Гуманная педагогика в 12 цитатах шалвы амонашвили

Про воспитание детей

Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
Во имя отца, и сына, и хорошего воспитания. Ремень.
Задумайся, прежде чем сделать плохой поступок. У тебя за спиной ребенок, который думает, что ты для него герой!
Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. А. С. Макаренко
Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. М. Горький
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности. Джордж Бернард Шоу
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Воспитывайте детей, не делая им замечаний. Охраняйте детство от замечаний и упреков. Воспитание без замечаний — лучшее, что вы можете дать своим детям. Симон Львович Соловейчик
Если воспитание мальчиков требует больше усилий – прилагайте больше усилий. Маргарет Мид
«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми»
Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании.
Как воспитывать детей знает каждый, пока не появятся свой ребенок
Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет
Воспитание детей — это не дать им загнуться раньше времени. Город Хищниц (Cougar Town)
Свято верю, что ребенок - это подарок от Бога. Это настолько ценный подарок, что его надо постоянно любить, баловать и воспитывать.
Не учите детей быть богатыми. Учите их быть счастливыми. Когда они вырастут, будут знать ценность вещей, а не их цену.
Хотите, чтобы ваши дети росли здоровыми и послушными? Педиатры рекомендуют давать детям “Ремнишку”.
Детям нужны не поучения, а примеры
Прежде чем ругать ребенка, вспомни себя в его возрасте, погладь его по голове, поцелуй и иди пей свою валериану.
В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.
Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. Януш Корчак
Не строгость и спартанское воспитание делают ребёнка достойным человеком, а заряд душевной теплоты, который он пронесёт через всю жизнь. Илья Николаевич Шевелев
В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке, как чувство. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Воспитание ребёнка — это прежде всего воспитание самого себя. Должна быть забота родителей не только о детях, но и о своём теле, душе и духе. Валерий Синельников
«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа»
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. А. С. Макаренко
«Когда ребенка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким»
Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.
Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов. О. Бальзак
Детям нужны не поучения, а примеры. Жозеф Жубер

Теория гуманно-личностной педагогики

Исследования в области педагогической психологии дали жизнь новой педагогической идее — гуманно-личностной педагогике.  Она является основой для образования будущего, раскрывает духовную и часть земной природы ребенка — психику.

Основу этой теории составляет синтез идей, основанных на аксиомах и выводах:

  • о реальности Высших Сил;
  • на бессмертности души;
  • о земной жизни как небольшого пути по совершенствованию своей души.

На этих идеях построен фундамент гуманно-личностной педагогики. Он был заложен святыми писаниями всех религий, учениями Бердяева, Соловьева, Флоренского, Рериха, педагогикой сотрудничества.

На основе педагогической психологии строится особое отношение к ребенку:

  • это особое явление в земной жизни;
  • носитель своего предназначения (миссии) на Земле;
  • в нем неограниченная энергия духа.

Это позволяет в обучении и воспитании ребенка опираться на его природное стремление к развитию и личной свободе. Учитель становится лишь образцом духовности и проводником в самопознании ребенка.

