Классификация типов привязанности ребенка

Надежная привязанность

Люди, отношения которых построены на надежной привязанности, более стабильны эмоционально и получают больше от этих отношений. Но в чем же секрет? Что создает эту безопасную связь?

Этот вид привязанности основывается на взаимном доверии. Зрелый, сбалансированный и уверенный в себе человек не боится ответственности и строит будущее с любимым человеком. Нет ревности или подозрений. Никто не пытается контролировать, потому что отношения строятся на доверии.

Конечно, вам нужно собственное личное пространство, но вы признаете, что партнер также в этом нуждается.

Вы уважаете потребность другого человека в пространстве, а также близости, и понимаете важность работы в команде. Вы можете вступить в диалог и относитесь к аргументам с уважением

Вы понимаете, что все отношения имеют свои отличия, но стараетесь уступить необходимостью быть правыми и строите мосты для достижения договоренностей демократическим путем.

Нет никаких манипуляций или себялюбия. Вы слушаете друг друга, не теряете доверия и не беспокоитесь каждый день о разногласиях, а проявляете заботу о любимом человеке.

И на конец, помните, что здоровые отношения строятся на надежной привязанности в паре, но на практике отношения имеют определенные черты всех трех упомянутых типов.

Например, не всегда плохо быть ревнивым в некоторых случаях. Иногда нам нужно больше личного и физического пространства, просто чтобы побыть в покое. Но хотелось бы, чтобы отношения – скажем, на 80% – имели признаки надежной привязанности.

Остальное могут составлять и другие крайности.

Поэтому теперь вы можете рассказать нам, почему вы любите? А как ваш партнер любит вас взамен?

Сопротивляющаяся (амбивалентная) привязанность

Наблюдалась у 15 % детей. Проявляется общей тревожностью и даже настороженностью по отношению к объекту привязанности. Физическая близость не дает ощущение защищенности. Ребенок может вести себя противоречиво: с одной стороны, проявлять зависимость и навязчивость, с другой, отталкивать, устраивать истерику. Познание внешнего мира вызывает затруднения из-за высокой неуверенности. Незнакомые люди вызывают боязнь. Отсутствие родителя воспринимается негативно, тревожность нарастает, но и присутствие чаще всего не дает успокоения. Воссоединение с родителем вызывает удовлетворение, но вместо объятий может сопровождаться выражением обиды в виде отталкивания или иной формы агрессии

Причина кроется в непоследовательности и нестабильности родителя, когда чрезмерные внимание и забота чередуются с безразличием и отстраненностью в зависимости от настроения. Взрослея, такие дети сохраняют внутреннюю дисгармонию, все больше чувствуют одиночество внутри себя

Разногласия зачастую сохраняются спустя годы.

Что такое привязанность и как она формируется?

Теория привязанности, разработанная американским психологом Дж. Боулби, получила широкую известность по всему миру. Привязанность в данной концепции означает тесную связь, образующуюся между матерью и ребенком в первые годы его жизни. Зарождение этой связи основано на инстинктах. Ощущая свою беспомощность и беззащитность, ребенок с помощью эмоциональных реакций бессознательно стремится «привязать к себе» маму, чтобы та заботилась о нем и обеспечивала его безопасность.

Формирование привязанности происходит в несколько этапов:

  1. 0-3 месяцев. Восприятие заботы со стороны любого взрослого.
  2. 3-6 месяцев. Позитивная реакция на знакомые лица. Улыбка и движения в ответ на действия близкого взрослого.
  3. 6 месяцев – 2 года. Исследование окружающего мира при поддержке матери или замещающего ее взрослого.
  4. 2 – 3 года. Образование устойчивой формы отношений между ребенком и матерью. Взрослый служит для малыша гарантом надежности и спокойствия.

Сформировавшаяся здоровая привязанность дает ребенку чувство защищенности и возможность изучать такой большой и полный неожиданностей окружающий мир. Кроха, который доверяет близкому человеку, ведет себя смелее и увереннее. Если же взрослый недостаточно отзывчив и в отношениях между матерью и ребенком не хватает теплоты, то это усиливает тревожность малыша. К сожалению, здоровая привязанность формируется не всегда, и у детей могут возникать различные нарушения привязанности.

Как изменить тип привязанности?

Все хотят быть любимыми. Вы заслуживаете получать любовь, и есть способы сделать эту цель достижимой. Один из способов получить любовь, которую вы заслуживаете, – это работа над собой в терапии.

Когда вы говорите с психотерапевтом, который заботится о вашем благополучии, вы можете обсудить, что вы хотите быть в любовных отношениях и проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, чтобы достичь этого.

Вы не должны страдать в одиночестве. Есть онлайн-консультанты, которые понимают стили привязанности и хотят помочь вам превратить ваши отношения из тревожных, пугливых или избегающих в безопасные.

Может быть интересным:

Есть ли у вас лечение?

Изменение паттерна привязанности во взрослой жизни очень сложно, в основном потому, что оно заставляет нас видеть мир определенным образом, который даже не приходит нам в голову. Тем не менее, с терпением, усилиями и правильным подходом, можно разработать стиль безопасных отношений.

Как правило, считается, что есть три способа развить безопасную привязанность во взрослой жизни: пойти на психологическую терапию, поддерживать отношения с кем-то, у кого уже есть этот стиль, или выполнять глубокую работу по личностному развитию. В случае человека с неорганизованной привязанностью часто приходится прибегать ко всем трем путям одновременно.

Таким образом, человеку с таким реляционным стилем придется очень усердно работать над своими собственными убеждениями и поведением, чтобы изменить свое понимание мира; и вообще вам понадобится вся возможная поддержка от ваших близких.

Тем не менее, эти усилия часто стоят того, так как развитие безопасной привязанности оказывает очень благотворное влияние практически на каждый аспект жизни человека..

Разновидности привязанности

Типы привязанности Боулби исследовал в ходе многих экспериментов (часто в литературе параллельно ссылаются на эксперименты Мэри Эйнсворт «Незнакомая ситуация»), а также наблюдения за разновозрастными детьми, разлученными с матерями (с родителями либо значимыми родительскими фигурами). Ученый выделил три основные фазы внутреннего состояния ребенка:

  • протестную (когда ребенок активно выражает эмоции, плачет, кричит, требует воссоединения – словом, активно протестует против сложившейся ситуации);
  • фазу отчаяния (когда он погружается в эту эмоцию, затихает, понимая, что не в силах воздействовать на ситуацию);
  • фазу отчужденности (когда ребенок может демонстрировать внешне общительность, но при появлении значимых взрослых он отвергает их, несмотря на то, что внутренне может стремиться к близости).

Выводом Боулби стал следующий важный тезис: «Если в течение длительного времени ребенок не имеет возможности взаимодействовать с человеком, к которому привязан, то это может привести к серьезной психологической травме либо хроническому нарушению» .

Итогом становится искажение привязанности: если она надежна и стабильна, то ребенок после разлуки со значимым взрослым демонстрирует радость и оживление, а потом возвращается к игре; если привязанность ненадежна, то он равнодушен к возвращению близких взрослых после расставания; аффективная привязанность – когда поведение ребенка после воссоединения нестабильно, демонстрируется то принятие, то отвержение.

Опыт научной и практической психологии фиксирует, что от типа привязанности ребенка зависит впоследствии очень многое в его личностных характеристиках, поведенческих реакциях, укоренении тех или иных свойств характера, а также это влияет на мировоззрение. Скажем даже более: депривированные дети могут вообще никогда не выработать адекватные поведенческие модели в социуме – как это нередко случается с детдомовскими детьми, недополучившими свою порцию заботы и ощущения соприсутствия. Наиболее важным в этом отношении, как выяснил Джон Боулби, является возраст до 8-9 месяцев, и если до этого времени взаимодействие со взрослыми не было теплым, ребенок не получал поддержку, ласку, заботу, то искажается его развитие, не вырабатываются рабочие модели социального взаимодействия, теряется базовое доверие к миру и окружающим.

Это открытие ученого изменило психологическую практику, заставило по-новому оценить проблемы детства, расширило представление о том, сколь важна именно психологическая потребность в принятии, принадлежности, поддержке, важность которой невозможно сейчас переоценить

Литература:

1. Уоллес Диксон. 20 великих открытий в детской психологии.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Что такое теория привязанности

Теорию привязанности разработал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. Раньше считалось, что ребёнок поддерживает отношения с матерью ради удовлетворения физических потребностей. Боулби же добавил к этому социальную составляющую: привязанность ребёнка к матери помогает адаптироваться к окружающему миру. Он ввёл понятие значимого взрослого, в постоянном контакте с которым нуждается малыш. Если в течение длительного времени ребёнок не может взаимодействовать с человеком, к которому привязан, это может привести к психологической травме.

Доклад Боулби на тему привязанности ребёнка к родителям в европейских странах вызвал большой эффект. Именно после него родителей стали пускать в детские больницы, круглосуточные сады и ясли перестали считаться нормой, а отпуска по уходу за ребёнком увеличились. 

Исследуя теорию привязанности Боулби, психолог Мэри Эйнсворт в 1970-1980 годах провела серию опытов «Незнакомая ситуация». Мать и ребёнок находились в специальной студии, где моделировались разные ситуации, например, мать уходила, в комнату внезапно входил незнакомец и другие. Исходя из реакций детей, Эйнсворт выделила четыре типа привязанности.

Надежный стиль привязанности

Ребенок уверен, что в любой ситуации получит защиту и поддержку от взрослого, который рядом всегда, когда это нужно. Родители внимательны к своему малышу, удовлетворяют все (или почти все) его насущные потребности, ну, или стараются, по крайней мере. Это касается не только еды, гигиены и здоровья – надежный тип привязанности подразумевает ответную реакцию взрослых на призыв ребенка к вниманию и заботе, берут на ручки, играют, утешают – все это придает чувство безопасности младенцу, что, по мнению психологов, является основой для стабильной психики ребенка в будущем.

Что в результате

Ребенок, у которого выработан надежный стиль привязанности, вырастая, будет более открыт миру, у него значительно выше шансы выстроить доверительные теплые отношения с другими людьми создать собственную семью по родительскому сценарию.

Смешанный тип привязанности

Люди со смешанным типом привязанности имеют средние характеристики по большинству исследуемых личностных особенностей. Безусловно, они представляют большой интерес для дальнейшего изучения их личностных особенностей. Исходя из данных нашего исследования, мы можем сделать вывод что люди, имеющие смешанный тип привязанности – достаточно целостные личности, имеющие стремление к самоактуализации. Однако, у данной группы людей наблюдается пониженный уровень тревожности, что может говорить о неспособности прогнозировать форс-мажорные ситуации, склонности к некоторой «толстокожести». Также, люди со смешанным типом привязанности имеют невысокий уровень эмоционального интеллекта, управления эмоциями. В общении они не готовы к самораскрытию и самопредъявлению, не уверены во взаимном интересе со стороны собеседника. Также обладают некоторой ригидностью, неготовностью к изменениям сформировавшихся ценностей. Обобщая вышеперечисленные характеристики, мы можем сказать о тенденции к некоторой «расторможенности», лени, незрелости, нежелании менять стереотипы и привносить что-то новое в свою жизнь. Изучив основные характеристики поколения Y, представленные в теории поколении Евгении Шамис, мы можем предположить, что люди, имеющий смешанный тип привязанности, являются яркими представителями данного поколения. Они представляют особый интерес для дальнейших исследований, так как в нашей выборке их представлено наибольшее количество (30%).

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сказать, что наши гипотезы подтвердились. Типы привязанности действительно взаимосвязаны с личностными особенностями взрослых людей. Люди с надежными типом привязанности имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, самоактуализации и умеренную выраженность личностных акцентуаций, по сравнению с людьми, обладающими ненадежными типами привязанности.

В заключение необходимо указать также на тот факт, что надежными типом привязанности обладают лишь 27% испытуемых, в то время, как остальные 73% имеют ненадежные типы привязанности.

Почему поколение «Миллениум», часто называют «потерянным»? Почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми? Предприняв небольшой экскурс в историю нашей страны 70-80-х годов, становится очевидным, что  наше государство было мощнейшей непобедимой империей, с высокоморальными ценностями и опорами для общества. В начале 90-х тотальное разрушение всех глобальных систем государства – политической, социальной, экономической, культурной, ценностной – стало причиной переворотов в сознании граждан, личностных кризисов, и внутриличностных конфликтов. Иными словами, люди лишились незыблемых опор, они не знали, как жить дальше, опасались за свое будущее. Те уклады, которые служили ориентиром, стали не актуальными. Теперь нужно было жить совершенно по-другому, но как именно, никто не знал. Была ли эта ситуация благотворной для воспитания подрастающего поколения? Могли ли родители, отчаянно сражавшиеся со всеми бедами того времени, давать свое тепло и надежную привязанность? Скорее всего, нет. И мы предполагаем, что именно в этом заключается ответ на вопросы, почему поколение «Миллениум» часто называют «потерянным», и почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми.

Исследование типов привязанности представляет сейчас большой интерес в большей степени для детской психологии и психология развития. Достаточно редко освещаются проблемы взаимосвязи опыта детско-родительских отношений, к тому же мало диагностических инструментов для исследования данной темы. Выводы данной работы представляют для психологов возможности разработки программ по работе со взрослыми людьми с ненадежными типами привязанности, а также применение данных знаний в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вторым важным аспектом внедрения данных знаний в практику является просветительская деятельность для будущих родителей.

Рекомендуемые книги

На сегодняшний день, существует огромное количество книг, статей, эссе, которые вы можете читать и делать определенные выводы для себя. Несколько самых популярных книг по теории привязанности можно найти ниже:

  1. Приложение: «Новая наука о привязанности к взрослым и как она может помочь вам найти и сохранить любовь» Амира Левина и Рэйчел Хеллер.
  2. Привязанность в психотерапии Дэвида Дж. Уоллина.
  3. «Справочник по приложениям: теория, исследования и клинические применения» (3-е издание) Джуд Кэссиди и Филиппа Р. Шейвера.
  4. Теории привязанности: Введение в Боулби, Эйнсворт, Гербер, Бразелтон, Кеннелл и Клаус, автор Кэрол Гархарт Муни.
  5. Неуверенность в любви: как тревожная привязанность может заставить вас чувствовать себя ревнивой, нуждающейся и обеспокоенной, и что вы можете с этим поделать, Лесли Беккер-Фелпс.

Эта часть была посвящена теории привязанности, теории, разработанной Джоном Боулби в 1950-х годах и расширенной Мэри Эйнсворт

и бесчисленным количеством других исследователей в последующие годы. Теория помогает объяснить, как наши детские отношения с нашими опекунами могут оказать глубокое влияние на наши отношения с другими взрослыми людьми.

Что вы думаете о теории привязанности? Как вы думаете, есть ли стили привязанности, не охватываемые четырьмя категориями? Есть ли какая-либо другая критика теории привязанности, которую вы считаете обоснованной и заслуживающей обсуждения? Мы хотели бы услышать ваши мысли в разделе комментариев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Этапы становления привязанности

Исследователи Рудольф Шэффер и Пегги Эмерсон, по следам Боулби, анализировали привязанность по мере того, как ее формируют дети. Они наблюдали за 60 младенцами в течение их первых полутора лет жизни. В ходе эксперимента было выделено 4 отдельных фазы привязанности.

Предварительная. От нуля до трех месяцев младенцы не проявляют особой привязанности к тем, кто о них заботится

Ребенок улыбается или плачет, чтобы просто привлечь к себе внимание любого человека;

Стадия недифференцированной привязанности. До семи месяцев дети отдают предпочтение первичному и вторичному опекунам

У ребенка формируется осознание, что взрослые реагируют на его потребности. Уже начинается процесс разделения на знакомых и незнакомых людей;

Стадия дифференцированной привязанности. Протекает с семи до одиннадцати месяцев. Младенцы проявляют сильную привязанность к конкретной личности. Если ребенка разлучают с его значимым взрослым, он начинает протестовать;

Стадия множественной привязанности. На девятом месяце у младенца выстраиваются прочные эмоциональные связи с другими людьми — уже за пределами первичной привязанности. В этот круг могут входить старшие сестры и братья, бабушки, тети, подруги мамы.

Влияние на формирование привязанности оказывает несколько факторов. Это возможность для ее формирования и качество ухода. Так у детей-отказников может не сформироваться привязанность: у них нет чувства доверия.

Либо это диффузная привязанность — ко всем сразу и ни к кому в частности.

Как избавиться от эмоциональной привязанности?

Очень часто эмоциональная привязанность проявляется у людей, которым в детстве не хватало любви. Поэтому, во взрослой жизни, когда кто-то к ним проявляют симпатию и положительные чувства. То они к ним начинают испытывать психологическую зависимость. Одним из лучших решений, как справиться с эмоциональной привязанностью — является помощь психолога. Но, если вы не хотите обращаться за помощью, то можете попробовать сами.

Во-первых, вам нужно определить, к чему или к кому вы испытываете привязанность. Потом вам нужно будет научиться получать удовольствие от жизни без использования этих вещей или людей. Перестаньте постоянно думать о том человеке, к которому вы испытываете зависимость. Понемногу начните отдаляться от него. Начните больше времени уделять себе, своим хобби и увлечениям. Больше общайтесь с другими людьми, и расширяйте круг своих знакомых. Не концентрируйтесь только на одном человеке. И помните, что ваша жизнь и ваше психическое здоровье зависит только от вас. Поэтому вы должны больше внимания уделять себе. Вам нужно перестать быть материалистом. Находите радость от жизни, не вовлекая в это других людей.

ПоделитьсяТвитнуть

Юлия

Хотите знать, как достичь жизненной цели? Этот блог поможет вам узнать, как применять психологию в ваших отношениях, здоровье и благополучии. Моя цель — научить моих читателей тому, как максимально повысить свою эффективность в жизни.

Как воспитывать у детей надежную привязанность

Один из способов воспитания надежной привязанности у детей – дать им возможность быть независимыми и делать все самостоятельно. Естественно, эти занятия должны соответствовать возрасту. Это может быть так же просто, как позволить вашему ребенку кататься на велосипеде по соседству, когда он достаточно взрослый, чтобы сделать это самостоятельно. Это воспитывает чувство уверенности и независимости, и они знают, что их родители будут там, когда они вернутся домой.

Еще один важный аспект безопасной привязанности – это доверие к своим детям, чтобы они поступали правильно, что бы это ни значило для данной ситуации. Когда вы позволяете своему ребенку гулять с друзьями, дайте ему разумное время, чтобы вернуться домой, и верьте, что он будет слушать правила.

Подростки, яркая юность – а что дальше?

Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.

применяйте на практике активное слушание;
пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).

Как же влияет тип привязанности на дальнейшую жизнь

Ты можешь сказать спасибо мамочке за такого мужчину! Он открыты и уверен, ему нетрудно заводить новые знакомства, делиться своими переживаниями. Соответственно, и начать какие-то отношения и поддерживать их с партнером ему не составит большого труда. Это было бы идеально – встреча двух счастливых людей, которым так повезло с мамочками, – но, как часто в жизни бывает, идеалы, да еще сразу два, – штука редкая, – и не следует ставить крест на достойных претендентах с другими типами).

Тревожно-избегающий тип следует своему названию – тревожится и избегает.  

У такого мужчины есть маленькая тайна: высокая потребность в любви, заботе, эмоциональном контакте, но не признается он в этом даже под пытками и даже самому себе. Он уже знает из опыта: после эмоциональной близости с мамой (и близким человеком) последует отвержение, и самое безопасное-просто отключить эмоции и избежать последующих страданий.

Позже этот тип разделили еще на два подтипа поведения: боязливое избегание и отстраняющее. В первом варианте человек себя не принимает, во втором – относится к себе очень даже неплохо. И тут вспоминается герой из сериала «Как я встретил вашу маму» – Барни Стинсон, который в первых сезонах предстает в роли заядлого холостяка, меняющего партнерш каждую ночь, не сближаясь ни с кем до определенного времени.


Фото автора Polina Kovaleva: Pexels

Но самые интересные качели складываются с обладателями тревожно-устойчивого типа.

Прямо скажем, отношения для любителя острых ощущений. Их бросает из крайности в крайность. То он тебя любит до безумия, устраивает сцены ревности, контролирует, то резко бросает и пропадает. Отношения с такими мужчинами похожи на американские горки, но… для всего найдется свой ценитель. Во всяком случае, скучать точно не придется.

Исследование 1970 годов Мэри Эйнсворт

Психолог Мэри Эйнсворт в своих исследованиях семидесятых годов значительно расширила выводы, сделанные когда-то Дж. Боулби. В труде под названием «Странная ситуация» рассказывается о взаимосвязи привязанности и поведения.

В ходе научного эксперимента было осуществлено наблюдение за малышами в возрасте от 12 до 18 месяцев. Моделировались разные ситуации: присутствие мамы и разделение с ней, появление незнакомых людей. Ученый фиксировала реакции детей.

После обработки полученных наблюдений Эйнсворт выделила 3 основных стиля привязанности: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий. Позже к данному списку добавили четвертый стиль, назвав его дезорганизованной привязанностью.

Основная мысль Эйнсворт полностью подтвердилась: поведение человека во взрослой жизни во многом можно объяснить тем типом привязанности, который у него сформировался в детстве.

Методика «Птичье гнездо»

Методика «Птичье гнездо», разработанная в 1996 году арт-терапевтом Донной Кайзер, подходит для детей старшего дошкольного возраста (5,5 — 7 лет).

Для проведения потребуются лист бумаги, фломастеры или карандаши. Диагностика проводится с ребёнком индивидуально.

Предложите дошкольнику нарисовать гнездо и птичек, проживающих в нём, место, где гнездо находится.

Когда малыш закончит, обсудите рисунок. Ни в коем не просите сравнивать гнездо и птиц с членами семьи, задайте ребёнку вопросы касательно рисунка.

Спросите у малыша, что это за птички, где они живут. Попросите рассказать о птичках подробнее: кем они друг другу приходятся, что делают, как себя чувствуют, о чём мечтают, чего боятся, что будут делать в случае опасности? Спросите, ждут ли птички кого-нибудь? Почему гнездо пустое (если оно пустое), почему оно нарисовано так, а не иначе? Безопасно ли в гнезде? Поинтересуйтесь о местоположении всех персонажей на рисунке и почему они находятся именно на этих местах.

Обработка результатов

Надёжная привязанность Нарушение привязанности
Использование четырёх или более цветов, преобладание зелёного цвета на рисунке Использование менее четырёх цветов Преобладание коричневого цвета на рисунке
Небольшое количество штриховки в изображении гнезда, равномерный, не сильный нажим на линии Большое количество штриховки в изображении гнезда, сильный или неравномерный нажим говорят о тревожности и неуверенности в себе. Линии в изображении гнезда повторяющиеся исключительно по форме круга, указывают на склонность к хроническим неврозам и навязчивым состояниям.
Гнездо расположено ровно и устойчиво, имеет надёжную опору, выглядит защищенным. Гнездо, нуждающееся в дополнительном укреплении или защите, уже чем-нибудь защищено, к примеру находится под крышей, поднято повыше или рядом существо, охраняющее его от напастей, например орёл, который защищает птичек от врагов, — указывает на поиск поддержки со стороны малыша. Гнездо расположено под наклоном, может находиться на дереве, но размещено на конце ветки или же на тонких веточках, балансирует и может упасть. Отсутствие надёжной опоры, например дерева указывает на ощущение недостатка поддержки и стабильности, неуверенность в себе.
На рисунке изображены птицы-родители, если их нет, но в беседе ребёнок объяснит, что они улетели за кормом, то, можно сказать, что они есть. Птенец находится в центре гнезда. Целая птичья семья, в том числе яйца. Пустое гнездо или гнездо без дна указывает на ощущение одиночества, нехватку тепла, поддержки и заботы со стороны близких взрослых. Также гнездо может быть разрушено внешними угрозами. Птицы-родители отсутствуют или находятся на расстоянии от гнезда и занимаются своими делами, при беседе ребёнок должен это объяснить. Гнездо покинуто. Птенец, находящийся на краю гнезда, указывает на тревогу и неуверенность ребёнка. В семье, помимо ребёнка, есть и другие дети, но он не рисует дополнительных птенцов или яйца, что может указывать на отсутствие привязанности к братьям и сёстрам, и даже негативные чувства к ним, такие как ревность или зависть.

Эмоциональная привязанность к любимому человеку

Эмоционально привязавшись к своему партнеру, вы доверяете ему все свои секреты. А так же все свои проблемы и свою жизнь. Вы должны быть очень осторожны в этом случае. Так как слишком сильная привязанность может привести к ревности, чувству гнева, злости и к серьезным проблемам в отношениях. Ведь многие люди не понимают разницу между эмоциональной привязанностью и любовью. Привязанность может быть к чему угодно, к человеку или к любой материальной вещи. Привязанность может быть как эмоциональной, так и физической. Однако, любовь — намного более сильная и значимая связь. Это не просто привязанность к кому-то. Это чувство, которое возникает из глубины нашей души. И если привязанность можно преодолеть в какой-то момент. То избавиться от любви по своему желанию человек не может.

Любовь, с другой стороны, требует преданности, проявления чувств и эмоций. Хотя, любовь и привязанность во многих случаях идут рука об руку. Между ними все же существуют ключевые различия. Вы должны признать и понять эти различия, чтобы поддерживать здоровые отношения в своей жизни. Если мы говорим о любви, то это сильное чувство, которое вы испытываете к другому человеку. Люди действительно нуждаются в любви, и без любви наша жизнь не является полноценной. Но эмоциональная привязанность все же не является положительным фактором в отношениях мужчины и женщины.

Привязанность во взрослой жизни

Из-за серьезной психологической травмы тип привязанности может измениться. Например, после абьюзивных отношений человек может закрыться и не будет никому доверять. Но если с ребенком не произошло ничего страшного, он не пережил насилие и не переходил из детского дома в приемную семью, то этот ребенок переносит свою привязанность во взрослую жизнь. 

Получается, взрослые типы привязанности соответствуют детским моделям поведения из исследования Мэри Эйнсворт:

Надежный. Человек способен ценить себя и своего партнера, не попадает в зависимость от других людей и остается самодостаточным. Мужчины и женщины с надежным типом привязанности не склонны ревновать, если для этого нет причин, умеют договариваться и строят равноправные отношения.

Тревожный. Люди, которые склонны к созависимым отношениям, недооценивают свою значимость и превозносят значимость партнера. Чаще всего с этим типом привязанности человек жертвует собой ради любви.

Избегающе-отвергающий. Человек считает себя самодостаточным и независимым, но боится близости и старается избегать искренних отношений. С партнером старается держаться на дистанции, а в случае проблем старается первым сказать «мы расстаемся», чтобы не испытывать боль и разочарование.

Тревожно-избегающий. Встречается у людей, которые пережили травматичный опыт: сексуальное насилие, моральные истязания, побои. С одной стороны, им хочется найти близкого человека, которому можно доверять. С другой, они боятся быть отвергнутыми и считают, что недостойны хорошего отношения.