25 июля. Компания проанализировала более 48 часов видео на 43 тыс. каналов разного профиля — от политических до геймерских. Видео с детьми занимали всего 2% от общего объема роликов, однако у них в среднем втрое больше просмотров.

ютуб

Писатель и художник Джеймс Бридл объясняет, как названия детских роликов конструируются из трендовых словечек. И как потом ролики снимают исходя из этих названий

Фото: youtube

Популярность такого контента не новость, но вот набирающие по 17 млн просмотров видео с названиями типа «ДЕТИ СУПЕРГЕРОИ СТРОЯТ ПРЯНИЧНЫЙ ДОМИК (ЗНАК СЕРДЕЧКА) СУПЕРГЕРОИ ДЕТИ ИГРАЮТ С ПЛАСТИЛИНОМ И КАРТОНОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ» удивили авторов исследования. У Бирдла есть объяснение тому, откуда берутся такие странные названия.

Джеймс Бридл, писатель и художник

Распаковка игрушек как бизнес

На лужайку с неба падают две плюшевые игрушки. Мальчик и девочка лет 10 с невнятными возгласами подбегают к ним, распаковывают и несколько секунд играют, пока не слышат из-за ограды лай. Они бросают игрушки, бегут на звук и находят там еще две игрушки. Распаковывают, играют, пока не находят новые. В течение 7,5 минут этот сюжет повторяется в разных вариациях.

Так выглядит типичный ролик на канале Kids Diana Show, который посмотрели почти 755 млн раз. На канал, который занимает 27-е место в международном рейтинге YouTube, подписаны 34,4 млн пользователей.

игрушки

Фото: youtube.com/KidsDianaShow

Распаковка игрушек — один из популярных жанров в детском сегменте YouTube. Несколько таких видео есть у Vlad and Nikita (29,3 млн подписчиков), у Mister Max (14,9 млн подписчиков) и у многих, многих, многих блогеров-детей. Если не выключать функцию автовоспроизведения похожих роликов, распаковки можно смотреть сотни часов подряд.

По подсчетам сервиса WhatStat, упомянутый в начале канал Дианы и чуть менее популярный канал ее брата Ромы принесли семье из Одессы, переехавшей в США, $4,7 млн. А Райан Каджи, звезда канала Ryan ToysReview, который в некотором смысле изобрел распаковку игрушек, в 2018 году заработал $11 млн. На тот момент ему было шесть лет и он уже вошел в рейтинг самых высокооплачиваемых предпринимателей видеосервиса, составленный Forbes.

YouTube — отражение политики США

Изменения в детском сегменте YouTube происходят на фоне активизации деятельности Федеральной торговой комиссии США. Во-первых, она озаботилась тем, как соблюдается Закон о защите личных сведений детей в интернете. Документ, регламентирующий сбор персональной информации детей младше 13 лет лицами или организациями под юрисдикцией США, вступил в силу в 2000 году.

Представление о границах персональных данных с тех пор сильно изменилось (YouTube заработал в 2005 году). А американская юрисдикция, похоже, перестала иметь такое значение. В начале ноября журналисты The New York Times писали о расследовании в отношении китайского видеосервиса TikTok. Цель расследования — выяснить, передает ли популярный у детей сервис собранные данные властям КНР.

тикток

Фото: REUTERS/Dado Ruvic

Во-вторых, торговая комиссия в сентябре грозилась запретить всю рекламу в детских роликах на YouTube. Этому предшествовала жалоба в комиссию надзорной общественной организации Truth in Advertising («Правда в рекламе»). Общественников возмутило, что минимум один продукт из каждого обзора игрушек спонсорский, а ролики не отмечены как рекламные. Претензия серьезная, хотя, по мнению опрошенных «Известиями» психологов, дети до 10 лет не в состоянии понять, что такое реклама.

Новые большие братья

То, что происходит с детским YouTube, имеет внутренние причины. При этом является частью большого тренда. Соцсети из площадок для создания контента всё больше превращаются в модераторов. Facebook сначала ввела функцию распознавания лиц, которая помогала отмечать друзей на фотографиях, а потом создала софт, чтобы с ней бороться. Но, естественно, не внутри самой соцсети.

facebook

Фото: ТАСС/Сергей Коньков

Instagram запретил высказываться о политике и социальных проблемах авторам, чьи видео для внутреннего сервиса IGTV спонсирует. А перед этим объявил, что скоро уберет лайки. Идея вроде бы благая — чтобы люди за этими самыми лайками не гнались. Но по факту это поможет лучше таргетировать рекламные посты. Руководствоваться не количеством лайков, которые постоянно накручивают, а временем, которое пользователи будут смотреть на экране пост.

Конец прекрасной эпохи близок

Деньги дети-блогеры и их родители получают деньги не только за показ товаров в кадре, но и за прероллы, рекламу, которая воспроизводится перед началом роликов. Разным людям прероллы показываются разные. Это делается на основе анализа личных данных, просмотренных до этого роликов, геометок, лайков и многого другого. Как работает таргетирование рекламы в интернете и почему это нормально, «Известия» объясняли на примере британской конторы Cambridge Analytica, которую обвинили в Brexit’е и победе Трампа в 2016 году.

Так вот, с 10 декабря YouTube хочет запретить анализировать данные тех, кто смотрит детский контент (это могут быть не только дети). Значит, реклама перед видео перестанет быть персонализированной. Более общими станут и рекомендации сервиса, какое видео посмотреть следующим. Соответственно, упомянутые в этих видео товары будут показываться не на отобранную маркетологами аудиторию, а на всех подряд.

ютуб

Фото: Global Look Press/Jochen Tack

«Доходы с YouTube в том виде, который есть сейчас, безусловно, просядут у детских каналов, — считает Кирилл Диденок (основатель музыкального издательства DNK-Music и рекламного агентства DIDENOK TEAM представляет интересы самых популярных детских и молодежных YouTube-каналов СНГ, в общей сложности у них более 50 млн подписчиков). — По поводу цифр уменьшения заработка у всех паника: YouTube обещает, что доходы просядут только на 20%, креаторы уверены, что это все 90%, но никто ничего точного сказать не может».

Кирилл Диденок, продюсер детских и молодежных YouTube-каналов

Вместе с запретом на анализ данных YouTube решил полностью отключить комментарии к рассчитанным на детей видео. И это также повлияет на продвижение, так как «наличие комментариев под видео влияет на органический прирост просмотров и выдачу в рекомендациях и трендах», напомнил Кирилл Диденок.

киррилл диденок

Кирилл Диденок — основатель музыкального издательства DNK-Music и рекламного агентства DIDENOK TEAM

Фото: из личного архива Кирилла Диденока

В разговоре с «Известиями» он предположил, что «большая часть рекламодателей перестанет показывать свою рекламу в детском контенте, так как каждый из брендов хочет четко идентифицировать свою аудиторию». Диденок ожидает, что в дальнейшем YouTube предложит другие методы монетизации детского контента — например, абонентскую плата за подписку на сервис «YouTube детям». Представители YouTube заявляли о планах перенести детский контент туда и модерировать его алгоритмами и вручную. Пока в новом приложении, по словам продюсера, слишком маленькая аудитория и, соответственно, слишком маленькая монетизация.