У ребенка вымышленный друг: пять советов родителям

Как создать воображаемого друга

Люди, у которых не было в детстве таких фантазий, задаются вопросом, как завести воображаемого друга. И на самом деле это возможно, но это уже имеет название «тульпа». Это термин из буддизма. Именно там с давних времен есть практика создавать тульпу, то есть выдуманное существо, которое будет выступать вашим другом.

Это не просто разговор с самим собой. При правильном создании тульпы и долгой практике, со временем вы будете ощущать ее присутствие и получать от нее ответы. Рассмотрим инструкцию, как создать воображаемого друга и видеть его в жизни.

Определите характер

Для начала вы должны подумать, какой характер должен быть у вашего друга, какие черты должны быть ему присущи. Необходимо взять листик и выписать все основные качества, которые должны быть у тульпы. Со временем можно добавлять новые черты, но главное не менять основные.

Придумайте образ

Особое внимание нужно уделить внешнему облику тульпы. Если вы умеете рисовать, то стоит изобразить портрет

Если нет, то вы можете описать на листике словами внешность воображаемого друга. Но, необязательно придумывать облик, можно взять уже готовый образ, например, из фильма, мультфильма, книги

Важно четко представить этот образ и закрепить его в сознании. Также стоит придумать имя, оно может быть абсолютно любым

Важно уже на этом этапе начать мысленно разговаривать с тульпой. Сначала вам придется самостоятельно придумывать ответы

Создайте виртуальный мир

Необходимо создать свой виртуальный мир, где первоначально вы и сможете общаться с тульпой. Для этого можно использовать самый распространенный способ. Закройте глаза и представьте перед собой лестницу, ведущую вниз. Представьте, что вы спускаетесь с нее, и с каждой ступенькой все больше расслабляетесь. Так вы сможете погрузить себя в некий транс. В конце лестницы представьте себе дверь, и открыв ее вы попадете в свой виртуальный мир.

Оказавшись там, вы сможете легко общаться со своим воображаемым другом. Но, если вы хотите, чтобы он был в реальности, то стоит перейти к следующему этапу.

Визуализация

На этом этапе нужно убедить свой мозг, что тульпа существует. Для этого нужно разговаривать с пустотой, советоваться, и придумывать ответы. При этом, ответы должны соответствовать характеру тульпы. Со временем при постоянной практике вы начнете получать ответы. Сначала это будут эмоции, а потом вы начнете слышать ответы.

Наличие тульпы позволяет не чувствовать себя одиноким и со стороны посмотреть на собственную жизнь и свои проблемы. Но, проблема в том, что можно потерять грань реальности и воображения, и в таком случае необходимо избавляться от воображаемого друга. Для этого может понадобиться помощь психолога или психиатра

К созданию воображаемого друга стоит подходить осторожно, и не забывать о том, что это ваша фантазия

Придумать историю персонажа

Чтобы персонаж получился правдоподобным, у него должна быть история. Как и любого живого существа, у него есть прошлое, настоящее и будущее.

На первый взгляд кажется, что это неважно. Зачем продумывать биографию, если персонаж нужен для стартовой страницы сайта или приложения? Дело в том, что персонажи без истории получаются скучными и неправдоподобными

Никто про них ничего не знает, а значит, в их внешности нет ничего, что делало бы их самобытными.

Представьте пожилого художника, который всю жизнь провёл в Париже. А теперь представьте молодого программиста, который вырос в России, а теперь работает в Google где-то за границей. Картинки, которые появились у вас в голове, различаются, верно?

Любые детали — национальность, место жизни, профессия, возраст — помогают создать образ. Все эти особенности, если вы их придумали, можно обыграть во внешнем виде персонажа.

Наброски персонажа из фильма «Рататуй». Источник

Детали, которые помогут рассказать о вашем персонаже больше:

  • возраст;
  • образование;
  • профессия;
  • интересы;
  • национальность и место проживания;
  • место работы.

Это только начало — деталей может быть больше, и они могут быть какими угодно.

Почему появляются воображаемые друзья

В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно. Игра — естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей. Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.

Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы

Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра

Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.

Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть. Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность. Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.

Иногда воображаемый друг может появиться у подростка, и произойдет это после травматичного события — смерть близкого, переезд, развод родителей. Некоторое время этот воображаемый друг будет сопровождать ребенка и обладать какими-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Не стоит беспокоиться сразу, но полезно обратиться к психологу для того, чтобы прояснить, в чем нуждается ребенок.

Причины появления воображаемых друзей

Самая главная причина вхождения в жизнь ребёнка вымышленного персонажа – это богатая фантазия и воображение. Специалисты выяснили интересную подробность: чем более творчески одарён малыш, тем с большей вероятностью у него появится невидимый друг. Кстати, именно поэтому феномен и возникает в том возрасте, когда у детей активно развивается воображение, творческое мышление и социальный интеллект.

Другое дело, что у не всех малышей с богатой фантазией бывают придуманные друзья. Спровоцировать их появление могут следующие факторы.

Дефицит общения и эмоций, одиночество

Как мы уже говорили выше, часто обзаводятся вымышленными приятелями именно единственные дети в семье. Также в «группу риска» входят те малыши, которые испытывают дефицит общения, ощущают одиночество, мало взаимодействуют по каким-либо причинам с ровесниками.

Выдуманный товарищ по играм позволяет ребёнку переживать невероятные истории, испытывать эмоции, просто становится компаньоном по играм, проделкам и забавам. Интересно, что воображаемый друг пропадает в тот момент, когда у малыша появляется реальный приятель или когда он переезжает на новое место, где его ждут новые знакомства.

Потребность в защите

Вымышленный друг помогает ребёнку обрести чувство безопасности и комфорта, а также даёт ему возможность демонстрировать уверенность в себе и храбрость. К примеру, малыш говорит своему невидимому приятелю: «Не бойся чудовища под кроватью» или «Пойдём на кухню в темноте». Тем самым он борется со своими собственными страхами, снижает чувство тревожности и беспокойства.

Страх наказания

Вымышленный друг у ребенка – это своеобразный козёл отпущения, фигура, которую можно обвинять в своих неблаговидных поступках. Например, упала кружка и разбилась на мелкие кусочки? «Это сделал Буба». Такое возможно, если в семье процветает гиперопека либо малыш боится, что его строго накажут.

Кроме того, невидимый приятель – это возможность опосредованно выражать чрезмерные эмоции, что не поощряется в семье. Если малыш не может открыто демонстрировать гнев, злость, обиду, то за него это делает друг: «Это я не громко кричу, это Буба» или «Буба не любит, когда ты готовить овсяную кашу».

Желание манипулировать родителями

С помощью выдуманных друзей можно управлять взрослыми. Например, ребёнок требует покупать мороженое, но не ему, а «Коле». Или он со слезами на глазах просит устроить званый обед, чтобы порадовать своего приятеля. Если родители будут потакать всем этим капризам, малыш просто в будущем возьмёт под свой контроль всю семью.

У ребёнка воображаемый друг: когда бить тревогу

 Наблюдая за тем, как ребенок играет в воображаемого друга, вы можете выявить его эмоциональную проблему, переживания, страхи. Так, например, если его несуществующий друг расстроен и даже плачет из-за того, что кто-то его обидел, велика вероятность, что не этот «друг», но сам малыш оказался в непростой ситуации, спасовал перед обидчиком. В этом случае вы можете посоветовать воображаемому другу: поведать эту проблему родителям. После того, как малыш с вами поделится переживаниями, не выдавайте себя, но заверьте его: «Я знаю, ты поступил бы также, оказавшись на месте своего «друга». Тем самым у вас появится возможность давать рекомендации своему ребенку опосредованно, через выдуманного приятеля, при этом, если ребенок не будет готов, ему не придется раскрывать свои чувства.

