В каком классе проходят падежи и склонения

Оглавление

Группы имен существительных

Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака . Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты .

Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление .

Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин .

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь .

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

  • кто? — бабушк а , мастер , отец ;
  • что? — тишин а , дом , счасть е , радость .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Вася — мой млад­ший брат .

Родительный падеж

  • нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
  • нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, напри­мер:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

Например:

  • Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
  • дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

  • Подойти к мате­ри;
  • посту­пить соглас­но пра­ви­лам;
  • идти навстре­чу вет­ру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судь­бе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
  • вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пла­мя;
  • пере­сту­пить через сту­пень­ку;
  • вый­ти, несмот­ряна ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект дей­ствия:

Творительный падеж

  • Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
  • любу­юсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

  • при­е­хать с дру­гом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вок­за­лом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с рас­по­ря­же­ни­ем;
  • я вме­сте с бра­том;
  • в свя­зи с непо­го­дой;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Поможет логика!

Ведь названия падежей возникли не просто так. Именно из них вытекают нужные вопросы. Именительный значит «имя». И лучше всего ребенок запомнит именно свое имя. С него и надо начинать. Итак:

  • Именительный (кто? что?) — Саша.
  • Родительный (кого? чего?) — родили Сашу.
  • Дательный (кому? чему?) — дали (яблоко, образование,шанс) Саше.
  • Винительный (кого? что?) — обвинили Сашу, но дождь, (ураган и т.д).
  • Творительный (кем? чем?) — довольны Сашей.
  • Предложный (о ком? о чем?) — предложение о Саше.

То есть, не усложняем стихами, а создаем прямые ассоциации, связанные с именем ребенка. Устанавливаем слова-триггеры (родили, дали, обвинили) и учим задавать вопросы мысленно именно так. Никакой долгой зубрежки не потребуется, а падежи будут усвоены настолько хорошо, что разбуди ночью расскажет. Да и с окончаниями ошибаться не будет.

Источник статьи:

Род имен существительных

В большинстве языков мира понятие рода отсутствует. В русском языке род – постоянный признак существительного, он определяет формы согласуемых с ним слов. Например, женский род – моя сестра , мужской род – мой брат .

Мужской род . Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес .

Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша .

Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.

Общий род . Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.

Парный род, pluralia tantum . У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки .

У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род ( крепкий кофе ), в разговорной речи возможен средний род ( вкусное кофе ).

Звательный

Этот падеж у нас обычно на слуху. В современном русском языке остались некоторые слова в звательном. Например, в сказке Пушкина золотая рыбка выныривает из морских глубин, обращаясь к старику в звательном падеже: «Чего тебе надобно, старче?» Однако это устаревшая форма звательного падежа, и употребляется она сейчас в основном применительно к религиозной тематике: Боже, Господи, отче.

Но не стоит горевать по ушедшему в прошлое падежу!

На смену устаревающему звательному спешит новый! Всем знакомый способ обращения, когда мы укорачиваем имя того, к кому обращаемся: «Мам! Пап! Коль! Посмотрите, какая золотая рыбка!»

Звательный жив и очень популярен.

Определение падежа существительного

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие дей­ствия:

  1. пер­вый шаг — най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся дан­ное суще­стви­тель­ное;
  2. вто­рой шаг — поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

По вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го.

голос (кого?) бабушк- и (р. п.)

Люблю (кого?) бабушк- у (в. п.)

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, напри­мер:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стен е — д. п.;
  • висит на (чём?) стен е — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошад и — р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошад и — п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить скло­не­ние.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-padezh-tablitsa-padezhey.html

Стихи помогают не всегда

Самый распространенный способ, который чаще всего встречается в интернете, это запоминать названия падежей с помощью специальных акростихов (название условное, так как это совсем не акростихи, и даже не стихи). Например:

  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
  • Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
  • Иван Романов дал Вите тетрадь подержать.
  • И другие.

Фокус в том, что первые буквы должны наталкивать ребенка на названия падежей. Но в этом случае проще выучить сами названия, не засоряя голову дополнительными выражениями без смысла. Вы только вдумайтесь в первый (и самый частый!) акростих. Мало того, что мужчина родил, так еще и пеленку велит тащить. Жуть, если иметь хорошее воображение.

Но даже если отвлечься от этого, нужно понимать, что просто вспомнить названия падежей бывает мало. Всегда нужны еще и вопросы к ним. И есть более длинные стихи и песенки, в которых есть и вопросы. Но, их тоже сложно, долго и абсолютно не имеет смысла заучивать. Ведь соображать у доски или на диктанте нужно быстро, а не стишки вспоминать. Что же остается?

Особенности родительного и винительного падежей

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

  • на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
  • в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
  • в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

  • на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
  • в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
  • в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.

Как запомнить падежи русского языка легко детям? Как запомнить лучше и быстрее?

Даже если ваш последний звонок отзвенел давно, будет не лишним сегодня вспомнить падежи из русского языка. Как вы помните ещё со школьных времён, их насчитывается всего шесть.

В отличие от нашего языка, в эстонском их целых 12, а в финском – 15. Если вы сейчас как раз изучаете такой язык, грамматика которого не из лёгких, то эта статья особенно будет вам полезна.

Ниже представлены падежи:

  • Именительный
  • Родительный
  • Дательный
  • Винительный
  • Творительный
  • Предложный

Наверняка, учась ещё в начальной школе, запоминание этих шести падежей составляло для вас трудность…Поэтому на уроках вы старались уложить в свою память названия всех падежей при помощи акростихов.

Акростихи – это стихи, в которых первые буквы слов совпадают с первыми буквами названий падежей. Стихов для запоминания падежей множество, но самый распространённый среди них – это конечно же:

Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку.

Также представляю вашему вниманию другие стихи:

Иван рубил дрова Варвара Топила Печку

Имя Родители Дали Винительный Творцом Предложили

Иван Рубил Дрова Велел Тащить Пилу

Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать

О том, как быстро запоминать стихи, читайте здесь.

Сейчас для нас такое запоминание со стихами не представляется сложным, но для учеников начальных классов оно может быть отнюдь непростым. Поэтому в данной статье я хочу представить вам пример запоминания падежей с помощью визуальных образов.

Создание образов на падежи

Для названия каждого падежа придумайте образ по созвучию, либо основанный на ваших личных ассоциациях. Главное, чтобы этот образ был легко представимым.

Примеры:

  • Именительный – ИМЯ (образ бейджа с вашим именем);
  • Родительный – РОДственник (образ какого либо вашего родственника);
  • Дательный – ДАТа (образ перекидного календаря);
  • Винительный – ВИНо;
  • Творительный – ТВОРец (образ Иисуса);
  • Предложный – ПРЕДЛОЖение (образ коробочки с обручальным кольцом).

Соединение образов на падежи

На данном этапе запоминания необходимо последовательно связать образы на падежи. Сделать это можно с помощью метода «Цепочка», «Необычная история» или «Локации».

Способ «Цепочка»

Начиная с образа на именительный падеж, присоединяем друг за другом картинки на остальные падежи. Непосредственно сами связи должны представляться нами чётко, иметь необычный характер.

Также вы должны для закрепления удерживать их в воображении 5-7 секунд.

Пример:

На бейдже висит родственник, у этого родственника в зубах календарь. Из календаря торчит бутылка. За горлышко бутылки держится Иисус, а у него на голове коробочка с кольцом.

Способ «Необычная история»

Образы на падежи соединим с помощью истории, в которой один образ будет вытекать из другого.

Пример:

Из бейджа вылезает родственник, у родственника из кармана падает календарь, календарь разбил бутылку вина. По осколкам от бутылки вина идёт Иисус и несёт в руках коробочку с кольцом, чтобы сделать вам предложение.

О том, как выучить падежи, смотрите моё видео:

Способ «Локации»

Чтобы запомнить падежи с помощью локаций, можно воспользоваться методом «Коттедж» или методом «Городки». Вам необходимо подготовить 6 локаций в вашей комнате или на уличном маршруте.

Образы локаций с образами на падежи удерживайте в течение 5-7 секунд.

Пример:

  • Диван –в диван воткнут большой бейдж;
  • Шкаф –Родственник сидит в шкафу;
  • Кресло –большой календарь врос в кресло и так далее…

После того, как вы запомнили падежи одним из предложенных способов, вам следует далее воспользоваться интервальным повторением, суть которого заключается в периодическом вспоминании этих образов ближайшие 3-4 дня.

Так вы сможете надолго запомнить этот вид информации.

Как вы теперь считаете, действительно ли такой способ запоминания легче по сравнению с акростихами? Предложите такой метод вашим детям, младшим братьям/сестрам или племянникам, которые возможно как раз сейчас изучают падежи.

Также рекомендую к прочтению статью «Как легко запомнить таблицу умножения?»

Изменение прилагательных

Имена прилагательные – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Падежи прилагательных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний имен прилагательных

Предлоги

Именительный

Кто? Что?

Добр(ый)

Родительный

Кого? Чего?

Добр(ого)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Добр(ому)

По, к

Винительный

Кого? Что?

Добр(ого)

На, за, через, про

Творительный

Кем? Чем?

Добр(ым)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Добр(ом)

О, на, в, об, при, обо

Пример неправильной формы склонения слова

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.

Яблоки были настолько красивыми, что хотелось тут же их съесть. Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение вкуса.

Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.

Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:

Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение (чем?) вкусом.

Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.

Группы имен существительных

Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака . Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты .

Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление .

Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин .

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь .

Местный

Вот один из падежей русского языка, который не изучают в школе. В большинстве случаев местный падеж совпадает с предложным: «Аполлинария Никитична подумала о библиотеке и решила прогуляться» — «Аполлинария Никитична в библиотеке, читает “Божественную комедию”». Но встречаются такие места, которые выбиваются из общего ряда. Например: «Данте писал о Рае», но «Данте писал, что побывал в Раю». Разница между предложным и местным падежом видна невооружённым глазом.

Интересно, что в финском языке существует целых 6 местных падежей. А в одном из индейских языков местный падеж указывает как место, так и время.

Как быстро и без усилий выучить падежи

Русский язык не зря считается одним из самых сложных в мире. В нем очень много всего, сложного для запоминания. И если говорить на родном языке так или иначе начинают практически все дети до трех лет, то говорить и писать правильно мы все учимся всю жизнь. Львиная доля изучения азов и основных правил и норм приходится на школу.

Не всем детям правила русского языка даются легко. И дело даже не в том, что их сложно выучить. Вызубрить то можно что угодно. А вот применять на практике? С этим намного сложнее. Помню, как старался запомнить падежи мой старший сын. Ведь надо знать названия и вопросы к ним. А еще уметь определять падеж у любого существительного. После долгих мучений, мы нашли выход и справились с задачей.

О том, что найденный нами способ работает, я узнала, когда подрос младший сын. И пришла его очередь учить падежи. Теперь я готова поделиться нашим лайфхаком с вами. Может быть кому-то он поможет усвоить падежи намного быстрее.

Род имен существительных

В большинстве языков мира понятие рода отсутствует. В русском языке род – постоянный признак существительного, он определяет формы согласуемых с ним слов. Например, женский род – моя сестра , мужской род – мой брат .

Мужской род . Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес .

Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша .

Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.

Общий род . Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.

Парный род, pluralia tantum . У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки .

У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род ( крепкий кофе ), в разговорной речи возможен средний род ( вкусное кофе ).

Краткая характеристика падежей

Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.

Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.

Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.

Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.

Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.

Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:

  • изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
  • местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).

Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.

Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.

В каком классе изучают морфологический разбор слова

Выпускник начальной школы должен уметь выполнять морфологический разбор частей речи, то есть дать характеристику части речи. Особенно это актуально сейчас. когда дети выполняют Всесоюзные проверочные работы. Гораздо легче запомнить порядок разбора, если есть какая-то система. Предлагаю вашему вниманию такие алгоритмы. Буду рада, если кому-то это поможет.

Алгоритм морфологического разбораЗаписываем слово, ставим вопрос1) начальная форма;2) часть речи;3) постоянные признаки;4) непостоянные признаки;5) роль в предложении.

Морфологический разбор имени существительного.Записываем слово, ставим вопрос.1) начальная форма – И.п., ед. ч. (кто? что?);2) часть речи;3) постоянные признаки: одушевлённость; род; склонение;4) непостоянные признаки: число, падеж;5) роль в предложении.Например.Брезжит свет на заводи ночные.(На) заводи – брезжит (на что?)1) н.ф. – заводь;2) сущ.;3) неодуш.; ж.р.; 3 скл.;4) мн. ч.; В. п.;5) втор. чл. предл.: дополн.

Морфологический разбор имени прилагательного.Записываем слово, ставим вопрос.1) начальная форма – И.п., ед. ч., м. р. (какой?) ;2) часть речи;3) непостоянные признаки: число, род в ед. ч., падеж;4) роль в предложении.Например.Брезжит свет на заводи ночные.(На) ночные (заводи) – (на какие?)1) н.ф. – ночной;2) прил.;3) мн. ч.; В. п.;4) втор. чл. предл.: опред.Имя прилагательное стоит в таком же числе, роде и падеже, что и имя существительное с которым оно связано. У прилагательных во множественном числе РОД НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ .

Морфологический разбор глагола.Записываем слово, ставим вопрос.1) неопределённая форма – (что делать?), (что сделать?);2) часть речи;3) постоянные признаки: спряжение;4) непостоянные признаки: время; лицо (у прошедшего времени не определяется) ; число; род в ед.ч. прошедшего времени ;5) роль в предложении.Например.Брезжит свет на заводи ночные.Брезжит – (что делает?)1) н.ф. – брезжить;2) гл.;3) II спр.; 4) наст. вр.; 3 л.; ед. ч.;5) гл. чл. предл.: сказ.

Морфологический разбор личного местоимения.Записываем слово, ставим вопрос.1) начальная форма – (кто? что?);2) часть речи;3) постоянные признаки: личное; лицо;4) непостоянные признаки: число; род у местоимений 3-го лица ед. ч .; падеж;5) роль в предложении.Например.У неё есть собака Джек.(У) неё – (у кого?)1) н.ф. – она;2) мест.;3) личн.; 3 л.; 4) ед. ч.; ж.р.; Р.п.;5) втор. чл. предл.: дополн.

Роль в предложении.Существительное: в И.п. – подлежащее; в косвенных падежах – дополнение; прилагательное – определение; глагол – сказуемое; наречие – обстоятельство.

Источник статьи: http://teacher-kriachko.ru/index.php/pamyatki/37-morfologicheskii-razbor

Как объяснить падежи?

Вариант 1.

Шаг 1. Собираем компанию ребят, одноклассников, друзей, сверстников — это лучший помощники в том, как доступно объяснить ребенку падежи.

Шаг 2. Учите падежи, играя. Разнообразные игры и загадки разрядят обстановку и развеселят учеников.

Вариант 2.

      Если ваш ребенок вдруг спросил, зачем придумали падежи, ответьте ему предложением, например: «Ксюшу шла в магазин, чтобы купить мороженое». После узнайте у маленького грамотея, есть ли в этом предложении ошибка, и какая. Большинство детей сразу же отвечают на этот вопрос. Потом скажите, что если бы не было бы падежей, речь звучала несвязно и некрасиво. Объясните на примерах, и обязательно указывайте на ошибки.

ВАЖНО! Строгость и придирчивость только усугубят положение, потому будьте ко всем добродушны и, если понадобится, повторите материал снова и снова. И вы даже удивитесь, к какому хорошему результату это приведет

Стихи помогают не всегда

Самый распространенный способ, который чаще всего встречается в интернете, это запоминать названия падежей с помощью специальных акростихов (название условное, так как это совсем не акростихи, и даже не стихи). Например:

  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
  • Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
  • Иван Романов дал Вите тетрадь подержать.
  • И другие.

Фокус в том, что первые буквы должны наталкивать ребенка на названия падежей. Но в этом случае проще выучить сами названия, не засоряя голову дополнительными выражениями без смысла. Вы только вдумайтесь в первый (и самый частый!) акростих. Мало того, что мужчина родил, так еще и пеленку велит тащить. Жуть, если иметь хорошее воображение.

Но даже если отвлечься от этого, нужно понимать, что просто вспомнить названия падежей бывает мало. Всегда нужны еще и вопросы к ним. И есть более длинные стихи и песенки, в которых есть и вопросы. Но, их тоже сложно, долго и абсолютно не имеет смысла заучивать. Ведь соображать у доски или на диктанте нужно быстро, а не стишки вспоминать. Что же остается?

Группы имен существительных

Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака . Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты .

Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление .

Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин .

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь .

Как быстро и без усилий выучить падежи

Русский язык не зря считается одним из самых сложных в мире. В нем очень много всего, сложного для запоминания. И если говорить на родном языке так или иначе начинают практически все дети до трех лет, то говорить и писать правильно мы все учимся всю жизнь. Львиная доля изучения азов и основных правил и норм приходится на школу.

Не всем детям правила русского языка даются легко. И дело даже не в том, что их сложно выучить. Вызубрить то можно что угодно. А вот применять на практике? С этим намного сложнее. Помню, как старался запомнить падежи мой старший сын. Ведь надо знать названия и вопросы к ним. А еще уметь определять падеж у любого существительного. После долгих мучений, мы нашли выход и справились с задачей.

О том, что найденный нами способ работает, я узнала, когда подрос младший сын. И пришла его очередь учить падежи. Теперь я готова поделиться нашим лайфхаком с вами. Может быть кому-то он поможет усвоить падежи намного быстрее.

Комментарии пользователей

э-эх, девочки. Есть сайт, где дети просят помощи в домашнем задании. Не буду называть, вдруг запрещено… Но дети просят помочь сделать разбор слова, например, «жара». Уточняешь у них, какой разбор нужен: морфологический, фонетический и т.п. А они понятия не имеют! То есть они не только не знают КАК делать, они понятия не имею ЧТО делать. Я ужасаюсь. Моя дочь учится в 3 классе, у нее таких проблем нет. А когда само задание записано с грамматическим ошибками, я просто в осадок выпадаю. Ребенок спрашивает: как проверить ВТОРУЮ «З» в слове наЗквоЗь? То есть, как я понимаю, первую «З» он уже проверил, проблема только со 2ой. И смех и грех.

Источник статьи: http://www.baby.ru/blogs/post/338026662-2720704/

Падежи русского языка существительных

Существительное – это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.

Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:

  • касательно одушевленных субъектов — «кого?», «кому?»;
  • неодушевленных предметов — «что?», «чего?».
Падежи существительных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний

Предлоги

Именительный

Кто? Что?

Мальчик( ), мяч( )

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(а), мяч(а)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(у), мяч(у)

По, к

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(а), мяч( )

На, за, через, про

Творительный

Кем? Чем?

Мальчик(ом), мяч(ом)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(е), мяч(е)

О, на, в, об, при, обо

Поможет логика!

Ведь названия падежей возникли не просто так. Именно из них вытекают нужные вопросы. Именительный значит «имя». И лучше всего ребенок запомнит именно свое имя. С него и надо начинать. Итак:

  • Именительный (кто? что?) — Саша.
  • Родительный (кого? чего?) — родили Сашу.
  • Дательный (кому? чему?) — дали (яблоко, образование,шанс) Саше.
  • Винительный (кого? что?) — обвинили Сашу, но дождь, (ураган и т.д).
  • Творительный (кем? чем?) — довольны Сашей.
  • Предложный (о ком? о чем?) — предложение о Саше.

То есть, не усложняем стихами, а создаем прямые ассоциации, связанные с именем ребенка. Устанавливаем слова-триггеры (родили, дали, обвинили) и учим задавать вопросы мысленно именно так. Никакой долгой зубрежки не потребуется, а падежи будут усвоены настолько хорошо, что разбуди ночью расскажет. Да и с окончаниями ошибаться не будет.

Источник статьи:

Склонение имен существительных

Склонение – это изменение существительных по падежам.

Склонениями также называют группы существительных – типы склонения. Типа склонения – постоянных признак имен существительных. Падеж – непостоянный признак.

I склонение – существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).

II склонение – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)

III склонение – существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).

К разносклоняемым словам относятся 10 существительных на -мя – имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя – а также слова путь и дитя .

Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа ( весы, перила, проводы ) и существительные, образованные из прилагательных и причастий ( набережная, сказуемое, слагаемое ).

Не склоняются некоторые заимствованные слова – кафе, колибри, торнадо .

Падежи множественного числа

Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.

Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.

Падежи множественного числа с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний имен существительных

Примеры изменения окончаний имен прилагательных

Предлоги

Именительный

Кто? Что?

Мальчик(и), мяч(и)

Добр(ые), красн(ые)

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(ов), мяч(ей)

Добр(ых), красн(ых)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(ам), мяч(ам)

Добр(ым), красн(ым)

По, к

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(ов), мяч(и)

Добр(ых), красн(ые)

На, за, через, про

Творительный

Кем? Чем?

Мальчик(ами), мяч(ами)

Добр(ыми), красн(ыми)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(ах), мяч(ах)

Добр(ых), красн(ых)

О, на, в, об, при, обо

Пропавшие падежи: как их найти и почему они исчезли

Какие падежи существовали в русском языке раньше плюс к тем, которые известны со школы? Звательный, разделительный, местный, счётный, отложительный, ждательный, лишительный, превратительный и количественно-отделительный. И формы забытых падежей широко применяются до сих пор.

  1. Звательный падеж. К нему близки усечённые формы имён собственных («Людк, а, Людк!»), устаревшие формы религиозных и светских обращений («Не рыдай Мене, Мати»). По своему применению эти формы ближе к междометиям: это не субъект действия, а слово, использующееся для привлечения внимания, обращения, наряду с «Эй».
  2. Разновидностью родительного падежа является количественно-отделительный падеж. В разговорной речи мы используем такие обороты, как «задать жару» (по правилам должно было бы быть задать (что?) жа́ра).
  3. Ждательный – утраченный падеж, который проявляется так: некоторые слова склоняются по форме винительного падежа, а некоторые – по форме родительного: ждать письма (кого? чего?), но ждать (кого? что?) маму. Чем обусловлена эта разница? Возможно, с одушевлённостью/неодушевлённостью предмета, его субъектностью или объектностью. Письмо само никуда добраться не может, ждут его доставки, а мама добирается до места сама, ждут именно её, и отвечает за это прибытие она. Поэтому ждать письма, посылки, весточки, зарплаты, но ждать маму, Ольгу, лису.
  4. Счётный падеж – используется при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.
  5. Разделительный – форма родительного, применяется к неодушевленным предметам, когда отделяется часть от целого: отсыпать малины (не «малину», поесть конфет (не «конфеты»). Благодаря этой форме мы понимаем, что съели не всё, а отдельную часть чего-то, состоящего из мелких частей.
  6. Превратительный падеж – еще один неизвестный многим падеж, но его формы мы используем по сей день. Возьмем известное выражение «пойти в шофёры/космонавты/завхозы/депутаты». Существительные здесь отвечают на вопросы «превратить в кого? во что?» Возможно, эта форма призвана была обозначать не профессию, а группу лиц, занимающуюся профессией, как цеховое объединение.
  7. Лишительный – используется с отрицанием при глаголе: «не знать истины» (не «истину»), «не иметь права» (не «право»), «ни шагу назад».
  8. Местный падеж: «на мысу» (вместо «мысе»), «в порту» (не «порте»). Современный предложный падеж объединяет 2 функции – изъяснительную (говорить о ком/чём) и местную (находиться на ком/чём, где). У части слов эти формы совпадают (говорить о кухне, находиться в кухне), но у других это 2 разные формы (нос, лес, снег, год, рай). Например, можно говорить о снеге, но лежать можно только на снегу.
  9. Отложительный падеж определяет начальную точку движения, ударение перемещается с существительного на служебную часть речи – предлог: из лесу, из дому.

Сходные падежи есть в других славянских языках (украинском), но в русском они не получили дальнейшего развития, стали непродуктивными. Новые слова не склоняются по ним, и язык оптимизировал громоздкую падежную систему – убрал то, без чего можно обойтись, или то, что не создает работающие конструкции.