Не знаете, как научить ребенка сидеть? советуем прочитать, когда малыш должен садиться сам и почему опасно присаживать грудничков

Оглавление

Признаки того, что малыш готов садиться

О готовности детского организма к нагрузкам сообщают следующие показатели:

  • малыш самостоятельно поднимает голову – мышцы шеи достаточно окрепли;
  • лежа на животе, кроха удерживается на руках – крепнет грудная клетка;
  • приподнимается, лежа на спине, если родитель подает руки, подтягивается – показатель крепких мышц пресса.

Дополнительный фактор, подтверждающий готовность ребенка сидеть на седьмом месяце, – нежелание лежать. Полусидя, малыш затихает, активно интересуется окружающей обстановкой, при попытках уложить младенца в кроватку или коляску начинаются капризы и громкие протесты. Несколько подобных случаев свидетельствует о необходимости переступать на следующий этап развития.

Во сколько месяцев ребенок садится

Детская нервная система развивается волнообразно, периоды резкого роста называют скачками в развитии. Потому часто родители наблюдают с каждым днем глобальные изменения. Если в шесть месяцев ребенок пытается перекатываться с живота на спину, то в девять может сам садиться из любого положения. Просидеть с прямой спиной долгое время для ребенка уже не составляет труда.

Зачастую долгое становление одного умения компенсируется быстрым, если не одновременным, развитием другого. Ни в коем случае торопить малыша и заставлять садиться, удерживать в таком положении не стоит. Иначе, кроме того, что он будет неистово орать и волноваться, ничего не выйдет.

Также в девятый месяц он приобретает первые навыки ходьбы: встает на колени, пробует ползать, вставать и дотягиваться до опоры.

Стоит понимать, что все относительно. По словам педиатра Евгения Комаровского, самая плохая идея мама учить ребенка присаживаться. Лучшее, что можно делать, дать ему свободу в познании мира и не помогать ему в первых шагах и сидении. Каждый малыш уникален. Если после консультации врача не было сделано никаких предписаний, то ребенок полностью здоров и в скором времени обязательно сядет.

Возрастные нормы — когда ребенок начинает ползать и сидеть?

Рекомендованные учеными и медиками сроки, когда ребенок должен начать ползать, усредненные. На развитие двигательной активности оказывает влияние множество факторов, которые его замедляют или ускоряют. Некоторые детки готовы ползать уже в 5 месяцев, а другие «лежебоки» не хотят это делать и в 7 месяцев. Задержке развития навыков ползанья способствуют наследственность и аномалии внутриутробного развития, как ни странно, сами родители и общество.

Сегодня промышленность выпускает множество приспособлений, помогающих ребенку учиться ходить – манежи, ходунки. Молодые мамы хвастаются, что их чадо сразу пошло, «проскочив» этап ползанья. Нарушению освоения ползанья способствовал и тот факт, что в конце ХХ в. медики рекомендовали класть спать ребенка на спинку, чтобы предупредить синдром внезапной детской смертности. Смертность снизилась на 50%, но малыши стали позже ползать и самостоятельно садиться, вставать. Ведь именно из положения на животе ребенок совершает движения, которые необходимые для ползанья.

Согласно возрастным нормам развития дети в:

  • 5 месяцев – лежа на животе, опираются на руки и долго удерживают такое положение, активно переворачиваются в кроватке, реагируя на голос или движение;
  • 6 месяцев – самостоятельно переворачивается с живота на спину, начинает ползать, учиться садиться;
  • 7 месяцев – самостоятельно сидит, опираясь на руки, ползает на животе, пытается встать на четвереньки, быстро переворачивается с живота на спину и обратно;
  • 8 месяцев – все чаще встает на четвереньки, быстро ползает, опираясь на руки и ноги;
  • 9 месяцев – ползает быстро и уверенно, успевая что-то схватить по дороге, начинает вставать, двигаться по периметру кроватки, держась за опору.

Ползание – очень важный навык для ребенка. Если малыш в 6 месяцев не хочет сам садиться, то не стоит его заставлять, а вот ползание следует всячески поощрять. Ребенок не знает нормативов, если нет серьезных отклонений в здоровье, то он сам начнет ползать, когда этого захочет.

Врачи Клиники Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» утверждают, если младенец в 6,7,8 месяцев не хочет сидеть и ползать, то родителям необходимо подождать, но при этом тренировать и укреплять мышцы, закалять, стимулировать интерес малыша, выполнять специальные упражнения. Главное, делать это без фанатизма, иначе можно добиться обратной реакции маленького упрямца.

Когда ребенок научится сидеть самостоятельно

Исходя от врожденных и наследственных навыков, дети самостоятельно принимают вертикальное положение в 4,5 месяцев или отказываются сидеть до года. Девочки обычно усаживаются раньше мальчиков. Активные и стройные дети справляются быстрее, относительно полненьких сверстников, однако бывают исключения.

Норма

Согласно нормативам, дети начинают садиться или вставать к 10 месяцам. Врачебной помощью стоит заручиться, если малыш к девяти месяцам не переворачивается с живота на спинку или не проявляет желания сесть. Если дети в 3-4 месяца настойчиво принимают сидячее положение, не стоит поддерживать данное решение. Позвоночник малыша не окреп, вертикальное положение в раннем возрасте причинит вред. Лучше выкладывать грудничка в люльку-шезлонг – положение «полулежа» увеличит обзор без вреда позвоночнику.

Малыш самостоятельно передвигается

Признаки того, что ребенок готов к сидению

О готовности к сидячему положению можно предположить по его уже имеющимся навыкам:

  • долгое время может лежать на животе;
  • хорошо держит шею и голову;
  • лежа на животе, приподнимает туловище от поверхности, на которой лежит;
  • умеет поворачиваться со спины на бок и обратно.

Для того, чтобы определить готовность малыша к новому расположению тела, следует понаблюдать, насколько свободно он владеет вышеперечисленными движениями. Но, прежде чем приступать к обучению, понадобится подготовить карапуза, а точнее его мышцы спинного хребта, к новому типу нагрузки. Это позволит избежать ряда осложнений, таких как: сколиоз; защемление нервных окончаний позвоночника; сутулость.

Стоит отнестись к процессу ответственно, ведь это так же важно, как научить переворачиваться, здесь речь идёт о здоровье вашего чада. Когда кроха будет уже хорошо сидеть и его позвонки окрепнут, вы сможете его научить ползать

Первые свои шаги он будет пробовать делать в ходунках, научится ходить и бегать. Чтобы вы понимали, все это этапы развития, которые следуют последовательно один за другим: например, вы сможете научить свое чадо кататься на велосипеде только тогда, когда малыш будет хорошо садиться и уверенно стоять на ногах.

Важно! Если вы не уверены, готов ли ваш карапуз садиться или нет, то лучшим вариантом будет обратиться за консультацией к опытному врачу-педиатру.

Что такое Переломы костей черепа —

Переломы костей черепа целесообразно подразделять на конвекситальные и базальные, при этом надо помнить, что при тяжелой черепно-мозговой травме трещины, начинающиеся в области свода черепа, могут распространяться и на его основание.

В зависимости от характера перелома различают трещины, оскольчатые переломы, переломы с дефектом кости – дырчатые переломы.

При черепно-мозговой травме возможно расхождение швов, которое по существу не является переломом. При трещинах свода черепа не требуется специального лечения. В течение нескольких недель дефекты в области трещины заполняются соединительной, а позже костной тканью.

При оскольчатых повреждениях костей показания к операции возникают, если имеется деформация черепа со смещением осколков в его полость –вдавленный перелом.

При вдавленных переломах нередко бывает сопутствующее повреждение твердой мозговой оболочки и мозга. Операция показана практически во всех случаях, даже если нет неврологической симптоматики. Для устранения вдавленного перелома делается кожный разрез с таким расчетом, чтобы широко обнажить место перелома и сохранить хорошее кровоснабжение костного лоскута. Если отломки лежат свободно, они могут быть приподняты с помощью элеватора. В некоторых случаях рядом с местом перелома накладывается фрезевое отверстие, через которое может быть введен подъемник для мобилизации вдавленных костных отломков.

При разрыве твердой мозговой оболочки и сопутствующем повреждении мозга дефект в оболочке расширяется до размеров, позволяющих произвести ревизию мозга. Удаляются сгустки крови, мозговой детрит. Осуществляется тщательный гемостаз. Если мозг не выбухает в рану, твердая мозговая оболочка должна быть зашита наглухо (дефекты в ней могут быть закрыты с помощью апоневроза). Костные фрагменты укладываются на место и фиксируются между собой и к краям костного дефекта проволочными (или прочными лигатурными) швами.

Если в связи с высоким внутричерепным давлением мозг начинает пролабировать в рану, зашить твердую мозговую оболочку не представляется возможным. В этих случаях целесообразно произвести ее пластику, используя надкостнично-апоневротический лоскут, широкую фасцию бедра или искусственные заменители твердой мозговой оболочки. Костные фрагменты удаляются Для предупреждения возможной ликвореи мягкие ткани необходимо послойно тщательно зашить.

При загрязнении раны целесообразно удалить костные отломки из-за опасности остеомиелита и через несколько месяцев произвести краниопластику.

При застарелых вдавленных переломах устранить деформацию черепа описанным способом бывает невозможно из-за прочного срастания отломков между собой и с краями костного дефекта. В этих случаях целесообразно произвести костно-пластическую трепанацию по краю перелома, разъединить отломки, придать им нормальное положение и затем жестко фиксировать костными швами

Переломы костей основания черепа. Переломы костей основания черепа, как было отмечено ранее, обычно сопровождаются явлениями ушиба базальных отделов мозга, ствола, симптомами поражения черепных нервов.

Переломы основания черепа обычно имеют вид трещин, нередко проходящих через придаточные паз ухи но са, турецко е седло, пирамиду височной кости. Если одновременно с костью повреждаются оболочка и слизистая оболочка придаточных пазух, то появляется опасность   инфицирования   мозга,   поскольку   возникает   сообщение   между   ликворными пространствами и придаточными воздухоносными областями (такие повреждения расцениваются как проникающие)

Во сколько месяцев ребенок садится

Детская нервная система развивается волнообразно, периоды резкого роста называют «скачками в развитии». Потому часто родители наблюдают с каждым днем глобальные изменения. Если в шесть месяцев ребенок пытается перекатываться с живота на спину, то в девять – может сам садиться из любого положения. Просидеть с прямой спиной долгое время для ребенка уже не составляет труда.

Ребенок научился сидеть

Важно! Если есть сомнения, что ребенок отстает в развитии, и не наблюдаются какие-либо навыки, это не всегда является патологией. Зачастую долгое становление одного умения компенсируется быстрым, если не одновременным, развитием другого

Ни в коем случае торопить малыша и заставлять садиться, удерживать в таком положении не стоит. Иначе, кроме того, что он будет неистово орать и волноваться, ничего не выйдет

Зачастую долгое становление одного умения компенсируется быстрым, если не одновременным, развитием другого. Ни в коем случае торопить малыша и заставлять садиться, удерживать в таком положении не стоит. Иначе, кроме того, что он будет неистово орать и волноваться, ничего не выйдет.

Также в девятый месяц он приобретает первые навыки ходьбы: встает на колени, пробует ползать, вставать и дотягиваться до опоры.

Стоит понимать, что все относительно. По словам педиатра Евгения Комаровского, самая плохая идея мама – учить ребенка присаживаться. Лучшее, что можно делать, – дать ему свободу в познании мира и не помогать ему в первых шагах и сидении. Каждый малыш уникален. Если после консультации врача не было сделано никаких предписаний, то ребенок полностью здоров и в скором времени обязательно сядет.

Восьмимесячный ребенок не сидит — стоит ли беспокоиться?

Каждый малыш развивается индивидуально, и появление у него любого физического или умственного навыка требует некоторых предпосылок. К примеру, неукрепленная спина и ручки не позволят ребенку совершать ползающие движения и т. д. Для оценки темпов развития ребенка существуют общепринятые нормы. Так, к пяти месяцам жизни у малыша из них исключаются рефлексы новорожденного, кроме сосания. Ребеночек уже может стоять с поддержкой, а также переворачиваться со спины на живот.

К шестому месяцу жизни малыш прикладывает все усилия для того, чтобы садиться без помощи посторонних. Иногда это происходит и в более раннем возрасте.

В норме восьмимесячный кроха принимает положение сидя и самостоятельно сидит без поддержки. Но чем же можно объяснить отсутствие этого навыка в возрасте восьми месяцев?

Причины

Если у младенца отсутствует какой-либо из навыков, которые в норме уже должны быть развиты, речь будет идти о задержке моторного развития. Признаками отклонения в возрасте восьми месяцев, кроме неумения сидеть, являются:

  1. Неспособность малыша отползти назад в положении лежа на животике.
  2. Нарушение мелкой моторики (малыш не может захватить пальчиками мелкий предмет, к примеру, шарик или пуговицу).

К причинам задержки темпа моторного развития ребенка до года относят:

  1. Осложненную беременность: токсикоз, угроза выкидыша, внутриутробная инфекция, многоводие (маловодие), обвитие пуповиной, задержка внутриутробного развития, резус-конфликт, поздний гестоз, анемия, недоношенность. Все эти негативные процессы могут отрицательно влиять на формирование органов плода, что провоцирует задержку физического и психического развития после рождения.
  2. Осложненные роды: родовые травмы (вывихи, гематомы, внутричерепное кровоизлияние), стремительные роды или слабая родовая деятельность, применение щипцов и т. д. Эти факторы могут негативно повлиять на опорно-двигательный аппарат и нервную систему ребенка, что может стать причиной ДЦП. Последствия же такого состояния для физического и психического развития ребенка зависят от степени тяжести церебрального паралича.
  3. Врожденные пороки развития: синдром Дауна, синдром Шерешевского-Тернера и другие.

Задержка физического развития у детей до года может наблюдаться также при излишней массе тела, которая затрудняет движения ребенка. Причиной слишком большого веса младенца может быть банальное перекармливание или проблемы с эндокринной системой.

Если ребенок в восемь месяцев пока не может садиться без помощи, но по всем остальным параметрам его развитие соответствует возрастным нормам, родители не должны беспокоиться. Этот навык может появиться не только на несколько месяцев раньше, но и позже, что также считается вариантом нормы.

Что делать, если кроха не сидит в 8 месяцев?

Поводом для обращения к врачу-неврологу, в случае если восьмимесячный ребенок не садится, становится:

  • существенная задержка моторного развития;
  • дефицит массы тела из-за обильного срыгивания и отсутствия аппетита;
  • гипертонус или гипотонус мышц;
  • беспричинное беспокойство;
  • косоглазие;
  • закатывание или выпучивание глаз;
  • нарушение темпа зарастания родничка.

Оценив состояние ребенка, врач назначит дополнительные исследования. Только после постановки диагноза можно определить тактику дальнейшего лечения. При неврологических проблемах запрещено заниматься самолечением!

Если ребенок в восемь месяцев не садится, но при этом он не имеет каких-либо проблем со здоровьем, родители должны следовать некоторым правилам:

  1. Малыша нельзя целенаправленно усаживать в подушки.
  2. Не стоит возить ребенка в коляске сидя.
  3. Нельзя носить ребенка в положении сидя на руках.

Если опорно-двигательный аппарат малыша не готов к положению сидя, раннее высаживание ребенка может привести к серьезным проблемам с позвоночником в будущем.

Чтобы обеспечить ребенку первого года гармоничное развитие, уже с двух недель родители должны уделять внимание таким процедурам, как гимнастика и массаж для новорожденных (комплекс упражнений зависит от возраста крохи). Благоприятно влияет на развитие ребенка плаванье

Им можно заниматься в бассейне или дома в ванной. Все эти процедуры обеспечивают не только гармоничное развитие младенца, но и нормализуют тонус мышц, благоприятно влияют на его поведение, настроение, сон и аппетит.

https://youtube.com/watch?v=Zt99EhkteMU

Почему малыш не сидит

Эмоционально мама и малыш сильно связаны

Поэтому важно не паниковать, тем более что в 97% случаев поводов для этого нет. По словам доктора Комаровского, все дети разные, и темп развития у каждого свой

До года можно не беспокоиться, особенно если кроха при этом ползает и встаёт у опоры.

Возможные причины:

  1. Слабые мускулы. Обычно ребёнок начинает сначала ползать, подкачивает мышцы, потом постепенно учится сидеть. Это не симптом отставания, а индивидуальная особенность.
  2. Эмоциональное развитие. Умение сидеть – следующая ступенька в ряду достижений. Для освоения нового имеет значение не только физическое развитие, но и, прежде всего, готовность мозга.
  3. Избыток веса. В этом случае крохе нужно прикладывать гораздо больше усилий, чтобы двигаться, и иметь более сильные мышцы, чтобы удержаться в положении сидя.
  4. Атмосфера в семье. Если дома очень напряжённые отношения, мама часто расстроена или напугана, то малыш не будет развиваться. Вся его энергия уйдёт на то, чтобы справиться с эмоциями.
  5. Физическое здоровье (осложнения после вакцинации, гипоксия, повышенное внутричерепное давление). Когда малыш часто болеет, он не может развиваться в том же темпе, что и сверстники.
  6. Особенности беременности, такие как маловодие, угроза прерывания, обвитие пуповиной, анемия, недоношенность, резус-конфликт.
  7. Осложнённые роды и врождённые пороки (ДЦП).

Обратите внимание! Если ребёнок не научился садиться, не ползает и не встаёт, но детский врач не говорит о каких-то явных нарушениях, то нужно просто подождать

Как понять, что ребенок готов сидеть

Некоторые дети вообще не ползают, сразу начинают вставать и пробовать ходить. Другие начинают ползать и делают это своеобразным способом. Комаровский отмечает следующие способы ползания:

  • По-пластунски,
  • На четвереньках.

Он также говорит, что этап ползания очень важен для будущего здоровья спины малыша. К тому же, ползая, карапуз начинает утомляться и пытается присесть на бочок. Это является первым признаком того, что в скором времени он может сесть сам. Ребенок достаточно быстро оттачивает мастерство и в течение короткого времени уже садится с ровной спиной сам.

Не стоит сразу бить тревогу и повсеместно задавать вопросы, почему ребенок в 9 месяцев не садится сам. Вполне вероятно, малыш родился непоседой, ему нравится ползать по квартире. Может, он обладатель уравновешенного характера, поэтому способен часами находиться в одной позе без ощущения дискомфорта.

Физические навыки семимесячного ребенка

В семимесячном возрасте дети умеют:

  1. Сидеть и ползать. Одни малыши сидят самостоятельно, другим – необходима опора. Ползают крохи также по-разному. Многие дети перемещаются на четвереньках или ползают, лежа на животе, пятятся назад.
  2. Держать в руках различные предметы, пробовать на вкус, бросать, закрывать, открывать.
  3. Подносить ложку ко рту, пить из чашки.
  4. Стоять, начинают делать первые шаги, опираясь за твердый предмет. Вставать, потянувшись за пальцы взрослых.
  5. Распознавать речь взрослых. По просьбе родителей малыши показывают отдельные части тела, привычные предметы. Произносят множество новых слогов осмысленно.

Самые распространенные заблуждения, связанные с сидением детей

Способность сидеть относится к моторным навыкам. Аналогично им подобный навык развивается последовательно, а не сиюминутно – например, ребенок к полугодовалому возрасту еще не умеет садиться самостоятельно, но легко справляется с этим, если его подтянуть за ручки.

Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что в природе встречаются детки, которые садятся уже в 4 месяца, а другие малыши рассматривают мир из положения лежа и в семимесячном возрасте. Иногда случается и так, что ребенок сначала ползет и стоит, а уж потом решает освоить «пятую точку».

При этом одни малыши, пытаясь садиться, встают на четвереньки и, пятясь назад, упираются сначала на ножки, потом на руки, и только тогда садятся, а другие, сгибаясь в пояснице, рывком приподнимают корпус и, заваливаясь, как неваляшка на бок, сидят, опираясь на вытянутую руку.

Детские врачи успокаивают излишне переживающим мам, и дают им советы по поводу того, как научить малыша самостоятельно сидеть и подсказывают целый ряд упражнений для занятий.

В полгода малыш может подолгу играть с игрушками, понемногу подползая к тем, которые его заинтересовали. Умение ползать стимулирует общую активность движений, развивает мышечный корсет, усиливает вентиляцию легких, помогает хорошему кровоснабжению, а также расширяет кругозор, благоприятствуя умственному развитию.

Попытки самостоятельно сесть или встать, держась за опору, говорят о том, что мышцы у малыша достаточно окрепли, и он готов садиться без вреда для позвоночника.

Укрепляющие упражнения для пресса и позвоночника можно проводить в игровой форме, что гораздо веселее:

Подтягивайте малыша, крепко держащегося за ваши пальцы, из положения лежа на спине лицом к своему лицу, приговаривая «бух» и легонько столкнувшись лбами

При этом необходимо контролировать захват малыша, придерживая его за кисти, а при укладывании его на спинку, делать это осторожно, чтобы не ударить головку.
Усадите малыша спиной к себе на ваших руках, а перед ним посадите большую яркую игрушку типа медведя. Когда малыш ухватит игрушку, приподнимите ее и двигайте в стороны вместе с ним

Так вы можете укрепить мышечный корсет.
Игра с большим надувным мячом или фитболом также поможет научить малыша сидеть. Так вы помимо тренировки мышц укрепляете вестибулярный аппарат.

Техника безопасности при выполнении упражнений и другие рекомендации

Прежде чем обучать ребенка сидеть самостоятельно, необходимо убедиться в том, что его физическое развитие позволяет приступить к освоению нового навыка. Критериями готовности могут выступать умение длительное время лежать на животе, уверенно держа голову, руки с опорой на грудную клетку, а также способность переворачиваться с одного бока на другой.

  • Очень нежелательно сажать ребенка с применением дополнительных фиксаторов для туловища.
  • Если 10-ти месячный ребёнок не может самостоятельно садиться, держать его в кенгуру необходимо не более получаса. Несоблюдение этого условия приведет к усилению нагрузки на позвоночник
  • Коляска на этапе развития навыка сидения, должна быть оборудована специальной твердой спинкой, дающей возможность находиться в положении полусидя. Можно также использовать слинг или специальные ходунки.


Регулярные занятия помогут ребенку сесть самостоятельно

Признаки патологии

Почему ребенок не сидит в 9 месяцев и по причине ли патологии, могут сказать только специалисты. Детские врачи обозначают следующие из них:

  • Внутриутробное развитие плода задерживалось в процессе беременности,
  • Наличие гипоксии плода в момент беременности,
  • Анемия матери в процессе вынашивания ребенка,
  • Внутриутробные инфекции,
  • Наличие врожденных пороков развития,
  • Наличие сложных родов, экстренное кесарево сечение,
  • Наличие родовых травм,
  • Низкие баллы по Апгар,
  • Недоношенный или переношенный ребенок,
  • Преждевременные или стремительные роды,
  • Избыток или недостаток околоплодных вод,
  • Рахит у ребенка,
  • Диагноз дистрофия мышечной ткани у ребенка.

Что должен уметь малыш в этом возрасте

Каждые родители должны знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. У него обычно уже имеется набор из определенных навыков. В таком возрасте малыши уже умеют садиться из любого положения. Они с легкостью переходят из одной позы в другую, чтобы ползти и активно двигаться. Умеют вставать на колени, если рядом есть опора. Корпус ребенок держит в этом возрасте довольно легко, ему не сложно выполнять активные действия. Сидеть с прямой спинкой может очень долго, не уставая. Из этого положения может пытаться подняться, придерживаясь за руки взрослых или бортики кроватки.

Эти нормы являются ориентировочными, так как каждый ребенок развивается в собственном темпе. Поэтому если малыш не сидит в 6–7 месяцев, это не является проблемой. Особенно, если он компенсирует свое нежелание сидеть активным ползанием и хорошей активностью. Другое дело, если он категорически не может сделать это в 9 месяцев. Что должен уметь ребенок такого возраста обязаны знать все ответственные родители. Эти знания помогут им вовремя определить проблему в его развитии и заняться ее устранением.

Когда дети начинают сидеть и ползать

Дети развиваются с разной скоростью. Нет определённой таблицы, в которой указано, что через столько дней после рождения малыш сядет, а через столько поползёт. К примеру, считается, что к полугоду кроха должен уверенно сидеть. Однако некоторые дети садятся уже в 5 месяцев, а некоторые только к 7. И это нормально.

То же самое и с умением ползать. Среди родителей бытует мнение, что малыш должен начать активно ползать в 6-8 месяцев. Однако известный своими ТВ программами доктор Евгений Олегович Комаровский считает, что отпрыск вообще никому ничего не должен. Он поползёт тогда, когда у него в этом возникнет необходимость.

В каком возрасте ребенок начинает садиться?

Младенец рождается с неокрепшим костно-мышечным аппаратом. Поначалу новорожденные не могут даже держать головку, взрослым приходится поддерживать их. Это объясняется незрелостью скелета, связок, мышц.

У новорожденных костная ткань содержит меньше минеральных веществ, чем у взрослых. На протяжении первого года жизни увеличивается количество солей кальция, благодаря которым кости крепнут. К 11-12 месяцам жизни кальция в костях становится в 3,5 раза больше, чем было при рождении. Постепенно формируются физиологические изгибы позвоночника — шейный, грудной и поясничный, которые обеспечивают возможность сидеть и стоять прямо.

Мышцы развиты слабо, соотношение массы мышечного аппарата и массы тела не такое, как у взрослого человека. При рождении у младенца тонус сгибателей повышен, именно поэтому у грудничков ножки и ручки находятся в согнутом состоянии. К 4 месяцам тонус снижается.

Во сколько месяцев ребенок в норме должен сесть (см. также: во сколько месяцев ребенок начинает сидеть и ползать?)? Педиатры не могут назвать точный возраст, потому что развитие каждого грудничка проходит индивидуально и зависит от многих факторов, в том числе и наследственных. На первые месяцы развития влияют даже особенности беременности.

В среднем малыши начинают садиться в 6-7 месяцев. К этому времени опорно-двигательный аппарат сформирован на достаточном уровне, чтобы удержать тело малыша в прямом положении. В 7-8 месяцев большинство малышей садятся самостоятельно, без поддержки взрослых и могут сидеть довольно долгое время (см. также: что должен уметь ребенок в 8 месяцев?). Начиная с 9-10 месяцев, груднички пытаются вставать.

Диагностика ЗМР

Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями. Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде. Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.

Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.

Рекомендации родителям

Для детей, стремящихся занимать вертикальное положение, предпочтительно использование неровной поверхности. Подойдет детский стульчик с откидной спинкой под углом 40-45 градусов. Слишком опекать малыша, лишая свободы действий, – плохая идея. Многие родители также допускают ошибку, обкладывая ребенка подушками, во избежание ушибов. Заваливаясь в стороны, малыш тренирует мускулатуру, мышцы и получает полезный опыт.

Мальчик сидит самостоятельно

На этапе роста, формирования детского организма задача родителей – позволить ребенку развиваться индивидуально, контролировать процесс и помогать малышу. Если кроха не сидит, не стоит торопить события, воспитывать с пеленок чемпиона, сравнивать достижения чада с другими детьми.

Причины появления неврологических отклонений

Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение.

Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.

Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.

Имея клинический опыт работы в стационаре свыше 30 лет, хочу отметить, что в настоящее время, число аутоиммунных заболеваний у детей возросло в несколько раз. Болезни, свойственные только взрослым, появились у детей, даже раннего возраста. Наибольшую опасность они представляют для детей в определенные возрастные группы риска — это от 5-7 лет и от 11-14 лет.

Резко увеличилось число демиелинизирующие заболевания у детей в возрасте от 15-17 лет. И наиболее провоцирующим фактором, является сдача экзаменов, как сильная стрессовая ситуация. А при детальном сборе анамнеза у таких детей, всегда выявляются этиологические факторы внутриутробных инфекций.

Ребенку, с учетом физиологических особенностей различных этапов формирования центральной нервной системы, ее созревания, свойственны периоды мнимого благополучия, когда заболевание уже обнаруживается, но ярких клинических проявлений или жалоб нет. В свою очередь, симптоматика поражения вегетативной нервной системы может выражаться в виде диспепсий (нарушение работы желудочно-кишечного тракта), частого срыгивания, кишечных колик. Такие дети лечатся, чаще всего, только у педиатра. Хотя лечение должно проводиться комплексно. Необходим осмотр детского невролога.

И в заключении хочу отметить, что не только медики несут ответственность за здоровье ВАШИХ детей, но и ВЫ — родители! Будьте внимательны к своим детям! Для них важнее не красивая одежда, компьютеры и телефоны, а Ваша любовь и забота. Здоровый ребенок-это счастье!

Врач-невролог высшей категории Латышева М.И.

Какие упражнения могут помочь ребенку научиться сидеть самостоятельно?

Начинать обучать ребенка садиться следует с самых простых, не требующих особых усилий упражнений. Выполнять их нужно спустя час после еды. Обязательными условиями должны быть пребывание ребенка в хорошем настроении и самочувствии. Одежда должна быть легкой, не сковывающей движения.

Самостоятельное переворачивание начало обучения

Исходная позиция лежа на животе. Задача ребенка попробовать перелечь из такого положения за спину, а затем вернуться в исходное. Если у него не будет получаться сделать это самостоятельно, можно помочь ему, заинтересовав яркими предметами или игрушками интерес к новому предмету может помочь ребенку принять необходимое положение. Допустимо также слегка подталкивать ребенка ладонями под стопы.
Исходная позиция такая же, лежа на животе. Ребенку даются большие пальцы рук родителя. Его задача при этом подниматься и опускаться наверх, держась за них руками и используя их в качестве опоры. Для начала ребенок будет нуждаться в двух руках, но со временем, по мере развития этого навыка, можно вполне обходиться и одной. Если ребенок не будет справляться, его допустимо будет поддерживать под коленями

Торопить при этом его не стоит очень важно чтобы ребенок научился именно самостоятельному поиску опоры и чувствовал равновесие тогда, когда это необходимо.
Для того чтобы ребенок смог попробовать встать или сесть сам, его также можно усадить на колени, дав ему ладони в качестве опоры. Это позволит ребенку не использовать внешнюю опору, а искать ее самостоятельно

Это упражнение может также стать хорошей альтернативой традиционному, но менее эффективному сажанию ребенка на кровать с большим количеством подушек.
Когда ребенок освоит эти упражнения, вы можете переходить к более сложным. Например, предложить ребенку встать из положения лежа на спине, мягко удерживая его за руки. Поскольку это упражнение требует от ребенка большего напряжения, первое время оно будет сильнее других утомлять его. Именно поэтому вы сможете обойтись тремя-четырьмя повторениями.
Развивать в ребенке чувство баланса можно усаживая его на твердую поверхность и придерживая одной рукой его ладонь, другой ноги. Для того чтобы он учился держать равновесие, его раскачивают из одной стороны в другую. Поскольку первое время ребенок может сталкиваться с некоторыми трудностями в выполнении этого упражнения, первое время его можно будет немного подстраховать, уложив вокруг него подушки, смягчающие возможные удары.

Занятия на фитболе для обучения сидению очень полезны

Как научить ребенка самостоятельно сидеть?

Рассуждая о развитии у ребенка тех или иных навыков, не стоит забывать и о том, что ни одно умение не может развиваться само по себе, не имея на то объективных предпосылок. Это правило справедливо и для способности самостоятельно садиться.

Положение тела малыша при сидении

Что может побудить ребенка попробовать сесть в 9-10 месяцев? Это может быть интерес к предмету и, как следствие, желание дотянуться до него. Также попытки ребёнка сидеть или ползать являются промежуточными ступенями в освоении более сложных навыков, например ходьбы. Поэтому, первым шагом в обучении ребенка самостоятельному сидению будет создание соответствующей мотивации. Например, родитель может установить возле кровати ребенка яркие игрушки, дотянуться до которых он может только сидя. Или обеспечив ему большую свободу действий благодаря более просторному манежу, кровати и т.д.

Кольца для обучения сидению

Правильный учет возрастных особенностей еще одно важное условие обучение ребенка новому навыку

Заключение

Каждый нормальный родитель радуется, когда его ребенок делает первые успехи. Но чтобы эти успехи заслужить, родителям стоит хорошо потрудиться, занимаясь с малышом. В правильном физическом развитии поможет ежедневный массаж, гимнастика, водные процедуры.

Желая ускорить события и посадить ребенка раньше времени, когда он сам не садится – это неразумно. Чтобы помочь, необходимо не подталкивать, а развивать малыша. Постепенно, день за днем.

Пусть он сядет на попу в тот же срок, как и малыш, с которым не занимались, но будет сидеть увереннее, а когда пойдет, будет крепче стоять на ножках.

Успехов вам в воспитании!

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .