Развивающие мультики для детей до года

Оглавление

С какого возраста можно включать мультфильмы ребенку?

Во избежание малоприятных последствий всем родителям настоятельно рекомендуется ответственно подходить к воспитанию своего чада и знакомить его с телевизором только в том возрасте, в котором это разрешено специалистами. Как уже было отмечено, просмотры мультфильмов ребенком возрастом до одного года должны быть полностью исключены.

Многие родители уверены, что достижение ребенком двухлетнего возраста считается оптимальным временем для начала просмотра мультфильмов. На этот счёт у детских педиатров несколько отличительное мнение.

Так, нервная система двухлетнего ребенка сформирована лишь частично и может болезненно воспринять подобные нововведения в привычный режим. Если желание ребенка посмотреть телевизор пересиливает родительскую непоколебимость, можно пойти на некоторые уступки, но на просмотр мультфильмов не должно уходить больше 15 минут в день.

Относительно просмотра мультфильмов ребенком трехлетнего возраста также бытуют различные мнения. Так, многие специалисты, включая окулистов, настаивают на оказании отрицательного воздействия такого времяпрепровождения на здоровье и полноценное развития малыша. В то же время немало педиатров разрешают смотреть мультфильмы, но не дольше 1 часа в день.

Начиная с четырёхлетнего возраста, детки могут смотреть телевизор порядка двух часов в день, но крайне важно не переусердствовать с этим занятием и выбирать только качественные и поучительные мультики

Кормление четырехмесячного малыша

Четырехмесячный ребенок продолжает получать все необходимые питательные вещества из грудного молока, смеси для искусственного вскармливания или из сочетания двух этих способов. Чтобы точно знать, когда кормить малыша, следите за сигналами, которые он вам подает. Когда ребенок голоден, он может облизывать губы, высовывать язык, капризничать, сосать кулачок. Как правило, ребенку нужно от 120 до 180 миллилитров молока через каждые 3-5 часов. Чтобы убедиться, что ребенок достаточно ест, все еще полезно следить за количеством мокрых подгузников и консистенцией стула. Нормальные темпы роста – тоже признак достаточного питания. Контроль этого показателя осуществляет врач-педиатр.

Ваш ребенок меняется, но кое-что пока останется неизменным: ему все еще нужно много удобных подгузников. Сэкономить молодым родителям помогут скидки и акции.

Сколько времени можно смотреть мультфильмы ребенку и как это делать?

Длительность просмотра имеет такое же значение, как и содержание мультика. Интересно, что рекомендованные ВОЗ нормы значительно ниже общепривычных.

Дети 1-2 лет – 10 минут в день.Дети 3-4 лет – 20 минут в деньДети 5-6 лет – 25-30 минут в день.Дети 6-9 лет – не более 1 час в день.

Какие мультики можно смотреть детям и как это делать?

Хотя отдельные детские психологи считают, что до трёх лет детям вообще не стоит смотреть мультики, реальность XXI века делает подобную рекомендацию маловероятной. Дети уже в младшей группе детского сада активно обсуждают любимых героев и серии, так что рано или поздно ваш малыш тоже ими заинтересуется.

Поскольку возможности избежать мультиков нет, важно ограничить их и установить режим просмотра. Выбор, какие мультики смотрят дети в 3 года и в 5 лет, также будет разным

  • Мультики должен включать и выключать только взрослый. Это он решает, что именно и когда смотрит ребёнок.
  • Длительность просмотра не превышает возрастной нормы, лучше всего, если она приходится на первую половину дня.
  • Лучше смотреть мультики на большом экране (телевизор, компьютер),  так как маленькое изображение на телефоне и планшете перенапрягает мышцы глаза.
  • Детская эстетика и сюжет мультика, доброжелательная направленность.
  • Самую большую пользу принесёт совместный просмотр мультфильмов, чтобы потом можно было обсудить увиденное. Поскольку детское восприятие отличается от взрослого, иногда детям требуются дополнительные разъяснения увиденного.

Какие мультики можно смотреть ребёнку в год и старше – подборка от Натальи Фаустовой

Дети до 3 лет

•    Все мультики по сказкам Сутеева.
•    Котёнок по имени Гав.
•    Паровозик из Ромашкова.
•    По дороге с облаками.
•    Как львёнок и черепаха пели песню.
•    Винни Пух и его друзья.
•    Кот Леопольд.
•    Серия мультиков про зайца с ушами в клеточку (без слов).

Дети 3-5 лет

•    Осьминожки.
•    Приключения Стремянки и Макаронины (без слов).
•    Серия мультиков про Лунтика и его друзей.
•    Каникулы Бонифация.
•    Бобик в гостях у Барбоса.
•    Дед Мороз и лето.
•    Непослушный котёнок.
•    Дядюшка Ау.
•    Волк и телёнок.

Дети 5-8 лет

•    Мультики про Простоквашино.
•    Умка на севере.
•    Ну погоди.
•    Нехочуха.
•    Котёнок с улицы Лизюкова.
•    Про бегемота, который боялся прививок.
•    Серия мультиков про Ёжика и Медвежонка.
•    Серия мультиков «Гора самоцветов».
•    Серия мультиков про собаку Рекса (без слов).
•    Серия мультиков про обезьянок.

Сами по себе мультики не являются абсолютным злом. Многие из них содержат в себе замечательные и поучительные истории о добре, зле, дружбе и заботе, другие имеют хорошее музыкальное сопровождение, например, песни, которые все мы знаем и поём с детства. Некоторые мультики можно использовать как колыбельные сказки перед сном.

С какого возраста можно смотреть?

Лучше всего, если мама и папа посадят малыша перед телевизором не раньше двух лет. При этом необходимо следить за временем, которое кроха проводит возле голубого экрана. Идеально, если поначалу оно не будет превышать получаса. В остальное время досуг крохи должен состоять из активных игр, чтения, складывания пазлов, игр с куклами или машинками и т.д. Не лишней будет и покупка развивающих или интерактивных игрушек.

Мнение врачей

Врачи не запрещают смотреть телевизор, но очень важно ограничивать время просмотра. Нежелательно, чтобы ребенок сидел перед монитором больше 3 часов в день

Мнение родителей

Большинство мам и пап придерживаются такой же точки зрения, что и врачи. И правильно делают, поскольку дети, которые не так часто сидят у голубого экрана более подвижны, восприимчивы ко всему новому и учатся лучше сверстников. Родители считают, что лучше ограничивать просмотр телевизора, так как это влияет на нервную систему.

«Щенячий патруль» (Канада, США)

Мультфильм канадского производства был показан широкой публике в 2013 году. Это — приключенческий анимационный сериал о команде щенков-спасателей во главе с мальчиком Райдером. Сериал имеет маркировку «0+», то есть рассчитан на самых маленьких детей.

Кадр из мультфильма «Щенячий патруль»

Мнение мам:

«Моему сыну после „Щенячьего патруля“ сносит крышу. Ребёнок становится невменяемым, агрессивным, дерганным. В общем, у нас под запретом», — Любовь Ратомская.

«„Щенячий патруль“ не нравится: слишком громкий, аляпистый, возбуждающий», — Анна Гольдштейн.

«С точки зрения морали в них вроде все в порядке. Но во всех этих мультах — синтетическая эстетика! Некрасивая 3D анимация: гипертрофированные фигуры, эмоции, цвета. Дети перестают воспринимать более тонкие материи, абстракцию, полутона. Это как пересоленная или переслащенная еда», — Надежда Низамова.

«Почему никто не говорит о том, что часть мультфильмов из списка вредит ещё и тем, что опустошает родительский кошелёк? У кого дети смотрят „Щенячий патруль“, сколько предметов на каждого щенка в вашей домашней коллекции?» — Милана Касакина.

Какие передачи можно смотреть ребёнку по телевизору?

Увеличение времени эфира не означает стихийный просмотр всего подряд. Времени мало, но даже его хватит, чтобы нанести ребёнку вред при неправильном выборе передач. Смотрите с малышами развивающие программы, это намного полезнее, чем обычные развлекающие мультфильмы.

Оградите ребёнка от рекламы, сериалов, информационных передач. Именно в них кроется ответ на вопрос: почему детям до года нельзя смотреть телевизор. Во многих сюжетах для взрослых проецируются негативные ситуации: сцены насилия, конфликты, разводы, несчастная любовь. Информационные программы не рекомендуется смотреть детям до 10 лет.

Можно смотреть позитивные программы с развивающим уклоном, например, о красоте и разнообразии окружающего мира. Это благоприятный период, когда можно показывать мультики ребёнку, чередуя их с просмотром развивающих программ. Рекомендуем прививать с помощью телевизора интерес к правильному питанию, спорту, здоровому и активному образу жизни.

При выборе учитывайте возраст ребёнка, не навязывайте ему просмотр сложных для него аналитических программ об искусстве и науке. Полезнее будут передачи в виде игры, шоу, викторины, разработанные специально для его возраста.

Пара слов в защиту Маши

Вредные и полезные мультики. Еще один спорный вопрос. Публикация пару-тройку лет назад списка “опасных” для детской психики мультфильмов и попадание в этот перечень хитов вроде “Маша и медведь” существенно подняло градус дискуссии на эту тему. В первой пятерке этого антирейтинга оказались также “Монстр Хай”, “Губка Боб” и “Том и Джерри”. Разгоняя панику в Сети авторы публикаций о вреде указанных мультфильмов ссылались на некое исследование известных психологов. На поверку оказалось, что скандальный список был составлен студентами и преподаватели психологического факультета Московского государственного университета по итогам “исследования”, проведенного в рамках Летней психологической школы – такое себе научно-практическое мероприятие, которое проводится на берегу водохранилища ежегодно по окончанию учебного года. Что-то вроде ненавязчивого тренинга для будущих психологов, организованного их преподавателями. Найти более исчерпывающую информацию о самом исследовании проблематично. Сколько детей было подвергнуто исследованию, какие методы применялись, в чем конкретно выражался опасный эффект от просмотра указанного перечня мультфильмов, в прессе не приводится. Просто психологи установили, что, например, Маша может стать примером для подражания для детей, а ведь она демонстрирует плохое поведение. Якобы все дети склонны к подражанию, а этот мультфильм формирует у ребенка неверные поведенческие модели. Точка. То есть плохое поведение героя мультфильма и последующая девиантность зрителя поставлены в прямую зависимость.

Авторы “исследования” упустили один момент. Практически все сюжеты сказок строятся на противопоставлении хороших и плохих героев. Даже в безобидной истории про Чебурашку есть Шапокляк. Если формально следовать логике психологов или тех, кто интерпретировал содержание их тренингов, от детей куда подальше следует убрать даже историю о Колобке. Невероятно жестокий финал. Из “Золушки” стоило бы убрать образ мачехи – ребенок может счесть приемлемыми семейные отношения, построенные на эксплуатации детского труда. Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей и Соловей-разбойник – еще те монстры. Их, вероятно, тоже следовало бы убрать с детских глаз долой.

“Дети склонны верить всему происходящему” – так сторонники запрета поясняют мнение, что в мультфильмах не должно быть героев, чье поведение будет способствовать формированию личности с асоциальными формами поведения. Попробуйте умозрительно вычеркнуть из списка мультфильмов все, в которых есть злодеи, хулиганы, плохие волшебники, глупцы, обманщики и лгуны. Что-то осталось?

А может, все правильно с точностью до наоборот, и именно плохие герои показывают малышам, как не стоит делать?

Развитие или нет?

Нередко младенец в кроватке с интересом поворачивает голову к телевизору, по которому идет сериал или реклама. Однако все специалисты единодушны во мнении: до года телевизор следует держать подальше от малыша! Иначе такой досуг скажется отрицательно на развитии не только зрения, но и нервной системы, мозга.

Самые простые развивающие мультики (не сюжетные) можно включать ребенку с двух лет: к этому моменту мозг малыша окончательно сформирован и готов к получению информации. Однако окулист все еще будет возражать против такого досуга. Глазное яблоко формируется окончательно только к восьми годам. Так что, если вы не хотите, чтобы ваше чадо ходило в очках, контролируйте увлечение мультфильмами с детства.

Нужен контроль!

В три года современные дети уже умеют пользоваться пультом от телевизора, папиным компьютером и маминым мобильным телефоном, так что включают себе мультфильмы самостоятельно. Однако психологи предупреждают: родители должны смотреть мультфильм вместе с ребенком, обязательно комментируя происходящее

Особое внимание уделите отбору материала для просмотра

Мультфильмы должны быть короткими, простыми по сюжету и обязательно добрыми. Подойдут потешки, народные сказки, короткие серии типа «Свинки Пеппы». Детская психика еще не готова к большим эмоциональным нагрузкам, так что после просмотра мультфильмов ребенок может стать капризным, плаксивым.

Хорошие и плохие

За что психологи не любят мультфильмы? За то, что это как фастфуд для детского мозга: очень вкусно, но бесполезно, а в больших количествах и вредно. Готовый сюжет, яркая картинка, громкая музыка не развивают фантазию, зато ведут к нарушениям нервной системы, что сказывается на аппетите, сне, поведении. Существует прямая связь между просмотром мультфильмов и нарушениями работы мозга. Вот почему сейчас так много гиперактивных детей, малышей с нарушениями речи. Чтобы сэкономить финансы на лечении в будущем, намного проще с детства регулировать отношения ребенка с мультфильмами, ведь для него это наркотик: хочется больше и больше.

Обычно бабушки тяготеют к советским мультфильмам, а родители включают исключительно современные иностранные ленты: девочкам – про принцесс, мальчикам – про роботов и супергероев.

Зарубежные мультфильмы могут быть поучительными:

  • «Бэмби»;
  • «Король Лев»;
  • «Город героев»;
  • «Пиноккио».

Психологи не рекомендуют детям до четырех лет включать мультфильмы с отрицательным поведением персонажей, например, «Том и Джерри», «Маша и Медведь», так как ребенок этого возраста может начать копировать увиденное.

Можно ли есть и смотреть мультики одновременно?

https://www.youtube.com/watch?v=PFcW0QVbf00Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Можно ли есть и смотреть телевизор одновременно? – Доктор Комаровский (https://www.youtube.com/watch?v=PFcW0QVbf00)

Особенности зрения грудничков

  • У новорожденных в первые месяцы и даже в первый год жизни зрение еще не такое острое, как впоследствии. Дело в том, что их глаза еще не полностью адаптированы к внешнему миру;
  • Маленькие до месяца вообще видят картинки достаточно размытыми, распознают не все цвета;
  • У грудничков еще не такая хорошая реакция, поэтому они не успевают следить за быстрой сменой картинок, что, безусловно, может их нервировать при просмотре динамичного видео. Это очень напрягает не только зрение, но и нервную систему;
  • Новорожденные обладают слабыми глазными мышцами, что затрудняет фокусировку взгляда – дети часто косят, их глазки «разбегаются» в разные стороны. Это не опасно и со временем проходит;
  • До 1-1,5 месяцев малыши видят не дальше 40 см, потом –  до 60. К полугоду маленький уже видит дальше;
  • До 3-х лет зрение ребенка продолжает формироваться и только после этого возраста должна пройти физиологическая, свойственная всем малышам дальнозоркость;
  • До года ребенок не понимает, что происходит на экране телевизора, он больше реагирует на громкие звуки оттуда, чем на изображения. Поэтому, желая отвлечь кроху, лучше включить ему аудиосказку или белый шум, если другими способами вы успокоить малыша не можете.

Подробнее об этом способе читайте в статье Белый шум для новорожденного>>>.

Чтобы чувствовать себя с грудничком уверенно, понимать почему он плачет или беспокоится, смотрите курс про воспитание и развитие ребенка до года Мой любимый малыш>>>

Зачем ребенку мультфильмы?

Многие считают, что просмотр мультфильмов – это просто развлечение для ребенка, которое не несет особой смысловой нагрузки. На самом деле это не так. Мультфильмы, наряду с книгами и рассказами родителей, влияют на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Дети в первые годы жизни познают окружающий мир и впитывают информацию из любых источников: они запоминают то, о чем рассказывают им мама с папой, родственники, другие дети в детском саду. Точно так же они черпают информацию из книг и телевизионных программ. Даже если вам кажется, что ребенок увлечен своими делами и не обращает внимания на боевик, который смотрит по телевизору его папа, на самом деле его мозг в это время все равно обрабатывает информацию, поступающую из телевизора. И эта информация либо полностью, либо частично отложится у него в голове

Именно поэтому так важно тщательно следить за тем, что именно смотрит ваш ребенок

Наблюдая за героями мультфильмов, ребенок сопоставляет их поведение со своим собственным, с поведением своих родственников, друзей, знакомых. Положительные и отрицательные герои, ситуации, в которые они попадают и мораль самого мультфильма формируют у ребенка представление о взаимоотношениях между людьми. Ребенок через мультфильмы учится отличать добро от зла, хорошие поступки от плохих. У него формируется понятие о том, что такое дружба, любовь, уважение, взаимопомощь, поддержка, умение выслушать.

К сожалению, сюжеты современных мультфильмов не всегда осмысленны, и порой вместо пользы такие мультфильмы наоборот наносят детям вред, формируя у них неправильную картину мира, поэтому важная задача родителей – правильно выбирать детский «контент».

Негативное влияние телевизора на ребёнка

Выводы сделаны неутешительные: безусловно, вред существует, и он намного более серьёзен, чем просто ущерб зрению. Телевизор оказывают негативное влияние на психику, личность, характер и поведение детей. Педиатры бьют тревогу, уверенно заявляя, что одной из главных причин повышенной болезненности детей нашего века является частое сидение перед экраном. Обсуждение проблемы: можно ли смотреть телевизор грудным детям или нет, однозначно приводит к отрицательному ответу.

В чём конкретно проявляется негативное влияние?

Закрепляется привычка к неактивному образу жизни. Ребёнок сидит и смотрит в одну точку, не совершая исследовательскую деятельность и не проявляя интерес к остальным окружающим предметам.

Происходит подмена идеалов и ценностей стандартными сюжетами с экрана. Дети получают первый жизненный опыт не в соответствии с моральными ценностями семьи и общества, а из примеров поведения героев мультфильмов и передач.

Портится зрение. Процесс идёт незаметно и постепенно, поэтому, на первый взгляд, не представляет опасности, но в действительности ущерб органам зрения наносит. Это утверждение справедливо при превышении норм допустимого времени в компании телевизора.

Замедляется физическое и умственное развитие, страдает наглядно-образное мышление.

Нарушается память, появляется плохой сон и неадекватная смена возбуждения и торможения.

Истощается нервная система.

Если вы ещё не получили разумные доводы, и у вас остался вопрос почему детям нельзя смотреть телевизор, прочитайте следующий раздел.

Увы, пунктов в списке «чем вредно телевидение» наберется больше:

Вред для глаз. Ребенок не может сфокусировать взгляд на одной картинке, потому что она меняется слишком быстро

Также важно отметить, что ребенок около телевизора реже моргает, двигательная активность глаз сильно снижается, а нервная система устает от мерцания. Со временем перенапряжение внутриглазных мышц ведет к близорукости и даже косоглазию.
Вред для развития мозга

Ребенок, «живущий» у телевизора, теряет воображение, логику, способность размышлять логически, анализировать и делать выводы: нужные изображения и выводы ему дает ТВ, оно же «разжевывает» все задачки и дает ответы, которые мозг ребенка должен искать самостоятельно. Телевизор превращает ребенка из потенциального творца в обычного «потребителя», который, раскрыв рот и почти не мигая, «поедает» все, что льется с экрана.
Вред для психического здоровья. При длительных просмотрах ТВ нервная система ребенка перевозбуждается, следствием чего становятся бессонница и нервозность, стресс, агрессивность, и проч.
Вред для физического здоровья. Лежа/сидя у телевизора, ребенок находится в состоянии физического покоя и практически не расходует энергию. Мало того, согласно проведенными исследованиям, во время просмотра ТВ расходуется еще меньше энергии, чем просто в состоянии покоя. Большинство любителей ТВ страдают от лишнего веса и проблем с позвоночником.
Вред для развития речи. Лексикон ребенка обрастает жаргонизмами и теряет литературность. Постепенно речь обескультуривается, становится примитивной. Кроме того, развитие речи ребенка не может происходить в одиночку – только лишь за счет общения с экраном. Для развития речи нужен контакт – живой диалог ребенка и взрослого. ТВ-изолированность от такого взаимного общения – прямой путь к потере способности воспринимать речь на слух, и оскуднению речи в целом.

Влияние мультфильмов на человеческие качества ребенка

Ведь далеко не все из них должным образом влияют на весьма хрупкую психику малыша.

Начнем с того, что ребенок в этом возрасте, словно губка, впитывает все, что видит на экране, пытается повторить в жизни, верит в реальность, которую проецируют режиссеры в мультфильме. Поэтому, если малыш смотрит мультики о сверх героях – ждите, что он захочет вскоре летать, иметь лазерный меч или другие нечеловеческие способности. Никто не говорит, что это плохо, просто стоит быть начеку – а вдруг он возьмет себе в голову, что тоже сможет пройти через стену, разгонится и ушибется.

Ребенок восторге от мультфильмов

Начнем с того, что мультфильмы, да и вообще телевизор или видео на компьютере ребенку в день можно смотреть не более полутора часов. Кроме того, это не очень полезно для глаз. Может по-настоящему вырвать малыша из реальности или стать для него вполне реальной зависимостью, без которой он будет капризничать, кричать, плакать, требуя вернуть «мультики».

Если вы, осознали, тогда можно переходит непосредственно к самому перечислению тех мультипликационных фильмов, которые не только не вырвут малыша из реальности, но и будут обучать его таким важным человеческим качествам как:

Сострадание;
Внимание к окружающим;
Доброта;
Признательность;
Благодарность;
Умение действовать рассудительно в сложных ситуациях.

Какие мультики выбрать?

Фразы из анимационного серила про Машу и Медведя цитируют даже взрослые. Цирковой медведь в отставке волею судьбы каждую мультипликационную серию принимает в гости Машу, к которой неприятности притягиваются как магнит. Видно, что создатели хорошо потрудились над изображением и художественным смыслом. Специалисты по детской психике увидели в мультике отрицательный посыл: «ты можешь вести себя, как тебе вздумается, и нести ответственность ни за что не будешь». У главной героини болезненная гиперактивность, основанная на недостатке внимания и эгоизме. Сериал снимает все табу на плохое поведение ребёнка. Психологи советуют смотреть мультик с родителями, чтобы взрослые комментировали поступки Маши и говорили, что такое поведение непозволительно.

Куклами из мультика про фей Винкс грезят все девочки. По сюжету в каждой серии шесть эффектных барышень обучаются в школе фей, борются с темными силами и устраивают личную жизнь.

Главные героини – реализация фантазий дизайнеров Дольче и Габбана. Барышни с кукольным лицом, красивыми ногами, изящными талиями, длинными волосами и одетые 16+. Глядя на них, у девочек закладывается ложное представление о красоте, не существующее в природе. У юных зрительниц формируются комплексы неполноценности по отношению к собственной внешности. Кроме того, феи Винкс высмеивают такие качества, как сострадание, милосердие, доброта, скромность. В анимационном сериале доминирует женская сила, прекрасные героини грубят, могут ударить – в полном смысле слова сами стоят за себя. Посыл мультика: «Я достойна красивой жизни без капли труда». Всю работу за прекрасных див выполняют их маленькие помощницы.

По мнению психологов, в анимационном сериале про семью Барбоскиных показана явно нездоровая модель семьи. Родители щенят из серии в серию занимаются своими делами и появляются на экране, когда надо поругать детей или выполнить их капризы в виде покупок. Жизнь щенят построена на ругани, обзывании и интригах. Главные герои: глупая блондинка, зубрилка в очках, не блещущий интеллектом любитель спорта и посредственный малыш, ябеда с логопедическими дефектами – избитые стереотипы.

Это еще не все анимационные сериалы, часто показывающиеся по телевизору, и к которым у психологов возникают вопросы. И тем не менее детство невозможно представить без мультфильмов. Полный запрет вызовет еще больший интерес. Что же делать? Смотреть мультики вместе с ребёнком. Сначала узнайте мнение малыша относительно спорных, по вашему мнению, вопросов. Объясняйте, в каких случаях поведение героев непозволительно, а лучше сами подбирайте детские сериалы, где персонажи демонстрируют добрые качества, смелость и мужество.

Возможные последствия

Итак, негативное влияние телевизора безусловно есть, но остаётся открытым вопрос: насколько оно серьёзно и может ли привести к опасным последствиям во взрослой жизни, или проблемы закончатся в детском возрасте? Если для ребёнка в детстве телевизор был основным источником получения информации о мире и о взаимодействии с окружающими, то проблемы в будущем обеспечены. Перед тем, как решить, со скольки детям можно смотреть телевизор, узнайте о главных опасностях.

Снижение познавательной активности

Зачем искать ответы на вопросы опытным путём, проводить тяжёлые исследования, делать анализ и другие действия, если можно получать сведения пассивным путём, просто просиживая часы перед экраном. К таким выводам приходят дети.

Отсутствие воли

Ребёнок вырастет безвольным, ему трудно будет ставить перед собой цели и доводить начатые дела до конца. Как можно строить планы на будущее, если дневной график зависит от расписания телевизионной программы?

Замедленность мыслительных процессов

Осталось ещё много взрослых людей, которые на вопрос: вредно ли смотреть телевизор грудному ребёнку отвечают отрицательно и не связывают эту проблему с последующими плохими оценками в школе и вузах. Но взаимосвязь есть, и она доказана: до года идёт активное развитие всех сфер, в том числе и мыслительной.

К другим последствиям относится примитивная речь с часто употребляемыми оборотами из рекламы и фильмов, потеря интереса к общению со сверстниками и родителями, негативные установки в жизни, отсутствие творческих способностей и креативного мышления.

Правила безопасности

Прежде чем посадить ребенка возле телевизора, обеспечьте ему удобное место, например, стул со спинкой, диван или кресло

Также обратите внимание на следующие правила:

  1. Найдите оптимальное расстояние от глаз малыша до монитора. Экран не должен располагаться слишком близко. Расстояние должно составлять хотя бы 3 метра. При этом помните, что сильно далеко отсаживать кроху тоже не стоит, иначе он будет напрягать глаза.
  2. Не позволяйте смотреть ТВ в полной темноте. Это губительно сказывается на зрении.

Что можно смотреть?

Развивающие передачи станут идеальным досугом для детей. Также можно показывать малышам мультфильмы с познавательной составляющей. Выбор для просмотра должны делать родители в соответствии с возрастом ребенка. При этом желательно объяснять непонятные моменты на экране малышу. Лучше всего для малыша подойдут мультики “Лунтик”, “Фиксики”, “Барбоскины”, “Малышарики”, “Три кота”, “Пластилиновая деревня” (японского производства), “Рассказы старого моряка” (СССР, 1970-1972 г), “Исторические личности. Анимированная энциклопедия” (США, 1991 г) и т.д. Не менее интересны для детей мультсериалы “Жили-были” про первооткрывателей, производства Франции.

Мультик “Лунтик”.

Если крохе понравился мультсериал и он хочет посмотреть сразу несколько серий, не стоит идти у него на поводу. Лучше разграничить просмотр на несколько этапов. Например, одну серию с небольшими перерывами утром и другую вечером

Эти меры предосторожности помогут предотвратить перенапряжение глаз и гиподинамию

Что нельзя смотреть?

Не все передачи для детей одинаково полезны. Несмотря на то, что многие из них сняты для малышей и подростков, сняты с агрессивным подтекстом. Не рекомендуется давать смотреть своему ребенку следующие мультфильмы:

  1. “Том и Джерри”. Кот на протяжении всех серий бегает за мышонком и пытается его убить.
  2. “Полный расколбас”. Рейтинг этого анимационного фильма 18+. Весь мультик сопровождается пошлыми и грубыми шутками на протяжении всего хронометража.
  3. “Алиса в стране чудес”. Этот мультфильм производства студии Дисней 1951 года показывает детям, как не надо себя вести. Главная героиня разговаривает с незнакомцами, гуляет там, где ей запрещено гулять, пьет незнакомую еду и ест незнакомые напитки.

Несмотря на то, что многие родители выступают против мультфильма “Маша и медведь”, специалисты все же приходят к выводу, что этот мультик учит добру. Конечно, в анимационном фильме есть сцены, где главная героиня мучает волков и других животных, но скорее делает это из-за заботы, не пытаясь им навредить.

Детям нельзя смотреть мультики, которые транслируют жестокость.

Список «успокаивающих» мультиков

Отдельный ключевой момент — содержание вечерних мультиков, их успокаивающая направленность. Так, данная анимация должна отвечать следующим условиям:

  1. Доброжелательный сюжет, созидательная направленность. В мультике должна присутствовать надежда только на хорошее, победа добра над злом. Главные герои явно являются положительными. При этом пусть сюжет будет не слишком динамичным, более спокойным. Не нужно, чтобы ребёнок слишком переживал за персонажей (как, например, в «Рикки-Тикки-Тави» по сказке Р. Киплинга).
  2. Минимум шума, крика (как, например, в «Маша и медведь»). Хорошо, когда анимация сопровождается лиричной спокойной музыкой.
  3. Мультфильм соответствует возрасту ребёнка, его восприятию.
  4. Детская эстетика: образы персонажей тщательно проработаны, люди и звери в мультфильме выглядят милыми, но никак не устрашающими, с условными чертами (как, например, в мультсериале «Куми-Куми»).

Всем этим правилам соответствуют многие мультфильмы из так называемого Золотого фонда советской мультипликации. Специалисты (например, Анастасия Абрамова, педагог и культуролог) рекомендуют следующие варианты:

  • «Жил-был пёс».
  • «Каникулы Бонифация.
  • «Большой Ух».
  • «Умка».
  • «Паровозик из Ромашково».
  • «Винни-Пух и его друзья».
  • «Как львёнок и черепаха пели песню».
  • «Котёнок по имени Гав».
  • «Осьминожки».
  • «Приключения домовёнка Кузи».
  • «Мама для мамонтёнка».
  • «Простоквашино»
  • «Малыш и Карлсон».
  • Серия мультфильмов «Весёлая карусель»
  • Серия мультиков про Ёжика и Медвежонка.
  • «Мешок яблок».
  • «Гена и Чебурашка».
  • «Крошка Енот».
  • «Паровозик из Ромашково».
  • «Осьминожки».
  • «Катерок».

Большинство советских мультфильмов (так называемый Золотой фонд) подходят для вечернего просмотра ребёнком

Кроме того, можно найти и подходящую современную анимацию. Это специально разработанные успокаивающие мультики для вечернего просмотра, которых очень много на канале YouTube

Данный контент убеждает малыша в важности сна, целенаправленно помогает ему настроиться на ночной отдых (чаще всего на примере маленьких зверят). В качестве примера можно привести следующие варианты

Что и сколько времени смотрит мой ребенок?

Почему мы не показывали дочери мультики до трех лет

Когда дочка была совсем маленькая, я тоже периодически пыталась показывать ей мультфильмы, наслушавшись о их пользе для детей. Это были моменты моей слабости. Однако ничего хорошего из этого не выходило — ребенок капризничал, перевозбуждался уже через 2 минуты после просмотра.

Причем я, как тупоголовая современная мамаша, показывала ей хваленые мультики из ютуба про синий паровозик и разноцветные машинки с ужасно въедливыми песнями, которые после этого даже у меня крутились в голове целый день. Все вокруг уверяли, что от якобы обучающих роликов будет только польза — ребенок научится определять цвета, виды машинок, формы и прочее.

Также иногда я показывала дочке видео с телефона. Вскоре иногда превратилось в часто — точнее, было уже трудно понять, где грань дозволенного.

К счастью, я скоро отказалась от этой затеи.

  1. Во-первых, реакция малышки была совсем неадекватной, и после просмотра видео я ее просто не узнавала.
  2. Во-вторых, каждый раз при виде телефона дочка просила снова показать ей видюшки. Само собой, отказ на просьбу встречался с большим негодованием…
  3. В-третьих, я поняла, что обучить чему угодно можно без телефона и телевизора. Мало того, мы не стали учиться распознавать цвета, формы и прочее по карточкам и пособиям — я не понимала, почему нельзя это сделать в реальном мире.

Правила просмотра телевизора ребенком в нашей семье

Сейчас нашей дочке чуть больше трех лет, и мы только-только начали смотреть мультики.

Это может быть не каждый день и не превышает 30 минут в день (два мультфильма по 10-15 минут, чаще всего не подряд). Как правило, во время просмотра телевизора я сижу рядом и отдыхаю или обнимаю ребенка. Сначала я комментировала мультик, спрашивала дочку, все ли ей понятно, теперь она сама замечает забавные моменты и объясняет их мне, смеется и даже делает какие-то моральные выводы.

Расстояние от ребенка до телевизора — около 2-2.5 метров, насколько это позволяют габариты нашей комнаты. Освещение имеется, в темноте никогда не смотрим.

Еще дочка смотрит несколько отобранных танцевальных роликов — по ним учится повторять движения, и это классное продолжение зарядки. После 10-15 минут таких видео, под которые она все время пляшет, дочка вся мокрая и уставшая :). Танцы — это отличная физическая активность.

Именно сейчас я стала видеть некоторую пользу мультфильмов для ребенка. Теперь, в 3 года, они вызывают больше положительных эмоций, чем раньше, а правильные мультики учат состраданию, труду, взаимопомощи. Кстати, в одной из следующих статей я составлю подборку наших самых любимых мультиков.

Теперь дочка не капризничает, когда я выключаю телевизор, а наоборот, следит, чтобы я сделала это вовремя. Она уже большая и понимает, что два мультфильма в день — это предел, и можно больше не просить. К этому возрасту ребенок уже научился занимать себя играми, придумывать сюжеты и занятия, используя даже подручные предметы. И я безумно рада, что не поддалась тогда на провокации и собственную лень, и мне не приходится переживать за будущее своего ребенка.

Надеюсь, моя статья вас не утомила, и вы вынесли из нее что-то полезное для себя. Я очень старалась убедить вас в том, что детям все-таки нельзя включать мультики и давать гаджеты до 3 лет, и рассказать, с какого возраста можно смотреть телевизор без вреда и сколько времени.

Желаю здоровья вам и вашим деткам!

Ваша Блогомамочка