Обращаться к специалисту, за квалифицированной помощью, следует лишь в определенных ситуациях:

 1) в отношениях вашего малыша и его воображаемого друга появился деструктивный момент (он стал с ним ссориться, выражать агрессию, жестокость);

 2) у ребенка сформировалась зависимость от «друга», он стал плохо кушать и тревожно спать;

 3) эти отношения стали препятствовать настоящей дружбе ребенка со сверстниками;

 4) он начал путать реальность и игру.

 Иногда синдром Карлсона плавно перекочевывает во взрослую жизнь, и уже психически здоровый человек заводит дружбу с новым, более зрелым персонажем, либо «прихватывает» с собой старого воображаемого приятеля.

Полезные ссылки:

Типы сконструированных миров

Примеры построенных миров включают Терри Пратчетт «s Discworld , псевдо-Земли Hyborian Возраст в серии Конан , планета Арракис в Dune серии, континент Тамриэль в Elder Scrolls серии игр, Ле Гуин » S Земноморья вселенная и Gethen, субконтиненте Хаяо Миядзаки «s Навсикая из долины Ветров , и Арда , расположение Толкиена » s Средиземья , в Властелине колец .

Созданные миры не всегда ограничиваются одним типом историй. Лоуренс Ватт-Эванс и Стивен Браст создали Ethshar и Dragaera соответственно для ролевых игр, прежде чем использовать их в качестве декораций для романов. MAR Баркер изначально проектировал Tékumel задолго до появления ролевых игр, но многие геймеры , включая самого Баркера, использовали его как сеттинг для таких игр.

Общая вселенная является вымышленной вселенной , которая может быть использована различными авторами. Примеры общих вселенных включают расширенную вселенную « Звездных войн » и сеттинг кампании, разработанные специально для ролевых игр. Один из старейших из них — Oerth , разработанный для сеттинга Dungeons and Dragons Greyhawk . Забытые королевства — это еще один такой сеттинг D&D, изначально созданный Эдом Гринвудом для кампании .

Описание

В некоторых исследованиях воображаемые друзья определяются как дети, выдающие себя за определенного персонажа (воображаемого ими), или как персонифицированные предметы или игрушки. Однако некоторые психологи определяют воображаемого друга только как отдельного созданного персонажа. Воображаемые друзья могут быть людьми, но они также могут принимать форму других персонажей, таких как животные, или других абстрактных идей, таких как призраки, монстры, роботы, инопланетяне или ангелы. Этих персонажей можно создать в любой момент в течение жизни, хотя западная культура предполагает, что они наиболее приемлемы для детей дошкольного и школьного возраста. Они часто функционируют как tutelaries , когда играл с ребенком. Согласно нескольким теориям психологии, они раскрывают детские тревоги , страхи , цели и восприятие мира через разговоры этого ребенка . По словам одних детей, они физически неотличимы от реальных людей, другие говорят, что видят своих воображаемых друзей только в голове, а третьи вообще не могут видеть друга, но могут ощущать его присутствие. Большинство исследований сходятся во мнении, что девочки чаще, чем мальчики, заводят воображаемых друзей. Когда дети достигают школьного возраста, у мальчиков и девочек с равной вероятностью появится воображаемый спутник жизни. Исследования часто подтверждают, что не существует определенного «типа» ребенка, который создает воображаемого друга.

Исследования показали, что воображаемые друзья являются нормативной частью детства и даже взрослой жизни. Некоторые психологи предполагают, что воображаемые друзья очень похожи на вымышленного персонажа, созданного автором. Как отмечает Эйлин Кеннеди-Мур , «взрослые писатели-фантасты часто говорят о том, что их персонажи живут собственной жизнью, что может быть аналогичным процессом с невидимыми друзьями детей». Кроме того, Марджори Тейлор и ее коллеги обнаружили, что писатели-беллетристы чаще, чем в среднем, имели воображаемых друзей в детстве.

Есть разница между обычными воображаемыми друзьями, которых создают многие дети, и воображаемыми голосами психопатологов. Часто, когда есть психологическое расстройство и какие-то внутренние голоса присутствуют, они добавляют негативности разговору. Человек с расстройством может иногда считать, что воображаемые голоса физически реальны, а не воображаемый внутренний диалог.

Воображаемые друзья могут выполнять разные функции. Игра с воображаемыми друзьями позволяет детям воспроизводить поведение и события, с которыми они еще не сталкивались. Воображаемая игра позволяет детям использовать свое воображение для конструирования знаний о мире. Кроме того, воображаемые друзья могут также удовлетворить врожденное желание детей общаться с другими до того, как настоящая игра среди сверстников станет обычным явлением. По словам психолога Льва Выготского , культурные инструменты и взаимодействие с людьми опосредуют психологическое функционирование и когнитивное развитие. Воображаемые друзья, воспринимаемые как реальные существа, могут научить детей взаимодействовать с другими, а также многим другим социальным навыкам. Социокультурный взгляд Выготского на развитие ребенка включает понятие детской «зоны ближайшего развития», которая представляет собой разницу между тем, что дети могут делать с посторонней помощью и без нее. Воображаемые друзья могут помочь детям узнать об окружающем мире то, что они не смогли бы узнать без посторонней помощи, например, о правильном социальном поведении, и, таким образом, могут выступать в качестве подмостки для детей, которые могут достичь немного выше их социальных способностей.

Кроме того, воображаемые друзья также служат для детей средством экспериментировать и исследовать мир. В этом смысле воображаемые товарищи также связаны с теорией развития ребенка Пиаже, потому что они полностью сконструированы ребенком. Согласно Пиаже, дети — научные решатели проблем, которые самостоятельно конструируют переживания и создают внутренние психические структуры на основе экспериментов. Создание воображаемых спутников и взаимодействие с ними помогает детям строить такие умственные структуры. Отношения между ребенком и его воображаемым другом могут служить катализатором для формирования реальных отношений в более позднем развитии и, таким образом, дают фору для практики взаимодействия в реальной жизни.

Если вы не видите суслика…

… это не значит, что его нет. Не все дети часто и с удовольствием рассказывают о выдуманном друге, многие предпочитают держать его существование в тайне. Иногда ситуация становится парадоксальной: вину за шалости, которую ребенок должен был перенести на воображаемого товарища, малыш берет на себя, чтобы его не подставить! Согласитесь, понести наказание не за глупый поступок, а благородно защищая друга – намного приятнее…

Поэтому не отмахивайтесь от детских рисунков, рассказов, отмечайте необычные особенности в сюжетных линиях историй, рассказанных малышом. Где-то там, вполне возможно, спрятался «Карлсон»!

История

Создание литературных вымышленных миров было впервые исследовано авторами фэнтези, такими как Джордж Макдональд , Дж. Р. Р. Толкин , Дороти Л. Сэйерс и К. С. Льюис . Толкин затронул эту проблему в своем эссе « О сказочных историях» , где заявил, что «Вторичный мир» или «Суб-творение» (сконструированный мир) существенно отличается от искусства написания пьес: «О деревьях очень мало, как деревья могут быть вовлеченным в игру «. Созданные миры могут иногда отклоняться от повествования, повествования, персонажей и фигур и могут исследовать «деревья как деревья» или аспекты мира сами по себе

Толкин стремился сделать свой сконструированный мир реальным, уделяя особое внимание обрамлению своего мира рассказчиками и версиями историй, как в реальной мифологии .

Более поздний анализ фантастических миров в 1960-х годах контекстуализировал их в среде или повествовании произведений, предлагая анализ историй в мире, но не в самом мире. Медиа-франшизы похожи на сконструированные миры, но не обязательно полагаются на них; например, в медиа-франшизе, такой как « Звездные войны», есть сконструированный мир, а в «Битлз» как франшизе — нет. В 2000-е годы популярность мирового кинематографа возросла. Если раньше писатели стремились создать персонажа, способного выдержать несколько историй, то теперь они создают мир, способный выдержать множество персонажей и историй.

Способы избавления от воображаемого друга

Переоценить свою жизненную позицию. Если еще можно контролировать эмоции, нужно попытаться самому избавиться от «неудобного» друга

Важно переосмыслить свои идеалы, изменить поведение, повернуться лицом к реальному миру, чтобы найти поддержку настоящих друзей.

Обратиться за помощью к психологу. Если человек не в состоянии избавиться от своего воображаемого друга, необходима помощь специалиста

Он назначит курс психотерапевтической помощи, это могут быть сеансы гипноза, когнитивно-поведенческой психотерапии или гештальт-терапии. Лечение поможет изжить комплексы, допустим, неуверенности и мнительности, и вернуться к нормальной жизни без мнимых собеседников и героев.

Избавиться от одиночества. Советы тут могут быть разные. Кому-то необходимо просто жениться (выйти замуж), а кто-то найдет радость общения с друзьями нашими меньшими, допустим, кошкой или собакой. Известный русский писатель Иван Бунин в стихотворении «Одиночество» мечтательно произнес: «Хорошо бы собаку купить».

Заняться творчеством, спортом. Только в реальном общении, среди увлеченных людей, можно приобрести не надуманных, а действительных друзей.

Найти любое по душе дело. Стоящее занятие, допустим, рыбалка, поможет забыть мир иллюзий и вернуть здоровое мироощущение.

Необходимо наладить отношения со своими близкими. Семья — реальная опора в жизни, и если отношения были испорчены, следует их наладить. В этом мире ты никому не нужен, кроме своих близких. Все мнимые, воображаемые друзья — это ложь и самообман.

Важно! Избавиться от невежливого воображаемого друга можно и нужно, для этого необходимо приложить максимум сил и стараний.

Ребенку одиноко

Очень часто, ребенок придумывает себе друга, когда одинок

Например, в семье появился брат или  сестра и все внимание родителей переключено на него. Или, как вариант, рассеянные родители, больше занятые своими мыслями, чем детьми

А еще бывает и так, что он просто застенчив и очень трудно сходится с людьми. Здесь можно посоветовать только одно – общения должно быть больше. Общение с ребенком, с другими детьми вместе с ним, с другими родителями. Необходимо помочь малышу найти общий язык со сверстниками.

Вытеснение

Со своими выдуманными друзьями ребенок исполняет свои тайные желания. Это самый легкий для диагностики вариант.

Если, например, выдуманный друг появляется для защиты вашего малыша, значит, ему может быть плохо, он просит защиты и снижения давления. Если же друг еще обещает и наказать обидчика, это уже вытесненная агрессия – есть повод обратиться к психологу. Есть, конечно, более простые решения: например, выдуманную собаку легко заменить настоящей, а если у ребенка аллергия на шерсть, всегда можно выбрать бесшерстную породу.

Худшим вариантом будет, если ребенок склонен скрывать своих выдуманных друзей. Это говорит о том, что он не доверяет вам или боится. Хотя есть возможность, что вы просто не заметили придуманного друга, а милый Пашка, который присутствует во всех рассказах ребенка, это всего лишь пластмассовая игрушка.

Как же повести себя, если ребенок стал рассказывать о воображаемых друзьях? Главное здесь – никаких запретов. Можно даже слегка подыграть ему: слушать все истории, рассказываемые им, поставить лишнюю чашку за обедом, интересоваться делами его нового друга

Однако важно соблюдать границу между реальностью и вымыслом, за свои поступки отвечать должен ребенок, а не придуманный друг: «Тарелку разбил Карлсон, но в углу придется стоять тебе»

Придуманные друзья, с возрастом ребенка изменяются. В возрасте двух лет он относится к ним, как к товарищам по игре. В возрасте четырех лет, он может ссориться с воображаемым другом, доказывая свою силу в новой группе садика, например. Шестилетний ребенок может придумать себе товарища, которому будет высказывать свою злость в отношении родителей или друзей.

Очень часто, родители беспокоятся о том, что общение с выдуманными друзьями отрывает малыша от действительности. По исследованиям психологов, такое происходит в очень редких случаях. Дети испытывают эмоции, похожие на эмоции взрослого, которые он испытывает при прочтении книги или просмотре фильма. Сами эмоции реальны, но вы всегда помните что есть действительность, и эти фантазии вас ни к чему не обяжут.

Примерно к девяти годам, выдуманные друзья должны исчезнуть. Если этого не происходит, необходимо обратиться к психологу

Важно правильно выбрать специалиста, избегайте шарлатанов, которые поставят неверный диагноз и пропишут кучу ненужных психотропных препаратов. Необходимо понимать, что при обращении к психологу с детскими проблемами, работать он буде в первую очередь с вами, так как источником детских проблем чаще всего являются родители

Действительно ли тульпа опасна? Казнить нельзя помиловать

На первый взгляд — безусловно, да. Ведь она может обрести собственную волю, захватить контроль над телом, а также питается энергией! Любой эзотерик скажет об опасности такого создания. На форумах тульповодов полно тем «Как уничтожить тульпу?» «Что делать, если тульпа вышла из-под контроля?».

Несмотря на распространенное мнение, что тульпа — это галлюцинация и признак болезни, психиатры не считают создание тульпы чем-то болезненным. Во-первых, сами по себе галлюцинации – еще не признак болезни. Они могут наблюдаться и при различных духовных практиках, и в измененных состояниях сознания.

Также врачи отрицают вероятность возникновения шизофрении в результате тульповодства. Шизофрения — эндогенное заболевание, которое либо возникает, либо нет, вне зависимости от создания воображаемых друзей. К тому же, выход собственной психики из-под контроля может произойти многими другими способами, безо всяких тульп .

Так все же, как же уничтожить тульпу? Ответ дала создательница первого в европейской истории подобного существа, Александра Давид-Неэль. Развоплотить тульпу можно способом, обратным ее созданию, в течение того же периода времени.

Теоретически можно сойти с ума в процессе создания тульпы, как считают некоторые авторы. Но причиной будет не само общение с воображаемым другом, а утомительный форсинг по 10-12 часов подряд с депривацией сна, вызывающие нервное истощение, употребление психоактивных веществ и полное отсутствие других занятий, кроме тульповодства.

Резюме: для здоровой психики тульпа не представляет серьезной опасности. Все случаи «потери разума из-за тульп» на самом деле, если рассмотреть их подробно, окажутся длительными историями болезни с множеством других странных эпизодов, среди которых тульпа может оказаться самым безобидным. Более того: некоторые терапевты даже считают создание тульпы прогрессивным методом психотерапевтической помощи, сравнивая ее с полезной субличностью или эпистемиологической метафорой .

Стоит помнить о том, что возможности человеческой психики безграничны, и какие бы иллюзии не создавал разум, у здорового человека они всегда подконтрольны волевому усилию.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:
  • 1. Тетюшкин М. А. «Тульпа. Галлюцинации наяву». https://www.youtube.com/watch?v=uxoKrn7Jwz0, материал сайта http://mednauka.net
  • 2. «The Internet’s Newest Subculture Is All About Creating Imaginary Friends. Welcome to the wild world of tulpamancy» by Nathan Thompson, VICE, September 3 2014. https://www.vice.com/en_us/article/exmqzz/tulpamancy-internet-subculture-892
  • 3. «Varieties of Tulpa Experiences: Sentient Imaginary Friends, Embodied Joint Attention, and Hypnotic Sociality in a Wired World» by Samuel Veissière, «Somatosphere», April 3, 2015.  http://somatosphere.net/2015/04/varieties-of-tulpa-experiences-sentient-imaginary-friends-embodied-joint-attention-and-hypnotic-sociality-in-a-wired-world.html
  • 4. «Тульпа — карманная шизофрения для гиков или реальный воображаемый друг». Vvzvlad https://habr.com/post/161575
  • 5. «Автономная личность и сознание». http://khagata.tumblr.com/post/26347291331/personality-and-conciousness
  • 6. Cлава Смеловский. «Тульпа — Ваш не столь уж и воображаемый друг». http://smelovsky.com/tulpa-vash-ne-stol-uzh-i-voobrazhaemyj-drug
  • 7. «Воображаемый друг или синдром Карлсона: что делать?» https://medportal.su/sindrom-karlsona-v-psixiatrii
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Воображаемый друг у детей

С двух лет малыш нуждается в общении и у него активно развивается фантазия. Он мечтает об идеальном друге, придумывает его образ, и не встречая такого человека в жизни, он придумывает его. Родители часто беспокоятся, когда малыш начинает рассказывать о своем невидимом друге. Но, на самом деле причин для беспокойства нет. По статистике 65% детей заводят воображаемого друга.

Им необходим этот друг для того, чтобы общаться и играть с ним. Зачастую к этому прибегают дети, у которых недостаточно друзей в жизни. Не стоит ругать ребенка за такие рассказы, лучше примите его фантазию спокойно, но при этом старайтесь уделять ему больше времени.

Несколько советов детского психолога

На самом деле, зависит от родителей, точнее от их нахождения рядом с ребенком, есть ли у него воображаемый друг. Некоторые родители относятся к воображаемому другу, как к символу хорошо развитого воображения и креативности. Некоторые просто игнорируют их, так как не находят времени на общение со своими детьми

Многие дети только рады тому, что родители уделяют им внимание, однако позволять воображаемому ребенку манипулировать собой нельзя. Точнее, не стоит обращать на него особое внимание, пока он уважительно относится к установленным в вашем доме правилам

Перекладывание ответственности.Как правило, друг придумывается для того, чтобы свалить на него всю ответственность за содеянное. Нет повода для беспокойства, в таком случае нужно просто присесть рядом и объяснить малышу, что помогать такому другу мы не будем.

Друзья на всю жизнь. Многие считают, что выдуманные друзья существуют только для маленьких детей и дошколят. Однако, это не совсем так. Такие друзья присутствовать в течение нескольких лет. Дети стараются, чтобы придуманный друг был только их другом, поэтому многие родители даже не знаю о них.

Наличие выдуманного друга совсем не значит, что у ребенка имеется какая-то проблема. Если он здоров и хорошо чувствует себя в реальности, то нет причин считать, что воображаемые друзья – это отклонение.

Post Views:
1 024

  • Капризный ребенок: что делать?

  • Как телевизор влияет на ребенка

  • Как правильно наказывать ребенка

  • Что делать, если ребенок много играет в компьютерные игры

Что, когда и почему

Вымышленный друг — плод детского воображения. Стоит разобраться, почему возникает этот феномен и у каких детей.

У дошкольника наступает такой период в развитии воображения и сознания в целом, когда он учится отделять мир фантазий от реальности. В 3-4 года фантазирование ребенка требует опоры на материальный объект (игрушки, предметы): действуя с ними, он лучше представляет воображаемого персонажа и воображаемую (мнимую) ситуацию, в которой персонаж живет. Позже, примерно в 5-6 (7) лет, плоды фантазии могут довольно устойчиво жить уже только в воображении ребенка — как представления о персонажах и их похождениях. У некоторых детей создается особо благодатная почва для фантазирования — они придумывают и рассказывают истории, будто играют без игрушек. И это не только нормально, но свидетельствует о хорошем развитии воображения.
Но придумывание себе «друга», который сопровождает фантазера в повседневности, случается не у всех детей.

С кем такое случается

У кого такая особая способность к фантазированию — раскрывается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Она природно задана детям со зрительным вектором: они не только невозможные выдумщики, но и мастера анимации, то есть могут вообразить что-либо со всеми подробностями и деталями и даже одушевить придуманного друга, считая его вполне реальным. Зрительные детишки еще и большие артисты, любят играть разные роли, эмоционально изображать разных персонажей. Обычно, играя с игрушками, говорят разными голосами — за куклу, за мишку, и даже игрушечный грузовичок или паровозик может петь песенки и разговаривать своим особым голосом. Они — воображалы в самых разных смыслах. Их эмоциональный диапазон широк, ярок и разнообразен. Поэтому, когда «друг» впервые возникает, ребенок способен вдохнуть в него жизнь, наделяя не только внешним обликом, но и характером, собственной историей жизни.

Если у ребенка, кроме зрительного, есть еще и звуковой вектор, то дополняется склонность замыкаться на собственных состояниях, фантазиях. Для такого ребенка особенно свойственно воспринимать собственные мыслеформы как реальность, а все, что его окружает, считать несущественным, почти не существующим для него. Ситуация усугубляется, если звуковичок, защищаясь от окружающих шумов и резких звуков, усиленно отгораживается от внешнего мира. И тогда придуманный друг для ребенка становится вполне реальным — понимающим и поддерживающим в ситуации самоизоляции и одиночества.

Этот ребенок, природно склонный к постижению абстрактных содержаний и смыслов, пытается искать ответы о первопричинах всего существующего, о смысле жизни, о космосе, планетах и звездах. Поэтому если он придумывает друга, то наделяет его какой-то фантастичностью, инопланетностью, неземными особенностями. Друг может прилететь с какой-то планеты или звезды, может обладать способностью перемещаться по воздуху. Может говорить без слов, передавая информацию мысленно…

К кому прилетает Карлсон?

Вы, конечно, помните историю о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше! Помните, как рассуждал Малыш: «Вот у тебя, мама, есть папа; и Боссе с Бетан тоже всегда вместе. А у меня — у меня никого нет!..» И «…ему вдруг показалось, что у него действительно никого и ничего нет на свете».

…И тогда у Малыша появился Карлсон.

Такому ребенку (а мы уже поняли, что это звуко-зрительный ребенок) необходимы впечатления, эмоциональные переживания. И когда он не находит их в реальности, то эту пустоту он заполняет фантазией, придумывая друга.

Но почему Малышу не хватает в реальности того, что ему так необходимо? Потому что ему, звуко-зрительному, требуются впечатления и переживания в гораздо большем объеме, чем детям с другими векторами.

Воображаемые друзья для взрослых

Тульпа получила распространение на русскоязычных форумах в последние годы, начиная с 2008 г. Впервые она появилась на имиджбордах — анонимных форумах для подростков. Попросту говоря, тульпа — это воображаемый друг вроде тех, что бывают у маленьких детей. Вот только создают ее взрослые люди, специально и осознанно. Она может принимать любую форму по желанию создателя (или хоста на языке тульповодов), характер и внешность ограничены только его фантазией. Наиболее распространены героини аниме-мультфильмов и игр. Также пользуются популярностью различные разумные зверьки и мифологические существа. Например, создание тульп было массово распространено среди любителей мультсериала «My Little Pony».

Основной контингент любителей тульп составляют, судя по всему, одинокие подростки и молодые люди чуть постарше, которые таким образом пытаются решить проблему одиночества. И косвенно решают ее, общаясь в сообществах людей с такими же интересами. Создатели тульп делятся друг с другом своими проблемами в создании и управлении, особенностями поведения «питомцев», опытные тульповоды помогают новичкам. Интересно, что в западном тульповодческом сообществе явление тульпы тесно связано с гендер-флюидностью. Это значит, что создатели тульп идентифицируют себя гендерно не с мужчиной или женщиной, как привычно большинству людей, а со своим вымышленным зверьком. Трудно понять, как это, но явление существует .