Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (гиперкинетическое расстройство)

Краткосрочные осложнения сотрясения мозга

У части пациентов, перенесших сотрясение мозга, могут возникнуть так называемые постстрессовые расстройства:

  • настойчивые головные боли, длящиеся 7-14 дней, интенсивность которых снижается при приеме анальгетиков или обезболивающих средств других групп;

  • приступы головокружения, затрудненная концентрация внимания, сложности при выполнении каких-либо обычных действий (чтения, письма и т.п.);

  • периодическая рвота без видимых причин, чувство тошноты.

Чаще всего побочные симптомы сотрясения мозга через некоторое время исчезают без лечения; если же они беспокоят пациента на протяжении нескольких месяцев, следует посетить врача и получить назначение на консультацию с невропатологом или томографию мозга (резонансно-магнитную, компьютерную) для уточнения диагноза.
 

Интраретинальные геморрагии

Силы, возникающие при встряхивании могут приводить к перемещению слоев сетчатки относительно по друг друга, вызывая растяжение и сдвиг ретинальных сосудов.

Сдавление грудной клетки (взрослый поднимает младенца за плечи или под руки), может препятствовать венозному оттоку от сосудов головы и шеи, тем самым увеличивая интраретинальное давление, и способствуя кровотечению из сосудов сетчатки.

Интраретинальные геморрагии как правило двусторонние, но могут быть и односторонними.

Локализуются по зубчатой линии и глубоких слоях зрительной зоны. Размером от точечных до обширных сливных пятен. Выраженность геморрагий напрямую коррелируете тяжестью повреждения головного мозга.

Интраретинальные геморрагии нередко сочетаются с кровоизлиянием в зрительный нерв.

Последствия ушиба головного мозга

При ушибе головного мозга легкой степени практически в 100% случаев не наблюдается осложнений.

Ушиб головного мозга средней степени может не отразиться на дальнейшей жизни пациента, особенно если одновременно не возникают субарахноидальное кровоизлияние и переломы черепа. Однако для благоприятного исхода требуется полноценное лечение. И все же у ряда больных травма не проходит бесследно. Наиболее частыми последствиями становятся посттравматический арахноидит, посттравматическая гидроцефалия, посттравматическая эпилепсия, синдром вегетососудистой дистонии, посттравматическая энцефалопатия.

Ушиб головного мозга тяжелой степени имеет худший прогноз. Около 30-50% случаев этой травмы заканчиваются летально в остром периоде. Среди выживших довольно высока частота следующих осложнений:

  • посттравматическая атрофия мозга, то есть уменьшение в объеме ткани мозга;

  • посттравматическое воспаление мозговых оболочек (арахноидит, лептоменингит, пахименингит);

  • посттравматическая эпилепсия;

  • посттравматическая гидроцефалия с внутричерепной гипертензией;

  • посттравматическая порэнцефалия (полости в толще мозга, соединяющиеся с желудочками и субарахноидальным пространством);

  • ликворные кисты;

  • рубцы в области ткани мозга и его оболочек;

  • ликворея (истечение ликвора наружу) при наличии перелома костей черепа.

 Все эти состояния клинически проявляются двигательными расстройствами (парезы и параличи), затрудняющими передвижение и самообслуживание, нарушениями речи, координации, психическими нарушениями, снижением интеллекта, частыми головными болями, головокружением, судорожными припадками. В таких случаях больным определяют группу инвалидности, поскольку они стойко утрачивают трудоспособность.

Такая черепно-мозговая  травма, как ушиб головного мозга, является серьезным патологическим состоянием, требующим обязательного лечения в условиях стационара с соблюдением всех врачебных рекомендаций. Наискорейшее оказание медицинской помощи при этой травме может спасти жизнь пострадавшему, а последующее полноценное лечение – избежать ряда осложнений.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Лечение сотрясения головного мозга у детей

В современной литературе, посвященной СГМ, ряд авторов рекомендует устанавливать пострадавшим постельный режим на 1-3 суток. С учётом особенностей клинического течения этот период можно увеличить на 2-5 суток. После этого при отсутствии осложнений выписка возможна на 10-14 день. При этом должна быть обеспечена возможность периодического врачебного контроля и повторной госпитализации при возникновении опосредованных осложнений.

Медикаментозное лечение при сотрясении мозга не должно быть агрессивным. Оно направлено на оптимизацию функционального состояния головного мозга и снятие симптоматики. Спектр назначаемых лекарств при поступлении в стационар включает в себя анальгетики, седативные средства и снотворные препараты (преимущественно в таблетированной форме).

Проводится метаболическая терапия для улучшения мозгового кровообращения. Предпочтительно сочетание вазотропных и ноотропных препаратов.

Для предупреждения возможных осложнений при благополучном завершении СГМ требуется амбулаторное наблюдение у невролога на протяжении года по месту жительства.

Способствующие факторы

Большой размер головы, горизонтально ориентированные суставные поверхности шейных позвонков, неразвитые мышцы шеи и эластические связки, обуславливают высокую подвижность его головы во всех направлениях.

Сочетание указанных факторов делает младенца особенно восприимчивым к травме ускорения-замедления (acceleration-deceleration trauma).

Большое субарахноидальное пространство, недостаточная миелинизация и большое содержание жидкости в веществе головного мозга у младенца дополнительно увеличивают риск возникновения «стригущей» (shearing) травмы под воздействием травмы ускорения-замедления.

Причины

Все причины судорог можно разделить на эпилептические(эпилепсия) и неэпилептические.

Неэпилептические:

  • Спазмофилия.
  • Перегревание.
  • Энцефалит, менингит, травмы и инфекции головного мозга.
  • Токсоплазмоз.
  • Нарушения обмена веществ, прежде всего обмена калия и кальция, по тем или иным причинам.
  • Для новорожденных – гемолитическая болезнь, врожденные поражения нервной системы, асфиксия.
  • Различные гормональные нарушения.
  • При острых инфекционных заболеваниях, особенно с подъемом температуры до фебрильных цифр.
  • Интоксикации и отравления.
  • Наследственные болезни обмена веществ.
  • Патологии сердечно-сосудистой и кроветворной систем.

Лечение тремора

Лечение напрямую зависит от причины. Так, если тремор определен как физиологический, то специализированной терапии не требуется. Могут быть назначены легкие противосудорожные препараты в том случае, если симптомы мешают пациенту при выполнении рутинных действий.

Если диагностирована болезнь Паркинсона, то применяют ряд препаратов, разработанных специально для лечения паркинсонизма. Основная цель лечения – остановить прогрессию заболевания и повысить качество жизни пациента.

Если причиной послужили алкогольная интоксикация, злоупотребление лекарственными средствами или наркотическая зависимость, то требуется отмена провоцирующего препарата. В случае с алкоголизмом и наркоманией, назначают лечение в сопровождении врача-нарколога. Обычно специального лечения тремора не требуется. При алкогольном треморе назначают витамины группы В.

Если диагностированы причины гормонального характера – то требуется коррекция соответствующими гормональными препаратами.

При хроническом нарушении кровообращения головного мозга применяют препараты для улучшения кровоснабжения тканей.

При несвоевременном оказании медицинской помощи (если затянуть обращение к врачу) тремор может привести к таким осложнениям как нарушение социальной адаптации, трудности на работе.

Профилактика заключается в отказе от курения и алкоголя, в профилактике сосудистых заболеваний. Но в большинстве случаев заболевания, связанные с тремором невозможно предотвратить – только вовремя начать лечение.

  • Слабость в руках
  • Нарушение речи у взрослых

Причины

Врожденные

  • Течение беременности и родов с осложнениями.
  • Гипоксическое (брадикардия, внутриутробная гипоксия и внутриутробная задержка развития плода) и ишемическое (травмы во время родов) повреждения мозга.
  • Преждевременные роды (до 36-34 недель).
  • Травмы головы во время родов (субарахноидальные кровоизлияния).
  • Внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, грипп, цитомегаловирусная инфекция и прочие).
  • Врожденные аномалии развития мозга.
  • Запоздалые роды (в 42 недели и позднее).
  • Длительный безводный промежуток (более 12 часов).
  • Хронические заболевания матери (сахарный диабет и другие).

Приобретенные

  • Опухоли, абсцессы, гематомы, паразитарные кисты головного мозга.
  • Инородные тела в головном мозге.
  • Переломы костей черепа.
  • Беспричинная внутричерепная гипертензия.
  • Инфекционные заболевания (малярия, клещевой энцефалит).
  • Нарушения обмена веществ.

Методы лечения СДВГ

Специалисты подчеркивают, что в работе с маленьким пациентом необходим комплекс мер для достижения стойкого результата, и основными методами лечения считают:

  • психотерапевтические методы;
  • педагогическая коррекция, включающая работу с родителями ребенка по оптимизации жизненного пространства для успешного лечения;
  • нейропсихологическая коррекция;
  • медикаментозная терапия;
  • остеопатическое воздействие.

Специалисты предупреждают о необходимости с осторожностью назначать ряд лекарственных средств, прежде всего, психостимуляторов. Комитет по правам ребенка при ООН издал рекомендации, в которых призвал ради благополучия детей максимально использовать немедикаментозные методы лечения СДВГ

Проблемы, возникающие, если не лечить СДВГ

Поскольку симптомы дефицита внимания и гиперактивности  проявляются не всегда и с различной интенсивностью, иногда родители не спешат обращаться к врачам, хотя ребенок явно испытывает трудности в социальной адаптации, с освоением школьной программы и т.д. Часто взрослые стараются списать все на особенности характера, неспособность к учебе, и тихо надеются на то, что ребенок «израстётся» — то есть, вырастет и проблемы сами собой растворятся. Однако многолетние исследования говорят о том, что заболевание, связанное с синдромом дефицита внимания, с возрастом не проходит, а видоизменяется и приводит к таким проблемам как:

  • профессиональная несостоятельность как результат плохой успеваемости в учебном заведении,
  • раннее начало курения,
  • наркомания,
  • алкоголизм,
  • асоциальное поведение, антиобщественные поступки.

Эффективное лечение СДВГ

В последние годы в рамках комплексного подхода к лечению СДВГ убедительно зарекомендовало себя сочетание двух основных методов –

  • остеопатического воздействия;
  • психологической коррекции.

Остеопатическое лечение СДВГ

Одной из частых причин заболевания специалисты называют осложнения при родах, среди которых не стоит обделять вниманием родовые травмы шейного отдела позвоночника. Эта область относится к карниосакральной системе, с которой во всей полноте работает врач-остеопат

Он помогает восстановить работу всех ее функций, руками производя тонкую настройку центральной нервной системы. При этом остеопат воздействует не только на регуляторные процессы головного мозга, влияющие на переработку информации и двигательную активность, но и на весь организм в целом.

Только остеопатия позволяет мягко и точно гармонизовать все системы организма. Поэтому речь идет не только о лечении конкретной патологии дефицита внимания, но и об общем профилактическом эффекте. Это воздействие абсолютно безопасно, безболезненно и дарит ощущение комфорта при условии высокой квалификации врача-остеопата.

Остеопатия при СДВГ у детей – лучшее решение современной медицины

Являясь новым направлением в работе с пациентами, страдающими СДВГ, остеопатия в комбинации с психологической составляющей является оптимальным лечением данного заболевания, потому что предлагается:

  • немедикаментозное воздействие;
  • профилактика заболевания на фоне налаживания всех процессов организма;
  • одинаково подходит для пациентов любого возраста, начиная с младенческого.

Прогноз. Профилактика

У некоторых детей после острого периода сотрясения наблюдаются проявления посткоммоционного синдрома:

  • нарушения когнитивных функций (снижения концентрации внимания, ослабление памяти) и лабильность психики (депрессия, раздражительность, чувство тревоги);
  • отклонения в физическом благополучии (головокружение, головные боли, нарушение сна, быстрая утомляемость, раздражительность от звуковых и световых источников).

В динамике спустя 3-12 месяца после перенесённого ЧМТ эти симптомы исчезают или существенно снижаются.

Профилактика сотрясения мозга предполагает:

  • использование спортивной экипировки и защитного шлема во время занятий спортом (борьбы, бокса, хоккея, катания на коньках, велосипеде или роликах);
  • пристёгивание ремней безопасности специальных детских кресел в автомобилях;
  • соблюдение правил дорожного движения;
  • обустройство дома мебелью, безопасной в эксплуатации;
  • поддержание чистоты в помещениях (сразу вытирать жидкость, разлитую на пол);
  • соблюдение мер безопасности на уроках физической культуры и трудового обучения, а также правил санитарных требований к устройству, оборудованию и содержанию жилых помещений в детских учебных и воспитательных учреждениях.

Причины патологии

Главная причина гиперкинезов – это дисфункция церебрального двигательного аппарата. Это нарушение может быть вызвано различными факторами:

  • дегенеративные процессы в центральной нервной системе, имеющие наследственный характер;
  • состояния, связанные с перинатальными травмами;
  • перенесенные черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • различные токсические поражения – алкоголизм, отравление СО2;
  • перенесенные нейроинфекции – менингиты, энцефалиты;
  • нарушения мозгового кровообращения;
  • эндокринные заболевания;
  • психогенные факторы – неврозы, психозы, тревожные расстройства.

Гиперкинезы в ряде случаев возникают как побочный эффект при приеме психостимуляторов или нейролептиков.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Что это[править]

Это такое состояние, когда во время тряски или толчков у ребёнка болтается голова и в прямом смысле разрываются мембраны клеток мозга ребёнка. Вплоть до кровоизлияния. Внешних повреждений при этом может и не быть вовсе.

В зоне риска дети до двух лет.

Если честно, то про этот синдром говорят очень мало. Если в США про это принято информировать всех родителей в роддомах поголовно, то у нас про это вообще не говорят. Даже не могу вспомнить, чтобы нам про это говорили в университете.

Статистика такая, что shaken baby syndrome встречается не так уж и редко. По нашей стране статистики нет (что, делаем вид, что мы не такие, наша хата с краю?), в США от этого синдрома ежегодно умирает 2000 детей.

Как развивается заболевание

Синдром Ретта у детей – довольно коварное заболевание. При рождении оно практически не проявляет себя. Первые его симптомы появляются в период от 6 мес. до полутора лет. Однако некоторые, еле заметные признаки, в первом полугодии все-таки имеются. Но они настолько ничтожны, что не привлекают внимания.

Вот что говорит мама одной из девочек с синдромом по поводу первого полугодия ее жизни. Она придала значение этим мелочам только по прошествии 1 года и 7 месяцев с рождения ее дочери, когда проявления стали уже явными. Из предвестников болезни она отметила, что ее малышка начала держать голову в 3 месяца, а не в 2, как это положено. В 6 месяцев она еще не могла сидеть, а ходить начала только в 1 год и 4 месяца. Психологически развивалась нормально, и говорить начала рано, но это были не стандартные слова «мама», «папа», а «зайчик», «мишка» и др.

В 1 год и 7 мес. она перестала узнавать родителей и, казалось, не нуждалась в них. Весь день проводила за одним однообразным занятием: кидала мяч или катала коляску. Часами ходила по кругу, пока ее не останавливали или она запиналась. Такое стереотипное поведение носит название полевого, когда действие затягивает больного, и он не может ничего сделать.

В четыре года к симптомам присоединились эпилептоидные припадки. Однако по достижении школьного возраста девочка находилась на домашнем обучении, и делала некоторые успехи.

12–6 лет – это был период ремиссии, когда болезнь практически не беспокоила. Но с 16 лет появились новые, более глубокие проблемы, связанные с костными деформациями и болезнями внутренних органов. Одна нога девочки была короче другой почти на 10 см, что не могло не препятствовать ходьбе. В 20 лет она весила всего 24 кг с ростом 158 см.

Обычно СР протекает в 4 стадии.

Первая стадия, которая, как правило, стартует с 6 месяцев до полутора лет, проявляется нарастанием раздражительности и лабильностью настроения у ребенка. Эпизоды плача и психомоторного возбуждения сменяются все большей пассивностью. Малыш бесцельно передвигается по комнате, пропадает интерес к игрушкам. Но контакт с матерью сохраняется.

Вот как описывает женщина поведение своей дочери на заре заболевания: она кричала целый день без остановки, билась головой о стены, не могла уснуть. Что бы мы ни делали, она не успокаивалась. Это был настоящий ад. Но больше угнетало то, что ни один врач не мог поставить вразумительный диагноз.

Развивается диспропорция головы и конечностей по отношению к телу. Они становятся несоизмеримо маленькими. Замедляется рост, и снижается тонус мышц.

Вторая стадия, длящаяся несколько лет, отличается пестротой симптомов

Сразу обращает на себя внимание снижение интеллектуальных способностей, развивается умственное слабоумие. Происходит регресс практически всех полученных навыков

Речь полностью исчезает или переходит в степень эхолалии – механического повторения услышанного.

Приобретенные двигательные навыки, предметно-ролевое поведение теряются и замещаются двигательными стереотипами. Характерный симптом: многочисленно повторяющиеся движения, напоминающие мытье рук. Кроме этого, ребенок постоянно заламывает или потирает их, размахивает ими, хлопает в ладоши. Сжатие пальцев рук вполне нормально в 4 месяца, но в более позднем возрасте говорит об остановке развития. Малыш утрачивает хватательный рефлекс, не способен производить вращательные движения руками.

Постепенно двигательная активность сходит на нет. Нарушается походка, ребенок ходит, не сгибая коленей.

Третья стадия длится 10 лет и более, характеризуется она развитием стойкого, глубокого слабоумия, вплоть до идиотии. Наблюдается полная потеря способности говорить и понимать обращенную к ребенку речь. Появляется тремор всего тела, отягчающий движения. Усиливаются судорожные припадки.

Четвертая, конечная стадия – это период усугубления ранее проявляемых симптомов. Стойкая утрата умственных способностей, двигательных навыков, развитие мышечных дистрофий, приводящих к полному обездвиживанию.

Продолжительность жизни таких больных в среднем колеблется до 30 лет, хотя известны случаи, когда они доживали и до 50-летнего возраста.

Синдром обструктивного апноэ сна

Считается, что синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) встречается у 1-3% детей. Симптомы включают храп, затрудненное или ротовое дыхание во сне. Родители младенцев с выраженным СОАС могут отмечать затруднения при питании ребенка. СОАС у детей часто вызван аденотонзиллярной гипертрофией. К другим причинам относятся краниофациальная патология, ожирение и нервно-мышечные заболевания. Сообщается о высоком проценте аллергических заболеваний у детей с храпом и СОАС.
У взрослых, обструкция дыхательных путей является преходящей и часто очень выраженной. У детей, если причиной является аденотонзиллярная гипертрофия, обструкция носит постоянный характер, но менее выражена. Дети реже испытывают гиперсомноленцию (дневную сонливость), чем взрослые, однако у них часто отмечаются также энурез, повышенная потливость и задержка в развитии. СОАС. Имеются очевидные доказательства наличия СОАС у определенного процента детей, испытывающих сложности в обучении, проблемы в поведении, включая синдром гиперактивности и дефицита внимания. Диагноз ОАС ставится в педиатрической лаборатории нарушений сна с использованием ночной оксиметрии и полисомнографии. У большинства таких детей наблюдается существенное улучшение состояния после тонзиллэктомии. Последняя не показана, если причиной СОАС у ребенка является иная патология (краниофациальная аномалия, нервно-мышечные заболевания, ожирение). В этих случаях, а также, если операция по тонзиллэктомии не принесла удовлетворительного результата, можно назначить лечение CPAP – устройством, которое создает положительное воздушное давление в верхних дыхательных путях. Такая методика используется обычно у взрослых, однако показала себя эффективной и безопасной также у детей.

Симптомы сотрясения головного мозга у детей

К основным признакам, свидетельствующим о СГМ во взрослом возрасте, относятся:

  • кратковременное нарушение сознания
  • посттравматическая амнезия (длится несколько секунд или минут, но не более часа)
  • головная боль ( сдавливающая или сжимающая)
  • жалобы на головокружение и тошноту, не связанную с приёмом пищи (причём чувство тошноты обычно взаимосвязано с выраженностью головной боли)
  • учащённое дыхание, рвота, нарушение сердечного ритма
  • симптомы нарушения вегетативной нервной системы
  • общая слабость;
  • стойкое повышение давления (не столько из-за самой травмы, сколько из-за перенесённого стресса);
  • бледность лица или гиперемия (приливы крови);
  • повышенное потоотделение рук и ног;
  • неврологические проявления (более выражены в первые часы и дни после травмы):
  • расширение или сужение обоих зрачков при сохранении живых рефлексов на свет;
  • асимметрия сухожильных и кожных рефлексов;
  • мелкий горизонтальный нистагм (частое колебательное движение).

Симптомы СГМ у детей с момента травмы появляются не сразу. В момент травмирования отмечается бледность кожных покровов (прежде всего лица) и тахикардия. В динамике возникает головная боль, вялость и сонливость, рвота, беспокойство, капризность, расстройства сна, срыгивания во время кормления.

У детей дошкольного возраста, в отличие от взрослых и детей старше семи лет, посттравматическое состояние протекает без утраты сознания, отмечается лабильный пульс, горизонтальный нистагм, снижение корнеальных рефлексов (при лёгком прикосновении к роговице глаза веки не смыкаются), изменение мышечного тонуса (чаще гипотония), повышение или понижение сухожильных рефлексов, повышение температуры до 37,1-38,0°C.

Состояние ребёнка обычно улучшается на 2-3 день после СМГ, тогда как у взрослых симптомы регрессируют на 5-9 сутки с момента травмы.

Осложнения сотрясения головного мозга у детей

Наиболее частыми последствиями СГМ у детей являются:

  • нарушение формирования навыков чтения (дислексия), письма (дисграфия) или счёта (дискалькулия);
  • школьная дезадаптация, когнитивные и речевые нарушениями, эмоциональные и поведенческие трудности;
  • проблемы с обучением, освоением школьной учебной программы (знания имеют отрывочный характер);
  • невнимательность во время проведения занятий, ухудшение памяти;
  • неопрятность в одежде и в личной гигиене, быстрое «охлаждение» к начатому делу;
  • затруднения в использовании полученной информации, построения выводов и заключений;
  • в отдалённом периоде ЧМТ — затруднение социальной адаптации в связи с эмоциональными вспышками или агрессией;
  • мигрень, нервозность, бессонница, беспричинное чувство страха и тревоги, развитие неврозов.

Нарушения инициации и поддержания сна

Нарушения инициации и поддержания сна (disorders of initiating and maintaining sleep — DIMS) чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста ввиду особенностей психологического развития и сложностей, присущих этому возрасту. Иногда у родителей возникают сложности в установке твердых ограничений или согласия с требованиями ребенка – «еще один стакан», «еще одну сказку». Родителям в таких случаях рекомендуется воспринимать такие попытки задержки отхода ко сну спокойно, но твердо, игнорируя протесты ребенка. Избежать дальнейшей конфронтации можно, сказав ребенку, что дверь в его комнату будет открытой, пока он находится в постели, но будет закрыта (не на замок), если он попытается встать с нее. Одна из рекомендуемых методик называется «постельный паспорт» — карточка с написанным на ней именем ребенка, которая может быть обменена без штрафа за один короткий выход из спальни за вечер и затем возвращается родителю на остаток вечера. Для детей, испытывающих сложности засыпания, может быть полезно разработка предсказуемой процедуры – 3 или 4 компонента, длительностью от 20 до 30 минут, например, сказка, песня, напиток, массаж спины; постоянное использование такой процедуры очень эффективно. Процедуру можно сдвигать по времени все раньше, до желаемого времени.