Когда ставится двоеточие в предложении, а когда — тире?

Запятая и тире в БСП

Между частями бессоюзного сложного предложения могут ставиться и такие знаки препинания, как запятая и тире:

1 Если в БСП с тире второе простое предложение начинается с вводной конструкции:

2 Если в сложноподчинённом предложении перед его главной частью перечисляются однородные члены, чтобы показать, как одно целое делится на части:

3 Перед повторяющимся словом для связи с ним остальной части предложения:

4 В случаях, когда нужно показать переход от интонационного повышения к понижению.

5 Перед словами «это», «вот» в начале присоединительного предложения:

6 Если вторая часть БСП имеет присоединительное значение пояснения, времени, условия-следствия и т.д.

7 В том случае, если вторая часть предложения в некоторой степени структурно отличается от первой; если в конструкции первой части БСП происходит некий «резкий» поворот, который можно наблюдать во второй части.

Упражнение

  1. Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.
  2. Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.
  3. Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.
  4. Ивлев поглядел кругом_  погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).
  5. Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).
  6. Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.
  7. Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).
  8. Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.
  9. Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).
  10. Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.
  11. Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).
  12. И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною,  скромно поникнув  головою, шагает ломовой конь…(Чехов).
  13. Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).
  14. Класс наполнялся вдруг разноголосными жужжаниями_ авдиторы выслушивали своих учеников (По Гоголю).
  15. Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).
  16. В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).
  17. Надо его  ввести_ он робок, еще новичок… (Гончаров).
  18. Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то  чего? (Достоевский).
  19. Вы еще в опасности_ рана  может  открыться (Пушкин).
  20. Он  с  детства  отличался замечательною красотой;  к  тому же  он был самоуверен,  немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).
  21. Через минуту опять визг и смех_  пришлось ехать под  громадным нависшим камнем (Чехов).
  22. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с  ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… (Чехов).
  23. «Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори,  что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).
  24. Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность  сильных,  невежество  и  скотоподобие  слабых, кругом бедность невозможная,  теснота,  вырождение,  пьянство,  лицемерие, вранье… (Чехов).
  25. Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все  беспокоится_  в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).  
  26. Попадать под  суд  из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).
  27. Характерные  черты ломового коня,  отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он  наивен, как ребенок (Чехов). 
  28. Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).
  29. Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала  это  время,  как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же  виноват  в  этом? (Чехов)
  30. Вот уж год, как мы  с ним  находимся  в натянутых  отношениях_  он отвратительно отвечает мне  на экзаменах, а я ставлю ему  единицы (Чехов).
  31. По-моему, если пьеса хороша,  то,   чтобы  она  произвела  должное  впечатление,  нет  надобности утруждать  актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).  
  32. Часто я забываю обыкновенные слова,  и  всегда  мне  приходится тратить много  энергии, чтобы  избегать в письме  лишних фраз  и ненужных  вводных предложений_ то  и другое  ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).
  33. Но,  представьте, взглянул  мельком вперед_ в  первом  ряду  сидят рядышком какой-то генерал с лентой  и архиерей (Чехов).
  34. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).
  35. Все эти  новости похожи одна на другую и  сводятся  к такому типу_ один француз сделал открытие,  другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а  третий – тоже  немец – перехитрил  обоих,  доказав  им,  что  оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха  за темный пигмент (Чехов).
  36. Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).
  37. Я отворяю окно, и мне кажется, что я  вижу сон_ под окном, прижавшись к стене,  стоит женщина в  черном  платье, ярко освещенная  луной, и глядит на меня  большими глазами (Чехов). 
  38. Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).

Двоеточие в сложном предложении

Сейчас максимально сосредоточились, переходим к тонким материям русского языка

Чтобы правильно поставить знаки препинания в бессоюзном предложении, важно понимать логику фразы и интонацию

Итак, двоеточие ставится, если в придаточном предложении есть:

1.РАЗЪЯСНЕНИЕ

. Между частями можно поставить«а именно», «то есть» :

  • Сложилась непростая ситуация: лендинг он сделал, а форму заявки не настроил.
  • Ее опасения подтвердились: этот онлайн-курс оказался пустышкой, деньги были потрачены зря.

2.ПРИЧИНА

. Между частями можно поставить«потому что» :

  • Конверсия была мизерной: форма заказа товара оказалась очень запутанной, а оформление корзины – нелогичным и громоздким.
  • Он нарушил все дедлайны: работать не хотелось, за окном лил дождь, на него напала апатия и осенняя хандра.

3.ГЛАГОЛЫ-МАРКЕРЫ

«видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать» и пр. Такие глаголы указывают на дальнейшее описание увиденного, услышанного и пр. Между частями предложения можно поставить«что» :

  • Он пришел домой и видит: на полу валяются истерзанные ботинки и рассыпанный собачий корм, а виновник погрома весело виляет хвостом.
  • Она медленно шла по парку и чувствовала: кто-то невидимый внимательно наблюдал за ней.

Двоеточие

Двоеточие ставится в заголовках, распадающихся на две части с четким интонационным делением, отличающиеся смысловой насыщенностью, предельной краткостью, нередко и эмоциональной выразительностью. Первая часть называет общую проблему, место действия, лицо, а вторая — содержит конкретизацию названного в первой части: Экономическая реформа: опыт, проблемы, трудности; Разоружение: концепция, проблемы, механизм; Россия — Западная Европа: выгоды и перспективы сотрудничества; Звёздный рейс: работа на отлично!; Новый герой: поиски и находки; Женщина: семья и работа; Юпитер: планета или звезда?; Перевозка айсбергов: мифы и реальность; Смена правительства: старое наследство, новые возможности; Генетика: стратегия и тактика; Космические лучи: старые или новые?; Энергетика: начало и будущее; Многоэтажные улицы: спасение или бедствие?; Рентгеновский лазер: поиски и надежды.

Вопросительный знак

Вопросительный знак.1

Вопросительный знак ставится в конце заголовков — вопросительных предложений: Каким управлению быть?; Победа или поражение?; Восторжествует ли олимпийский принцип?; Как устроено атомное ядро?; Будет ли жить человек с чужим членом?; Вторая луна?; Почему погибли динозавры?; Лидеры недосягаемы?; Кто убил Джона Кеннеди?; А где гарантия?; Но зачем же стулья ломать?

Вопросительный знак.2

Вопросительный знак ставится в заголовках, состоящих из двух частей, разделенных точкой (вторая часть содержит вопрос, относящийся к сказанному в первой части): Жить вечно. Возможно ли?; По-хозяйски. Что это значит?

Вопросительный знак.3

Вопросительный знак ставится в заголовках — вопросо-ответных построениях: Рабочие? Нет, исследователи; С дипломом? Не требуется; Подписать? Пожалуйста!; Без печати? Недействительно…

Точка с запятой

Точка с запятой — это знак препинания, который используется в письменной речи для разделения на части сложного распространенного предложения, уже имеющего много запятых. Точка с запятой также ставится в списках при перечислении. Впервые этот знак стали использовать в Италии примерно в середине 15 века, а в русских текстах он появился только в конце того же века.

Примеры

У меня было всего три цвета красок; несмотря на это, я нарисовала великолепный пейзаж, состоящий из множества оттенков этих цветов.
Чемоданы давно собраны, а такси, видимо, еще не подъехало; между тем на улице начиналась вьюга; ветки старой березы бились в окна в тревожном танце, а снежинки превращались в крупные хлопья.
На улице морозный воздух; ночью выпал снег; большие сугробы так и зовут кататься на санках, чтобы насладиться зимней свежестью.

Точка с запятой между однородными членами
Я была очень довольна путешествием: и новым видом из окна автомобиля; и сказочно красивым местам, услаждавшим мой взор; и общению с новыми людьми.

Тире в СПП

Такой знак препинания, как тире, чаще всего ставится в СПП, если придаточная часть идёт перед главной, при этом она может быть изъяснительного, условного и уступительного типа*:

*О типах придаточных в СПП читайте в статье «Типы придаточных предложений».

Существует также ряд условий, когда в СПП желательно поставить тире:

1 Если придаточная часть — неполное предложение, в котором тире заменяет пропущенное слово.

2 Если части СПП находятся в неком параллельном положении по отношению друг к другу, особенно при неполноте главной или придаточной частей и отсутствии подчинительных союзов.

Особенно актуально ставить тире в предложениях, где в зависимой части есть слова «стоит», «стоило», а в главном — союз «и».

3 Если однородные придаточные стоят перед главной частью.

4 Если в СПП много запятых, то автор может на месте одной из них поставить тире для большей выразительности.

5 Если в главной части присутствуют слова «вот», «это», при этом главная часть располагается после придаточной.

6 Если в придаточном 2-ой степени опущена вторая часть сопоставительного союза или противительный союз, то на их месте следует поставить тире.

7 Если автор желает интонационно отделить придаточное от впереди стоящей главной части. Как правило, в вопросительных предложениях.

Тире и двоеточие

При однородных членах в простом предложении

Двоеточие нужно ставить после обобщающего слова и перед перечисляемыми лексемами.

Во всей красе пред нами предстал смешанный лес: березы, осины, дубы, сосны.

Тире уместно после однородных членов и перед обобщающим словом.

Эпитет, метафора, гипербола — все это средства выразительности речи.

В сложных бессоюзных предложениях

В сложных бессоюзных предложениях выбор пунктуационного знака зависит от значения частей.

Двоеточие ставится, если:

  1. Вторая часть указывает на причину того, что описано в первой.

Не забудьте прихватить зонт: синоптики обещают дождь. Двоеточие можно заменить союзом ПОТОМУ ЧТО.

  1. Во второй части уточняются обстоятельства того, о чем идет речь в первой части.

Она приготовилась к отъезду: упаковала чемоданы, собрала документы и вызвала такси. Между частями можно вставить уточняющее «А ИМЕННО».

  1. Вторая часть — это дополнение, перед которым можно употребить союз ЧТО (Генералу доложили: армия врага отступала) или пропущенное сказуемое И ОБНАРУЖИЛ (Иван зашел в помещение: за столом сидел мужчина и что-то быстро писал).

Тире между частями используется при следующих условиях:

  1. Если обе части противопоставляются друг другу и между ними можно вставить союз А или НО.

Оглянулся еще раз — и снова никого.  

  1. Если первая часть указывает на время или условие, и перед ними возможен союз КОГДА и ЕСЛИ соответственно.

Наступят холода — придется перебраться в город.

  1. Если вторая часть указывает на следствие того, о чем говорилось ранее. Тире можно заменить союзом ТАК ЧТО.

Сам придумал — не жалуйся.

  1. При быстрой смене действий.

Двери открылись — показался мужчина.

Правило проще запомнить по этой таблице, в которой заключена основная суть:

ДВОЕТОЧИЕ ТИРЕ
ПОТОМУ ЧТО А или НО
А ИМЕННО КОГДА или ЕСЛИ
ЧТО ТАК ЧТО

Правила правописания

В каких случаях ставится двоеточие, зависит от разновидности предложения, где оно стоит, и контекста. Этот знак препинания практически никогда не ставится в сложноподчиненных союзных предложениях.

В простом предложении двоеточие необходимо поставить в следующих случаях:

  1. Присутствует перечисление с однородными членами предложения. Двоеточие ставится после слова, которое обобщает все элементы перечисления. Пример: Он побывал везде: в Европе, Азии, Африке, Австралии и в Северной Америке (слово «везде» обобщает ряд однородных членов предложения, являющихся обстоятельствами). Песок лежал повсюду: на пляже, на деревьях, на камнях (слово “повсюду” является обобщающим). Двоеточие может ставиться перед перечислением, даже если отсутствует обобщающее слово. Образец: На вершине горы стояли: профессиональные альпинисты, туристы и экскурсоводы (знак препинания предупреждает читателя, что далее идет перечисление).
  2. В предложении употреблены уточняющие слова: «а именно», «например», «как-то». Перед уточняющим словом ставится знак запятой, после — двоеточие. Пример: Грязь лежала повсюду, а главное: на дороге, на обочине, на тротуаре («а главное» – уточняющая конструкция, поясняющая обобщающее слово «повсюду»). Иногда слово «например» может являться вводной конструкцией. Вводное слово всегда выделяется запятыми с обеих сторон, двоеточие не ставится. Образец: Он очень хорошо разбирается в точных науках, например, в математике. На юг зимой улетает огромное количество птиц, например, грачи.
  3. В предложении с присутствием прямой речи. Чаще всего в состав прямой речи входят прямые вопросы и восклицание. Двоеточие ставится исключительно после авторской реплики. Предложение, входящее в состав прямой речи, заключается в кавычки и пишется с заглавной буквы. Пример: учитель с любопытством спросил учеников (слова автора): «Сколько пунктов плана должно присутствовать в сочинении?” (прямая речь, выраженная прямым вопросом). Пунктуационные правила изменяются в конструкциях, где речь разделяет авторскую реплику на несколько частей. После первой части слов автора ставится двоеточие, а перед началом второй части – запятая. Образец: Крикнув (первая часть авторской реплики): «Ложись!”, солдат упал на землю (вторая часть авторской реплики). Иногда прямую речь путают с придаточной частью. Во втором случае конструкция выделяется запятой, а двоеточие не ставится. Пример: специалист рассказал стажеру о том (главная часть), как выполнять поставленную задачу (придаточная часть).

В сложноподчиненном с бессоюзной связью двоеточие употребляется в следующих случаях:

  1. Вторая часть объясняет или уточняет действие, о котором говорится в первой части. В этом случае после первой части предложения ставится двоеточие. В подобных конструкциях нередко присутствует уточняющее слово «а именно», после которого всегда обязано двоеточие. Образец: Арсений всегда очень пунктуален (а именно): никогда не опаздывает на встречи и приходит вовремя.
  2. Принимает значение причины. Она объясняет, по какой причине произошло действие, о котором говорится в первой части предложения. В этом случае между ними можно поставить соединительные союзы: «так как» и «потому что». Пример: Александр знает много интересных фактов (потому что): он много читает, смотрит познавательные передачи и общается с эрудированными людьми.
  3. Дополняет информацию, сказанную в первой части. В устной речи эту конструкцию можно перепутать со сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным, отделяющимся от главной части запятой. В таких предложениях часто употребляется союз «что». Образец: Ученые обнаружили (что): на других планетах присутствует иная форма жизни.
  4. После глаголов чувств и восприятия: увидеть, услышать, запомнить, почувствовать. Пример: утром я встал и увидел: на улице выпал снег. Этой конструкции также синонимичные сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным, употребляемых с использованием союза «что».

Правильно расставленные знаки придают осмысленность речи и тексту в целом.

История происхождения

Впервые двоеточие в качестве знака препинания стало использоваться древними греками. Например, древнегреческий философ Платон всегда заканчивал свои произведения данным символом. Постепенно этот знак стал появляться во многих европейских языках. В разных регионах его написание различалось — во Франции оно обособляется с двух сторон пробелами, а в Италии и Испании оно сразу ставится после слова без использования пробела. В славянских языках двоеточие появилось вместе с остальными знаками препинания после развития книгопечатания. Когда ставится двоеточие в русском языке, уже узнали позже.

В церковнославянской письменности современную функцию изначально выполняла точка с запятой. Впервые термин «двоеточие» появился в начале 16 в. Он был закреплен в первых книгах и учебниках по грамматике, в том числе и в рукописях восточнославянского филолога и духовного писателя Мелетия Смотрицкого. Вплоть до XIX столетия двоеточие играло роль точки или многоточия. В некоторых языках этот знак препинания мог ставиться в середине слов и служил для их сокращения.

В русском языке есть правила грамматики, в которых определяется, нужно или нет ставить тире

  1. Тире нужно ставить в предложениях составным именным сказуемое, этот знак должен стоять между подлежащими и сказуемым. В таких предложениях обычно сказуемое это родовое понятие к подлежащему. Например, тигр — хищник, осина — дерево. При этом если между подлежащим и сказуемым стоит отрицательная частица, тогда тире ставить не нужно. Например, бедность — не порок, гусь  — не птица.
  2. Тире ставится в предложениях, где подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое как неопределённая форма глагола, то есть инфинитив. Также они оба могут быть инфинитивом, и тире между ставится. Например, тебя любить — нервы трепать.
  3. В предложениях тире нужно ставить перед следующими словами, это, значит, это есть, вот. Если эти слова употребляются в предложениях, где сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже и инфинитивом. Обычно такие слова используют для присоединения сказуемого к подлежащему, или если нужно указать, что сейчас будет сравнение или определение.
  1. Тире нужно ставить в предложениях, где есть перечисление перед обобщающим словом. Например, мечты, надежды, красота — всё поглотит в себя время.
  2. Знак тире нужно ставить перед стоящим в конце предложения в двух ситуациях. Первый случай, когда перед предложением можно без изменения смысла этого предложения поставить словесную конструкцию «а именно». Например, не слишком люблю это животное — собаку. В разговоре человек требовал только одного — справедливости.

Второй случай это если в предложении используются пояснительные слова, и автору текста нужно также показать самостоятельность этой конструкции. Например, я взял с собой еще и чугунный чайник — единственная моя радость в путешествиях.

  1. По правилам тире нужно ставить между двумя сказуемыми или между частями сложного предложения. Это касается тех случаев, когда автору нужно добавить или же наоборот противопоставить их по отношению друг к другу. Например, человек зашел в комнату, не думая там кого-то увидеть, — и замер. Быстрее побежал к Ваське — а там уж все были. Я хотел бы объехать весь свет — и не объехал даже сотой доли.

Также для усиления эффекта неожиданности знак тире может разделять разные части предложения. Например, выкинул мужчина окуня — в речку. По правилам русского языка в таких предложениях знак тире не ставится. Но его можно поставить для того, чтобы лучше показать смысл того,  что было в действительности.

  1. По правилам тире нужно ставить между частями бессоюзного сложного предложения в некоторых случаях. Это касается случаев, если вторая часть предложение содержит вывод из того, о чём шла речь в первой части предложения. Например, луна нарисовала дорожку по морю — лёгкой тканью легла ночь.
  2. Тире по правилам в предложениях ставится и тогда, когда между частями бессоюзного сложного предложения существует придаточная часть и главная часть, они этим связаны. Например, назвался груздем — полезай в кузов, лес рубят — щепки летят.
  3. Есть случаи, когда тире нужно поставить для того, чтобы показать границу распада простого предложения на две группы. Это нужно делать только тогда, когда другие средства выделить этот распад не могут. Например, вот он и говорит: мужчинам — это надо?
    1. Ещё знак тире ставят в тех случаях, когда нужно выделить:

    Слова, которые употребляются в середине предложения и нужны для пояснения текста, если в этом случае нельзя использовать скобки, потому что они ослабят связь.

    однородные члены предложения, если они употребляются в середине, и требуется особо их выделить. Например, и опять даже картины — кособокие домишки, дорожные ямы и лужи — открылась моему взгляду.

  1. Иногда тире используется в качестве дополнительного знака препинания после запятой в предложениях, где используются повторяющиеся слова. Повторения нужны для того, чтобы связать части одного предложения. Например, я знал очень хорошо, что это была моя жена, не какая-нибудь новая, неизвестная женщина, а уже хорошо известный человек, моя жена, которую я хорошо знал.
  2. Также тире ставится между двумя именами собственными, если вместе они называют какой-либо учение. Так же это может касаться открытий. Например, физический закон бойля-мариотта.

Двоеточие в простом предложении

1.Самый элементарный случай. Двоеточие ставится перед перечислением и после обобщающего слова

  • В продающем тексте все должно работать: и графика, и заголовок, и структура, и призыв к действию.
  • Он за всю жизнь прочитал всего три книги: букварь, вторую и синюю.

2.Двоеточие ставится перед перечислением без обобщающего слова

. Здесь двоеточие становится интонационным знаком, т.е. предупреждает читателя, что далее будут однородные члены, и надо запастись воздухом для «перечислительной» интонации:

  • На необитаемом острове оказались: два фотографа, SMM-менеджер, коуч копирайтинга, таргетолог и рерайтер.
  • В огромной сумочке своей подруги он обнаружил: томик Толстого, пудреницу, спортивные штаны, пачку чипсов, вентилятор и крем от загара.

3.Помимо обобщающего слова есть слова-маркеры «например», «как то», «а именно»

. С этими словами перечисление может стоять не только в конце, но и в середине предложения (в этом случае не забываем про тире после перечисления):

Тире

Тире.1

Тире ставится в эллиптических предложениях-заголовках, построенных по формуле «кому-чему — что» или «что — кому— чему» (см. § 6, п. 3): Выпускнику — профессию; Новому — широкую дорогу; Транспорту — чёткость и слаженность; Достижения науки — в производство; Имя Гагарина — малой планете; Награды — лучшим; Музыка — детям.

Тире.2

Тире ставится в двучленных предложениях-заголовках, построенных по формулам «кто — чему», «кто — куда», «что — куда», «что — где», «что — как», «что — для чего» и т. д. (см. § 6, п. 4): Учёные — производству; Клоуны — на арену; Книгу — в массы; Передовую технологию — в производство; Учителя — в отпуске; Ракета — на орбите; Строить — быстро.

Ср. заголовки другой структуры: Задание десяти месяцев — выполнено; В город — на праздник книги; За опытом — к соседям; В час — тысяча саженцев; На линии — 115 городов; Главные задачи — впереди; По ступеням — к высотам знаний; За преступление — к ответу.

Тире.3

Тире ставится в заголовках, построенных по схеме «подлежащее — сказуемое» без связки (что отвечает об щей норме; см. § 5, п. 1): Герои фильмов — дети; Курс — интенсификация; Автор — студент; Девиз соревнований — скорость; Технические средства — помощники учителя.

Тире.4

Тире ставится в заголовках, состоящих из нескольких форм именительного падежа (номинативов): Зима — снег — лыжи; Школа — жизнь — труд.

Выделительные знаки препинания

Выделительные знаки препинания — это двойные (парные) знаки. К ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяются различные отрезки и смысловые единицы речи.

Запятая и две запятые

Обращение, вводное слово:

  • одна запятая, если обращение находится в начале или в конце предложения. Дорогие гости, милости просим за стол;
  • две запятые, если обращение находится внутри предложения. Спой, светик, не стыдись!

Причастный оборот:

  • одна запятая, если причастный оборот находится в начале или в конце предложения: Было рассмотрено заявление, сделанное председателем комитета; Выброшенный из жизни, он не отчаивался.
  • две запятые, если причастный оборот находится в середине предложения. Лодки наши, влекомые течением, плыли посредине реки.

Приложение. Выделяется запятыми. Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом.

Деепричастный оборот:

  • одна запятая, если деепричастный оборот находится в начале или в конце предложения. Подведя итоги прений, председатель закрыл заседание. Автор внёс в рукопись дополнения, учитывая последние достижения науки в данной отрасли;
  • две запятые, если деепричастный оборот находится в середине предложения.  Уж кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть.

Тире и двойное тире

Вводное предложение. Если вводное предложение находится внутри предложения и выражает дополнительное замечание по его содержанию. Пригибаясь, Юрий бросился к своему окошку, где у него — он помнил — лежала связка гранат 

Обобщающее слово после однородных членов. Ни столба, ни стога, ни забора — ничего не видно.

Распространённое приложение. Если находящаяся в середине предложения группа имеет характер уточняющего замечания, а логически выделяется предшествующее обобщающее слово, то однородные члены с двух сторон выделяются посредством тире. Все присутствующие — мужчины, женщины, дети — сразу устремились за ним.

Восклицательный знак

Ставится в конце любого предложения, если дополнительно выражено чувство.

  • Обращение: Товарищи! Все на защиту Родины!
  • Междометие: Ах! Не говорите мне о нём!

Скобки двойные (вставное предложение):

Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд.

Кавычки двойные (прямая речь):

Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал!». «Дедушку знаешь, мамаша?» — матери сын говорит.«Вот он, край света! — воскликнул Мохов. — Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!»

Многие знаки препинания являются многофункциональными, многозначными. Помимо функции расчленения текста, знаки препинания могут иметь и другие функции. Так, они могут употребляться в дифференцирующей функции:

  • Наша задача завтра — сдать экзамен
  • Наша задача — завтра сдать экзамен.

Таким образом, глaвнaя poль пyнктyaции — oбoзнaчeниe тoгo pядa cмыcлoвыx oттeнкoв и oтнoшeний, кoтopыe из-зa иx вaжнocти для ocмыcлeния пиcьмeннoгo тeкcтa нe мoгyт выpaжaтьcя cинтaкcичecкими и лeкcичecкими cpeдcтвaми.

Знаки препинания помогают расчленить текст на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме (смысловое членение), делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.

Надо иметь в виду, что одни правила пунктуации отражают только структурно-синтаксический принцип (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения), другие — смысловой и интонационный принцип (например, постановка знаков препинания при обособленных членах); в основу третьих положены все три принципа (например, постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения).

В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков препинания, факультативное их употребление.

Двоеточие

Двоеточие — знак препинания, который используется в середине предложения перед перечислением, при оформлении прямой речи или цитаты, а также перед перечислением после обобщающего слова и в бессоюзном предложении. При этом в последнем случае двоеточие указывает на то, что части текста связаны между собой пояснительными и причинными отношениями. Когда-то давно этот знак препинания употреблялся для обозначения сокращений, и только в конце 16 века приобрел существующее значение, дошедшее до наших дней.

Примеры

Я быстро сообразил: «Нужно идти другой дорогой».
Итак, мы быстро подошли к реке и огляделись: кругом была сказочная красота.
Павел не доверял незнакомым людям: боялся, что они могут обмануть, используя хитрые схемы, и скрыться.
К кормушке слетелись все: и синицы, и воробьи, и снегири, и сороки, и вороны.
Женю очень интересовала жизнь в другой стране, а именно: нравы, обычаи, традиции живущего там народа, а также законы и принятые порядки.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Перечни бывают:

простые,

т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и

составные,

включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов

в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня — при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня — при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками.

Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим — тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил — здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, онизменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинкамив уголках рта; Вхожу (: –) все тихо; Эти слова при нем не произносите(: –) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (:–) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (:–) нужно расстаться.  

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

Об авторе: Етко Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы.