Как устроен мозг ребенка? что такое здоровая психика? ответы профессионалов

Оглавление

Мозговые волны

Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

Бета (14-30 Гц):

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

Альфа (8-13,9 Гц):

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

Тета (4-7,9 Гц):

фаза сна REM;
увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Дельта (0,1-3,9):

  • «бессонный сон»;
  • выпуск гормона роста;
  • глубокое, нефизическое состояние, транс;
  • вход в подсознание.

Что может делать взрослый, чтобы способствовать познавательному развитию малыша

Важно стараться устранить помехи, препятствующие свободному развитию. Так, если у ребенка своевременно не появляется какой-то из навыков, необходимо проверить, все ли в порядке с его мышечным тонусом, рефлексами и т.д

Это может сделать врач-невропатолог. Если помеха становится очевидной, то важно своевременно ее устранить. В частности, когда речь идет о нарушении мышечного тонуса (мышечной дистонии), большую помощь оказывают лечебный массаж, лечебная физкультура и посещение бассейна. В некоторых случаях требуется медикаментозное лечение.

Очень важно создавать условия, способствующие развитию. Под созданием условий подразумевается предоставление ребенку возможности реализовать свою генетическую программу без ограничений

Так, например, нельзя держать ребенка в манеже, не позволяя ему перемещаться по квартире, на том основании, что в доме живут собаки и пол грязный. Создавать условия также означает обеспечить ребенку обогащенную сенсорную среду. Познание мира в его разнообразии – то, что развивает мозг ребенка и формирует тот задел чувственного опыта, который может лечь в основу всего последующего познавательного развития. Основное средство, которое мы привыкли использовать, чтобы помочь ребенку познакомиться с этим миром – игрушка, причем игрушка, развивающая возможности движения и восприятия. Игрушкой может быть все, что можно схватить, поднять, потрясти, засунуть в рот, кинуть. Главное, чтобы это было безопасно для малыша. Игрушки должны быть разнообразными, отличаясь друг от друга по фактуре (мягкое, жесткое, гладкое, шершавое), по форме, по цвету, по звучанию. Наличие в игрушке мелких узоров или мелких элементов не играет роли. Ребенок пока не способен их разглядеть. Не надо забывать про то, что помимо игрушек, существуют и другие средства, стимулирующие развитие восприятия. Это – различная обстановка (прогулки в лесу и в городе), музыка и, конечно, общение с ребенком взрослых.

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга разнообразны. В дальнейших статья мы остановимся на такой патологии, как опухоль головного мозга, киста головного мозга (в том числе арахноидальная, ретроцеребеллярная, ликворная), травмы, сотрясение или ушиб головного мозга, рак головного мозга, гидроцефалия (водянка), атеросклероз сосудов, аневризма, энцефалопатия, демиелинизация, ишемия, ишемический или геморрагический инсульт, инфаркт, атрофия, спазм или сужение сосудов, глиобластома, менингиома, дисфункция, дистония, диффузные изменения, гипоксия (кислородное голодание), энцефалит, воспаление, сосудистые заболевания, атрофические изменения. Клиника при таких заболеваниях зависит от вида патологии.

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

  1. Отсутствие «комплекса оживления», интереса ребенка к общению со взрослым, присоединенного внимания, интереса к игрушкам и, напротив, обостренная слуховая, кожная, обонятельная чувствительность может свидетельствовать о неблагополучии в развитии систем мозга, принимающих участие в регуляции эмоций и социального поведения. Такая ситуация может быть предвестником формирования аутичных черт в поведении.

  2. Отсутствие или позднее появление гуления и лепета. Такая ситуация может быть предвестником задержки речевого развития. Слишком раннее появление речи (первых слов) может быть результатом недостаточности мозгового кровообращения. Рано еще не значит хорошо.

  3. Несвоевременное появление (слишком раннее или слишком позднее появление, а также – изменение последовательности появления) новых типов движений может быть результатом мышечной дистонии, которая, в свою очередь, является проявлением неоптимальной работы мозга.

  4. Беспокойное поведение ребенка, частый плач, крик, беспокойный, прерывистый сон. Такое поведение, в частности, свойственно детишкам с повышенным внутричерепным давлением.

Все вышеперечисленные особенности не должны остаться незамеченными, даже если все родственники в один голос утверждают, что кто-нибудь из них в младенчестве был точно таким же. Уверения, что ребенок сам «перерастет», «когда-нибудь же заговорит» не должны служить руководством к действию. Так можно потерять драгоценное время.

Строение головного мозга

Большой, или конечный мозг представлен двумя полушариями, которые связаны между собой мозолистым телом, corpus callosum. Он состоит из нервных волокон, идущих поперечно из одного полушария в другое. Мозолистое тело обеспечивает единство функционирования обоих полушарий. При перерезке мозолистого тела каждое полушарие головного мозга начинает функционировать независимо друг от друга. Под мозолистым телом располагается свод, fornix. Кпереди от столбов находится передняя спайка, comissura anterior. Между передней частью столбов свода и коленом мозолистого тела находится тонкая вертикальная пластинка мозговой ткани – прозрачная перегородка. Между пластинками перегородки располагается щелевидная полость, которая не имеет эпендимальной выстилки. Ряд авторов называют ее 5 желудочком.

Поверхность полушарий покрыта слоем серого вещества – это кора головного мозга. Под ней находится белое вещество и подкорковые ядра: стриопаллидарная система, экстрапирамидная система.

Если сделать горизонтальный срез головного мозга через большие полушария на уровне таламуса и субталамических ядер, то можно увидеть следующие образования: шишковидное тело, верхний холмик, таламус, уздечка, задняя ножка внутренней капсулы, бледный шар чечевицеобразного ядра, скорлупа чечевицеобразного ядра, латеральная борозда, ограда, передняя часть внутренней капсулы, головка хвостатого ядра, столб свода, передний рог бокового желудочка, колено мозолистого тела, прозрачная перегородка, межталамическая спайка, чечевицеобразное ядро, наружная капсула, крайняя капсула, извилины островка, латеральная борозда, внутренняя капсула, субталамическое ядро, хвост хвостатого ядра, латеральное коленчатое ядро, красное ядро, серое вещество верхнего холмика, червь мозжечка.

Прогноз. Профилактика

У некоторых детей после острого периода сотрясения наблюдаются проявления посткоммоционного синдрома:

  • нарушения когнитивных функций (снижения концентрации внимания, ослабление памяти) и лабильность психики (депрессия, раздражительность, чувство тревоги);
  • отклонения в физическом благополучии (головокружение, головные боли, нарушение сна, быстрая утомляемость, раздражительность от звуковых и световых источников).

В динамике спустя 3-12 месяца после перенесённого ЧМТ эти симптомы исчезают или существенно снижаются.

Профилактика сотрясения мозга предполагает:

  • использование спортивной экипировки и защитного шлема во время занятий спортом (борьбы, бокса, хоккея, катания на коньках, велосипеде или роликах);
  • пристёгивание ремней безопасности специальных детских кресел в автомобилях;
  • соблюдение правил дорожного движения;
  • обустройство дома мебелью, безопасной в эксплуатации;
  • поддержание чистоты в помещениях (сразу вытирать жидкость, разлитую на пол);
  • соблюдение мер безопасности на уроках физической культуры и трудового обучения, а также правил санитарных требований к устройству, оборудованию и содержанию жилых помещений в детских учебных и воспитательных учреждениях.

Как меняется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста?

Если проследить, как изменяется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста, то можно заметить следующую картину. Если возраст ребенка от 3 до 8 дней, длина тела 49 – 50 см, то масса головного мозга будет 336 грамм. В 1 месяц рост ребенка 52 см, масса головного мозга – 360 грамм. В 3 месяца рост ребенка 56 см, масса головного мозга 520 грамм.  В 6 мес при росте – 62 см, масса ГМ 670 гр. В 9 мес при росте – 67 см, масса ГМ 760 гр. В 1 год рост ребенка 73 см, масса головного мозга 960 гр. В 1,5 года при росте 79 см, масса ГМ 1045 гр. В 2 года при росте 85 см, масса ГМ 1070 гр. В 3 года при росте ребенка 89 см, масса головного мозга 1150 гр. В 5 лет при росте – 106 см, масса гм 1240 гр. В 10 лет при росте 132 см, масса мозга 1300 гр. В 12 лет при росте 145 см, масса мозга 1370 грамм.

3.Способность мозга к изменению уменьшается с возрастом

Рис 4. Гораздо легче и менее трудозатратно формировать сильные нейронные сети с самого раннего возраста, чем производить вмешательство и фиксировать их в более позднем возрасте. Levitt (2009), Center on the Developing Child

Мозг наиболее пластичен в ранние периоды жизни, приспосабливаясь к различным воздействиям окружающей среды и взаимодействиям, в то время как зрелый мозг специализируется на более сложных функциях и обладает меньшей способностью к реорганизации и адаптации к новым или неожиданным вызовам. Например, на первом году жизни части мозга, распознающие звуки начинают специализироваться и подстраиваться под тот язык, который слышит ребенок и постепенно малыш теряет способность распознавать некоторые особые звуки других языков. И, хотя окно возможностей для изучения языков остается открытым, эти нейронные контуры сложно воспринимают изменения с течением времени, усложняя обучение языкам во взрослом возрасте.

Как проводится?

Для малышей в ходе нейросонографии применяют исследование через незатянувшийся родничок.Это и есть ответ на вопрос, до какого возраста обычно делают нейросонографию — до тех пор, пока не затянется родничок.

УЗИ может быть обычным, двухмерным, а может по показаниям проводиться с доплером. Второй способ позволит оценить состояние кровеносных сосудов, прилегающих тканей. Такое УЗИ проводят не только в области головы, но и в области шеи — так представление о кровоснабжении мозга и проходимости сосудов получается более полным.

УЗИ проводят традиционным наружным датчиком или датчиком с доплером. Ребенок размещается на кушетке, после чего доктор через волосистую часть головы проводит исследование датчиком. Процедура занимает около 5-10 минут, по ее окончании родителям выдают протокол ультразвукового исследования, в котором указываются результаты.

Что показывает УЗИ головного мозга у детей?

При данном обследовании врач осматривает структуры головного мозга, определяет их размеры, состояние ткани, очаги кровоизлияний, ишемии, опухали, наличие жидкости и пороки развития головного мозга.

При выставлении такого диагноза, как гипертонический синдром, обнаруживается, что давление в полости черепа повышено. Это может быть вызвано кистой, опухолью, кровоизлиянием, что может повлечь за собой серьезное расстройство нервной системы.

Если после УЗИ головного мозга выставлен диагноз гидроцефалия, это значит, что врач определил увеличение одного или нескольких желудочков мозга в размерах, это является следствием того, что в них скопилось большое количество жидкости, что говорит о нарушении ее оттока или жидкость вырабатывается в большем, чем требуется количестве. Такая патология должна прослеживаться повторно после проведенного лечения для сравнения эффекта лечения. Лечение происходит у врача-невролога.

Обнаружено кровоизлияние в вещество мозга или желудочка, значит потребуется экстренное лечение и консультация невролога.

Также могут обнаружится кисты сосудистого сплетения, которые состоят из жидкости, маленькие в диаметре, могут быть единичными или множественными и возникают вследствие патологии внутриутробного развития плода, протекают бессимптомно и не требуют лечения.

Еще врач может обнаружитьСУБЭПЕНДИМАЛЬНЫЕ кисты, которое находятся в области желудочков головного мозга и наполнены жидкостью, являются последствием ишемии (недостаток кислорода) или кровоизлиянием в них. Заболевание протекает бессимптомно, и, если причины не устранены, тогда кисты могут вырасти. После проведенного лечения потребуется наблюдение в динамике, то есть повторное НСГ.

При УЗИ головного мозга для детей могут быть обнаружены арахноидальные кисты, которые образуются вследствие инфекционного процесса, кровоизлияния или травмы; обычно находятся во всех отделах головного мозга. Данные кисты быстро растут и приводят к сдавлению близлежащих тканей. Сама по себе эта киста не исчезнет, требуется обязательное лечение у невролога.

Если обнаруживается очаг ишемии, то это говорит о том, что Нейросонография показывает, какой-то участок головного мозга получил кислород в недостаточном количестве, это может привести к серьезным проблемам, требует обязательное лечение и повторное НСГ.

Дорогие родители, проводите обязательно УЗИ головного мозга своим детям, так как это метод является безопасным, информативным, безболезненным и поможет вам вовремя обнаружить патологию головного мозга, главное вовремя начать лечение.

Как подготовить ребенка к МРТ?

Необходимо рассказать малышу, как проходит процедура, сколько времени занимает. Пребывание в замкнутом пространстве и шум в процессе исследования могут напугать ребенка, поэтому лучше заранее предупредить об особенностях сканирования.

Перед МРТ головного мозга врачи рекомендуют соблюдать режим сна, избегать стрессовых ситуаций. Возбужденное состояние, нервозность, страх могут негативно повлиять на достоверность результатов исследования. Желательно исключить употребление тонизирующих напитков, для утоления жажды подойдут компоты, вода, соки.

За час до того, как сделать МРТ с контрастом,  ребенку необходимо перекусить. Это поможет избежать приступа тошноты и головокружения.

При  выраженном болевом синдроме, клаустрофобии, повышенной нервозности можно обсудить с врачом прием анальгезирующих и седативных препаратов. Самостоятельное употребление лекарственных средств запрещено. При наличии сопутствующих заболеваний надо предупредить специалиста об имеющихся назначениях.

Перед сканированием снимают украшения и аксессуары из металла, желательно одеть ребенка в  удобный домашний костюм или пижаму, не сковывающую движений. 

МРТ не проводят при наличии:

  • металлических несъемных медицинских конструкций в зоне интереса;

  • вживленных электромагнитных приборов;

  • татуировок, выполненных металлсодержащими красками (у подростков).

Контрастное сканирование запрещено при тяжелых заболеваниях печени и почек. О возможных противопоказаниях следует сообщить врачу.

 

Опухоль мозга на МРТ у ребенка

Большинство клиник Санкт-Петербурга проводит бесплатные телефонные консультации, где специалисты расскажут, как правильно подготовить ребенка к МРТ. Выполнение рекомендаций поможет повысить эффективность диагностической процедуры.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период

Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

  • Сотрясение. Очень опасная проблема подростков; может происходить при любом виде спорта, которым дети занимаются в этот период. Если возникает подобная ситуация, следует обратиться к врачу, предпочтительно к спортивному профессионалу.
  • Стресс. Хотя области мозга, отвечающие за рациональные аспекты вещей, у подростков часто «заклиниваются», в эмоциональном отношении их мозг работает на полную силу. Поэтому даже незначительная критика, банальная для взрослого человека, для подростка может быть важным фактором развития.
  • Наркотики и алкоголь. Чрезмерная активность мозга подростка делает его буквально «губкой», поглощающей всю информацию из окружающей среды. Мозг быстро реагирует на любые новые задачи, как на положительные, так и на отрицательные, такие как различные вещества, вызывающие привыкание.

Основные события в развитии мозга новорожденного

У новорожденного ребенка — менее интенсивно, чем у плода — происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества. Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают. Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.

Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д. к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения. Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.

На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.

Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца .

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки / Действия с предметами

Движения общие

Речь

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Вздрагивает и мигает при резком звуке

Хватательный рефлекс

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке

Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» — ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого

1 месяц

Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета

Прислушивается к звуку, к голосу взрослого

Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого

Захватывает одной рукой другую руку.

Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

Стадии заболевания

В зависимости от возраста ребенка и возникающих у него симптомов ДЦП, принято выделять следующие стадии развития этой патологии¹:

  • Ранняя. Включает в себя период с рождения до 4-5 месяцев. Проявляется скованностью или вялостью, периодическими вздрагиваниями, судорожными припадками, угнетением врожденных рефлексов. Эти явления часто сочетаются с выраженными нарушениями дыхания, сердцебиения, повышенным внутричерепным давлением.
  • Начальная резидуальная. Охватывает возраст с 6 месяцев до 3 лет. В этой стадии начинают проявляться задержки в умственном и моторном развитии, из-за чего поздно формируются навыки сидения, ползания, ходьбы и речи.
  • Поздняя резидуальная. Наступает после 3 лет. При ней окончательно формируются признаки ранее упомянутых форм ДЦП, а также стойкие изменения – мышечные контрактуры и деформации. Становятся явными нарушения речи и интеллекта.

Симптомы детского церебрального паралича

Признаки и симптомы ДЦП сильно отличаются в зависимости от формы заболевания и особенностей поражения ЦНС. Наиболее типичные проявления³:

  • Изменение мышечного тонуса – его повышенность (гипертонус) или слабость скелетных мышц (гипотонус).
  • Скованность движений – спастичность.
  • Отсутствие баланса и мышечной координации.
  • Тремор или непроизвольные движения.
  • Задержка в развитии моторных навыков: сидения, ползания, ходьбы.
  • Боли при движении.
  • Деформации конечностей, их различная длина или размер в целом. 
  • Деформации грудной клетки и позвоночного столба.
  • Аномалии ходьбы, в том числе: ходьба на пальцах (видео 2), приседающая походка, чрезмерно широкие шаги, асимметричность шагов.
  • Чрезмерное слюноотделение, проблемы с глотанием, слабость сосательных рефлексов.
  • Задержки в развитии речи, неправильное произношение слов.
  • Трудности в обучении.
  • Невозможность выполнять точные движения, например застегнуть пуговицу. 
  • Эндокринные заболевания: ожирение, задержка роста, гипотиреоз.

При детском церебральном параличе патологический процесс может затрагивать все тело, а может ограничиваться одной конечностью или стороной туловища. При этом поражения ЦНС не изменяются со временем, поэтому симптомы обычно не ухудшаются с возрастом.

Видео 2. Прыгающая походка, хождение на пальцах при ДЦП. 

Самые ранние признаки ДЦП

Первые признаки заболевания в раннем периоде (от 3 до 6 месяцев) включают в себя:

  • Отставание головы от туловища при поднятии малыша с кроватки.
  • Движения ручек и ножек происходят рывками, с усилием или практически полностью отсутствуют. 
  • При пребывании на руках младенец выгибает спину и шею так, будто пытается оттолкнуть от себя. 
  • При поднятии с кроватки ножки становятся излишне напряженными, часто пересекаются между собой «ножницами».
  • У ребенка к 3-4 месяцам жизни не исчезают рефлексы, мешающие ему развиваться и ходить.

В возрасте 6-10 месяцев признаками ДЦП могут быть:

  • Отсутствие поворотов на бок при лежании ребенка на спине.
  • Невозможность соединить руки, видимые сложности при поднесении пальцев ко рту.
  • Протягивание за игрушкой только одной руки, в то время как другая сжата в кулак.
  • При ползании – отталкивание ребенка только одной рукой и ногой, подволакивание конечностей. 

Некоторые симптомы родителям непросто заметить, но явные маркеры должны вызывать настороженность и стать поводом для обращения к неврологу. Проконсультироваться с врачом следует, если ребенок не может поднять и и не держит голову к 3-м месяцам жизни, к 6-ти месяцам не может перевернуться, не ползает и не сидит в 10 месяцев

Рефлексы новорожденных, которые должны исчезнуть, если ребенок здоров. Фото: Samuel Finlayson / Wikipedia (CC BY-SA 4.0)

А – Асимметричный шейный тонический рефлекс.

B – Хватательный рефлекс. Фото: Wikipedia (Public Domain)

C – Рефлекс опоры. Фото: daihocyduoc / YouTube

D – Рефлекс Галанта. Фото: betapicts / YouTube

Аномалии мозга, связанные с церебральным параличом, могут также способствовать другим неврологическим проблемам, в том числе:

  • Косоглазию, нарушениям зрения и слуха из-за патологии черепных нервов.
  • Ограниченным интеллектуальным возможностям.
  • Судорожным припадкам, эпилепсии.
  • Нарушениям тактильного восприятия и чувства боли. 
  • Недержанию мочи.

Далеко не все дети с ДЦП имеют нарушения интеллекта. Зачастую сложно оценить умственные способности ребенка, которому сложно говорить и выполнять даже простые действия. Но это не означает наличие интеллектуального дефицита. 

Список неврологических заболеваний у детей

Список неврологических заболеваний у детей довольно-таки внушителен, а потому ограничимся перечислением наиболее распространённых.

  • Эпилепсия. Болезнь проявляет себя внезапно возникающими, повторяющимися судорожными приступами.
  • Детский церебральный паралич. Заболевание характеризуется ограничением двигательных возможностей ребёнка, трудностями в поддержании вертикальной позы и ходьбе. Часто сопровождается сниженным интеллектом, задержкой речевого развития и эпилепсией.
  • Невроз (психоневроз, невротическое расстройство). Это название объединяет группу обратимых расстройств, для которых характерны навязчивые, астенические или истерические проявления, ослабление как умственной, так и физической работоспособности.
  • Гиперактивность. Болезнь проявляет себя излишней энергичностью и подвижностью ребёнка, нарушением внимания и сна, отсутствием аппетита, беспокойством и некоторыми вредными привычками, например, привычкой грызть ногти.
  • Астенический синдром. Часто возникает как следствие черепно-мозговой травмы. Проявляет себя быстрой утомляемостью, раздражительностью, замкнутостью и неуверенностью в себе или полной утратой способности длительное время выполнять физические нагрузки.

Нормальное давление для человека

Контролировать показатели крови особенно важно лицам старшей возрастной группы, так как риск патологий сердечно-сосудистой и эндокринной системы у них превышает 50 %. Чтобы вовремя заметить имеющиеся отклонения, необходимо знать, какое нормальное давление у человека, и как оно может меняться в зависимости от его возраста

Показатели давления по возрастам (таблица)

Некоторые специалисты отрицают теорию о том, что увеличение кровяного давления верхнего и нижнего у человека с возрастом является физиологической нормой, считая, что даже в 50-60 лет этот показатель не должен подниматься выше 130/90 мм рт.ст.

Несмотря на это, процент людей пожилого и старческого возраста, способных поддерживать показатели на таком уровне, не превышает 4-7 %.

Ниже приведены таблицы, в которых указаны нормы артериального давления по возрастам для женщин и мужчин. Ориентируясь на эти данные, можно контролировать здоровье сосудов и своевременно обращаться за медицинской помощью, если в этом возникает необходимость.

Норма АД для женщин в зависимости от возраста

Возрастные периоды (годы) Какое давление считается нормальным (мм рт.ст.)
18-22 от 105/70 до 120/80
23-45 от 120/80 до 130/85
46-60 от 120/80 до 140/90
старше 60 лет от 130/90 до 150/95

Показатели нормального давления для мужчин по возрасту

Возрастные периоды (годы) Какие показатели АД считаются нормальными (мм рт.ст.)
18-22 от 110/70 до 125/80
23-45 от 120/80 до 135/90
46-60 от 120/80 до 145/90
старше 60 лет от 130/90 до 150/100

АД у новорожденных и детей до 12 лет

Регулярное измерение давления в детском возрасте необходимо детям, относящимся к группе риска по заболеваниям сердца, сахарному диабету и патологиям мочеполовой системы. Дети, рожденные с пороками развития сердечной мышцы, должны состоять на учете у детского кардиолога. При любом значительном отклонении АД от нормальных показателей таких детей следует госпитализировать для проведения комплексной диагностики.

Контроль показателей артериального давления необходим и здоровым детям, так как многие серьезные заболевания (включая онкологические болезни почек) начинаются именно с повышения давления. Чтобы не упустить время и вовремя начать лечение, родители должны знать, какое АД должно быть у ребенка в норме, и от чего оно может изменяться в большую или меньшую сторону.

В таблице ниже приведена норма АД у детей младше 12 лет.

Возраст ребенка (лет) Какие показатели АД считаются нормальными (мм рт.ст.)
с первого дня жизни до двух недель от 60/40 до 80/50
от двух недель до двух месяцев от 90/40 до 90/50
от 3 месяцев до 1 года от 100/50 до 100/60
от 1 года до 6 лет от 100/60 до 110/70
от 7 до 10 лет от 100/60 до 120/80
от 10 до 12 лет от 110/70 до 120/80

Норма АД у детей 10 лет уже приближается к идеальному давлению у взрослого человека и составляет 110/70 (120/80) мм рт.ст. Если этот показатель немного меньше, переживать не стоит, так как большое значение имеют индивидуальные особенности функционирования сердечно-сосудистой системы.

Если же давление у ребенка выше этих значений, не медлите и обратитесь за консультацией к детскому кардиологу.

АД у детей-подростков

Норма АД в подростковом возрасте с 12 до 18 лет полностью соответствует показателям нормального артериального давления взрослого человека.

Давление крови у подростка в норме должно находиться в пределах от 110/70 до 120/80 мм рт.ст.