Статусы про детей со смыслом

Пусть дома будет лучше бардак с детьми, чем порядок без детей!
Дети - главная радость в жизни!!! Всё остальное приходит и уходит
Вышел на балкон, посмотрел во двор, а там дети бегают, играют, на велосипедах катаются. Счастливые, им ещё не купили компьютер...
Детская прелесть кроется в том, что с каждым ребенком все обновляется и мир заново предстает на суд человеческий.
Если существует что-нибудь, чему Ваши дети точно Вас научат, так это тому, чтобы регулярно делать ремонт в доме.
Детство – когда все удивительно, и ничто не вызывает удивления
Если бы мир был хорошим местом , то мы бы не плакали при рождении...
Матери больше любят своих детей, чем отцы, потому что они больше уверены, что это их дети…
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Дети мечтают. И больше всего они мечтают о том, что они сделают, когда повзрослеют. Этим они ничем не отличаются от многих взрослых.
В жизни мы сталкиваемся с одной досадной фигней… В один прекрасный день твой ребенок становится взрослым.
Любите своего ребенка, а не свое идеальное представление о нем, и помните: он человек!
Нет никого более уверенного в искренности своей любви, чем ребенок.
Детство – единственная страна, которой не страшен ни финансовый кризис, ни бури, ни грозы, ни прочие беды… если рядом – мама
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Сегодня ты кормишь его грудным молоком и учишь ходить, а завтра он тебя учит, как пользоваться новым компьютером.
Я начинаю подозревать, что дети существуют исключительно ради того, чтобы огорошивать своих родителей всяческими сюрпризами.
Только дети помогут узнать, каким запасом терпения вы обладаете
Если у женщины есть мужчина, которого она любит больше жизни...то этот мужчина - ее сын!
Думать, что все дети – ангелы, это заблуждение, которое может быть для вас опасно.
Мама,а ты в любовь веришь? -Да, сынок. -А папу любишь? -Да. -А кроме папы любила? -Да -А как его звали? -Денис. -А почему… -Слишком много вопросов,уже поздно, Дениска, ложись спать.
Брошенные дети часто живут с родителями.
Если ваш ребенок просит сделать ему подарок на День рождения деньгами, не сомневайтесь, он точно уже вырос
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
Будь добр к своим детям — именно они потом будут выбирать тебе дом для престарелых
Детство - это такое время, когда ты думаешь, что ты взрослый, а взрослые думают, что ты ребенок. И при этом все капитально заблуждаются.
Для того чтобы поставить детей на ноги, надо снять их со своей шеи.
Вы замечали, как встречаются и прощаются дети? Они встречаются в первый раз, как будто знакомы вечность, прощаются навсегда как будто до завтра.
Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо.
В наследственность больше всего верят отцы, у которых красивые дети.
Мы дарим детям жизнь, а они нам — её смысл.
Я бы назвала детей не цветами жизни, а цветами материнских мук. Но без детей тоже женщине никак не обойтись
К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды.
Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи
Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
Честно говоря, все, что связанно детьми, — это сплошной сюрприз.
Люби своего ребенка любым — не талантливым, не удачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Нет двух одинаковых детей - особенно если один из них ваш.
Ребёнок повзрослел, когда на вопрос родителей: "Что тебе подарить?", он отвечает: "Давайте деньгами!"
Не рожайте детей ради семейного счастья — рожайте детей в счастливых семьях.
Когда ты хочешь быстрее повзрослеть - ты ещё ребёнок! Но когда ты скучаешь по детству - ты давно уже вырос!
Дети — это мы обновлённые. Видом и поведением, немножко измененные.

Статусы о детях могут быть совершенно разнообразными – веселыми и грустными, забавными и удивительными, но все они наполняют нас целым спектром эмоций, меняют настроение и просто помогают радоваться жизни так, будто бы мы сами становимся детьми. Ведь эти маленькие люди обладают огромным количеством ценнейших качеств – говорить все, что думают и находить счастье в мелочах. С возрастом мы теряем такие способности, но делать этого не стоит. Всегда необходимо сохранять в душе ребенка, чтобы уметь отыскивать прекрасное там, где его след почти стерся. Этому нас учат и статусы со смыслом про детей.

Смысл жизни

В чем смысл жизни? С этого вопроса Амонашвии начал семинар. Подумав, многие бы ответили, что у разных людей он разный. На самом деле, он есть, даже если мы его не знаем смысла своей жизни. Удивительно другое: мы приспособились жить, не зная смыла своей жизни и не занимаясь его поисками. А на деле живем просто безо всякого смысла.

А Шалва Амонашвили знает, в чем смысл: он в совершенствовании нашей собственной души. Душа каждого из нас – это алмаз негранёный. Самородный алмаз – это бесформенный полупрозрачный камешек, часто, с трещинами и посторонними включениями. Его огранка, тщательная отшлифовка делают его драгоценностью – бриллиантом. Смысл нашей жизни – в шлифовке нашей души, превращении ее в бриллиант. Ведь, иначе, зачем при рождении нам дается душа и куда она исчезает при смерти? Это, между прочим, слова Льва Николаевича Толстого. Нужно заботиться о своей душе, ведь она живет вечно. Ее нужно шлифовать всю жизнь.

Нам, тем, кто пока живет на Земле, не столь уж долго – 20, 30, 50,… иногда кажется, что мы будем жить вечно, и можно обойтись без ответа на вопрос о смысле. Но Амонашвили уже 88, и он уже у последней черты. И теперь вопрос о смысле жизни становится по-настоящему важным, главным…

Такой вот получился каламбур. Никто тебе не друг и не враг, а только учителя, «точилка» для твоей души. То есть смыслом собственной жизни мы являемся сами, наше собственное совершенствование и есть этот смысл…

Это христианство. Правда, не совсем официальное, не совсем такое, как нам рассказывает Патриарх Кирилл. Но всем нам приходится выбирать, в какую Церковь верить, в Земную или Небесную. И решать, можем ли познать Бога – без пояснений и трактовок.

И все-таки…

И все-таки Амонашвили не сказал, как надо учить детей. Может быть, он понял, что просто не существует единственно правильного способа образования. Или пытается стоять «над схваткой» — будущее (ну, или вскрытие, как говорят доктора) покажет.

Есть безалаберное, бессистемное образование и воспитание, и, кажется, такое сейчас массово развивается под видом семейного образования. Она опасно тем, что в результате ребенок может не состояться как социальное существо. Но это образование развивается как способ бегства от традиционного, от массовой «государственной» школы.

Традиционная, привычная нам массовая школа – авторитарная, поскольку все здесь решает учитель, или уже не учитель — бесчисленные руководители учителя. Здесь действует грубый или подслащенный механизм кнута и пряника. Никакой любви к ребенку. Стандарты. Удешевление. Отметки. Строгость. Школа изгнала из себя воспитание. Многие учителя (и не только) верят, что только силой можно управлять современными детьми, только так можно сделать управляемых детей.

И школа выдает управляемых детей и людей, а «нормальных», успешных и счастливых, в небольшом количестве, с КПД не выше паровоза, процентов 7-9 процентов, но выдает, ведь иначе, откуда бы они брались?

А нужно совсем другое. Может быть, этот КПД можно существенно повысить, скажем, до 30-40 процентов, используя всякие гуманистические системы и методы образования. Амонашвили не знает, и мы не можем утверждать, что знаем больше него.

Пока само общество слишком несовершенно и противоречиво. Нужно время, чтобы новые обстоятельства жизни в России проявились и окрепли. А пока что даже в рамках старых, традиционных подходов учителю просто нужно быть добрее к детям и проявлять к ним больше любви.

Нужно перейти к психологии согласия вместо психологии управления. Нужно учиться уступать друг другу, чтобы сохранить согласие. Этого требовал еще гениальный Выготский, который, как известно, наше «все» в педагогике и психологии.

Школа, стандарты, отметки, домашние задания….

Гуманная педагогика и система обучения Амонашвили

«Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», — эти слова советует ежедневно произносить  педагогам и родителям Шалва Александрович.

Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:

  • любить ребенка;
  • очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
  • проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.

Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка.

Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:

  • уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
  • быть деятельным оптимистом, верить в результат;
  • обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.

Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью.  Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.

При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

Поэтому школы Шалввы всегда ставят перед собой такие задачи:

  • дать толчок культурному саморазвитию ребенка;
  • сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья);
  • энергию детей умело перенаправить на занятия;
  • подстегивать познавательный инстинкт детей.

В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются. Он соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам.

Ученики привлекаются к выстраиванию учебного процесса: составляют задания, создают собственные учебники, строят уроки. Все это вместе дает уникальный результат. Познание идет добровольно и на очень высокой духовной ноте. В процессе обучения гуманный педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества, помогает понять целостность взрослой и детской жизни. Система Амонашвили рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Презентация на тему: » Ш.А Амонашвили Цитаты из книг: «Здравствуйте, дети!» «Школа жизни»» — Транскрипт:

1

Ш.А Амонашвили Цитаты из книг: «Здравствуйте, дети!» «Школа жизни»

2

«Здравствуйте, дети!»

3

Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя.

4

Мы ведь не говорим, что птицы шумят, кричат! Вот также и дети не могут шуметь.

5

Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах.

6

Шалуны — жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться…

7

Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их.

8

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

9

Вопрос, задаваемый педагогом детям, — это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характера отношений педагога к учащимся; можно познать самого педагога, ибо допрос — почерк его педагогического мастерства.

10

Педагогичными можно считать игры, которые возвышают детей — всех вместе и каждого в отдельности — до уровня их престижа. Игры же, которые могут хоть в малейшей степени унизить достоинство детей, непедагогичны, проводить их на уроках — аморально.

11

Воспитание — дело общественное, оно требует гласности.

12

Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач.

13

Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее.

14

Нельзя хозяйничать на уроке, нарушать ход мыслей детей, занятых решением учебно-познавательной задачи. Нужно беречь право каждого ребенка работать спокойно.

15

Настоящий современный педагог — это не тот, кто подталкивает своих питомцев к тому, к чему сам уже не имеет надежды быть причастным, а тот, кто «прибыл» из будущего, чтобы воодушевить их и повести за собой в это будущее, научить их утверждать идеалы будущего.

16

Эмоциональный настрой уроков, познавательные стремления детей на этих уроках усиливаются или ослабевают в зависимости от того, как организована жизнь детей в течение всего школьного дня.

17

«Школа жизни»

18

Школа (скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли, усердия, преданности, ступеньки лестницы восхождения, возвышения души. А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нём, а не вне его.

19

Качества знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, возникающих на базе знаний, определяются не только истинностью самих знаний, но их духовной насыщенностью, личностным отношением человека к знаниям.

20

Ребёнок есть Явление в нашей земной жизни, а не случайность. Он рождается потому, что должен был родиться, он является как бы на зов людей; человек рождается для человека, люди нужны друг другу, нуждаются друг в друге, ибо они творят друг друга и самих себя тоже.

21

Детей надо учить не играючи, а серьёзно, с чувством ответственности. Это учитель должен играть так изящно и искусно свою роль в образовательном процессе, чтобы дети забыли в этом процессе о своей потребности к игре.

22

Если Ребёнок свою страсть к взрослению утверждает в общении со взрослыми и потому ищет взрослого, который удовлетворит в нём эту потребность, то страсть к свободе он ищет опять-таки в общении со взрослым, однако путём удаления от взрослого.

23

Каждый ребёнок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить её.

24

Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей, несмотря ни на какие жизненные трудности и осложнения.

25

Воспитание – должно означать: питание духовной оси, питание души.

26

Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

27

Основная цель Школы Жизни: Способствовать становлению, развитию, воспитанию в Ребёнке Благородного Человека путём раскрытия его личностных качеств.

Новые дети

Про нынешних детей часто говорят – они гиперактивные. А что это значит, почему это так? Ведь никогда такого не было. Наоборот, учителя сетовали, что дети пассивные, и ставили задачу активизации детей.

А теперь гиперактивные дети мешают проводить уроки. Но это происходит потому, что дети – новые, а педагогика старая, понукательная, авторитарная.

Дети появляются в этом мире не просто так. Они приходят со своими ценностями, взглядами устремлениями. Каждый ребенок несет в себе семя своего будущего. Эти души приходят в наш мир, каждая со своей задачей, миссией. В 60-е годы пришли дети-акселераты, которые быстро развивались и росли. Когда они выросли, они изменили мир, дали ему компьютеры, интернет, сотовую связь.

А пока, применяя к ним старую авторитарную педагогику, мы добиваемся только того, что нынешние дети закрываются от нас, поворачиваются к нам спиной, и мы их так и не узнаем… А между тем сегодня от детей и подростков – огромное количество правонарушений, жестокости, наркомании, суицидов, – такого не было никогда!

В этом контексте нам надо поскорее расставаться с представлением о том, что наш ребенок – это наша собственность, с тем, как рассуждал Тарас Бульба: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Необходимо убрать стандарты и стандартизацию, они противоречат природе человека, а воспитание и обучение должно вестись на основе любви, спонтанности, учета и развития особенностей… А также доброты, сострадания, любви к человечеству.

И еще. Дети несут в себе свой путь, но, часто, его не находят. В результате люди находятся не на своих местах. Не на своих местах находятся государства, страны. А дети – это народ, действующий в истине, в правде.

Биография Шалвы Александровича Амонашвили

Родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Отец погиб на фронте в Крыму (1942 г.). Мать сама воспитывала Шалву и его сестру. Она привила детям сердечность, справедливость и верность. Шалва Александрович женат, у него двое взрослых детей. Его жена (профессор-педагог) — его верный соратник и помощник.

С 1950 – 1955 гг. он учился в Тбилисском университете и параллельно преподавал в школе труд и историю. После получения диплома Шалва стал сотрудником НИИ педагогики Грузии, где проработал до 1991 г., а с 1983 — 1991 г. был его директором.

В 1958 г. закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, ибо она противоречила его новым педагогическим взглядам. В это время он проводил исследования и обобщение первоисточников религии, педагогических трудов Сухомлинского, Выготского, Давыдова, Эльконина, философии Бердяева, Флоренского, Рерихов. На основании этого создал новую гуманную педагогику.

Уже в 1961 г. началось экспериментальное внедрение его методик в тбилисской «Школе радости» с 6-летними детьми. Целью эксперимента было в воспитание гармоничных людей. С 1964 г. с Шалва стал участником, а затем руководителем эксперимента во многих грузинских школах по внедрению новой педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании».

В 1972 году получил докторскую степень по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии (АПН СССР). Тогда же он начал преподавание в московской школе, которую из отстающей превратил процветающую за два года.

С 1980 г. стал профессором Московского педуниверситета, а с 1987 г. по совместительству — гендиректором экспериментального НПО Минобразования Грузии. В эти годы Амонашвили продолжает эксперимент совместно с Давыдовым, который его публично поддерживал (новатора нещадно критикуют, пытаются уволить).

В 1988 – 1989 гг. Шалва Александрович сотрудничает с Леонтьевым во ВНИК «Школа», а с 1993 г. он активно работает в проекте «Школа 2100». Здесь идет разработка и апробирование методологии его системы для внедрения в сфере образования. Вскоре ВНИК, закрыли, разработки остались не у дел, но основа будущих перемен в образовании была положена.

 С 1991 по 1998 год был завкафедрой начального образования в Тбилисском педуниверситете.  С 1998 года по сей день возглавляет созданную им лабораторию гуманной педагогики в Московском педуниверситете. С 2001 г. возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов в Москве.

Его деятельность признана во многих странах мира. Об этом говорят его ученые степени и награды:

  • д-р психологических наук (1973)
  • профессор Московского педуниверситета (1980)
  • ч. к. АПН СССР (1985 – 1989)
  • д. ч. АПН СССР (1989 – 1991)
  • п. ч. РАО (1993 – 2001)
  • д. ч. РАО (2001)
  • иностранный ч. АПН Украины (2006)
  • почетный доктор Софийского университета (Болгария) и Хмельницкого, Одесского, Киевского, Тюменского, Дагестанского, Уральского, Челябинского и др. педуниверситетов
  • награжден: медалями: Ушинского и Учитель Великой России, орденом Буратино, премией Правительства РФ (2013).

Ныне он ректор своей Академии педагогического искусства и социализации в Москве и завлаборатории гуманной педагогики при Московском педуниверситете. Несмотря на возраст, Шавла Александрович проводит авторские семинары, конференции, читает лекции, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах.