15 современных книг для подростков

Оглавление

1. «Когда мы встретимся», Ребекка Стед

Возраст: 12-13 лет.

Сюжет: 12-летняя Миранда не то, чтобы очень счастлива: она стесняется своей мамы, которая наряжается так, будто она мирандина ровесница, никак не может подружиться с одноклассниками, которые в последнее время изменились, и теряет старого друга.

Словом, проблем хватает и так. К тому же Миранда вдруг начинает получать таинственные записки, которые предсказывают будущее. Автор этих посланий говорит, что именно Миранда должна сделать, чтобы приблизить конкретные события или избежать их. Тут вам и мелодрама, и фантастика, и неповторимая атмосфера Нью-Йорка.

С 2009 года роман Ребекки Стед держится в списках детских бестселлеров в США, а через год после выхода в свет он получил престижную литературную премию Ньюбери.

Как меняется визуальный облик детских книг?

Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»:

— Полиграфическое исполнение книг очень изменилось. Открылись более широкие технические возможности, появилось много интересных современных художников, поэтому книги стали красочнее. Если в нашем детстве было больше черно-белых книг, цветная была редкостью, то сейчас больше цветных изданий

Покупатели теперь обращают внимание не только на авторов, но и на художников, работавших над книгой, у них есть любимые иллюстраторы

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— Если раньше мы считали, что детская книжка должна быть богато иллюстрирована, то сейчас это совершенно не обязательно. Очень многие детские книги, если они для читателей старше 7–8 лет, выходят вообще без иллюстраций. Детская книжка не обязательно должна быть перегружена яркими цветами и интерактивными элементами: главное в ней все-таки текст и навык писателя.

И наконец: что читают современные дети? Какие авторы и книги популярны?

Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»:

— У нас хорошо продаются «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, Носов, Чуковский, Барто, Прокофьева, Ларри, Бианки, Волков, Линдгрен, Вестли.

Стабильно продаются серии, которые мы делаем по школьной программе. На спрос влияют рекомендации, которые дают учителя в школах, списки рекомендованного чтения.

Из современных авторов нужно упомянуть серию «Нина» Муни Витчер, серию «Дори-фантазерка» Эбби Ханлон, книги Кейт Ди Камилло. Хорошо покупают книги Энид Блайтон, хотя это скорее тоже книги нашего детства.

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Ребята читают по большому счету всё то же самое — и «Гарри Поттера» (да, новое поколение уже не знает старого перевода и радуется новому), Филипа Пулмана, «Поллианну», «Пеппи Длинныйчулок» и Джеральда Даррелла.

Из новых хитов: для малышей — Нурдквист и Дональдсон, стихи Маши Рупасовой и книжки про Медведика, для детей постарше — Мария Парр, Юлия Кузнецова, Виктория Ледерман, книги Жвалевского и Пастернак, «Космические приключения» Стивена и Люси Хокингов, Нина Дашевская и Ася Кравченко, Мари-Од Мюрай, Мария Грипе.

Виталий Зюсько, издатель («КомпасГид»):

— Читают достаточно много и классики (по неумолимой программе), и новинок рынка. Есть и среди современных писателей по-настоящему популярные. Из авторов, публикующихся в «КомпасГиде», это Кристель Дабо, Франсуа Плас, Гийом Прево, Малика Ферджух, Анна Зенькова, Ольга Громова, Тамара Михеева, Евгений Рудашевский, Юлия Кузнецова и Виктория Ледерман.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Среди наших книг неизменной популярностью пользуются прекрасно иллюстрированные книжки-картинки — например, нежная история о родительской любви «Что бы ни случилось» Деби Глиори или остросюжетные приключения мышат в книгах Торбена Кульманна «Армстронг» и «Линдберг».

Нас как издателей радует, когда большим успехом начинают пользоваться книги менее очевидного формата. Например, «Мама» Элен Дельфорж и Квентина Гребана — книга, состоящая из зарисовок о мамах разных эпох и континентов, с непохожими судьбами и переживаниями. В книге нет единого сюжета и динамичного повествования, это скорее поэтичный гимн материнской любви, но читатели так полюбили эту книгу, что мы уже несколько раз допечатывали новые тиражи.

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— У нас популярны Андрей Усачев, Михаил Яснов, Свен Нурдквист, Ульф Старк, Анна Старобинец, Нина Дашевская, Энн Файн.

Как изменилась современная детская литература? Чем она отличается от той, что читали в советском детстве?

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— В первую очередь, изменилась интонация авторов и темы, на которые они говорят с детьми. В России традиционно считалось, что детская литература — это сказки и назидательные истории, и во многом эти ожидания сохраняются до сих пор.

Такие книги часто называют «новой детской литературой» — с негативным оттенком. А между тем в мире всё это главная задача и призвание детской литературы вот уже несколько десятилетий.

Коренным образом детская литература поменялась после Второй мировой войны — в первую очередь благодаря Туве Янссон, Астрид Линдгрен и Роальду Далю. Из нее исчез назидательный тон и поучительные истории о том, что плохие детишки попадают в ад. Стали выходить книги, где ребенок — главное действующее лицо и все события читатель видит его глазами. Появилось понимание, что ребенок не маленький взрослый, но это не значит, что ему что-то недоступно и с ним нельзя говорить о серьезных вещах.

То, что мы уже несколько десятилетий видим в мировой детской литературе, — это разговор с детьми на равных, с уважительной интонацией. В России эту тенденцию начали переводные тексты, и сейчас русские авторы тоже этому учатся: не заигрывать с ребенком, не сюсюкать, не придумывать для него специальных ути-пути-словечек и сюси-пуси-персонажей. Чем дальше, тем больше становится детских книг на актуальные темы — от экологии до этнического разнообразия.

Екатерина Дмитриева, контент-менеджер издательства «Белая ворона» (Albus Corvus):

— Детская литература стала свободнее, и это «раскрепощение» ощущается всё больше с каждым годом. Раньше в ней было много героики и морализаторства, а проблемы, волнующие детей и подростков, замалчивались.

Развивается детский нон-фикшн: теория эволюции, генетика, медицина.

Елена Измайлова, главный редактор издательства Clever:

— Если говорить о художественной литературе, дети продолжают любить приключения и волшебство, это неизменно. Но произошел большой тектонический сдвиг: впервые за всю историю литературы появилось такое количество персонажей-девочек. Гендерный баланс, размывание социальных ролей, принятие отличий других людей, индивидуальность — то, что раньше было на обочине, стало мейнстримом. Сейчас даже странно вспоминать, что двадцать лет назад Джоан Роулинг вынуждена была сократить свое имя на обложке до инициала, потому что авторов-женщин не воспринимали всерьез.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Однозначно прибавилось книг, затрагивающих сложные темы из реальной жизни: одиночество, развод родителей, болезни, потеря близкого. Даже книжки-картинки, ориентированные в основном на дошкольников, могут поднимать такие темы, просто они говорят о них понятным и вместе с тем очень метафоричным, образным языком.

В книгах для подростков часто поднимается тема школьной травли, они говорят о сложностях с принятием себя и налаживанием отношений с окружающими. Эти тексты более прямолинейны, чем книги для малышей, они называют вещи своими именами, но смысл остается неизменным: читая о переживаниях героя, понимаешь, что ты не один, видишь разные примеры взаимоотношений и жизненных ситуаций.

В целом можно сказать, что в детской книге появилось гораздо больше психологизма, больше внимания уделено переживаниям и чувствам.

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— Очень важно, что становится всё меньше табуированных тем. Современная детская литература обращена к современным детям и пишет о проблемах, которые их волнуют

О таких же детях, как они, чувствующих то же, что они.

Меняется и структура текста: в нем становится больше событий и душевных переживаний героев, самоанализа и психологического анализа происходящего. В современной литературе меньше длинных описаний. Раньше их часто использовали для того, чтобы читатель мог представить себе другие страны, пейзаж или устройство кораблей. Сейчас дети имеют возможность погуглить, у них обширная визуальная память. Им не так нужны длинные описания, важнее динамика книги.

Виталий Зюсько, издатель («КомпасГид»):

— Важное отличие современного читателя — объем его визуального опыта. Книге сегодня приходится конкурировать и с кино, и с реалити-шоу, и с непрерывным потоком постов в соцсетях

6. «Книжный вор», Маркус Зусак

Возраст: 14-15 лет.

Сюжет: Германия накануне Второй Мировой была неуютным местом. Особенно для Лизель, которая потеряла семью и оказалась на попечении приемных родителей — людей ответственных, но не очень-то душевных, как ей показалось поначалу.

Лизель пытается наладить отношения с ними и с новыми одноклассниками, которые затевают травлю новенькой. Тем временем, вокруг пылают костры из книг и марширует «Гитлерюгенд». Лизель приходится решать, на чьей она стороне и кому можно доверять.

По этому роману в 2013 году сняли отличный фильм — «Воровка книг» (но книга, как водится, даже лучше).

Какие книги больше покупают и издают — новых или «классических» авторов?

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— По статистике, в России больше покупают классическую детскую литературу: она хорошо знакома родителям, ее выбирают на автомате. По данным Российской книжной палаты, на первом месте в списке самых издаваемых детских авторов за 2019 год по-прежнему Чуковский с тиражами почти в 1,5 млн, в первой десятке — всё те же Маршак и Барто. При этом средний тираж новой детской книжки — 3000 экземпляров. Бывает, конечно, и больше, но то, что в 150-миллионной стране книга считается успешной при тираже в 20 тысяч экземпляров, — это смехотворно.

Главная причина такого разрыва в том, что советские книжки есть во всех списках литературы, о них знают все родители. А о новых книгах мало кто знает, несмотря на расцвет блогов и других родительских ресурсов.

Главная проблема новой детской литературы — отсутствие информации о ней.

В России издатели вынуждены сами искать аудиторию, тогда как на Западе от них требуется только издать книгу — дальше ее уже подхватят обозреватели и пресса. The Guardian каждую неделю публикует большую подборку интересных детских книг. А в России нет ни одной национальной газеты, которая регулярно писала бы о новинках детской литературы.

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Многие уверены, что вся хорошая детская литература осталась в СССР, но это неправда. Хотя тут виноваты скорее издатели: гораздо надежнее с точки зрения прибыли напечатать что-то давно знакомое. Или купить права на книгу, которая уже завоевала читателей из других стран. Тем более что зачастую права на печать иностранных книг могут быть даже дешевле, чем издание новой книги с самого начала — текст, иллюстрации, верстка и прочее. А еще ведь неизвестно, будет ли она продаваться.

Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»:

— По опыту нашего издательства, современные книги для детей и книги нашего детства — это практически одна и та же литература. Тех авторов, которых мы читали в детстве, таких как Астрид Линдгрен и русскую классику, мы сейчас покупаем и своим детям, а бабушки и дедушки — внукам, поэтому состав детской литературы сильно не меняется. Современные авторы, безусловно, есть и появляются, но доля их книг не так велика.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— То, что читают современные дети, во многом зависит от того, что выбирают и покупают их родители. Разумеется, часть взрослых предпочитают безопасную, проверенную временем классику. Но, к счастью, сейчас появляется всё больше открытых родителей, которые прежде всего внимательны к своим детям, а также прислушиваются к рекомендациям профессионалов — издателей, критиков, библиотекарей. Благодаря этому круг чтения расширяется, там появляются новые имена.

Екатерина Дмитриева, контент-менеджер издательства «Белая ворона»:

— Если смотреть на цифры продаж по стране, то, конечно, классику берут больше. Родители стремятся купить то, что сами читали в детстве. Но часто эти книги современные дети воспринимают плохо, потому что многие реалии непонятны, темп жизни другой. Книги Астрид Линдгрен — исключение, они актуальны до сих пор. В «Белой вороне» выходила переписка Линдгрен и Сары Швардт «Ваши письма я храню под матрасом», речь-манифест «Нет насилию!», и этой зимой мы выпустили сборник ее пьес, которые до этого в России не издавались.

Но благодаря детским издательствам в России появилась качественная зарубежная литература, а уже на ней выросло новое поколение отечественных авторов, которые пишут о близких нам реалиях.

Современные и интересные книги для подростков девочек

Классовая неоднородность, а также особенности и различия в характере детей, заставляют подростков сбиваться в группы. Это необходимо, чтобы найти себе друзей по интересам. Однако нередко среди подростков процветает боулинг, некоторые из детей остаются за бортом, становятся изгоями. С ними никто не общается. Чтобы лучше справиться с проблемами, решить конфликты, можно воспользоваться современными книгами об общении, навыках нахождения общего языка со сверстниками.

Современные и интересные книги для подростков девочек:

  • «Дом, в котором…», Мариам Петросян. Это довольно тяжелое издание, в котором рассказывается о жизни в интернате русских подростков. У них все точно так же, как и у стандартных детей в полной семье, которые учатся в средней школе. В издании рассказывается о буллинге, конфликтах, а также способах их разрешить. Такая книга будет интересна детям, начиная с 12 лет. При помощи этой книги удастся наладить отношения с одноклассниками, завести больше друзей. 
  • «Чудо», Джордж Паласио. Книга будет интересна детям от 14 лет. Главный герой книги — пятиклассник Август, который любит компьютерные игры, а также Звездные войны. У него есть один одна большая особенность, из-за которой он перенес большое количество пластических операций на лице. В книге рассказывается о настоящей дружбе, способах принятия себя, а также особенностях жизни с тяжелым недугом. Именно эта книга позволит избавиться подросткам от комплексов, которые часто возникают на ровном месте.
  • «Янка», Тамара Михеева. В основе романа героиня, родители которой не живут вместе. Из-за развода, главная героиня вместе с мамой переезжает в курортный город. Теперь девочке, которой 15 лет, необходимо найти себе новых друзей, смириться с предательством отца, а также разобраться в себе. В основе романа психологические переживания девочки, которые не чужды всем подросткам. При помощи романа можно научиться налаживать отношения с людьми, находить с ними общий язык.
  • «Первокурсница», Виктория Ледерман. В основе романа история любви героини Саши. Это отличный пример современного издания для подростков. В основе книги попытки девушки заслужить признание любимого человека. При помощи книги можно получить ценные советы, как выходить из конфликтных ситуаций. 

Для подростков

11. «Уличный кот по имени Боб», Джеймс Боуэн

Возраст: 16 лет и старше.

Сюжет: Бездомный музыкант Джеймс катился на дно: жил на улицах и погибал от отчаяния и одиночества, пока не повстречал Боба — рыжего кота, такого же горемыку, как и он сам. Кот стал для Джеймса настоящим спасением: он помог ему вырваться из нищеты, отказаться от наркотиков и вернуть веру в себя. А история их дружбы стала настолько знаменитой, что по ней сняли фильм.

Ну-ну, скажете вы, сусальная сказочка. А вот теперь самое интересное: вся эта история — чистая правда. Джеймс — это сам автор Джеймс Боуэн, который уже давно не живет на улице, и все благодаря коту, который вовремя подал ему лапу помощи. Его книга стала бестселлером в Британии и США, попала на 7-е место в списке самых вдохновляющих подростковых книг в мире и получила Британскую Национальную Книжную награду. А в 2016 году по ней сняли фильм, который получил Национальную кинопремию Великобритании в номинации «Лучший британский фильм».

Книги, которые помогут подросткам найти друзей

«Искать друзей» — понятие субъективное. Но наверное, каждому подростку хочется, чтобы рядом был надёжный и верный товарищ, с которым и в огонь, и в воду. Вот три интересные книги для подростков, которые преподают уроки о дружбе и заставляют задуматься — а что же это на самом деле? 

«Дом, в котором…», Мариам Петросян

Главные герои романа — подростки, живущие в интернате. Среди них есть лидеры, изгои, неформалы и те, кто стараются дружить со всеми. Они взрослеют, дружат и решают конфликты. В книге показано множество непростых ситуаций, и автор ненавязчиво рассказывает, как с ними справляться. Книга будет интересна подросткам старше 12 лет.

«Чудо», Р. Дж. Паласио 

Книга про пятиклассника по имени Август. Он играет в компьютерные игры, обожает свою собаку, смотрит «Звёздные войны». Вот только из-за редкой генетической болезни он перенёс 27 операций на лице. Эта книга о юморе, настоящей дружбе, доброте и принятии себя таким, какой ты есть. Самый удачный возраст для чтения — после 14 лет, но можно и раньше. 

«Янка», Тамара Михеева 

Родители главной героини Яны развелись, они с мамой переехали в город на берегу моря. Теперь пятнадцатилетней девушке нужно побороть в себе обиду на отца, найти новых друзей и понять, чем она хочет заниматься. Роман поможет вместе с героиней разобраться в своих чувствах, научит налаживать отношения с людьми, а также станет отличным чтением на каникулах для подростков старше 16 лет. 

8. «Мисс Черити», Мюрай Мари-Од

Возраст: 14-15 лет.

Сюжет: Юная Черити Тиддлер совсем не вписывается в свое окружение. На дворе — конец XIX века, за окном — Лондон, а значит, мисс Черити, как любая приличная викторианская барышня, должна примерять платья, мечтать о замужестве и учиться вышивать гладью. Но Черити больше интересует огромный мир, полный приключений и загадок.

Прототип Черити — совершенно реальная писательница и художница Беатрис Поттер, которая отказалась от роли украшения гостиной, чтобы стать личностью и прожить свою собственную судьбу.

Мюрай Мари-Од написала более 90 книг для детей и подростков, а в 2017 году она получила медаль Почетного легиона за вклад в литературу Франции. И очень здорово, что в последние годы многие книги Мари-Од начали переводить на русский. Начните с «Мисс Черити» — это одна из самых добрых и милых книг писательницы.

Елена Савчук, семейный психолог

«Если дети не хотят читать, обратите внимание на то, как им преподносится это занятие: как удовольствие или как обязанность.
Любви будет больше, если чтение будет сопряжено с приятными переживаниями. Например, с совместным качественным времяпрепровождением с родителями, когда вы вместе читаете, обсуждаете книги за чашкой чая или идете смотреть фильм или спектакль, поставленный по только что прочитанной книге.
Все насильственные действия, вроде „пока 10 страниц не прочитаешь, гулять не пойдёшь“ — к любви не ведут».

Книги, которые помогут наладить отношения с родителями

В пубертатном возрасте у детей нередко возникают недопонимания с родителями. Кажется, что взрослые тебя совсем не понимают. Хочется отделиться и быть полностью самостоятельным, хотя ещё рано. Следующие книги помогут подросткам найти общий язык с мамой и папой. 

«Где папа?», Юлия Кузнецова

Трогательная история о том, как важно в любых обстоятельствах оставаться семьёй. У тринадцатилетней Лизы полно своих забот, а тут ещё отца сажают в тюрьму

Поддержать девочку некому. Мама и сестра отдалились. Лизе нужно научиться помогать и заботиться о родных, а ещё видеть в людях, даже одноклассниках, что-то хорошее.

«Жутко громко и запредельно близко», Джонатан Фоер

Отец главного героя Оскара умер в одной из башен-близнецов 11 сентября 2001 года. Теперь мальчик пытается примириться с этим при помощи придуманной детективной игры: у папы остался ключ и нужно понять, от чего он. Разговоры с людьми, которых Оскар встречает во время поисков, меняют его. Он вырастает, понимает важные истины для себя, а главное — перестаёт винить в трагедии маму и начинает налаживать с ней отношения. Несмотря на то что главному герою всего 9 лет, по-настоящему книга поможет подросткам старше 14 лет, ведь проблемы в ней поднимаются отнюдь не детские. 

«Манюня», Наринэ Абгарян

Добрая и смешная книга о дружбе, семье и счастье. Главные героини — Наринэ и Маня. С девочками читатели возвращаются в детство, где суровая бабушка, дача и первая любовь. Эта книга напоминает, как важна семья. Подойдёт для любого возраста, но лучший эффект будет, если вам уже есть 16 лет, чтобы именно вспоминать своё детство.

Книги для детей до 3 лет

Малые формы фольклора: потешки, песенки, прибаутки, пестушки (такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся), русский фольклор и фольклор других народов мира.
Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка ряба, Заюшкина избушка)
Васнецова Ю. Стихи, сказки, потешки с иллюстрациями
Сутеев В. «Сказки и картинки»
Чуковский К. Сказки и стихи
Маршак С. Стихи, песни, загадки.
Барто А. циклы стихов «Игрушки», «Младший брат», «Настенька», «Вовка – добрая душа».
Чарушин Е. «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать».
Мориц Ю. «Стихи».
Левин В. «Глупая лошадь» (стихи).
Пушкин А. «Сказки», отрывки или целиком.
Стихи русских поэтов (В. Жуковский, А. Фет, В. Плещеев, Е. Баратынский, Ф. Тютчев и другие) о природе.
Токмакова И. «Карусель».
Ушинский К. «Сказки».
Толстой Л. Басни и рассказы из «Азбуки».
Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
Александрова З. «Мой Мишка», «Топотушки»
Остер Г. Цикл о Котенке по имени Гав.
Толстой Л. Рассказы для маленьких детей

(Здесь главное найти издание с качественными картинками, так как текста там немного совсем, основное внимание нужно уделить интонации, красоте и мелодике традиционной русской речи, изображению сельского быта).
Ушинский К. Рассказы о животных, о детях
Благинина Е

Стихи о природе, о маме, о том, как детки маме помогают.
Хармс Д. «Стихи».

7. «Пик», Роланд Смит

Возраст: 14-15 лет.

Сюжет: Родители 14-летнего Пика — альпинисты, да он и сам обожает горы, высоту и риск. Когда папа предлагает ему совершить восхождение на Эверест, он немедленно соглашается. Кому не хотелось бы стать самым юным альпинистом, покорившим эту опасную вершину?

Но Пик вовсе не был готов к тому, что он, обычный городской паренек, окажется сперва в шумном Катманду, потом в таинственном буддистском монастыре, а затем — на узкой тропе в Гималаях, где романтики гораздо меньше, чем ему казалось. Главное испытание для Пика — не опасность, усталость и леденящий холод, а необходимость распрощаться с детскими иллюзиями и посмотреть на себя совсем другими глазами.

Книги, которые помогут подростку добиться успеха

В современной молодёжной культуре бытует мнение, что успех, слава и деньги приходят мгновенно. Это внушает восприимчивым подросткам ложные иллюзии. Вот список трёх подростковых книг, которые рассказывают, что на пути к мечте могут быть и трудности — но их можно преодолеть. 

«Правило 69 для толстой чайки», Дарья Варденбург

Главный герой книги — современный тринадцатилетний подросток Якоб Беккер, мечтающий совершить кругосветное путешествие на яхте. Он записывается в секцию и начинает упорно заниматься. Первое время нет никакой практики — только правила. Впереди маячит чемпионат, а у Якоба заикание, стеснительность и проблемы в семье. Эта книга расскажет подросткам о том, как несмотря ни на что добиться своей мечты и справиться с трудностями.

«Первая работа», Юлия Кузнецова

Героиня книги подросток Маша мечтает уехать на стажировку в Барселону. Но родители считают, что это слишком дорого. Зато предлагают девушке другой вариант — поработать репетитором по испанскому для шестилетней избалованной Даши. Пока Маша занимается с девочкой, она открывает для себя много нового, тренирует свой язык, а главное — идёт к своей мечте. 

«Пик», Роланд Смит

Вдохновляющая история о четырнадцатилетнем подростке Пике, который обожает высоту. Однажды отец предлагает ему подняться на Эверест, стать самым молодым покорителем этой могущественной вершины. В пути мальчик столкнётся с разными трудностями: болезнью, страшной непогодой, сильным страхом, усталостью и другими. Но это всё закалит его и поможет разобраться в себе.