Как привить ребёнку любовь к чтению: 8 советов от психологов и педагогов

Как правильно рассказывать сказки новорожденному

Процесс чтения сказки для новорожденного ребенка начинается задолго до самого чтения

Для того чтобы малыш проявил интерес к книгам, важно, чтобы он овладел основными навыками: умением слушать и разглядывать картинки

Известно, что слух ребенка развивается еще в животике мамы. Задолго до рождения он способен слышать и воспринимать голоса родителей, музыку, звуки природы. Поэтому специалисты советуют беременным женщинам окружать себя и будущего малыша приятными звуками, устраивать сеансы релаксации, прослушивая спокойную музыку, рассказывать ему сказки.

Когда на свет появится новорожденный, стихи и сказки в мамином исполнении, которые он слышал, еще не родившись, будут действовать на него успокаивающе.

По мере того, как малыш подрастает, сказочный репертуар постепенно расширяется, к привычным сказкам и колыбельным прибавляются потешки, прибаутки, песенки.

Первые книжки со сказками для малышей должны быть безопасными и красочными

В период от рождения до шестимесячного возраста можно прочесть текст самим, а можно использовать фоновое прослушивание произведений. С этой целью помогают аудиосказки – отличное решение для современных родителей, например, на основе авторских или народных произведений: «Курочка Ряба» или «Сказки-потешки», «Сказки перед сном».

От 6 месяцев до года можно приобрести первую детскую картонную книжку, которая состоит из плотных, прочных и безопасных страниц. Детям нравится манипулировать с книгой, что является плюсом, так как помогает упражнять мелкую моторику. Не стоит покупать много малышовских книг, 2-3 будет вполне достаточно.

Педагоги разработали правила, которые помогут родителям выбрать книжку:

  • Она должна иметь плотные картонные страницы с качественным переплетом, так как кроха все пробует на вкус;
  • Иллюстрации лучше выбирать простые и крупные. Чем проще будет изображение, тем более узнаваемо оно будет ребенком, соответственно, интерес к книге будет выше;
  • Идеальные изображения, если они выполнены на основе 4 основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого) и 2 дополнительных (белого и черного), так как чересчур пестрые картинки утомляют кроху. Трехмесячные малыши лучше всего воспринимают контрастные цвета;
  • Картинки должны быть обязательно реалистичными, например, известные деткам домашние животные или фрукты, понятные действия героев. Это один из наиболее важных моментов, так как до годика идет познание большого объема информации, и абстрактные изображения будут вводить грудничков в заблуждение.

Важно! Идеальной книжкой со сказками для детей 0 и старше будет небольшого формата картонка, на каждой странице которой изображено по картинке, слова в ней необязательны. Мама будет просто рассказывать ребенку о том, что на картинке изображено, это и будет первая сказка

Чем важна книга

Первое, с чего надо начать перечень преимуществ чтения, это повышение близости между родителями и детьми: это общение, эмоциональная связь, обсуждение.

Ребенок познает мир через книгу, и родители могут помочь разобраться во многих вопросах, возникающих у него во время и после прочтения произведения, объяснить сложившиеся ситуации, помочь разобраться, почему герой поступил именно так. Тем самым, помогая ребенку изучать и воспринимать окружающий его мир и отношения, а также формировать собственную точку зрения. Дети чувствуют себя более комфортно, когда родитель читает им, и ждут этого с нетерпением

Также, что немаловажно, это учит их умению слушать и слышать то, что им говорят. Вы можете наутро проговорить и пересказать книгу, тем самым развивая речь ребенка, и помогая ему фокусироваться на нужных и важных деталях

Вот самые важные причины почему же важна книга в жизни ребенка:

  • Из книги ребенок узнает об окружающем его мире, природе, животных, предметах, странах и другие энциклопедические знания;
  • Помогает расширить словарный запас, улучшает память;
  • Помогает четко излагать свои мысли, правильно строить предложения;
  • Развивает логику, мышление, воображение;
  • Учит чувствовать, ощущать, способствует эмоциональному развитию;
  • Помогает понять мир, взаимоотношения, различные поступки, вместе с героем ребенок попадает в разные ситуации, борется со своими страхами, находит выход из сложных обстоятельств, начинает понимать что хорошо, а что плохо, учится нравственности и другим ценностям человеческой жизни. На чужом примере, описанном в книге, вы можете рассказать и показать, что именно требуется для разрешения ситуации и как бы вы поступили на месте главных героев.

Как инсценировать сказку

Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа.

Пальчиковый театр

Пальчиковые куклы надевают не только себе, но и малышу. Движения пальцами хорошо разовьют мелкую моторику, и, как следствие, речь

Важно побуждать малыша произносить простейшие звуки и слова, озвучивая персонажей. Скоро он самостоятельно научится звукоподражанию в нужный момент

Кукольный театр

Малыши  могут передвигать игрушки по “сцене” и озвучивать простейшие реплики героев. Дети постарше способны самостоятельно “играть” роль и произносить фразы. Начинать можно с нескольких предложений, затем переходить к полным репликам персонажей.

Драматический театр

Детям всех возрастов будет интересно выступать “на сцене”. Малышам можно доверить произнести слова хором с кем-то из членов семьи. Старшие дошкольники могут выучить роль и сыграть, как настоящие актёры. Стоит подготовить простейшие декорации и костюмы, выучить роли. Лучше сопроводить действие музыкой, песнями или танцами. Можно устроить настоящий праздник. Так ребенку захочется играть в театр снова и снова.

Этот способ поможет развитию устной речи и памяти, придаст уверенность в себе и заложит основы артистичности.

Советы для родителей

Соблюдение этих простых рекомендаций поможет решить у вас проблему, когда ребенок не хочет и не любит читать.

  1. Читайте перед сном дневным и вечерним. Пересказывайте, расспрашивайте ребенка о прочитанном, обсуждайте, посмейтесь или погрустите вместе.
  2. Если ребенок не хочет читать, предлагайте альтернативу, позвольте ему самому выбрать книгу для чтения, не навязывайте свою. Эта уже надоела, давайт вот эту.
  3. Не заставляйте ребенка насильно читать, это касается любого возраста. Его не нужно принуждать, лучше подождать 10 минут и ненавязчиво предложить снова или забыть до вечера например, все зависит от настроения.
  4. Выбирая книги просмотрите какие иллюстрации предложены. Не должно быть отрицательных сцен или того, что может не понравиться вашему ребенку.

До года

  1. Не оставляйте ребенка с книгой, так она будет расценена, как очередная игрушка наравне с куклой или погремушкой. Учите ребенка сразу относиться к книгам с уважением и бережно к ним относиться.
  2. Не храните книжки вместе с игрушками, ставьте на отведенную для них полку. Так ребенок будет понимать, что книги — это особый предмет по сравнению с игрушками.
  3. Не забывайте обновлять ассортимент детской полки. Это не значит, что вы постоянно должны покупать детские книги. Покупать -то должны, только не выкладывайте их все сразу в доступность ребенку. Оставьте на полке несколько: до пяти достаточно.  И по мере надоедания не забывайте их заменять, не только новыми, но и старыми. Они тоже через какой-то промежуток времени могут восприниматься как новые. Ребенок может посмотреть на них свежим взглядом.

Для детей от двух лет:

  1. Пусть у ребенка будет своя собственная книжная полка, ее можно сделать собственноручно или приобрести в магазине, либо выделить  например, полку в открытом стеллаже. Приучайте ребенка сразу убирать после прочтения книги на место.
  2. Желательно, чтобы полка была доступна малышу, чтобы он в любое время взял понравившееся чтиво.
  3. Если ребенок сам взял книгу и просит вас почитать, никогда ему не отказывайте, наоборот похвалите.

Надеюсь несильно вас утомила, спасибо, что прочитали до конца.

Не забывайте читать сами, будьте для ребенка примером.

Хорошего вам настроения и до новых встреч!

Чтение по методике Монтессори:

Звуковые игры. В коробочке с отделениями находятся мелкие предметы, в названии которых есть определенный звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук

Педагог показывает предметы и произносит их, акцентируя внимание на нужном звуке. Таким образом ребенок учится выделять звук в начале, в середине, в конце слова и подсознательно соотносит его с буквой на ячейке.
Подготовка руки к письму

Используя специальные рамки для подготовки к письму и штриховки, ребенок ведет ручки по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв. Упражнения учат соотносить движение руки и глаза, укрепляют пальцы и делают кисть ребенка более подвижной.
Работа с буквами. Одно из ключевых пособий — «шершавые буквы». Это буквы, выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). «Шершавые» буквы письменные, поскольку предполагается, что плавные круговые движения более доступны для детей. Ребенок лучше запоминает алфавит, когда задействованы тактильные ощущения.

Обучение проводится трехступенчатым уроком. Сначала презентация: взрослый выкладывает табличку, называет звук (то есть не буква «эм», а звук «м») и обводит пальцем контур буквы. Дает табличку ребенку и предлагает ему обвести букву, снова называя ее. За один урок показывается три буквы, на следующем две уже знакомые и одна-две новые. На втором этапе идет усвоение информации: взрослый поочередно просит показать буквы или совершить с ними простые действия (положить одну букву на край стола, вторую взять себе или отдать другому и т.д.). Если вторая ступень пройдена легко, переходим к третьей, если ребенок не запомнил — возвращаем его на первую ступень. Третья ступень — проверка и автоматизация знаний. «Что это?» Педагог просит назвать поочередно все три буквы, по порядку и вразбивку. После такого мини-урока ребенку предлагается повторить знакомые буквы самостоятельно или попробовать изобразить их пальчиками на подносе с манкой. Также буквы можно выложить из палочек или пластилиновых колбасок. Через какое-то время можно усложнить игру — завязать ребенку глаза и предложить угадать букву на ощупь. Еще сложнее также с завязанными глазами сложить слово из «шершавых» букв.

  • Письмо. Следующий этап − ребенок сам, когда он будет к этому готов, начинает писать буквы пальцем на манке, палочкой на песке, а затем и карандашом на бумаге. У многих детей, по выражению Марии Монтессори, рождается настоящий «взрыв письма».

  • Составление слов из подвижного алфавита. В ячейки деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы, аналогичные «шершавым» буквам. Педагог помогает сопоставить буквы в подвижном алфавите (так же постепенно, по три-четыре буквы за раз). Затем показывает, как их можно соединять в слоги и слова.

  • Чтение. Собственно чтение начинается с серий карточек. На каждой карточке — слово и картинка, обозначающая слово. В зависимости от уровня сложности они обозначены определенным цветом. Розовая — каждая буква в слове произносится так, как написано. Зеленая — добавляются слова с йотированными гласными после согласной. Голубая — вводятся трудности в чтении: безударные гласные, непроизносимые согласные в корне, оглушенные согласные, Ъ и Ь в конце слова, сочетания ЖИ-ШИ и проч. Белая серия автоматизирует чтение — в слове может быть несколько разных трудностей. Это так называемое интуитивное чтение — когда ребенок читает слово целиком и слово запоминается целиком. Ребенок еще не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания.

  • Развитие навыков чтения. Можно играть в разнообразные игры: выкладывать карточки со словами по принципу домино (АнгеЛ — ЛимоН − НосоК и т.д.), составлять предложения из карточек с отдельными словами, вытаскивая полоски бумаги с заданиями, выполнять их последовательно, чтобы в результате найти спрятанный «клад» и т. д. Постепенно ребенку предлагаются простые книжки-картинки: вначале это просто предмет и его название, а затем предложения и короткие тексты.

Преимущества метода Монтессори — развитие сразу по нескольким направлениям: общее развитие интеллекта, развитие речи, навыков чтения и письма, мелкой моторики, логики. Но занятия по методу Монтессори требуют определенной подготовки от взрослого и создания специальных условий − обустроенной среды, где дети смогут полноценно общаться, играть и учиться.

Сказки детям четырёх и пяти лет

Чем старше становится ребёнок, тем осмысленнее он относится к выбору сказок. В этом возрасте малыши ещё продолжают верить в чудеса. Лучшим вариантом для чтения станут сказки о волшебстве и о животных. Также можно выбрать сказочные рассказы народного происхождения. Они отличаются простым и понятным сюжетом, а также отсутствием сложной смысловой нагрузки. Многие малыши предпочитают слушать сказки в стихотворной форме. Часто дети начинают запоминать такие стишки наизусть.

В этом детском возрасте лучше отдать предпочтение сказам Андерсена, братьев Гримм и Корнея Чуковского. Дети легко воспринимают и запоминают их. А становясь немного старше, ребёнок заинтересуется сказочными рассказами Диснея.

В процессе знакомства с книгами, родители непременно заметят, какие именно сказочные истории больше всего привлекают их чадо. Далее вы сможете подбирать ту литературу, которая наиболее интересует вашего малыша. Заинтересовавшись процессом чтения, кроха начнёт самостоятельно рассматривать книги и делать вид, что читает. Вполне вероятно, что увлечение книгами поможет ребёнку скорее выучить буквы и приступить к изучению чтения и правописания.

После 8 месяцев

Комментируйте каждое свое действие, рассказывайте и поясняйте их простыми предложениями из 2-3 слов.

Короткие стихи способствуют развитию слуха, но они должны быть легкими в восприятии, с четким ритмом.

После 10 месяцев, когда сформируется указательный жест, ваш малыш не только внимательно вас выслушает, но и пальчиком покажет то, о чем вы его просите.

Очень полезно читать беременным для ребенка. Кроха слышит вас, когда находится в утробе. Сразу после рождения, способен различать тембр голоса матери. Это необязательно могут быть сказки, прочитывайте свои любимые произведения вслух. Дарите приятные эмоции себе и ребенку, пойте ему колыбельные.

Рекомендую статью  о том как я выбираю книги, ведь некоторые книги могут усложнить вам жизнь через год- два, особенно в период кризиса 2-3 лет

Благодаря чтению расширяется словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Если обычная беседа помогает детям освоить основной набор слов и выражений, то редкие слова они могут узнать только при чтении. В письме используется больше слов, чем в устной речи, поэтому дети, которым часто читают, начинают использовать всё новые слова в общении с другими. Их речь постепенно становится насыщенной, грамотной и богатой. С такими навыками проще облекать мысли в слова и выстраивать отношения. В этом огромная польза чтения для детей.

Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно — через общение, из мультфильмов и книг. Не через прямое обучение. Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

Метод Монтессори

Рассказывает педагог Монтессори-группы Ирина Горбатько: «Основные отличия метода Монтессори − целостный подход к развитию, соответствие занятий естественным потребностям ребенка каждого возраста, активное задействование мелкой моторики и сенсорного восприятия. И в отличие от других методов − совершенно иной порядок освоения навыков: сначала дети учатся писать буквы, слова и даже целые рассказы, а только потом − читать. Обучение чтению по методу Монтессори — это не набор узкоспециализированных пособий, которые предназначены исключительно для обучения грамоте, а целая система занятий и игр, которые постепенно развивают интеллектуальные и двигательные способности ребенка, готовя его к появлению навыков письма и чтения. Основная мысль Монтессори — всему свое время: для развития любого навыка есть свой естественный период, и, если навязывать ребенку то, что ему неинтересно в данный момент, результата не будет или ребенок не станет пользоваться навыком. Так, примерно в возрасте 3,5−4 лет дети накапливают большой словарный запас, умеют выражать при помощи слов мысли, достигать своих целей (просить сделать что-то других детей, договариваться). Дети этого возраста начинают живо интересоваться символическим обозначением звуков — буквами. Им нравится называть звуки, играть с буквами, обводить их, рисовать (ведь письмо − это тот же рисунок). Если поддерживать этот интерес, в возрасте 4–5 лет ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова и целые предложения. И к возрасту 5 лет он без принуждения, с интересом учится читать, следуя естественной логике речевого развития. Ребенок пишет, чтобы выразить свои мысли, и начинает читать, когда способен и хочет воспринять мысли другого».

С какого возраста читать ребенку книжки

Таким вопросом задаются родителиноворожденного и даже малыша в животике. На самом деле читать можно всегда, главное чтобы процесс чтения вас захватывал полностью

А для детей это важно именно для развития кругозора, познания окружающего мира, стремления к знаниям – именно для этого им важна книга. Она очень нужна для развития ребенка, а привить любовь к книге и научить читать могут помочь родители, ненавязчиво приобщая ребенка к невероятным историям, волнующим приключениям и волшебному миру чудес

Поэтомучитать книгу вы можете начать в любом возрасте. Единственный момент, если вы читаете на ночь, а малышу нет еще и полугода, то можете взять свою книгу и читать ее вслух. Малыш поймет интонацию и будет спокойно посапывать под ваш приятный голос, пока вы, поглощены историей.

Если кроха подрос и вам хочется чему-то его обучать, развивать и приобщать к процессу – начните сосборника простых русских сказок. Такие произведения, отточенные и знакомые нам с вами наизусть, как «Репка», «Колобок», «Три поросенка» – помогут тренировать память, заставят переживать малыша за исход событий. И даже, если вы выучили сказку наизусть (например, «Три поросенка»), то во время чтения не нужно показывать свою «кислую мину» и делать вид, что вас от этой книги уже тошнит. Малыш должен читать и слушатькниги многократно, раз за разом прокручивая сюжет. Таким образом, они учатся и развиваются.

19. А. Линдгрен «Про Лотту с Горластой улицы» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Если вам не терпится познакомить ребенка с творчеством Астрид Линдгрен, но вы считаете, что он еще не дорос до «Приключений в Бюллербю» и проделок Пеппи Длинный чулок, то истории про маленькую и упрямую Лотту придутся как раз кстати.

Как и Пеппи, Лотту точно нельзя назвать прилежным ребенком. Ее поступки часто не вызывают одобрения (особенно у родителей, читающих книгу), то она хочет украсть велосипед, то тайком от всех съесть сладости. Однако детям такие герои, как правило, импонируют, ведь в их поведении они видят свои собственные слабости. Книга дает возможность обсудить сложившиеся ситуации и вместе сделать правильные выводы.

Лучшие сборники сказок

Детям 1-2 лет

Картинки должны быть приятных, спокойных цветов, на белом фоне, чтобы не перегружать зрение. Малыши отождествляют себя с персонажами-детьми или одушевленными животными. Пусть они на иллюстрациях выглядят добрыми и имеют детские пропорции тела.

Хорошо, если в сказке есть повторения текста — например, “Колобок”, “Репка”.

Чтобы малыш нечаянно не порвал книжку, в ней должны быть плотные страницы. Так крохе будет удобно “читать”

Книги с обычными страницами тоже допустимы, если взрослые будут показывать осторожное обращение с ними

Стоит познакомить малыша с короткими русскими народными сказками, потешками, песенками, стихами А. Барто, В. Сутеева, К.Чуковского, С. Маршака.

  1. Все лучшие сказки в картинках для малышей. С. Маршак , С. Михалков.
  2. Книга для чтения детям от 6 месяцев до 3 лет. Толстой А.Н. , Барто А.Л.
  3. 100 стихов малышам Барто А.Л. , Чуковский К.И.
  4. Сказки В. Сутеев
  5. 100 любимых стихов и 100 любимых сказок для малышей Берестов В.Д. , Толстой А.Н.
  6. Сказки для малышей Чуковский К.И.

Детям 3-4 лет

Стоит обратить внимание на те сказки, в которых герои совершают добрые или дурные поступки. Их можно обсудить на примере

Лучше разнообразить тематику — волшебные сказки, о животных, народные. Это расширит кругозор ребенка и поможет сформировать его предпочтения.

  1. Все самые великие сказки мира
  2. Три поросенка. Сказки С. Михалков
  3. Лучшие сказки для мальчиков Терентьева И.А., Сутеев В.Г.
  4. Сказки для принцесс Г.Х. Андерсен , Братья Гримм
  5. Волшебные сказки в лучших иллюстрациях Шарль Перро , Братья Гримм
  6. Сказки про «можно» и «нельзя» С. Михалков , В.Осеева

Детям 5-7 лет

В этом возрасте некоторые дети учатся читать. Для этой цели книги должны быть с крупными буквами, небольшим текстом (1-2 предложения на странице) и понятными картинками. Пусть это будут знакомые стихотворения, короткие сказки.

Если ребенку читает взрослый, то надо выбирать произведения с понятной и актуальной темой (поступление в школу, самостоятельность, дружба, разрешение споров и т.д.)

Истории могут быть уже достаточно длинными, чтобы читать по главам.

Можно читать сказки отечественных и зарубежных писателей. Незнакомые издания родители должны изучить сами, чтобы выбрать качественную книгу.

  1. Дядя Федор, пес и кот Успенский Э.Н.
  2. Маугли. Сказки Р. Киплинг
  3. Приключения Незнайки и его друзей. Носов Н.Н.
  4. Питер Пэн. Джеймс Барри
  5. Волшебник Изумрудного города.  Волков А.М.
  6. Старик Хоттабыч. Л. Лагин

Критерии выбора

Так как же правильно выбрать развивающую литературу для детей до года? Ведь она должна «дожить» до более старшего возраста своих юных читателей

На что обращать внимание при выборе?

Обложка. Плотный картон, ткань, клеенка – подходящие материалы для малыша. Они должны выдерживать многократные тисканья, бесконечное обсасывание или обгрызание. Так что тонкая бумага не годится.

Материал книги. Страницы также должны быть «антивандальными» — плотными и прочными

Следует обратить внимание на то, чтобы страницы и обложка книжки имели матовую поверхность (глянец бликует, раздражая глаза малыша), а соединение страниц с обложкой было без металлических скоб или скрепок – ребенок может нечаянно их разогнуть и пораниться (или проглотить, что еще хуже). Отдельное внимание обращают на устойчивость краски (никаких окрашенных ладошек!) и отсутствие посторонних «химических» ароматов.

Соответствие возрасту

Это относится как к текстовой части, так и к картинкам. Что касается текста, то его, как уже говорилось, должно быть по минимуму. К тому же слова и предложения должны быть простыми, понятными ребенку. Ведь зачастую в продаже можно встретить даже народные сказки в таком изложении, что раньше 3 – 4 лет их читать бессмысленно. Народные сказки («Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк»), конечно, предполагают вариативность, но вариации должны соответствовать уровню понимания ребенка. Так что перед приобретением книги маме лучше пробежать ее текст глазами и оценить, насколько он будет доступен для малыша. Даже если приобретаются книги «на вырост», которые ребенок в состоянии будет воспринимать где-то после годика, он должен будет иметь возможность вникнуть и понять содержание. В более раннем возрасте малыш сможет рассматривать картинки, узнавать на них знакомых персонажей. Чем старше будет ребенок, тем длиннее смогут быть истории, сложнее сюжет, разнообразнее лексика и синтаксис.

Размер и объем. Деткам до годика интереснее и удобнее книжки-малышки, которые можно брать в ручки, вертеть, рассматривать. Объем такой книжки не должен быть слишком большим: огромные сборники сказок малышу не интересны, поскольку он не сможет их удержать и полистать. К тому же, в столь нежном возрасте крохе не понять, почему каждый раз мама извлекает из одной и той же книги все новые и новые истории. Так что оптимально – одно произведение на одну книжку. Соответственно, чем больше формат книги, тем меньше страниц в ней должно быть. Лучше, чтобы книжка была меньше размера А4. Учитывают и вес книги: ребеночек должен легко поднимать ее, и отсутствие острых углов на страницах – они обязательно скругляются, чтобы не уколоть кроху.

Иллюстрации. Это один из главных критериев, по которым выбирают книги для самых маленьких. Картинки должны быть качественно пропечатаны, иметь четкие контуры и сочные, чистые цвета. Темные, мрачные, грязные и унылые тона не вызовут у будущего хозяина энтузиазма. Картинки должны быть максимально простыми и четкими, без лишних отвлекающих деталей, понятными и правдоподобными. Рисунки должны располагаться на однотонном или белом фоне, чтобы глаза малыша не отвлекались от главных объектов. Выражения лиц персонажей не должны пугать и отталкивать.

Соответствие рисунков содержанию. Маленькие детки теряются, если на картинках нет того, о чем мама читает. Поэтому каждому сюжетному повороту должна непременно соответствовать иллюстрация. И лучше, если она будет находиться на одной странице со «своим» текстом, а не на соседних – так малышу легче ориентироваться и воспринимать текст (он сразу соответствует картинке, образ складывается и отпечатывается в маленькой головке). То есть, по сути, картинки должны быть «пошаговыми».

Шрифт. Чем активнее ребенок «читает» книжки, тем раньше начинает интересоваться буквами. Соответственно, шрифт должен быть четким, крупным и понятным, печать — яркой, контрастной. Буквы должны быть узнаваемыми, поэтому чересчур витиеватой «вязи» в детской книжке быть не должно. Даже при оформлении первых букв на странице.

Выбор первой детской библиотечки – дело ответственное

Важно, чтобы в ней присутствовали экземпляры разных форм, размеров, оформления, соответствующего возрасту качества и содержания (например, экземпляры с погремушкой после года утратят актуальность, а до книжки со встроенным пианино грудничок в 3 месяца еще точно не дорос). Тогда они будут способствовать развитию ребенка и не станут просто способом на время его увлечь

Расширяет знания об окружающем мире

Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сыну нравятся ещё и книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах. С помощью книг с запоминающимися иллюстрациями дети получают знания об окружающем мире задолго до того, как научатся читать самостоятельно.

Чтобы закрепить результаты и усилить пользу чтения для детей, я часто совмещаю знакомство с книгами с новым для них жизненным опытом. Например, рассказы о животных предлагаю до или после посещения зоопарка, а рассказы о технике — перед поездкой на ферму.

Таким образом, всё прочитанное находит отражение в реальности: малыш видит предмет или живое существо редко или вообще в первый раз, а оказывается, уже многое о нём слышал, рассматривая с мамой книгу. Это подогревает желание исследовать и естественный интерес к жизни.Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

Звуковой метод

До середины XIX века русских учили читать трудоемким буквослагательным методом. Сначала дети заучивали все буквы: аз, буки, веди, и т. д., потом зубрили слоги (буки и аз — «ба») и лишь затем приступали к чтению. Это могло занять много времени, иногда до двух лет.

В противовес буквослагательному методу педагог К.Д. Ушинский предложил внедрять в школах звуковой метод обучения грамоте. Не нужно заучивать названия букв, обучение начиналось с выделения из слов отдельных звуков, из которых затем уже образуются слова. Учитель произносил звук, затем показывал, как пишется соответствующая буква. Сначала учили простой гласный (например, «у»), а затем прибавляли согласный (например, «с»). Ребенка учили тянуть гласный звук и прибавлять к нему согласный. Затем читали слог, где согласный был первым, а гласный вторым. К одному слогу прибавляли другой, получали слово. В целом по этому принципу обучение ведется в первых классах и по сей день. Он используется в букварях, постоянно дорабатывается, совершенствуется. Звуковой метод хорошо согласуется со структурой русского языка — большинство слов читаются так, как пишутся, правил чтения в русском языке немного (в отличие от английского или французского).

Польза чтения в раннем возрасте

Вообще, отношение к чтению у нынешних родителей весьма противоречивое. Одни считают, что книга устарела и мало чем может заинтересовать современного ребёнка, другие буквально скупают ярко иллюстрированные издания и стараются всеми силами приучить к чтению. Причём последние утверждают, что читать нужно чуть ли не с рождения малыша. И вот какие они приводят аргументы.

Многие родители думают, что читать ребёнку с рождения бессмысленно, так как он всё равно ничего не понимает. Однако, это не совсем так. Конечно, вначале малышу действительно непонятно значение слов, но чтение всё равно играет большую пользу. Происходит формирование пассивного словарного запаса. А потом, со временем, малыш начинает отождествлять услышанные слова с реальными понятиями.

Помимо этого, при прослушивании стихов у ребёнка тренируется память, а при разглядывании картинок — внимание и воображение. Причём последнее намного эффективнее развивается именно во время чтения, а не при просмотре мультфильмов, ведь когда малыш увлечён мультиками, он потребляет «готовый продукт», особо не размышляя и не фантазируя

Безусловно, чтение идёт и на пользу отношений родителя и ребёнка. Ведь когда вы читаете малышу вслух, вы общаетесь с ним, налаживаете эмоциональный контакт

А в раннем детстве это очень важно, потому что звуки родительских голосов особенно приятны младенцам

Чтение важно для ребёнка ещё и потому, что во время этого он общается с вами

Более того, учёные даже говорят, что деткам, которым с ранних лет читали вслух, легче даётся социальная адаптация.

Вот что пишет известный психолог и мама пятерых Лариса Суркова о чтении с ранних лет:

Что читать ребенку в возрасте от 1.5 до 3-4 лет?

К этому возрасту ребенок начинает понимать речь взрослого и предпринимает попытки изучить все вокруг. В жизнь приходит подражание поведению взрослых. Первые ролевые игры помогают более ярко освоить опыт, полученный в течение дня.

В этом возрасте важным фактором для прививания любви к книгам является регулярное чтение, направленное на более серьёзный и осмысленный подход к прочитанному материалу.

С учетом того, что в данном возрасте ребенок еще не в полной мере может запомнить и сопоставить разные эпизоды истории, важно каждый раз начинать историю с начала. Даже, если накануне вы не смогли дочитать до конца историю, то на следующий день ее нужно начинать читать сначала, а не с того места, где вы остановились

В этом возрасте дети часто просят читать одну и ту же историю несколько раз подряд. Не нужно им в этом отказывать, ведь это проявление того, что ребенок полностью понимает сказку или стихотворение. Используйте это для развития памяти ребенка.

Заучивайте любимые истории и стихи ребенка с ним наизусть. После того, как ребенок полностью выучит историю, попробуйте рассказать ее в неправильной последовательности и предложите малышу исправить то, что было неправильно. Таким образом, вы будете дополнительно проводить работу по развитию мышления и логики у ребенка.

Не стоит опасаться книг с незнакомыми малышу словами. Вероятнее всего ребенок уже понимает больше, чем вам кажется и внедрение в его пассивный словарь новых слов только увеличит его словарный запас и поможет развитию речи.

Что выбрать для чтения в возрасте от 1,5 до 3-4 лет?

Небольшие стихи до 12 строк. Если какое-либо стихотворение не нравится малышу, то его стоит убрать и прочитать позже. Вероятнее всего эта реакция на то, что ребенок не до конца понимает смысл прочитанного;
Короткие сказки, в которых происходит одно событие или сюжет развивается линейно

В этом возрасте важно, чтобы ребенок понимал логику происходящих событий, которые вытекают одно из другого;
Сложные истории, которые заставляют возвращаться к прошедшим событиям или же опираются на другие истории для данного возраста еще сложны и их прочтение нужно отложить для старшего возраста;
Небольшие рифмованные загадки. Использование нового вида текстовой формы позволяет усиливать интерес ребенка к чтению, так как этот вид позволяет не только пассивно слушать историю и представлять ее, но и самому участвовать в создании истории;
Книжки с животными и предметами, которыми пользовались до этого тоже можно читать, но на данном этапе в историях должны появляться взаимоотношения между героями, диалоги.

В данном возрасте ознакомьте ребенка с такими сказками как «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т.д. Идеально подходят стихи Агнии Барто для малышей и произведения В. Сутеева. Актуальными остаются потешки и стихи народного творчества.

На чем остановиться при покупке книги?

  • Прочные книги с крупными буквами и большими иллюстрациями;
  • Книги и журналы с возможностью поиграть: книги-пазлы, книги с наклейками, книги-раскраски.

Народные Потешки. Серия «Потешки-погремушки» и другое подобное.

Первые книжки с текстом у нас это — потешки. Например, нам очень понравилась серия «Потешки-погремушки». Она удобного формата, не убиваемая, картинки сложные и хорошо проработанные, да еще и бубенчики и отверстия для пальчиков, в общем книжка-игрушка. Оставшиеся от папы старые советские тонкие книжки с потешками еще круче. Они гораздо более хрупкие, зато содержание более богатое (более редкое, с интересными фразеологизмами, меньше упрощений и сокращений). В старых книжках я выбираю те, которые больше похожи на традицию народных рисунков. Конечно, потешки начинаются до книжек, раньше, еще до года, по сути с момента, когда ребенок начинает гулить и экспериментировать с артикулированием первых звуков. Функция многих из них (кроме того, что они являются носителями народной мудрости) — помочь этому артикулированию, через включение характерных слов, да и сочетаний звуков. Потешки говорятся на распев, иногда напротив бойким речетативом. Их должно быть не противно повторить сотню раз, потому что маленький ребенок любит повторы. Я, чтобы выучить «материнский набор» колыбельных и потешек, ходила на курс Анны Тепловой в родительскую школу «Драгоценность» и мы там много потешек учили наизусть. Именно для того, чтобы помочь развитию речи. Потешки отличаются от колыбельных тем, что они больше ритмичны, а колыбельные — мелодичны. В любом случае песня древнее стихов, а стихи древнее прозы, так что в таком примерно порядке: песни — стихи — проза, они ребенком и усваиваются. И хорошо, если первые песни и первые стихи ребенок слышит не в записи, а от живой мамы (папы, бабушки, дедушки, сестры, тети).